ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 790
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Об общественной безопасности. В 1990-х гг. концепцию общественной безопасности разрабатывали европейские ученые, ставшие свидетелями стремительного разрушения национальной и культурной идентичности своих стран, главным образом под воздействием феномена иммиграции. По их мнению, в отличие от национальной безопасности, основанной на политическом контроле ситуации, общественная безопасность означает «способность общества сохранять свою сущность неизменной в условиях постоянно изменяющихся окружающих условий и фактических или возможных угроз». То есть речь идет о сохранении – при обеспечении необходимых условий для развития традиционных структур языка, культуры, общественного устройства, религии и национальной идентичности.
В 90-х годах XX века учеными ВНИИ МВД России проводилась разработка проекта Доктрины общественной безопасности РФ. В доктрине общественная безопасность определялась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от общественно опасных деяний, стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.
На сегодняшний день существует два основных подхода к определению общественной безопасности.
Первый подход основан на широком понимании общественной безопасности и характеризует ее, как правило, нормальным режимом функционирования общественной жизни. Общественная безопасность – это система отношений, которые складываются в процессе предупреждения и устранения угрозы жизни, здоровья граждан и их имущества.
При таком подходе существует опасность трактовки общественной безопасности слишком широко, поскольку термин «общественный» охватывает своим содержанием всю совокупность социальных явлений. При этом происходит отождествление общественной безопасности с национальной безопасностью. Поэтому учеными предлагается ограничить содержание общественной безопасности лишь сферой защищенности от преступных посягательств на права граждан и их объединений, а также от угроз техногенного и природного характера.
Второй подход основан на узком понимании системы общественных отношений, связанных с источниками повышенной опасности. Этот подход имеет место, как правило, в административно-правовой литературе, где к сфере общественной безопасности относят те общественные отношения, которые связаны с проявлением негативных свойств источников повышенной опасности при неправильном пользовании ими.
Общественная безопасностьопределяется каксистема общественных отношений, возникновение, изменение, прекращение которых обусловлено источниками повышенной опасности, урегулированных специальными организационно-техническими правилами, в целях предотвращения и устранения угрозы для жизни и здоровья людей, материальных ценностей, окружающей среды и других объектов правовой охраны.
При этом ученые дифференцируют источники повышенной опасности на определенные категории:
1) машины, механизмы, приборы, технологические процессы, энергетические и иные установки, другие технические средства, создаваемые людьми для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей;
2) стихийные силы природы – пожары, землетрясения, ураганы и иные явления, возникающие независимо от воли и сознания людей;
3) вещества и предметы, подпадающие под так называемую разрешительную систему – оружие, боеприпасы, ядовитые, взрывчатые и радиоактивные вещества;
4) действия и бездействие физических лиц, которые создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, материальным и духовным ценностям, например, применение оружия и эксплуатация неисправных транспортных средств.
Однако такое определение сферы общественной безопасности необоснованно сужает ее. Нельзя все общественные отношения, складывающиеся в сфере безопасности, сводить к тем, которые возникают в связи с обеспечением безопасности при стихийных бедствиях, эпидемиях и эпизоотиях, а также в связи с пользованием предметами и материалами, являющимися источниками повышенной опасности. Сфера общественной безопасности обладает более широким кругом общественных отношений, поскольку зависит от многих социальных факторов, в частности от состояния правопорядка, благоустройства населенных мест, оборудования объектов, предназначенных для массового посещения людьми (стадионов, зданий и других сооружений) и т.п.
Об общественном порядке. Общественный порядок – это система общественных отношений, складывающихся между людьми преимущественно в общественных местах, урегулированных социальными нормами (нормы права, нравственности, морали, традиции, обычаи и т.д.) и направленных на обеспечение личной безопасности граждан, общественной безопасности, создание нормальных условий для труда, быта и отдыха граждан, деятельности предприятий, учреждений и организаций.
Основными элементами общественного порядка являются:
1) содержание общественного порядка (система общественных отношений, складывающихся между людьми преимущественно в общественных местах);
2) цели общественного порядка (обеспечение безопасности личности; защита чести и достоинства каждого человека; обеспечение нормального функционирования государственных органов, общественных объединений и организаций; создание нормальных условий для труда, быта и отдыха граждан);
3) средства регулирования общественного порядка (нормы права; нормы морали, обычаи, традиции).
К общественным местам в литературе принято относить места общения людей в целях удовлетворения различных жизненных потребностей. Общественное место связывается с пребыванием в нем людей, и нарушение правил поведения в местах общения людей одной личностью затрагивает интересы другой личности, группы людей, общества. Этим, в частности, объясняется тот факт, что одно и то же деяние, совершенное в общественном месте, рассматривается как правонарушение и влечет юридическую ответственность (скажем распитие алкогольной продукции на улице, в парке и т.п.), совершенное вне общественного места, к числу правонарушений не относится.
В статистической отчетности органов внутренних дел специальной графой выделяются данные о количестве правонарушений, совершенных на улицах и в других общественных местах, сопоставление которых с аналогичными данными за предыдущий квартал, полугодие, год позволяет судить об эффективности патрульно-постовой службы полиции. Необходимо различать общественные местапостоянного, периодического и разового пользования.
К первой группе относятся места беспрерывного общего пользования, в которые открыт свободный доступ в любое время года и суток: улицы, бульвары, скверы, площади, общественные дворы жилых домов, посадочные платформы автомобильного, железнодорожного и водного транспорта.
Вторую группу общественных мест составляют помещения и другие объекты учреждений, предприятий и организаций, предназначенные для обслуживания населения в установленные часы работы: социально-культурные и зрелищные учреждения, общественный транспорт, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, спортивные сооружения. В период, когда эти объекты не функционируют (в ночное время, при ремонте), они не относятся к числу общественных мест.
К третьей группе относятся места, в которых общение людей носит эпизодический характер, и они рассматриваются в качестве общественных мест лишь во время нахождения в них коллективов людей. Например, луг, лес, берег реки за чертой населенного пункта во время массового гуляния.
Общественные места являются объектом особого внимания полиции, поскольку здесь совершается преобладающая часть нарушений общественного порядка. Основные ее силы используются для патрульно-постовой службы в общественных местах.
Однако было бы неправильным ограничивать общественный порядок только рамками общественных мест. Так, хулиганство в отдельной квартире является посягательством на общественный порядок. Главным в определении общественного порядка является не место возникновения общественных отношений, а характер этих отношений, цель, ради которой они закрепляются нормами права и иными социальными нормами. Понятием общественного порядка наряду с отношениями, складывающимися в общественных местах, охватываются также отношения, возникающие и развивающиеся вне общественных мест, но по своему характеру связанные с обеспечением общественного спокойствия, созданием нормальных условий для деятельности государственных и общественных организаций, для труда и отдыха граждан, охраной их чести и достоинства.
Охрана общественного порядка, обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности – это обусловленная закономерностями развития демократического общества и правового государства, осуществляемая органами внутренних дел, другими государственными и общественными организациями при содействии граждан система организационных и правоохранительных мер, состоящих в организации правомерного поведения людей в общественных местах, дорожном движении и других сферах социальной жизни общества, в предупреждении и пресечении правонарушений, привлечении к ответственности за их совершение и направленных на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
Сложный, комплексный характер сферы общественного порядка и сферы общественной безопасности обусловливает необходимость существования различных способов их охраны. В зависимости от специфики правового регулирования общественных отношений в рассматриваемых сферах и характера мер, посредством которых охраняется общественный порядок и обеспечивается общественная безопасность, различаются следующие способы охраны: административно-правовой, оперативно-разыскной, уголовно-правовой и гражданско-правовой.
Административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечения общественной безопасности осуществляется посредством применения мер нормотворческого и организационного характера, мер административного воздействия по предупреждению и пресечению правонарушений в указанных сферах и применения к нарушителям административных взысканий.
Оперативно-разыскная охрана общественного порядка и общественной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством с помощью оперативно-разыскных мероприятий и средств для предотвращения и раскрытия преступлений, совершаемых в рассматриваемых сферах, а также розыска и задержания лиц, скрывающихся от суда и следствия, преступников.
Уголовно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности осуществляется с использованием уголовно-правовых средств, применением наказания к виновным лицам в порядке, установленном уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.
Гражданско-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности заключается в применении гражданско-правовых средств, направленных на охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций от правонарушений, связанных с причинением морального или материального ущерба.
Нормативные правые акты и литература
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. -
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. -
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. -
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2. -
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900. -
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 01.12.2013. -
Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1334. -
Административная деятельность ОВД: учебник для вузов/ под ред. М.В. Костенникова, А.В. Куракина – М.: Издательство Юрайт, 2014. -
Административная деятельность полиции учебник для студентов /под ред. Демидова Ю.Н. М.: ЮНИТИ, 2014.