ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 905
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Литература
-
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. -
О полномочиях должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях: Приказ МВД РФ от 5 мая 2012 г. № 403. -
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" -
Положение о порядке отбывания административного ареста: Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726. -
Административная ответственность: учебно-практическое пособие / Э.Г. Липатова, А.В. Филатова, С.Е. Чанов. // СПС «Консультант Плюс». -
Административно-процессуальное право: курс лекций / под общ. ред. А.И. Каплунова. – М.: ДКО МВД России, 2009. -
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой // СПС «Консультант Плюс».
ТЕМА 16. Обеспечение законности в административной деятельности полиции
Вопросы:
-
Принцип законности в административной деятельности полиции. -
Способы обеспечения законности в правоприменительной деятельности полиции. -
Государственный контроль за деятельностью полиции. -
Общественный контроль за деятельностью полиции. -
Судебный и прокурорский надзор за деятельностью полиции.
Обжалование неправомерных действий сотрудников полиции.
1. Принцип законности в административной деятельности полиции
Законность как принцип деятельности органов внутренних дел – это основополагающее руководящее начало их функционирования, при котором деятельность сотрудников ОВД по охране личности, общества и государства осуществляется в строгом соответствии с требованиями закона. От состояния законности в делах в немалой степени зависит уровень обеспечения сотрудниками органов внутренних дел прав и свобод человека.
В процессе осуществления своей деятельности полиция не вправе применять федеральный закон, противоречащий Конституции Российской Федерации, и, соответственно, ведомственный нормативный правовой акт, противоречащий закону.
Полиция, реализуя свой правовой статус, должна правильно толковать и неуклонно соблюдать нормы как процессуального, так и материального права. Малейшее отступление сотрудника полиции от этого требования не только подрывает авторитет всей полиции, но и наносит ущерб делу укрепления законности.
Только урегулированная законодательством деятельность может быть частью осуществляемого полицией правоприменения, поэтому нарушение нормы права может вывести действие за пределы законности. Полученное сотрудником полиции, к примеру, с нарушением закона доказательство признается недопустимым и не может быть положено в основу обвинения.
Все письменно оформленные решения сотрудников полиции должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Обоснованными решения признаются лишь тогда, когда к тому были законные фактические основания. В содержании письменно оформленного мотивированного решения излагаются доказательства (сведения и обстоятельства), послужившие основаниями и условиями (мотивами, задачами и др.) принятия указанного решения.
Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Законность – это точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов и основанных на них нормативных актов органами государства, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.
Принцип законности закреплен в статье 4 Конституции Российской Федерации, где сказано: «...государство, все его органы существуют на основе законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы России...».
В статье 6 Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции" отмечается, что принцип законности отличается следующими положениями:
1) полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом;
2) всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
3) сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий;
4) сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства(ст. ст. 37-42 УК РФ);
5) применение полицейским мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом;
6) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.
С точки зрения теории права, содержаниезаконности составляют три элемента:
1) наличие в обществе и государстве правового законодательства (это означает, что действующие законы выражают право, правовые принципы, правовые идеалы свободного демократического общества и правового государства);
2) осуществление, реализации законов в действиях должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений, как тех, которые по закону призваны обеспечивать пользование гражданами и другими лицами, предоставленными им правами и свободами, так и тех, кто по закону должен защищать указанные права и свободы в случае их нарушений;
3) эффективная юридическая защита действия законов, которая включает государственный контроль и надзор за действием законов, а также система индивидуальной защиты со стороны граждан и других лиц своих прав и свобод, законных интересов.
Нормативную основу законности составляет право.
Важное значение для уяснения сущности законности в административной деятельности полиции имеет вопрос о принципах и требованиях законности. Принципы законности - это основные идеи, положения, выражающие содержание законности, а требования - то, чего требует законность, т.е. правовые предписания, соблюдение и исполнение которых в процессе административной деятельности делает поведение (действие) сотрудника полиции законным.
К принципам законности относятся:
1) верховенство закона,
2) единство законности,
3) недопустимость противопоставления законности и целесообразности,
4) реальность законности.
Верховенство закона заключается в главенстве закона в системе нормативных правовых актов, в том, что нормотворческая и правореализационная деятельность полиции осуществляется в соответствии с законами.
Законность должна основываться, прежде всего, на законодательных актах как основных источниках права. Все важные вопросы в обществе, государстве, а в особенности вопросы охраны общественного порядка и обеспечения прав и свобод граждан от противоправных посягательств должны наиболее полно регулироваться законодательством. Сфера действия «инструктивного права» должна быть сведена к минимуму. Акты толкования норм права, устанавливающие способы наиболее точной и полной реализации законов, не противоречат требованиям верховенства закона.
Под единством законности понимается единая направленность правотворчества и правореализации на всей территории действия соответствующего нормативного правового акта. Понимание и реализация нормативных актов должны быть одинаковыми на всей территории, на которую распространяется действие этих актов. Вместе с тем применение законов должно осуществляться с учетом специфики территориальных различий и особенностей складывающихся условий обеспечения правопорядка. Это отнюдь не разрушает принцип единства законности. Гибкость в реализации законов позволяет эффективнее достигать целей, содержащихся в этих законах.
Недопустимость противопоставления законности - целесообразности
, означает только возможность выбора в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам административной деятельности полиции, вариантов осуществления своей деятельности.
Целесообразное поведение означает, что при реализации нормы ее субъект максимально учитывает конкретную обстановку, время, место и условия, своеобразие создавшегося положения и т.п. Соотношение между законностью и целесообразностью есть соотношение между требованием точного исполнения предписаний правовой нормы и оперативной самостоятельностью субъекта административной деятельности, регулируемой нормами права.
Целесообразность тесно связана административным усмотрением, под которым подразумевается определенная рамками законодательства известная степень свободы органа (должностного лица) в правовом разрешении индивидуального конкретного управленческого дела, которая предоставляется в целях принятия оптимального решения по делу.
Административное усмотрение всегда носит правовой характер, является правовым усмотрением. Применение усмотрения возможно при условии соблюдения определенных требований: оно всегда должно осуществляться в рамках закона; административное усмотрение может быть использовано в целях наиболее эффективного, целесообразного, оптимального осуществления административной и иной деятельности полиции: акт, принятый на основе усмотрения, должен преследовать ту цель, для достижения которой законодатель дал сотруднику полиции правомочие действовать по своему усмотрению; акт, принятый на основе административного усмотрения, должен содержать в себе мотивы, побудившие сотрудника воспользоваться правом усмотрения.
Реальность законности как принцип означает достижение фактического исполнения предписаний правовых норм в деятельности полиции и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.
В отличие от принципов, выражающих содержание и сущность законности, требования законности связаны с определенными, конкретными видами деятельности полиции, скажем, требования зашиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности от противоправных посягательств, применения мер административного и иного принуждения в установленном порядке и т.п.
В требованиях находят свое выражение принципы законности. К важнейшим