ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 865
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИНФОРМАЦИЯ
о порядке рассмотрения обращений граждан в системе МВД России
Административное действие | Срок выполнения административного действия | Ответственные за выполнение административного действия | Результат административного действия |
Прием, регистрация и учет письменных обращений | В течение 3 дней | Подразделение делопроизводства органа внутренних дел | Регистрация и учет обращений |
Принятие организационного решения о порядке рассмотрения обращения | В течение 7 дней со дня регистрации в органе внутренних дел | Руководство органа внутренних дел, уполномоченный сотрудник подразделения делопроизводства органа внутренних дел | Передача обращения для рассмотрения по существу |
Переадресация обращений, не относящихся к компетенции Министерства | В течение 7 дней | Обращение переадресовывается о принадлежности, о чем уведомляется гражданин, направивший обращение | |
Рассмотрение обращения по существу и направление ответа | В течение 30 дней со дня регистрации органе внутренних дел | Исполнитель | Гражданину направляется окончательный ответ |
В течение 60 дней при продлении срока рассмотрения | Гражданину направляется окончательный ответ при условии уведомления о продлении срока рассмотрения |
ТЕМА 12. ВОЗБУЖДЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Вопросы
Введение
1. Основания и поводы к возбуждению дела об административном правонарушении
2. Составление протокола об административном правонарушении
3. Назначение административного наказания без составления протокола 4. Административное расследование
5. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения
Введение
Возбуждение дела, являясь начальной стадией производствапо делам об административных правонарушениях, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование и квалификацию. На этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к виновному предусмотренных законом мер воздействия.
Полиция является органом, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях. В настоящей лекции мы рассмотрим вопросы, связанные с компетенцией по возбуждению дел об административных правонарушениях: основания и поводы к возбуждению дела об административном правонарушении, составление протокола об административном правонарушении, назначение административного наказания без составления протокола, административное расследование, протокол осмотра места совершения административного правонарушения.
1. Основания и поводы к возбуждению дела об административном правонарушении
Основанием для возбуждения административного дела является совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения. Действия, сходные по фактическим обстоятельствам с правонарушением, но не запрещенные нормами административного права, не могут рассматриваться в качестве основания для возбуждения дела.
Возбуждению дела предшествует получение информации о деянии, имеющем признаки административного правонарушения, т.е. наличие повода к возбуждению и расследованию дела, ибо латентное нарушение нормы не вызывает административно-процессуальных отношений. Правовое значение повода состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, требует, чтобы они соответствующим образом реагировали на каждый сигнал о совершенном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1. Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Этот повод отличается от других тем, что вопрос о возбуждении административного дела решается по инициативе лиц, осуществляющих административный надзор. Здесь нет внешнего побудительного начала, толчка к тому, чтобы эти лица занялись решением вопроса. Данный повод имеет некоторые особенности. Во-первых, непосредственное усмотрение как известное действие нигде не фиксируется, поэтому не всегда поддается контролю. Во-вторых, предположение о правонарушении возникает лишь в сознании уполномоченного лица. В случае неподтверждения этого предположения нет необходимости официально опровергать его вынесением какого-либо специального документа.
Непосредственное обнаружение должностным лицом административного правонарушения не является препятствием для дальнейшего его разрешения данным субъектом. В уголовном процессе презюмируется, что лицо, имея заранее сложившееся убеждение, не сможет бесстрастно исследовать все существенные по делу факты и вынести правильное, основанное исключительно на материалах дела решение. Указанное обстоятельство не может быть механически перенесено на производство по делам об административных правонарушениях, поскольку исследование обстоятельств дела лицом, являвшимся очевидцем административного правонарушения, позволяет ему немедленно предпринять все необходимые действия по пресечению правонарушения, задержанию виновного, отысканию и закреплению доказательств. Так, инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД во всех случаях меры воздействия к нарушителям применяют непосредственно после обнаружения правонарушений.
2. Поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
3. Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27
, статьями 14.12, 14.13 КоАП РФ).
4. Фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
5. Подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных вышеназванным пунктом, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ (оно может быть назначено, когда имеющихся данных недостаточно для возбуждения дела. Расследование позволяет получить дополнительные материалы, необходимые для правильного разрешения дела. Результаты расследования фиксируются в протоколе об административном правонарушении);
5) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 КоАП РФ.
2. Составление протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий факт совершения противоправного деяния – административного правонарушения. Составление протокола еще не означает, что лицо, в отношении которого он составлен, признано виновным в совершении правонарушения. Подтверждение этому – сущность содержания принципа «презумпции невиновности»
61. Составление протокола свидетельствует лишь о возбуждении в отношении лица дела об административном правонарушении, или, иначе говоря, о начале процедуры привлечения лица к административной ответственности.
Законодатель не устанавливает форму протокола (как он должен выглядеть – его образец), перечисляя лишь сведения, которые должен содержать протокол62.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол должен содержать следующие сведения.
1. Дата составления – соответствующее число, месяц, год и время, когда происходит оформление протокола – непосредственное его заполнение, например: 23 декабря 2012 г. 18 час. 24 мин.
Ст. 28.5 КоАП требует, чтобы протокол составлялся немедленно (сразу) после выявления совершения административного правонарушения. Однако если это невозможно – требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о привлекаемом к ответственности физическом (юридическом) лице, – протокол может быть составлен не позднее 48 часов с момента выявления правонарушения.
Если в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ при выявлении правонарушения следует провести административное расследование (необходима экспертиза или совершение иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат), протокол составляется после окончания расследования.
Если же указанные сроки все-таки нарушены (не соблюдены) – это не будет являться существенным недостатком составления протокола и основанием для отказа в его принятии (органом, уполномоченным его рассматривать) или возвращения на доработку63.
Протокол не должен составляться, если истек срок давности привлечения к административной ответственности64.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения (обнаружения) административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении65 срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
2. Место составления – конкретное место (объект), где непосредственно происходит составление протокола, например. Место составления протокола не всегда может совпадать с местом совершения правонарушения: проступок может быть выявлен в одном месте, а протокол составлен в другом. Например, мелкого хулигана задержали на стадионе, а протокол составили в отделении полиции.
Зачастую на практике не считают необходимым конкретизировать место составления протокола, ограничиваясь лишь обозначением названия населенного пункта, где это происходит. Возможно, в большинстве случаев это и не имеет существенного значения при разбирательстве правонарушения, тем не менее, будет правильным, если место составления протокола все-таки конкретизировать.