ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 789
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– улучшения работы с кадрами, повышения уровня профессионализма, исполнительской дисциплины и научной организации труда;
– укрепления делового сотрудничества с другими правоохранительными органами, налаживания на новой основе взаимодействия с населением;
– расширения и углубления взаимовыгодных международных связей;
– доведения до нормативного уровня финансового и материально-технического обеспечения; правовой и социальной защиты личного состава;
– обеспечения собственной безопасности системы МВД России.
Управление внутренними делами является составной частью системы государственного управления и ему свойственны общие для всей этой системы черты: государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный, творческий характер, непосредственно организующая направленность, повседневность, непрерывность. Вместе с тем конкретные проявления этих общих черт в управлении внутренними делами имеют ряд особенностей, обусловленных задачами и местом этой отрасли в системе государственного управления. Кроме того, для управления в отрасли внутренних дел характерен ряд специфических черт: охранительная направленность, применение непосредственного принуждения.
Государственно-властный характер управления в отрасли внутренних дел проявляется в осуществлении его от имени государства, с использованием государственно-властных полномочий, выражающихся в принятии юридически обязательных актов; осуществлении контроля за соблюдением установленных правил, применении мер государственного принуждения.
Управление внутренними делами представляет собой непосредственно организующую деятельность. Ее суть состоит в осуществлении организационных мер, обеспечивающих претворение в жизнь законов и подзаконных актов, в повседневном направлении поведения людей в рамки предписаний правовых норм, в создании условий гражданам, общественным объединениям, государственным и частным предприятиям для реализации прав и выполнения своих обязанностей.
Организующая деятельность в отрасли внутренних дел характеризуется рядом особенностей. Непосредственно организующее воздействие оказывается здесь, прежде всего, в тех случаях, когда создается опасность совершения правонарушений. Необходимо иметь в виду, что преступления и другие правонарушения – это факторы, дезорганизующие правопорядок, государственную и общественную дисциплину. Поэтому основная задача управления в отрасли внутренних дел состоит в недопущении, нейтрализации, сведении к минимуму всех явлений, которые мешают нормальной общественной жизни, угрожают жизни, здоровью людей и их имуществу, общественному спокойствию и общественной безопасности.
Повседневность и непрерывность управления в отрасли внутренних дел выражается в том, что его функции по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан, общественного порядка, безопасности дорожного движения, борьбе с преступностью и др. осуществляются повседневно и непрерывно в любое время года и суток, на всей территории страны, как в обычных условиях, так и при всех видах чрезвычайных обстоятельств.
Одной из характерных черт управления в отрасли внутренних дел является охранительная направленность, которая отличает его от других отраслей и сфер государственного управления. Основное социальное назначение этой отрасли государственного управления состоит в организации и практическом осуществлении охраны жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, общественного порядка и безопасности от преступных и иных противоправных посягательств.
Охранительной направленностью определяются особенности механизма управления в отрасли внутренних дел, специфический комплекс управленческих функций, своеобразие методов и форм управляющего воздействия на общественные отношения. Для данной отрасли государственного управления характерен значительно больший объем контрольно-надзорных полномочий, распространяющихся на не подчиненные в организационном отношении предприятия, учреждения, организации, их должностных лиц, а также граждан.
Очень важна для понимания особой социальной роли управления в отрасли внутренних дел такая его специфическая черта, как право применять непосредственное принуждение, насильственно заставлять исполнять закон, причем в ряде случаев без предварительного издания каких-либо постановлений о применении принуждения. В этом состоит ее коренное отличие не только от других структур исполнительной власти (управление хозяйственным, социально-культурным строительством), но также и иных правоохранительных структур (прокурорского надзора, отправления правосудия и др.). Последние принимают решения о применении мер принуждения, но их непосредственная реализация осуществляется системой органов внутренних дел, которым подчинены основные аппараты непосредственного административно-правового и уголовно-правового принуждения.
Выделяя непосредственное принуждение в качестве специфической черты управления в отрасли внутренних дел, необходимо иметь в виду, что принуждение – это не цель, а средство управления в отрасли внутренних дел, но такое средство, которое позволяет ставить перед данной отраслью соответствующие цели по охране правопорядка.
Управление в отрасли внутренних дел, как и любую систему социального управления, характеризуют три основных элемента: а) объект управления; б) субъект управления; в) прямые и обратные связи между ними.
Субъектами управления в сфере внутренних дел являются органы государства и их должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями; общественные объединения и их представители, обладающие специальными правами по осуществлению функций управления в сфере внутренних дел; граждане, участвующие в охране общественного порядка.
Объектами управления в сфере внутренних дел являются: граждане, группы, коллективы людей, государственные органы и их служащие, общественные объединения и их служащие (представители).
Прямые и обратные связи между субъектами и объектами управления выражаются, с одной стороны, в исходящих от субъекта управления командах, имеющих властный характер и обязательных для исполнения, а с другой – в поступающей от объекта управления информации, характеризующей его состояние, сведениях о выполнении или невыполнении команд субъекта управления.
2. Понятие, содержание и основные элементы безопасности личности, общественного порядка, общественной безопасности.
О безопасности личности. Впервые понятие «национальная безопасность» как безопасность личности, общества и господства появилось в постсоветское время. Термин «безопасность» в условиях Советского Союза был предан забвению и почти 70 лет не упоминался даже в энциклопедических словарях. К проблемам безопасности личности наука обратилась лишь в 80-е годы прошлого столетия.
В последние годы в России развернулась активная работа по теоретическому обоснованию концептуальных проблем обеспечения национальной безопасности .
Национальная безопасность Российской Федерации – состояние защищенности личности, общества и государства от возможных внутренних и внешних угроз, которое достигается совокупностью действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и человека на основе законов и иных правовых актов.
Понятие «национальная безопасность» выражает наряду с состоянием защищенности общества и государства прежде всего защищенность личности. Она выражается в потребности личности, общества и государства в устойчивом прогрессивном развитии; имеет свою историю, закономерности и законы развития. В демократических странах безопасность личности приоритетна по отношению к безопасности общества и государства. Государство является главным субъектом обеспечения безопасности личности и государства. Цель государства – управлять состоянием нормальной жизни людей и устанавливать порядок, обеспечивающий их безопасность. Основными принципами государственной политики по обеспечению безопасности личности и общества можно назвать справедливость, законность, достаточность сил и средств обеспечения безопасности, гуманность, своевременность обеспечения безопасности, адекватность мер обеспечения безопасности внешним и внутренним угрозам и национальным интересам.
Основные положения по проблеме обеспечения безопасности личности изложены в международных правовых актах. Так, например, положения Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.2 (вступил в силу для СССР с января 1976 г.) определяют права народов мира в социальной сфере.
В Российской Федерации основные задачи и функции государства в сфере обеспечения безопасности личности закрепляет Конституция Российской Федерации. В ней наряду с провозглашением прав человека в целом предусмотрены меры по их защите.
Так, ст. 2 Конституции РФ объявляет, что защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В главе 2 Конституции РФ идет речь об обеспечении прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 17-64), конкретизируются обязанности государства по их защите. Например, ст. 22 определяет, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.
Конституция Российской Федерации3 (ст. 23) определяет, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 55 (ч. 3) устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 56 определяет, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием предела и срока их действия. Однако в ч. 3 этой статьи оговаривается, что даже при введении чрезвычайного положения основные права и свободы личности обеспечиваются государством.
Конституционные положения о безопасности личности, государства и общества реализуются в ряде федеральных законов. К ним относятся федеральный закон «О безопасности»
4 оговаривает неприкосновенность прав и свобод граждан. При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. А также федеральные законы «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»5, «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»6, «О противодействии терроризму»7. В данных законодательных актах задача обеспечения безопасности человека определена как одна из основных.
Наряду с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами безопасность личности, государства и общества регулируется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Для обеспечения задач безопасности государство создает и содержит соответствующие государственные органы, законодательную, исполнительную и судебную власти, армию, флот, полицию и другие силовые структуры. В систему безопасности входят общественные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также само законодательство, которое регулирует отношения в данной сфере.
Что касается полиции, то она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также – граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств (ч.ч. 1 и 2 ст. 1 ФЗ «О полиции»).
К основным направлениям деятельности полиции относится защита личности, общества, государства от противоправных посягательств (п.1 ч.1 ст. 2 ФЗ «О полиции»).
Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 5 ФЗ «О полиции»).
Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О полиции»).
Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 1 ст. 7 ФЗ «О полиции»).