ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 920
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Необходимо отметить то, что более детальная регламентация служебных обязанностей участкового уполномоченного с учетом особенностей обслуживаемой им территории осуществляется в его должностной инструкции (должностном регламенте) разрабатываемой и утверждаемой в установленном порядке143.
Нормы законодательных и иных нормативных правовых актов действующих в разных сферах государственного управления применяются в деятельности участковых уполномоченных значительно более часто в сравнении с деятельностью сотрудников других отраслевых служб полиции и связано это прежде всего с разносторонним характером деятельности участкового уполномоченного и широким кругом его обязанностей по обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
2. Особенности оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции
Как уже отмечалось одним из организационных принципов административной деятельности полиции является отраслевой принцип, в соответствии с которым деятельность полиции, так или иначе связанная с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности осуществляется специально созданными отраслевыми службами, обладающими компетенциями, позволяющими воздействовать на те или иные элементы общественной безопасности.
Так, например, строевые подразделения патрульно-постовой службы полиции специально созданы для непосредственной охраны правопорядка в общественных местах и ее сотрудники непосредственно обеспечивают общественную безопасность, т.е. создают необходимые условия для свободной реализации гражданами своих прав на отдых, труд и т.п., в то же время, сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы обеспечивают общественную безопасность опосредованно, осуществляя в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства в области оборота оружия и осуществления частной детективной и охранной деятельности, а сотрудники дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России участвуют в обеспечении общественной безопасности воздействуя на такой ее элемент, как безопасность дорожного движения.
Особенностью же правового статуса участкового уполномоченного является в т.ч. то, что он, будучи ответственным за охрану общественного порядка и состояние общественной безопасности на своем административном участке, в той или иной мере реализует на этом участке практически все отраслевые разновидности административной деятельности полиции. Так, на своем административном участке участковый уполномоченный: охраняет общественный порядок, осуществляя общий и специальный административный надзор; обеспечивает на участке безопасность дорожного движения; осуществляет контрольно-надзорную деятельность в сфере оборота оружия и осуществления частной детективной и охранной деятельности, а также осуществляет другие мероприятия в сферах, так или иначе связанных с обеспечением личной безопасности граждан, проживающих или работающих на административном участке, охраной общественного порядка и собственности на административном участке, обеспечением общественной безопасности.
Участковые уполномоченные участвуют в выявлении, пресечении и раскрытии различных преступлений, участвуют в розыске лиц, подозреваемых в совершении преступлений, реализуют широкие административно-юрисдикционные полномочия по борьбе с административными правонарушениями, осуществляет профилактическую работу с различными категориями граждан, направленную на предупреждение преступлений, рассматривают обращения граждан и принимают по ним установленные законом решения. При этом, необходимо отметить то, обстоятельство, что охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, противодействие преступности в местах проживания граждан, осуществляемые участковыми уполномоченными, учитывает различные факторы социального, экономического, демографического, географического и т.п. характера, что обуславливает особое место службы участковых уполномоченных в числе других полицейских подразделений обеспечивающих охрану общественного порядка.
Необходимо отметить то обстоятельство, что зачастую, в особенности в сельской местности, именно участковые уполномоченные среди всех представителей государственной власти оказываются в непосредственной близости к населению и граждане попадая в различные жизненные ситуации вынуждающие их обращаться в представителям органов государственной власти, обращаются именно к участковому уполномоченному. При этом вовсе необязательно, что эти ситуации связаны исключительно с противоправными проявлениями в отношении обратившихся граждан. Часто граждане обращаются к участковым уполномоченным с вопросами, связанными с благоустройством подъездов и дворов, оказания помощи семьям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации и т.п.
Общепринятым считается что полиция, являясь частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, реализует уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и административную виды деятельности, непосредственно направленные выполнение задач по защите личности от преступлений и иных противоправных посягательств, противодействию преступности, охране общественного порядка и собственности и обеспечению общественной безопасности.
В ходе рассмотрения вопросов сущности и содержания административной деятельности полиции, ее характерных черт и отличий от других видов деятельности нами было отмечено то обстоятельство, что различные виды деятельности полиции, направленные на реализацию ее предназначения, тем не менее, имеют свои обособленные цели, реализуются различными субъектами из числа сотрудников полиции, проходящих службу в специализированных отраслевых службах и обладают рядом специфических отличительных черт. Так, например, уголовно-процессуальная деятельность полиции направлена прежде всего на расследование уголовных дел и обеспечение ответственности лиц, совершивших уголовные преступления, основными целями оперативно-розыскной деятельность являются получение оперативной информации о готовящихся и совершенных преступлениях, о лицах их замышляющих или совершивших, а также розыск лиц подозреваемых в совершении преступлений, а основными целями административной деятельности является защита личности от противоправных посягательств, охрана общественного порядка и собственности и обеспечение общественной безопасности.
В то же время, участковый уполномоченный в силу своего служебного положения активно участвует во всех перечисленных видах деятельности.
В уголовно-процессуальной деятельности участковый уполномоченный участвует, проводя предварительные проверки материалов, зарегистрированных в КУСП и принимая по ним процессуальные решения в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ. Нужно отметить, что в силу сложившихся в настоящее время условий, именно этот вид деятельности занимает большую часть служебного времени участковых уполномоченных полиции. Также участковый уполномоченный осуществляет уголовно-процессуальную деятельность, выполняя отдельные поручения следователя или дознавателя, а также участвуя в проведении различных следственных действий.
В своей практической деятельности участковый уполномоченный зачастую сталкивается с необходимостью проведения различных оперативно-розыскных мероприятий, например таких, как наведение справок, наблюдение или обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Здесь, однако, необходимо отметить то, что участковый уполномоченный, в соответствии с действующей в настоящее время нормативно-правовой базой, не является субъектом оперативно-розыскной деятельности и может осуществлять только те оперативно-розыскные мероприятия, результаты которых не требуют документального оформления в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 августа 1995 г. ? 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Итак участковые уполномоченные участвуют в осуществлении и уголовно-процессуальной, и оперативно-розыскной деятельности, однако наиболее широко и разносторонне участковые уполномоченные участвую в осуществлении административной деятельности.
Нами ранее отмечалось, что традиционно в административной деятельности полиции выделяют такие виды деятельности, как: контрольно-надзорная деятельность, связанная с осуществлением общего и специального административного надзора и реализацией различных контрольных мероприятий в пределах компетенции полиции; учетно-регистрационная деятельность, связанная с учетом и регистрацией лиц, средств транспорта, различных происшествий, ведением банков данных и т.п.; лицензионно-разрешительная деятельность, связанная с реализацией полномочий полиции в сфере оборота оружия и боеприпасов и в сфере осуществления частной детективной и охранной деятельности; административно-юрисдикционная деятельность, связанная с разрешением должностными лицами полиции различных административно-правовых споров и наложением в административном (внесудебном) порядке установленных санкций за нарушения норм административного права.
Участковый уполномоченный активно участвует в осуществлении всех указанных подвидов административной деятельности полиции и наделен соответствующими полномочиями.
Таким образом, при рассмотрении основ правового статуса участкового уполномоченного были выявлены следующие особенности его деятельности:
- непосредственная и постоянная работа участкового уполномоченного полиции с населением;
- нацеленность на взаимодействие и сотрудничество с жителями административного участка, представителями органов местного самоуправления, общественностью, предприятиями, учреждениями и организациями в вопросах защиты личности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности;
- профилактическая направленность деятельности участкового уполномоченного полиции, основной задачей которого является предупреждение преступлений и правонарушений;
- активное участие участкового уполномоченного полиции во всех видах деятельности полиции – уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и административной;
- широкое и разностороннее осуществление участковым уполномоченным полиции административной деятельности полиции, включая контрольно-надзорную, учетно-регистрационную, лицензионно-разрешительную и административно-юрисдикционную деятельности.
В заключение рассмотрения особенностей оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных необходимо отметить роль старших участковых уполномоченных полиции, которые одновременно с выполнением задач и функций участкового уполномоченного полиции, реализуют также ряд организационных мероприятий, связанных с организацией деятельности участковых пунктов полиции и работающих там участковых уполномоченных и помощников участковых уполномоченных полиции (при их наличии).
3. Основные направления деятельности участкового
уполномоченного полиции
Широта и разносторонность обязанностей и полномочий статуса участкового уполномоченного, его близость к населению дают основание утверждать, что участковый уполномоченный, являясь представителем полиции олицетворяет ее на административном участке. Данный тезис находит подтверждение также и в том, что выполняя свои служебные обязанности, участковый уполномоченный реализует практически все, за редкими исключениями, направления деятельности полиции, обозначенные в ст. 2 Федерального закона «О полиции».
Основными направлениями деятельности участкового уполномоченного являются:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений;
4) производство по делам об административных правонарушениях.
Кроме того, в пределах своей компетенции участковый уполномоченный при несении службы на административном участке участвует:
-
в обеспечении правопорядка в общественных местах;
-
в розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, а также пропавших без вести;
-
в идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе и в идентификации неопознанных трупов;
-
в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием, а также уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;
-
в контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
-
в обеспечении безопасности дорожного движения на административном участке.
С момента закрепления за своим административным участком участковый уполномоченный анализирует оперативную обстановку на его территории, отслеживает ее изменения и принимает меры к ее нормализации. В этой связи, необходимо отметить важную роль профилактики преступлений и правонарушений, поскольку совершение преступлений и правонарушений на обслуживаемом участке означает осложнение оперативной обстановки и требует выработки и реализации дополнительных мер по ее нормализации. В то же время качественная профилактическая работа не только способствует снижению числа преступлений и правонарушений но и степени создает необходимые условия для соблюдения прав и свобод граждан и обеспечения общественной безопасности.