ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 870
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
80, в присутствии которых еще раз предложить нарушителю написать объяснение, в случае отказа – сделать соответствующую запись (можно непосредственно в графе «объяснения нарушителя»): «от объяснения отказался в присутствии понятых (указать их ФИО, адрес места жительства)». Понятые должны расписаться в протоколе напротив своих фамилий.
При согласии дать объяснение, нарушитель излагает его содержание самостоятельно. Вполне возможно, что это могут быть простые фразы, например: «с протоколом не согласен», «не нарушал», «с нарушением согласен, больше не буду», «не знал об этом запрете» и т. п. Однако чтобы объяснение было содержательным, рекомендуется задавать нарушителю вопросы по существу правонарушения.
Если в протоколе не хватает места для объяснения, оно пишется на отдельном листе (листах) и прилагается к протоколу. Как правило, объяснение пишется собственноручно. Однако вполне допустимо, если со слов нарушителя объяснение напишет должностное лицо, составляющее протокол81. В таких случаях в конце текста объяснения нарушитель должен написать: «С моих слов записано верно, мною прочитано»; поставить дату и подпись.
В большинстве случаев протокол составляется в присутствии нарушителя. Однако согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки нарушителя или его законного представителя, если они извещены в установленном порядке, протокол составляется в их отсутствие. Копия протокола направляется нарушителю в течение трех дней со дня составления протокола. Здесь имеются ввиду ситуации, когда при выявлении правонарушения невозможно было сразу составить протокол – требовалось дополнительное выяснения обстоятельств дела, проводилась экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (административное расследование).
10. Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (при наличии таковых).
Свидетель – лицо, которому известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы. Показания свидетеля целесообразно зафиксировать письменно (отобрать объяснения) непосредственно при составлении протокола. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний82, ему разъясняются его права и обязанности, предусмотренные ст. 25.6 КоАП РФ.
Свидетель вправе:
1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки);
2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний.
При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
Показания сотрудника полиции по делу об административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.
Потерпевший – физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Потерпевший вправе знакомиться с содержанием протокола и со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (ст. 25.2).
11. Иные сведения, необходимые для разрешения дела – различного рода информация, имеющая отношение к правонарушению для разбирательства его по существу. Это могут быть, например: сведения о применении к нарушителю мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления (глава 27 КоАП РФ); сведения об изъятых вещах, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документах, имеющих значение доказательств по делу; сведения, полученные в результате использования специальных технических средств, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки; показания специальных технических средств (ст. 28.6 КоАП РФ); информация о том, владеет ли нарушитель языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т. п.
Подобного рода сведения могут содержаться как в отдельной графе протокола, так и в других графах.
12. Подписи. Протокол должен быть подписан должностным лицом, его составившим, а также нарушителем или законным представителем нарушителя.
Своей подписью нарушитель свидетельствует, что ознакомлен с содержанием протокола, права и обязанности, предусмотренные законом, ему разъяснены. При отказе нарушителя (его законного представителя) от подписи или от получения копии протокола необходимо сделать соответствующую запись – в таком же порядке, в каком фиксируется факт отказа нарушителя от дачи объяснения.
При составлении протокола в отсутствии нарушителя, когда он был об этом надлежащим образом извещен, но не явился в назначенный срок и не уведомил о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными – в протоколе делается соответствующая запись, в которой следует указать на факты, подтверждающие надлежащее извещение нарушителя – сообщение ему о времени и месте составления протокола.
Вышеперечисленные сведения должны в обязательном порядке содержаться в протоколе. Отсутствие таковых или же неправильность в составлении протокола и оформлении других материалов дела либо неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, – является основанием для возвращения протокола на доработку.
После составления протокол направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола.
Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение иностранного гражданина (лица без гражданства) за пределы России, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.
В случае, если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье немедленно после их составления.
Если протокол возвращен на доработку – недостатки протокола и других материалов дела устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
Нарушение сроков направления протоколадля рассмотрения или же сроков, установленных для устранения его недостатков – не является существенным нарушением в составлении протокола.
Согласно ст. 29.5 КоАП РФ, протокол рассматривается по месту совершения правонарушения.
По ходатайству83 нарушителя протокол может быть рассмотрен по месту его жительства. Если протокол был составлен после проведения административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ), его рассмотрение будет происходить по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Протоколы об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол – нарушителя.
Если нарушение влечет лишение права управления транспортным средством – протокол может быть рассмотрен по месту учета транспортного средства.
3. Назначение административного наказания без составления протокола
В случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.
В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении.
В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном
статьей 29.10 КоАП РФ. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
4. Административное расследование
При выявлении данных, свидетельствующих о возможно совершенном административном правонарушении, нередко возникает необходимость проверки этих фактов, установления личности виновного, иных обстоятельств дела. В принципе, как уже отмечалось выше, именно для этого ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ предусматривает возможность отложить составление протокола об административном правонарушении на 2 суток. Однако по сложным административным делам, требующим изучения большого количества документов и иных доказательств, проведения экспертиз и т.п., этого срока может оказаться явно недостаточно. Применительно к таким ситуациям ст. 28.7 КоАП РФ предусматривает возможность назначения по определенным категориям дел об административных правонарушениях административного расследования.
Самого понятия административного расследования действующее административное законодательство не содержит. В работах, изданных еще до принятия нового КоАП РФ, многие авторы охарактеризовывали административное расследование как начальную стадию производства по делам об административных правонарушениях (наряду с другими стадиями: рассмотрение дела, пересмотр постановления, исполнение постановления). При этом административное расследование признается начальной стадией производства по делам об административных правонарушениях84.
В настоящее время среди многочисленных дефиниций понятия "административное расследование" можно выделить следующие основные концепции:
1. Административное расследование - совокупность процессуальных действий (Д.Н. Бахрах, Л.А. Калинина).
2. Административное расследование - особый порядок предварительного изучения данных (А.Ю. Якимов).
При согласии дать объяснение, нарушитель излагает его содержание самостоятельно. Вполне возможно, что это могут быть простые фразы, например: «с протоколом не согласен», «не нарушал», «с нарушением согласен, больше не буду», «не знал об этом запрете» и т. п. Однако чтобы объяснение было содержательным, рекомендуется задавать нарушителю вопросы по существу правонарушения.
Если в протоколе не хватает места для объяснения, оно пишется на отдельном листе (листах) и прилагается к протоколу. Как правило, объяснение пишется собственноручно. Однако вполне допустимо, если со слов нарушителя объяснение напишет должностное лицо, составляющее протокол81. В таких случаях в конце текста объяснения нарушитель должен написать: «С моих слов записано верно, мною прочитано»; поставить дату и подпись.
В большинстве случаев протокол составляется в присутствии нарушителя. Однако согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки нарушителя или его законного представителя, если они извещены в установленном порядке, протокол составляется в их отсутствие. Копия протокола направляется нарушителю в течение трех дней со дня составления протокола. Здесь имеются ввиду ситуации, когда при выявлении правонарушения невозможно было сразу составить протокол – требовалось дополнительное выяснения обстоятельств дела, проводилась экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (административное расследование).
10. Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (при наличии таковых).
Свидетель – лицо, которому известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы. Показания свидетеля целесообразно зафиксировать письменно (отобрать объяснения) непосредственно при составлении протокола. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний82, ему разъясняются его права и обязанности, предусмотренные ст. 25.6 КоАП РФ.
Свидетель вправе:
1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки);
2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний.
При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
Показания сотрудника полиции по делу об административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.
Потерпевший – физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Потерпевший вправе знакомиться с содержанием протокола и со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (ст. 25.2).
11. Иные сведения, необходимые для разрешения дела – различного рода информация, имеющая отношение к правонарушению для разбирательства его по существу. Это могут быть, например: сведения о применении к нарушителю мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления (глава 27 КоАП РФ); сведения об изъятых вещах, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документах, имеющих значение доказательств по делу; сведения, полученные в результате использования специальных технических средств, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки; показания специальных технических средств (ст. 28.6 КоАП РФ); информация о том, владеет ли нарушитель языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т. п.
Подобного рода сведения могут содержаться как в отдельной графе протокола, так и в других графах.
12. Подписи. Протокол должен быть подписан должностным лицом, его составившим, а также нарушителем или законным представителем нарушителя.
Своей подписью нарушитель свидетельствует, что ознакомлен с содержанием протокола, права и обязанности, предусмотренные законом, ему разъяснены. При отказе нарушителя (его законного представителя) от подписи или от получения копии протокола необходимо сделать соответствующую запись – в таком же порядке, в каком фиксируется факт отказа нарушителя от дачи объяснения.
При составлении протокола в отсутствии нарушителя, когда он был об этом надлежащим образом извещен, но не явился в назначенный срок и не уведомил о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными – в протоколе делается соответствующая запись, в которой следует указать на факты, подтверждающие надлежащее извещение нарушителя – сообщение ему о времени и месте составления протокола.
Вышеперечисленные сведения должны в обязательном порядке содержаться в протоколе. Отсутствие таковых или же неправильность в составлении протокола и оформлении других материалов дела либо неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, – является основанием для возвращения протокола на доработку.
После составления протокол направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола.
Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение иностранного гражданина (лица без гражданства) за пределы России, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.
В случае, если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье немедленно после их составления.
Если протокол возвращен на доработку – недостатки протокола и других материалов дела устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
Нарушение сроков направления протоколадля рассмотрения или же сроков, установленных для устранения его недостатков – не является существенным нарушением в составлении протокола.
Согласно ст. 29.5 КоАП РФ, протокол рассматривается по месту совершения правонарушения.
По ходатайству83 нарушителя протокол может быть рассмотрен по месту его жительства. Если протокол был составлен после проведения административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ), его рассмотрение будет происходить по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Протоколы об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол – нарушителя.
Если нарушение влечет лишение права управления транспортным средством – протокол может быть рассмотрен по месту учета транспортного средства.
3. Назначение административного наказания без составления протокола
В случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.
В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении.
В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном
статьей 29.10 КоАП РФ. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
4. Административное расследование
При выявлении данных, свидетельствующих о возможно совершенном административном правонарушении, нередко возникает необходимость проверки этих фактов, установления личности виновного, иных обстоятельств дела. В принципе, как уже отмечалось выше, именно для этого ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ предусматривает возможность отложить составление протокола об административном правонарушении на 2 суток. Однако по сложным административным делам, требующим изучения большого количества документов и иных доказательств, проведения экспертиз и т.п., этого срока может оказаться явно недостаточно. Применительно к таким ситуациям ст. 28.7 КоАП РФ предусматривает возможность назначения по определенным категориям дел об административных правонарушениях административного расследования.
Самого понятия административного расследования действующее административное законодательство не содержит. В работах, изданных еще до принятия нового КоАП РФ, многие авторы охарактеризовывали административное расследование как начальную стадию производства по делам об административных правонарушениях (наряду с другими стадиями: рассмотрение дела, пересмотр постановления, исполнение постановления). При этом административное расследование признается начальной стадией производства по делам об административных правонарушениях84.
В настоящее время среди многочисленных дефиниций понятия "административное расследование" можно выделить следующие основные концепции:
1. Административное расследование - совокупность процессуальных действий (Д.Н. Бахрах, Л.А. Калинина).
2. Административное расследование - особый порядок предварительного изучения данных (А.Ю. Якимов).