Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 921

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одной из отмеченных особенностей правового статуса участкового уполномоченного характера является профилактический характер его деятельности. Выполняя свои служебные обязанности, участковый уполномоченный осуществляет различные профилактические мероприятия как общей, так и индивидуальной направленности. Одними из основных форм несения службы участковым уполномоченным являются:

Во-первых - проведение профилактического обхода административного участка, включающего в себя, прежде всего, посещение квартир граждан и проведение с ними бесед, направленных на предупреждение преступлений (квартирных краж, угонов и др.) и правонарушений, в т.ч. в семейно-бытовой сфере, а также на получение о лицах, склонных к нарушениям общественного порядка, для проведения дальнейшей профилактической работы с этими лицами;

Во-вторых - проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактических учетах, включающей в себя: проведение с ними профилактических бесед; наблюдение за их поведением, образом жизни, кругом общения; опросы их родственников, соседей и других лиц; применение мер административного принуждения к лицам, состоящим на профилактических учетах и нарушающим установленные правила поведения.

Необходимо отметить, что проведение участковым уполномоченным индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактических учетах, является частью осуществляемых им специальных надзорных мероприятий в отношении определенных категорий лиц, т.е., говоря иными словами – частью специального административного надзора, осуществляемого участковым уполномоченным.

Как ранее было отмечено, участковые уполномоченные, в числе других видов деятельности осуществляют также и контрольно-надзорную деятельность. При этом, контроль участковых уполномоченных осуществляется чаще всего в сфере оборота предметов и веществ, ограниченных в обороте и в сфере осуществления частной детективной и охранной деятельности, надзорная же деятельность участковых уполномоченных может распространяться как на неопределенный круг лиц и здесь мы говорим об общем административном надзоре участковых уполномоченных за соблюдением общеобязательных норм и правил поведения, так и на определенный круг субъектов или по определенному кругу вопросов, и в данном случае речь идет о специальном административном надзоре участковых уполномоченных полиции.

Вопросы понятия и содержания общего административного надзора осуществляемого полицией были рассмотрены нами при изучении предыдущих тем курса «Административной деятельности полиции». С учетом данного обстоятельства, а также с учетом того, что деятельность участкового уполномоченного по осуществлению общего административного надзора отличается от аналогичной деятельности других сотрудников полиции по сути только тем, что осуществляется на его административном участке, в рамках настоящей темы представляется возможным ограничимся вышеизложенным. В тоже время вопросы осуществления участковыми уполномоченными специального административного надзора подлежат более тщательному изучению в рамках следующей темы, посвященной организации деятельности участковых уполномоченных.


Возвращаясь к вопросу задач и функций участкового уполномоченного необходимо отметить, что их реализация невозможна без наделения участкового уполномоченного соответствующими правами. Участковый уполномоченный для выполнения возложенных обязанностей наделен всеми необходимыми правами, предусмотренными как нормами Федерального закона «О полиции», так и нормами других законодательных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
4. Взаимодействие в работе участкового уполномоченного полиции
Участковый уполномоченный при выполнении возложенных обязанностей и с учетом имеющихся прав и полномочий обладает достаточной самостоятельностью при принятии решений по различным вопросам своей оперативно-служебной деятельности, связанной с обслуживанием административного участка.

Так, участковый уполномоченный самостоятельно принимает решения по материалам, зарегистрированным КУСП в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ по заявлениям и обращениям граждан в органы внутренних дел, а при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, участковый уполномоченный не только вправе самостоятельно возбуждать эти дела и применять меры обеспечения производства по делу, но и в ряде случаев уполномочен самостоятельно принимать решения о наложении на правонарушителей административных наказаний в виде предупреждения или штрафа.

Рассматривая деятельность участкового уполномоченного с этой точки зрения, можно предположить, что он не нуждается в помощи других сотрудников полиции или граждан, однако такое предположение является в корне не верным т.к. в действительности участковый уполномоченный постоянно взаимодействует как с представителями, других служб полиции и представителями других органов государственной власти, так и с гражданами, представителями различных общественных объединений, представителями органов местного самоуправления и администрациями предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории обслуживаемого административного участка.

Это взаимодействие участкового уполномоченного предопределено самим содержанием его оперативно-служебной деятельности, когда без взаимодействия с представителями других служб, представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления, представителями иных федеральных органов исполнительной власти и, в особенности, с представителями различных объединений граждан, осуществляющих свою деятельность на административном участке, а также без взаимодействия с жителями административного участка основанного на налаживании доверительных отношений с гражданами, невозможна эффективная профилактика правонарушений и создание условий общественного спокойствия.



Отметим также то обстоятельство, что проводимое в настоящее время реформирование системы МВД России нацелено также переориентацию деятельности органов внутренних дел на взаимодействие и сотрудничество с обществом в вопросах профилактики преступлений, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, что нашло отражений в закреплении в Федеральном законе «О полиции», среди принципов ее деятельности, принципов открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества.

Не менее важным обстоятельством является то, что как было ранее отмечено в ходе рассмотрения вопросов организации административной деятельности полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, должностные лица других федеральных органов исполнительной власти, представители различных предприятий, учреждений и организаций, различные общественные объединения и граждане рассматриваются нами как взаимодествующие силы охраны общественного порядка.

Основными формами взаимодействия являются обмен информацией и совместное участие в проведении каких-либо мероприятий, что в полной мере относится и к деятельности участковых уполномоченных.

В деятельности участкового уполномоченного можно выделить отдельные направления его взаимодействия или, говоря иными словами, группы лиц, с которыми взаимодействует участковый уполномоченный полиции.

Во-первых – это сотрудники других служб полиции, в числе которых выделим:

- сотрудников подразделений следствия и дознания, с которыми участковый уполномоченный взаимодействует по вопросам осуществления уголовно-процессуальной деятельности;

- сотрудников подразделений полиции по оперативной работе, прежде всего сотрудников уголовного розыска, с которыми участковый уполномоченный взаимодействует участвуя в проведении оперативно-розыскных мероприятий связанных с раскрытием преступлений и установлением лиц их совершивших, а также связанных с розыском лиц;

- сотрудников подразделений полиции по охране общественного порядка, прежде всего сотрудников ППСП, сотрудников ПДН, сотрудников ГЛРР, по направлениям их деятельности в связи с осуществлением участковым уполномоченным всех разновидностей административной деятельности полиции и проведением профилактической работы как общей, так и индивидуальной.


Во-вторых – это должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представители органов местного самоуправления, а также должностные лица других федеральных органов исполнительной власти. Отметим то обстоятельство, что оказание содействия этим должностным лицам в реализации их обязанностей является обязанностью участкового уполномоченного в пределах его компетенции и порядок такого взаимодействия, как правило, регламентирован в нормативных правовых актах в т.ч. межведомственных.

Взаимодействие участковых уполномоченных с должностными лицами органов государственной власти и представителями органов местного самоуправления осуществляется по вопросам проведения различных мероприятий профилактической направленности на основе взаимного обмена информации о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории и анализа причин и условий способствующих совершению правонарушений. Это взаимодействие осуществляется не только в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, но и в других сферах государственного управления, например таких, как защита от правонарушений посягающих на права граждан, на здоровье населения, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественную нравственность и др. Также взаимодействие участковых уполномоченных с данной категорией должностных лиц осуществляется при подготовке и проведении ежеквартальных отчетов перед населением.

С представителями других федеральных органов исполнительной власти участковый уполномоченный взаимодействует учитывая специфические особенности их деятельности. Наиболее тесное взаимодействие осуществляется с сотрудниками территориальных органов и уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений осужденными, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы при условном осуждении, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, а также лиц: находящихся под административным надзором; условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы; отбывших уголовное наказание и имеющих непогашенную или неснятую судимость.

Достаточно часто участковый уполномоченный взаимодействует с должностными лицами территориальных органов ФМС России по вопросам контроля за соблюдением паспортно-регистрационных правил и режима пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.


Также нельзя не отметить взаимодействия участкового уполномоченного с должностными лицами рассматриваемой категории при возникновении каких-либо чрезвычайных ситуаций.

В-третьих – граждане – жители административного участка, различные формальные и неформальные объединения граждан, представители администраций предприятий, учреждений и организаций, расположенных на административном участке, в т.ч. осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Граждане могут участвовать в охране общественного порядка и обеспечении общественной во взаимодействии с полицией как индивидуально, так и в различных коллективных формах. Форма участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, предопределяет особенности взаимодействия с полицией, поэтому целесообразно выделить следующие группы должностных лиц и граждан, с которыми при выполнении возложенных обязанностей взаимодействует участковый уполномоченный:

  1. граждане, назначенные приказом территориального органа МВД России внештатными сотрудниками полиции, закрепленные за участковым уполномоченным и выполняющие на добровольной безвозмездной основе его поручения;

  2. доверенные лица из числа жителей административного участка взаимодействие с которыми состоит в предоставлении участковому уполномоченному информации, необходимой для решения различных вопросов оперативно-служебной деятельности, также доверенные лица по просьбе участкового уполномоченного могут оказывать содействие в проведении каких-либо мероприятий, например, при совместном с участковым уполномоченным посещении неблагополучной семьи в качестве представителей общественности, или участвовать в проведении каких-либо процессуальных действий в качестве понятых;

  3. старшие по домам и подъездам, важность взаимодействия с которыми подчеркивается тем, что они как правило составляют наиболее социально активную часть населения, иными словами - являются активом населения, и выражают заинтересованность в обеспечении должного порядка в их домах и подъездах, при этом особое значение для эффективного взаимодействия имеет наличие доверительных отношений между ними и участковым уполномоченным;

  4. Советы общественности, работающие на участковых пунктах полиции и добровольные народные дружины, создаваемые именно для участия в охране общественного порядка и оказания содействия сотрудникам полиции в выполнении их задач и функций;

  5. социально-этнические образования, прежде всего объединения казачества, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в местах своего компактного проживания;

  6. должностные лица и работники управляющих компаний, ДЕЗов, РЭУ, предприятий ЖКХ, представители товариществ собственников жилья, взаимодействие с которыми осуществляется и в форме обмена информацией, и в форме проведения совместных мероприятий, например, совместной проверки нежилых помещений, чердаков и подвалов или проверки мест проживания граждан;

  7. работники и представители администраций предприятий, учреждений и организаций, расположенных на административном участке, включая частные охранные предприятия и детективные агентства;

  8. иные формальные и неформальные общественные объединения граждан, в т.ч. правоохранительной направленности.