Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 905

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Литература

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

  2. О полномочиях должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях: Приказ МВД РФ от 5 мая 2012 г. № 403.

  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

  4. Положение о порядке отбывания административного ареста: Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726.

  5. Административная ответственность: учебно-практическое пособие / Э.Г. Липатова, А.В. Филатова, С.Е. Чанов. // СПС «Консультант Плюс».

  6. Административно-процессуальное право: курс лекций / под общ. ред. А.И. Каплунова. – М.: ДКО МВД России, 2009.

  7. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой // СПС «Консультант Плюс».


ТЕМА 16. Обеспечение законности в административной деятельности полиции

Вопросы:

  • Принцип законности в административной деятельности полиции.

  • Способы обеспечения законности в правоприменительной деятельности полиции.

  • Государственный контроль за деятельностью полиции.

  • Общественный контроль за деятельностью полиции.

  • Судебный и прокурорский надзор за деятельностью полиции.

  • Обжалование неправомерных действий сотрудников полиции.


    1. Принцип законности в административной деятельности полиции
    Законность как принцип деятельности органов внутренних дел – это основополагающее руководящее начало их функционирования, при котором деятельность сотрудников ОВД по охране личности, общества и государства осуществляется в строгом соответствии с требованиями закона. От состояния законности в делах в немалой степени зависит уровень обеспечения сотрудниками органов внутренних дел прав и свобод человека.

    В процессе осуществления своей деятельности полиция не вправе применять федеральный закон, противоречащий Конституции Российской Федерации, и, соответственно, ведомственный нормативный правовой акт, противоречащий закону.

    Полиция, реализуя свой правовой статус, должна правильно толковать и неуклонно соблюдать нормы как процессуального, так и материального права. Малейшее отступление сотрудника полиции от этого требования не только подрывает авторитет всей полиции, но и наносит ущерб делу укрепления законности.

    Только урегулированная законодательством деятельность может быть частью осуществляемого полицией правоприменения, поэтому нарушение нормы права может вывести действие за пределы законности. Полученное сотрудником полиции, к примеру, с нарушением закона доказательство признается недопустимым и не может быть положено в основу обвинения.

    Все письменно оформленные решения сотрудников полиции должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

    Обоснованными решения признаются лишь тогда, когда к тому были законные фактические основания. В содержании письменно оформленного мотивированного решения излагаются доказательства (сведения и обстоятельства), послужившие основаниями и условиями (мотивами, задачами и др.) принятия указанного решения.



    Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

    Законность это точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов и основанных на них нормативных актов органами государства, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

    Принцип законности закреплен в статье 4 Конституции Российской Федерации, где сказано: «...государство, все его органы существуют на основе законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы России...».

    В статье 6 Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции" отмечается, что принцип законности отличается следующими положениями:

    1) полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом;

    2) всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

    3) сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий;

    4) сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства(ст. ст. 37-42 УК РФ);

    5) применение полицейским мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом;

    6) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

    С точки зрения теории права, содержаниезаконности составляют три элемента:

    1) наличие в обществе и государстве правового законодательства (это означает, что действующие законы выражают право, правовые принципы, правовые идеалы свободного демократического общества и правового государства);

    2) осуществление, реализации законов в действиях должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений, как тех, которые по закону призваны обеспечивать пользование гражданами и другими лицами, предоставленными им правами и свободами, так и тех, кто по закону должен защищать указанные права и свободы в случае их нарушений;


    3) эффективная юридическая защита действия законов, которая включает государственный контроль и надзор за действием законов, а также система индивидуальной защиты со стороны граждан и других лиц своих прав и свобод, законных интересов.

    Нормативную основу законности составляет право.

    Важное значение для уяснения сущности законности в админист­ративной деятельности полиции имеет вопрос о принципах и требова­ниях законности. Принципы законности - это основные идеи, положе­ния, выражающие содержание законности, а требования - то, чего тре­бует законность, т.е. правовые предписания, соблюдение и исполнение которых в процессе административной деятельности делает поведение (действие) сотрудника полиции законным.

    К принципам законности относятся:

    1) верховенство закона,

    2) единство законности,

    3) недопустимость противопоставления законности и целесо­образности,

    4) реальность законности.

    Верховенство закона заключается в главенстве закона в системе нормативных правовых актов, в том, что нормотворческая и правореализационная деятельность полиции осуществляется в соответствии с законами.

    Законность должна основываться, прежде всего, на законодатель­ных актах как основных источниках права. Все важные вопросы в обще­стве, государстве, а в особенности вопросы охраны общественного по­рядка и обеспечения прав и свобод граждан от противоправных посягательств должны наиболее полно регулироваться законодательством. Сфера действия «инструктивного права» должна быть сведена к мини­муму. Акты толкования норм права, устанавливающие способы наибо­лее точной и полной реализации законов, не противоречат требованиям верховенства закона.

    Под единством законности понимается единая направленность правотворчества и правореализации на всей территории действия соот­ветствующего нормативного правового акта. Понимание и реализация нормативных актов должны быть одинаковыми на всей территории, на которую распространяется действие этих актов. Вместе с тем примене­ние законов должно осуществляться с учетом специфики территориаль­ных различий и особенностей складывающихся условий обеспечения правопорядка. Это отнюдь не разрушает принцип единства законности. Гибкость в реализации законов позволяет эффективнее достигать це­лей, содержащихся в этих законах.

    Недопустимость противопоставления законности - целесообразно­сти
    , означает только возможность выбора в рамках закона наиболее оптималь­ных, отвечающих целям и задачам административной деятельности по­лиции, вариантов осуществления своей деятельности.

    Целесообразное поведение означает, что при реа­лизации нормы ее субъект максимально учитывает конкретную обстановку, время, место и условия, своеобразие создавшегося положения и т.п. Соотношение между законностью и целесообразностью есть соотноше­ние между требованием точного исполнения предписаний правовой нормы и оперативной самостоятельностью субъекта административной деятельности, регулируемой нормами права.

    Целесообразность тесно связана административным усмотрени­ем, под которым подразумевается определенная рамками законода­тельства известная степень свободы органа (должностного лица) в пра­вовом разрешении индивидуального конкретного управленческого дела, которая предоставляется в целях принятия оптимального решения по делу.

    Административное усмотрение всегда носит правовой характер, является правовым усмотрением. Применение усмотрения возможно при условии соблюдения определенных требований: оно всегда должно осуществляться в рамках закона; административное усмотрение может быть использовано в целях наиболее эффективного, целесообразного, оптимального осуществления административной и иной деятельности полиции: акт, принятый на основе усмотрения, должен преследовать ту цель, для достижения которой законодатель дал сотруднику полиции правомочие действовать по своему усмотрению; акт, принятый на осно­ве административного усмотрения, должен содержать в себе мотивы, побудившие сотрудника воспользоваться правом усмотрения.

    Реальность законности как принцип означает достижение фактиче­ского исполнения предписаний правовых норм в деятельности полиции и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

    В отличие от принципов, выра­жающих содержание и сущность законности, требования законности связаны с оп­ределенными, конкретными видами деятельности полиции, скажем, требования зашиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собствен­ности от противоправных посягательств, применения мер административного и иного принуждения в установленном порядке и т.п.

    В требова­ниях находят свое выражение принципы законности. К важнейшим