Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 794

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ТЕМА 3. ПОНЯТИЕ ПОЛИЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вопросы:

1. Предназначение, основные направления и правовое регулирование деятельности полиции.

2. Принципы деятельности полиции.
ВВЕДЕНИЕ

Федеральный закон «О полиции» – без преувеличения эпохальное событие в развитии не только полицейского законодательства, но и для всей правовой системы России. Он имеет основополагающее значение для организации и практической работы по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности в стране, отвечая на вопросы, кто это будет делать, на каких принципах, какими методами и при каких условиях. С принятием ФЗ «О полиции» завершилась эпоха милицейского законодательства, сформировавшегося еще в советский период.

ФЗ «О полиции» создает предпосылки для укрепления законности и правопорядка в обществе, повышения эффективности борьбы с противоправными посягательствами. Он восполняет имеющиеся пробелы в правовом регулировании сферы внутренних дел, содержит более надежные гарантии прав человека и гражданина, вовлекаемого в орбиту полицейской деятельности, устанавливает более жесткие требования к работе органов охраны правопорядка.

В ФЗ «О полиции» воплощены достижения теории права, и в первую очередь административно-правовой науки. В то же время он, несомненно, служит источником и катализатором дальнейшего развития российского законодательства, пересмотра сложившихся воззрений на социальную роль и содержание не только полицейской деятельности, но и правоохраны в целом, ее цели принципы, организацию и т.д.
1. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
Федеральный закон «О полиции»8 принят в рамках реформы МВД России, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.02.2010 № 208 «О некоторых вопросах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации»9.

Основная задача реформы – вывести систему МВД России на новый качественный рубеж развития. Функционально и организационно она должна обеспечивать удовлетворение потребностей общества в надежной защите прав и свобод граждан, эффективно противодействовать преступности, обеспечивать порядок на улицах и в других общественных местах.



Федеральный закон «О полиции» принят на смену Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции». Федеральный закон был принят после масштабного общественного обсуждения, в ходе которого от граждан поступило более 33 тысяч откликов и конкретных предложений по совершенствованию текста законопроекта. В результате многие положения законопроекта были изменены или дополнены.

Закон не содержит понятия полиции. Однако, проанализировав положения ряда статей, можно дать следующее определение.

Полиция – это составная часть единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, состоящая из подразделений, организаций и служб, которая предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.


Правовую основу деятельности полиции составляют

  1. Конституция Российской Федерации,

  2. общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,

  3. федеральные конституционные законы,

  4. Федеральный закон «О полиции», другие федеральные законы,

  5. нормативные правовые акты Президента Российской Федерации

  6. нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации,

  7. нормативные правовые акты МВД России;

  8. нормативные правовые акты МВД России.

Ядро правовой основы деятельности полиции составляет Конституция Российской Федерации. Она не содержит упоминания об органах внутренних дел, полиции, однако как Основной Закон государства закрепляет, во-первых, основные принципы правового регулирования общественных отношений, в том числе складывающиеся в сфере внутренних дел; во-вторых, основные охраняемые посредством государственных мер ценности, например, жизнь, здоровье, собственность; в-третьих, важнейшие «правила поведения» всех правоохранительных и силовых структур, поскольку Конституция Российской Федерации «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Правовую основу деятельности полиции составляют не только международные договоры Российской Федерации, но и общепризнанные принципы и нормы международного права, что соответствует положениям Конституции Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В соответствии с принятой иерархией законодательных актов в качестве правовой основы деятельности полиции специально выделяются федеральные конституционные законы, Федеральный закон.

Федеральные конституционные законы – разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом – федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

Составной частью правовой основы деятельности полиции выступают федеральные законы. Одни из них (полностью или частично) регулируют ее деятельность прямо, другие косвенно, определяя рамки такой деятельности. К числу первых можно отнести:
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; федеральные законы от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и др.

Одними из элементов правовой основы деятельности полиции являются нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Нормотворческие полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области внутренних дел многообразны и вытекают из их полномочий в сфере государственного управления. Так, соответственно установленному главой государства распределению полномочий по руководству деятельностью федеральных органов государственной власти руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации. В связи с этим указами Президента Российской Федерации урегулирован большой круг вопросов организации и деятельности системы МВД России в целом и полиции в частности. В числе таких актов в первую очередь назовем Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции», которым установлен состав полиции, т.е. входящие в нее подразделения, организации и службы. Указом Президента Российской Федерации утвержден и перечень должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел, которому присваиваются специальные звания полиции.

Широкими полномочиями в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью наделено Правительство Российской Федерации, которое, в частности,

  1. участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

  2. осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

  3. разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов.

В качестве правовой основы деятельности полиции называются также нормативные правовые акты МВД России. Это объяснимо, ибо полиция входит в систему МВД России.