Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 908

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения или действия которого обжалуются.

При принесении жалобы в суд она подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа милиции.

Для обращения в суд с жалобой установлены следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод;

один месяц со дня получения гражданином уведомления об отказе вышестоящего в порядке подчиненности органа милиции в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее ответ.

Закон РФ «О полиции» гласит, что «за противоправные действия или бездействия сотрудники полиции несут ответственность, установленную законом. Вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям сотрудниками полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренным гражданским законодательством».

Нарушением законности признаются такие деяния (действие или бездействие), которые нарушают права и законные интересы граждан и должностных лиц, а также нормальную деятельность государственных органов, организаций, учреждений и предприятий. И как ответная реакция государства на этих действия, это привлечение виновных к ответственности.

Юридическая ответственность за нарушение законности сотрудником ОВД представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем (сотрудником), на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.

Юридическая ответственность выражается в следующих видах:

уголовная ответственность;

административная ответственность;

дисциплинарная ответственность;

материальная ответственность.

Анализ состояния законности и дисциплины в полиции свидетельствует о том, что количество правонарушений среди личного состава имеет тенденцию к увеличению. Эти негативные моменты обусловлены невысоким уровнем внутриведомственного контроля, недостаточной полной и достоверностью учета правонарушений, совершенных сотрудниками полиции, нравственностью и профессиональной деформацией некоторой части сотрудников, упущениями в воспитательной работе с личным составом.


В связи с этим в 1996 году впервые в истории ОВД образована система аппаратов собственной безопасности. Эти подразделения созданы в структуре МВД РФ и УВД субъектов РФ. К задачам этих аппаратов относятся: рассмотрение жалоб, заявлений, обращений, материалов средств массовой информации о неправомерных действиях сотрудников органов внутренних дел; учет и регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, совершенных работниками ОВД; выявление противоправных действий со стороны сотрудников органов внутренних дел; предупреждение и пресечение противоправных действий со стороны сотрудников органов внутренних дел; организация государственной защиты сотрудников ОВД и членов их семей.

Функции этих подразделений вытекают из задач. Полномочия подразделений собственной безопасности следует рассматривать, исходя из объема прав и обязанностей сотрудников, проводящих служебные проверки.94

Сотрудник, которому поручено проведение проверки имеет право:

а) знакомиться с соответствующими документами органов внутренних дел, в случае необходимости приобщать их копии к материалам проверки;

б) посещать любые подразделения, учреждения системы МВД, а также служебные и режимные объекты иных министерств, ведомств со своим удостоверением при наличии соответствующего предписания;

в) получать консультации специалистов по вопросам, требующих специальных познаний, а также акты, справки о результатах исследований;

г) готовить поручения и запросы в другие органы дел о представлении необходимой информации и выяснения обстоятельств, подлежащих установлению, исполнение которых обязательно для всех должностных лиц;

д) выезжать на место, где было совершено преступление или иное правонарушение;

е) изучать в установленном порядке материалы оперативно-разыскной деятельности в части проводимой проверки;

ж) вносить соответствующему руководителю органа внутренних дел предложения об отстранении от исполнения служебных обязанностей лиц, в отношении которых проводится служебная проверка.

К обязанностям лица, которому поручено проведение служебной проверки, относятся: получение от сотрудников органов внутренних дел письменных объяснений, а также от гражданских лиц

, проходящих по материалам проверок; принятие законных мер к выяснению обстоятельств, относящихся к событию и виновности сотрудника, его деловым сотрудника, его деловым и моральным качествам, смягчающие и отягчающие обстоятельства, причины и условия, способствующие совершению правонарушения; разъяснение и соблюдение прав и интересов заявителя и лица, в отношении которого проводится проверка; своевременный доклад начальнику, назначившему проверку, о ее результатах.

По окончанию месячной проверки сотрудник службы собственной безопасности составляет заключение, в котором излагает сущность установленного правонарушение, либо его отсутствия, а также вносит предложение о виде дисциплинарного наказания, либо других мер.

3. Государственный контроль за деятельностью полиции
Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации.

Контроль – это универсальная правовая, а в некоторых случаях и управленческая категория, без которой невозможно представить себе функционирование государства, работу органов исполнительной власти, их должностных лиц, служащих, сотрудников.

Президент России в пределах своей компетенции, которая определена Конституцией России, а также и иными нормативными правовыми актами, осуществляет контроль за деятельностью МВД России и его должностных лиц в целом, а также за деятельностью МВД республик, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации. Так, Президент России:

  1. утверждает структуру МВД России,

  2. назначает министра внутренних дел, его заместителей, а также ряд иных высокопоставленных должностных лиц Министерства.

  3. присваивает высшие специальные звания,

  4. награждает государственными наградами

  5. присваивает почетные звания сотрудникам и гражданским служащим МВД России, что является одной из форм контроля.

Президент России:

определяет основные направления деятельности МВД России,

ставит Министерству те задачи, которые в настоящее время имеют наибольшее социальное значение.

дает поручения Министру внутренних дел России, а также иным должностным лицам МВД России, осуществлять контроль за выполнением указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации и др.

Такой контроль имеет административно-правовую природу и осуществляется как непосредственно Президентом России, так и контрольными структурами его Администрации. Президент для усиления своего контроля за деятельностью МВД России участвует в коллегии МВД России, а также иных мероприятиях, которые проводятся в данном ведомстве.


Президент России, осуществляя контроль за деятельностью МВД России, тем самым вносит весьма существенный вклад в дело укрепления законности и дисциплины среди личного состава Министерства. Президент в целях укрепления дисциплины в системе МВД России может отправлять в отставку должностных лиц, виновных в служебных упущениях, коррупционных правонарушениях, а также руководителей, которые не справляются со своими служебными обязанностями. Помимо применения мер дисциплинарного воздействия Президент может поощрять сотрудников, отличившихся в выполнении оперативно-служебных задач. Поощрения Президента также вносят определенный вклад в дело укрепления служебной дисциплины среди личного состава органов внутренних дел.

Федеральное Собрание Российской Федерации (Государственная Дума и Совет Федерации) осуществляет контроль за деятельностью органов внутренних дел, в таких формах, как:

  1. парламентские слушания,

  2. направление депутатских запросов в МВД России и министру внутренних дел, а также другим должностным лицам МВД России.

  3. В установленном порядке должностные лица МВД России могут участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания, выступать перед депутатами Госдумы и членами Совета Федерации с докладами по проблеме борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка, а также докладами о раскрытии и расследовании резонансных уголовных дел, связанных с коррупцией, терроризмом.

Правительство Российской Федерации также осуществляет административный контроль за деятельностью МВД России в пределах своей компетенции, в частности за соблюдением финансовой дисциплины, а также выполнением должностными лицами МВД России требований нормативных документов, принятых Правительством.

Следует отметить, что по представлению председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает на должность министра внутренних дел.

Основным субъектом ведомственной контрольной деятельности в системе МВД России является министр. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МВД России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр внутренних дел России в пределах своей компетенции: