Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 869

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Данные должностного лица, составившего протокол – сведения об этом лице – должность, специальное звание, фамилия и инициалы. В соответствии с КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел относятся к числу субъектов, уполномоченных составлять протоколы (п. 1 ч. 2 ст. 28.3, ст. 23.3). Приказ МВД РФ от 5 мая 2012 г. № 403 конкретизирует, кто именно (должность) и по каким статьям КоАП РФ вправе составлять протоколы.

Если при рассмотрении административного правонарушения обнаружится, что протокол составлен неправомочным лицом – это будет являться основанием для вынесения мотивированного определения о возвращении протокола для устранения недостатков в орган или должностному лицу, которыми он составлен.

4. Сведения о лице, в отношении которого составлен протокол.

К административной ответственности могут привлекаться как физические, так и юридические лица (организации)66. Если нарушителем является физическое лицо (гражданин), о нем в протоколе должна содержаться следующая информация.

Фамилия, имя, отчество. Как правило, установление личности производится по имеющимся документам. Это могут быть паспорт, водительское удостоверение, охотничий (студенческий) билет, служебное удостоверение и т. п. Вполне допустимо установление личности и иным способом, например, с помощью граждан, знающих нарушителя (соседи по дому, коллеги по работе (учебе) и т. п.).

Очень часто личность нарушителя, не имеющего документов, устанавливают путем проверки сообщенных им данных (Ф.И.О., год и место рождения, место жительства и т. д.) со сведениями информационных баз органов внутренних дел. Однако здесь следует опасаться сообщения нарушителем ложной информации – он легко может заучить анкетные данные других лиц. Поэтому целесообразно задать дополнительные вопросы, например: имеет ли нарушитель зарегистрированные транспортные средства, привлекался ли ранее к административной или уголовной ответственности и т. п.

По большому счету не важно, каким способом установлена личность нарушителя, все зависит от находчивости и изобретательности сотрудника полиции, – главное чтобы нарушитель являлся именно тем, кто он есть в действительности.


Ситуация усложняется, если нарушитель не имеет никаких документов и отказывается сообщить свои данные, чтобы избежать административной ответственности. В этих случаях, как правило, применяют административное задержание (до 3-х часов, в некоторых случаях – до 48 часов67). Однако если нарушитель так и не сознается, кто он такой, по истечении срока задержания его необходимо отпустить. При всем этом возникает еще одна проблема – на кого именно составлять протокол об административном задержании (?).

Можно также применить дактилоскопию. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» позволяет брать отпечатки пальцев у административных правонарушителей, если установить их личность иным способом невозможно (п. «ж» ст. 9). Вместе с тем эта мера окажется эффективной, если:

- нарушитель ранее проходил дактилоскопию;

- соответствующая информация имеется в базе данных;

- отпечатки пальцев будут взяты у нарушителя и сравнены с имеющимися образцами в течение срока административного задержания.

В большинстве случаев, учитывая техническое обеспечение деятельности дежурных частей полиции, применить данную меру в таком оперативном порядке весьма затруднительно, а зачастую и вовсе невозможно. К тому же при рассмотрении дела дактилоскопический способ может быть признан недостаточным для установления личности нарушителя. В результате получается, что закон не предусматривает действенных способов установления личности нарушителя, нежелающего сообщать сведения о себе.

Дата и место рождения, например: 23 ноября 1978 года, г. Белгород; 14.09.89., г. Фергана, р. Узбекистан; 3 июня 1999 г., станица Медведовская, Краснодарского края.

Место проживания. В законодательстве существуют определения понятиям место жительства гражданина и место его пребывания.

Место жительства – место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

Место пребывания – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.



Граждане обязаны регистрироваться в органах регистрационного учета (Федеральная миграционная служба) как по месту жительства, так и по месту пребывания68.

Таким образом, в протоколе следует указать адрес жилого помещения гражданина, по которому он зарегистрирован. Возникает проблема, если гражданин не имеет регистрации. В этом случае представляется возможным указать только адрес, по которому он находится или проживает.

Место работы – название организации, место ее нахождения, занимаемая должность, например: ООО «Изумруд» - г. Темрюк, ул. Садовая, д. 295, охранник; г. Лабинск, районная больница, врач-терапевт; агрофирма «Колос», ст. Новокубанская, ул. Речная, д. 38, директор; индивидуальный предприниматель (место государственной регистрации, регистрационный номер свидетельства). Если гражданин является учащимся (студентом) – указать адрес учебного заведения.

В большинстве случаев информацию о трудовой деятельности гражданина можно получить лишь от него самого. Поэтому не исключено, что представленные им сведения по каким-либо причинам могут оказаться неточными (неверными). Нарушитель может также утаить сведения о месте своей работы. Тем не менее, это не будет являться существенным недостатком в составлении протокола, поскольку данная информация не является первостепенной, и вполне может быть восполненной при дальнейшем разбирательстве. Это также относится и к номерам домашнего, рабочего (служебного), мобильного телефонов.

В случаях когда к административной ответственности привлекается юридическое лицо, в протоколе указывается его организационно-правовая форма и наименование, дата и место регистрации (регистрационный номер), расчетный счет, юридический адрес (телефон), сведения о руководителе или законном представителе (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность).

5. Дата совершения правонарушения – число, месяц, год и время, когда было совершено правонарушение, например. Если правонарушение является длящимся – датой его совершения считается день, когда соответствующее должностное лицо выявило факт совершения правонарушения.

Длящееся правонарушение – это действие или бездействие, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, например: неуплата административного штрафа в предусмотренный законом срок69, проживание без паспорта или без регистрации
70, нарушение сроков регистрации приобретенного оружия71, неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних72 и т. п.

Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

6. Место совершения правонарушения – указывается место, где именно было совершено правонарушение. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер – место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность73.

7. Сведения о транспортном средстве. Данные сведения заносятся в протоколы, составляемые сотрудниками ГИБДД при выявлении правонарушений, связанных с управлением транспортными средствами. Сведения о транспортном средстве включают в себя: марку, модель, номер государственного регистрационного знака, номер двигателя и кузова, сведения о владельце и месте регистрационного учета транспортного средства.

8. Событие административного правонарушения – описывается совершенное деяние, характеризуется его объективная сторона, например:
распивал пиво «Хадыженское» с содержанием этилового спирта 8 % объема готовой продукции на трибуне стадиона «Кубань»74; находился в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность: имел грязную и мокрую одежду, вызывающую чувство брезгливости и отвращения, утратил чувство стыда и способность ориентироваться в окружающей обстановке75; срывал с прохожих головные уборы, хватал их за одежду, демонстрировал непристойные жесты, сопровождая все это нецензурной бранью76; употребил наркотическое средство Каннабис (марихуана) без назначения врача77; выбросил полиэтиленовый пакет с бытовым мусором во дворе жилого дома78.

8. Статья КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, предусматривающая ответственность за совершенное правонарушение.

Административная ответственность может быть предусмотрена как КоАП РФ, так и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях79. Поэтому в протоколе указывается статья (при делении ее на части – указывается часть) соответствующего нормативного правового акта, согласно которой квалифицируется правонарушение.

9. Объяснение физического лица, в отношении которого составлен протокол, если это юридическое лицо – объяснение его законного представителя. При составлении протокола нарушителю должны быть разъяснены его права, предусмотренные КоАП РФ (знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и др.), предоставлена возможность ознакомиться с содержанием протокола и написать объяснение по существу правонарушения – что он может пояснить по данному поводу: совершал или нет противоправные действия, признает ли себя виновным, согласен или нет с содержанием протокола, имеет ли какие-либо замечания по этому поводу и т. п.

Объяснения нарушителя представляют собой сведения, имеющие отношение к делу. При этом дача объяснения – является правом, а не обязанностью нарушителя. Если нарушитель отказывается от объяснения, рекомендуется это зафиксировать в протоколе: пригласить понятых (не менее 2-х)