Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 907

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
требованиям законности, относятся: общеобязательность права, равенство всех перед законом, неотвратимость ответственности за каждое совершенное правонарушение.

Общеобязательность права означает всеобщность необходимости исполнять законы государства. Законы являются обязательными для всех и должны соблюдаться всеми без исключения.

Сущность равенства всех перед законом состоит в том, что перед законом все равны. Ни социальная принадлежность, ни должностное положение, ни какие-либо заслуги не могут освободить кого бы то ни было от необходимости соблюдать требования закона.

Неотвратимость ответственности за каждое правонарушение означает, что любой, нарушивший закон, должен быть привлечен к ответственности. Государство в лице своих правоохранительных органов обязано принять меры к тому, чтобы ни один правонарушитель не ушел от ответственности. В противном случае, если правонарушители будут оставаться безнаказанными, в обществе воцарятся беззаконие и анархия.

Гарантиями законности в демократическом правовом государстве выступают условия и средства, способствующие и обеспечивающие соблюдение законов. К ним относятся: социально-экономические, политические и юридические гарантии, закрепленные в Конституции Российской Федерации и конституциях (уставах) субъектов Федерации.

2. Способы обеспечения законности в правоприменительной деятельности полиции
Под способами обеспечения законности и дисциплины понимаются организационно-правовые приемы предупреждения, обнаружения и своевременного пресечения нарушения или невыполнения правовых предписаний и требований дисциплины, восстановления нарушенных прав и законных интересов, наказания виновных.

В целях зашиты интересов государства, общества и отдельных граждан от отрицательных последствий нарушений закона и дисциплины юридически закреплены следующие способы обеспечения законности и дисциплины в административной деятельности полиции:

контроль и надзор за законностью деятельности полиции;

право граждан и организаций обжаловать неправомерные действия сотрудников полиции;

ответственность сотрудников полиции за нарушения законности.

Рассмотрим их подробно.

Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки, в результате которых выявляется соответствие процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям.


Необходимо отметить, что в управленческой деятельности контроль выступает как самостоятельная функция процесса управления и как один из элементов организации исполнения решения.

В органах внутренних дел основными задачами контроля являются: обеспечение неуклонного выполнения законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность ОВД; обеспечение своевременного и качественного выполнения принимаемых в органах внутренних дел решений; повышение общего уровня организаторской и оперативно-служебной деятельности; своевременное предупреждение, выявление и устранение недостатков в работе; выявление и внедрение положительного опыта; повышение дисциплины и ответственности сотрудников; содействие правильной оценке и использованию (перемещению) кадров.

Многообразие перечисленных задач обусловливает наличие нескольких видов контроля в органах внутренних дел, которые представлены на рис. 1.

ВИДЫ
КОНТ

РОЛЯ

По субъектам

организации осуществления


  1. Внешний.


  1. По месту в управленческом цикле
    Внутренний.



  1. Предупредительный (превентивный).


  2. По назначению

    (цели и объему)
    Текущий (оперативный).

  3. Последующий (проверка исполнения).




  1. Общий.

  2. Специальный.


Рис. 1. Виды контроля
По субъектам организации и осуществления

контроль бывает внешний и внутренний.

Внешний контроль: осуществляют органы исполнительной власти, местного самоуправления и суды, общество в лице его представителей в общественных советах при МВД, УВД,ГУВД субъектов Федерации и территориальных органов.

Внутренний (внутриведомственный) осуществляет министр внутренних дел Российской Федерации, министры внутренних дел республик в составе Российской Федерации, вышестоящие органы полиции и их руководители. В настоящее время организовано несколько видов контроля со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими. К ним относятся:

1) инспектирование;

2) контрольные проверки;

3) комплексные выезды для оказания практической помощи;

4) целевые (самостоятельные) выезды по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности, проверке жалоб, заявлений и другим вопросам;

5) оперативно-зональный контроль;

6) линейный контроль;

7) ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности;

8) заслушивание отчетов руководителей органов внутренних дел на заседаниях коллегий ГУ МВД России по ФО, МВД, УВД, ГУВД, УВДТ или на оперативных совещаниях в Главных управлениях (управлениях) МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.

Дальнейшему рассмотрению подлежат лишь практикуемые виды внутриведомственного контроля, то есть контроля, осуществляемого субъектами, входящими в систему органов внутренних дел, выделение которых возможно по ряду критериев.

По месту в управленческом цикле различают предупредительный, текущий и последующий контроль.

Предупредительный (превентивный) контроль осуществляется на стадии принятия решения подчиненными органами или сотрудниками (например, при утверждении плана работы). Он может также приниматься для проверки готовности подчиненных к реализации решения вышестоящего субъекта либо к действиям в определенных, в т.ч. экстремальных условиях (например, при проверке готовности органа к действиям в условиях чрезвычайного положения).

Текущий (оперативный) контроль осуществляется субъектом в процессе организации исполнения решения. Этот вид контроля является элементом организаторской работы (например, контроль руководителя органа за проведением операции, осуществляемый в процессе ее проведения) и позволяет осуществлять коррегирование решений, регулирование системы управления.


Последующий контроль (проверка исполнения) осуществляется по окончании решения (например, при проверке выполнения плана, приказа и т.п.). Следует отметить, что в отличие от текущего, этот вид контроля характеризуется меньшей степенью оперативности, поскольку не позволяет вмешиваться в деятельность подчиненных по реализации конкретного решения, так как она уже завершена (не исключено, что с допущенными при этом ошибками и недостатками).

По назначению (цели и объему) выделяются общий и специальный контроль. Общим охватываются все стороны деятельности контролируемого органа, подразделения или сотрудника, а специальным (целевым, отраслевым) – отдельные направления, линии работы (например, противодействие правонарушениям несовершеннолетних).

В зависимости от целей, круга проверяемых вопросов и уровня субъекта контроля он может осуществляться в различных формах.

В управленческой практике применяется множество этих форм. При этом контроль становится тем более действенным и эффективным, чем в более разнообразных формах он осуществляется.

Все их множество по определенным общим признакам и с известной долей условности может быть разделено на три основные группы форм осуществления контроля в ОВД: непосредственное ознакомление с деятельностью исполнителей на местах; изучение информационных материалов, характеризующих их работу; заслушивание исполнителей об их работе.

Надзор за законностью деятельности полиции в соответствии с Законом РФ «О полиции» осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (прокурорский надзор).

Надзор – это специфический вид деятельности федеральных государственных органов прокуратуры, осуществляемый от имени государства и состоящий в проверке точного и единообразного выполнения и применения законов Российской Федерации.

Направления надзора прокуратуры за полицией:

1) надзор за соблюдением в деятельности полиции прав и свобод человека и гражданина;

2) надзор за законностью приема, учета, регистрации, проверки и разрешения заявлений и сообщений о правонарушениях;

3) надзор за законностью уголовно-процессуальной деятельности полиции;

4) надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности полиции.

В соответствии с Законом РФ «О полиции» гражданин, считающий что действие либо бездействие сотрудника полиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие вышестоящему органу или должностному лицу полиции, прокурору или в суд.


Под жалобой понимается обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу нарушения принадлежащих ему прав и свобод действиями или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и их должностными лицами.

Вопрос о порядке обжалования незаконных, по мнению гражданина, действий сотрудника полиции, решает сам гражданин. Это правило распространяется и на предприятия, учреждения, организации и должностных лиц.

Жалобы на действия (решения) полиции (их должностных лиц) могут быть принесены в случаях:

нарушения прав и свобод гражданина;

создания препятствий осуществлению гражданином его прав и свобод;

если на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Производство по жалобам направлено на защиту прав и законных интересов лиц, подавших жалобу, и согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Порядок производства по жалобам должен быть конкретизирован в законодательстве. Согласно общим правилам административного производства по жалобам жалоба подается в орган исполнительной власти, к ведению которого относится решение данного вопроса, либо в вышестоящий орган по отношению, к органу действия которого обжалуются. В ряде случаев жалоба подается по команде, то есть через начальника лица, подавшего жалобу, который должен передать ее в соответствующую инстанцию. Если жалоба поступила в государственный орган, не компетентный разрешать ее, то этот орган обязан направить ее компетентному органу с уведомлением об этом гражданина.

Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, в учреждение, организацию, обязанные разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законом.

Ответ на жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении жалобы отказано, то заявителю необходимо разъяснить порядок обжалования и обращения в суд.