Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 914

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 22. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

План лекции:

Введение.

1. Правовое регулирование деятельности ПДН.

2. Организация работы ПДН территориальных органов МВД России.

3. Организационно-правовые основы профилактической работы с явлением детской и подростковой безнадзорности и беспризорности.

Заключение.

ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного развития российского общества важное место занимает исследование проблемы повышения эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия преступности. Специфика профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН) и потребность в повышении эффективности индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности сотрудников ПДН.

Недостаточная правовая и психолого-педагогическая подготовленность сотрудников органов внутренних дел к работе с несовершеннолетними правонарушителями, недостатки в подборе кадров и их профессиональном обучении снижают результативность профилактической деятельности.

Масштабные изменения, происходящие в демографической, профессиональной и социокультурной сферах общества, привели к тому, что старые нормы и ценности, долгое время поддерживавшие его стабильность, во многом не соответствуют тем отношениям, которые формируются рыночной экономикой.

Стихийный, непредсказуемый характер преобразований болезненно отразился на всех социальных группах, но особенно на несовершеннолетних. Острота социально-экономических проблем, резкая имущественная дифференциация населения, образовавшийся разрыв в системе старых и новых моральных норм и правил, потеря жизненных ценностей, развал системы детских и молодежных организаций активно проявляют себя в системе детерминации преступности несовершеннолетних.

В результате этого для несовершеннолетних правонарушителей стали свойственны относительная устойчивость антиобщественных взглядов и привычек, извращенный характер жизненных ориентаций, склонность к получению материальных благ с отсутствием интереса к обучению или производительному труду, гипервлечение к отдыху, проведению досуга, обладанию модной одеждой и т. д. Совершение преступлений как раз имеет своей целью удовлетворение гипертрофированных досуговых потребностей и интересов.


Под воздействием микро- и макросреды происходят заметные количественные и качественные изменения преступности несовершеннолетних. Меры, принимаемые по ее предупреждению, пока не приводят к достижению желаемых результатов. С 90-х годов XX века в России наметился реальный переход от так называемой карательной превентивной практики к охранно-защитной, выражающейся в комплексе мер медико-психолого-педагогической и социально-правовой поддержки семей и детей группы риска. Карательная практика имела свою длительную историю в нашем государстве, но на фоне происходящих сейчас в Российской Федерации социально-экономических перемен она явно изжила себя, требуются новые подходы в решении проблемы профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних.
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПДН
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ все субъекты, осуществляющие деятельность по предупреждению беспризорности, безнадзорности и преступлений несовершеннолетних, в том числе ПДН, обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые являются составной частью ее правовой системы. Указанные конституционные положения предопределяют правовую упорядоченность и законность их профилактической деятельности.

Статья 2 Конституции РФ прямо провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Согласно ст. 18 Конституции РФ эти высшие ценности определяют смысл и содержание всей деятельности государства. Положения указанных статей Конституции РФ предполагают не только признание профилактической деятельности ПДН социально значимой, но и обязанность осуществлять эту деятельность, цель которой – защита прав и свобод несовершеннолетних от преступных посягательств.

Глава 2 Конституции РФ, определяющая права и свободы человека и гражданина и устанавливающая гарантии их существования, приобретает особую значимость в профилактической деятельности. Следует особо выделить ст. 21–25 Конституции РФ, устанавливающие правовой статус личности и, соответственно, пределы возможного вмешательства инспекторов ПДН при осуществлении профилактических мероприятий

, а также ст. 45, 46, 48, гарантирующие конституционную защиту несовершеннолетних. Содержание указанных норм Конституции РФ обязывает ПДН активно действовать в интересах защиты несовершеннолетних от преступных посягательств и возможных злоупотреблений властью. И наконец, ст. 52 и 53 Конституции РФ предусматривают право на возмещение причиненного преступлением вреда, что имеет значение для виктимологической профилактики, осуществляемой как органами внутренних дел в целом, так и ПДН в частности.

В системе правовых актов, регулирующих предупредительную, профилактическую деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, важную роль играют признанные Россией такие международные документы, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.

В названных документах содержатся принципиальные положения, касающиеся установления не только неотъемлемых прав человека, но и обязанности каждого гражданина, каждого органа государства обеспечивать эти права путем всеобщего признания, просвещения, образования, содействия, осуществления прогрессивных национальных и международных мероприятий. Кроме того, эти принципиальные положения следует учитывать при разработке законодательства, в процессе планирования, контроля и осуществления конкретных практических мер в области предупреждения правонарушений. В числе международных есть специальные акты, касающиеся непосредственно несовершеннолетних.

К ним относятся: Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.); Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила (1985 г.); Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (1990 г.); Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. С содержанием этих документов должны быть ознакомлены родители, педагоги образовательных учреждений, медицинский персонал, сотрудники правоохранительных органов, адвокаты, судьи, социальные работники, парламентарии, руководители администраций всех уровней и сами дети.


Из содержания указанных документов следует, что политика обращения с несовершеннолетними, совершившими правонарушения, включает: профилактические меры; социальную реинтеграцию; обеспечение гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетних правонарушителей; применение мер, альтернативных лишению свободы.

Согласно Конвенции о правах ребенка (1989 г.) государство обязано обеспечить осуществление всех этих мер законодательными, административными и другими способами, а также должно привести свое законодательство и практику в соответствие с этими стандартами. Большинство из названных стандартов инкорпорировано в наше законодательство. В любом случае указанные стандарты могут осуществляться в рамках существующего законодательства. Для этого все лица, имеющие отношение к детям, должны добросовестно толковать и применять принцип Конвенции о правах ребенка, сформулированный в ч. 1 ст. 3: «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка».

Как нам представляется, следует остановиться на некоторых положениях этих документов, поскольку они касаются деятельности подразделений по делам несовершеннолетних как органа, главной функцией которого является специальная профилактика на индивидуальном уровне с несовершеннолетними, их родителями, иными законными представителями.

Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (1990 г.) рекомендуют ряд принципиальных положений, которые следует учитывать в сфере как общей профилактической деятельности, так и специальной профилактики. В частности, система образования должна отвечать разнообразным потребностям детей и их развитию, особенно детей в зоне социального риска или нуждающихся в специальной заботе и защите. Официальное вмешательство в поведение ребенка должно осуществляться, прежде всего, в его интересах. Необходимо учитывать особенности подросткового поведения, которое с возрастом изменяется. Нужно активнее использовать общественность для предотвращения правонарушений подростков, а к официальным репрессивным мерам прибегать только в качестве самой крайней меры. Средства массовой информации должны ответственно подходить к содержанию материалов, которые могут негативно повлиять на поведение подростка.


Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.), рекомендуют, что задержание должно использоваться только в качестве крайней меры; милиция и другой персонал правоохранительных органов, имеющий дело с детьми, должны постоянно получать специализированную подготовку; необходимо в максимально возможной степени избегать помещения подростка в место лишения свободы.

Применение перечисленных правил и российских законов должно находиться в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, в которой все положения взаимосвязаны, поэтому они должны применяться и в отношении детей, находящихся в конфликте с законом.

Составной частью системы правовых норм, регулирующих профилактическую деятельность ПДН, являются законы и другие правовые акты, непосредственно направленные на борьбу с преступностью, беспризорностью, безнадзорностью несовершеннолетних, совершенствование правоприменительной и правоохранительной практики, в том числе деятельности органов внутренних дел.

Следует отметить, что подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах финансируются за счет средств федерального бюджета. Сотрудников ПДН загружают работой, непосредственно не относящейся к их компетенции. В связи с этим на основную работу – ради чего они созданы – не остается времени, либо они работают по остаточному принципу.

В правовом обеспечении деятельности ПДН органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних существенную роль играют действующие нормы Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ. В Уголовном кодексе РФ – это глава 14 (ст. 87 – 96), регулирующая особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, содержание и применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, освобождения от наказания, сроки давности для освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности или отбывания наказания, сроки погашения судимости, применение положений главы 14 к лицам в возрасте от 18 до 20 лет. В главе 20 УК РФ содержатся нормы, устанавливающие ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ содержатся нормы (ст. 73, 420 – 432), требующие выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений, регламентирующие особенности производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. Так, ст. 421 УПК РФ предписывает, что наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, устанавливаются возраст несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Уголовно-исполнительным кодексом РФ (ст. 183, 187 – 190) определены органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных, освобожденных от отбывания наказания, а также порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных, ответственность условно осужденных при уклонении от исполнения возложенных на них судом обязанностей либо при нарушении ими общественного порядка.