ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 910
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гражданский кодекс РФ (ст. 1073, 1074, 1075) устанавливает, что за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Если малолетний находился в учреждении, которое в силу закона является его опекуном (ст. 35 ГК РФ), то это учреждение обязано возместить вред, причиненный малолетним. Лицо, осуществляющее надзор за малолетним на основании договора, также отвечает за вред, причиненный малолетним. Вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет (ст. 1074 ГК РФ), возмещается родителями (усыновителями), попечителями или учреждениями, под попечением которых находятся несовершеннолетние (ст. 35 ГК РФ), лишь в случае, если у несовершеннолетних нет доходов или иного имущества, достаточного для возмещения вреда. Вред в этом случае возмещается полностью или в недостающей части. Родители, лишенные родительских прав, в течение последующих трех лет не освобождаются от ответственности за вред, причиненный ребенком, если будет доказано, что поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.
Названные положения обязывают инспекторов ПДН при проверке материалов о правонарушениях несовершеннолетних выяснять все обстоятельства, связанные с причинением вреда, наличием или отсутствием имущества у несовершеннолетнего и у родителей, в том числе лишенных родительских прав; тщательно проверять, насколько объективны объяснения родителей о том, что вред возник не по их вине, что осуществлять надзор за ребенком в определенный период они не имели возможности. Именно в данном аспекте инспектора ПДН серьезно не дорабатывают, в силу этих обстоятельств указанные нормы на практике не работают. Не работает и ряд других норм и институтов гражданского права. Так, институт недееспособности граждан ограничивает в правах лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими веществами. Причем этот институт гражданского права может применяться в отношении не только взрослых лиц, но и несовершеннолетних.
Семейный кодекс РФ содержит нормы (ст. 63 – 65, 69, 73, 77), которые могут дать инспектору ПДН инструмент для разрешения вопросов, возникающих в процессе осуществления профилактической деятельности, правильно выстраивать последовательность применения правовых мер в отношении родителей.
Значительное место в правовом обеспечении профилактической деятельности ПДН занимают нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В концептуальном плане профилактическая деятельность ПДН органов внутренних дел регулируется подзаконными и ведомственными нормативными актами.
Профилактическая деятельность ПДН регулируется приказом МВД России от 26.05.2000 № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел». Она устанавливает порядок деятельности ПДН, определяет основные их функции и задачи. Принципиально важно то, что ПДН строят свою работу по зональному принципу. Размеры и границы территории (объектов транспорта), обслуживаемой старшими инспекторами, инспекторами ПДН, определяются начальником органа внутренних дел района, города, иного муниципального образования (органа внутренних дел на транспорте). При этом учитываются оперативная обстановка, численность инспекторов ПДН, нормативы штатного расписания.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПДН ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ МВД РОССИИ
ПДН территориальных органов МВД России строят свою работу по зональному принципу.
Размеры и границы территории, обслуживаемой старшими инспекторами по делам несовершеннолетних и инспекторами по делам несовершеннолетни, определяются начальником территориального органа внутренних дел района, города, иного муниципального образования с учетом оперативной обстановки, численности инспекторов ПДН.
В зависимости от оперативной обстановки начальник территориального органа МВД России может уменьшить или увеличить размеры обслуживаемой территории.
При назначении инспектора ПДН на должность начальник территориального органа МВД России и начальник полиции знакомят его с особенностями обслуживаемой территории, оперативной обстановкой и представляют его руководителям соответствующих образовательных учреждений, общественных объединений.
Не допускается привлечение руководителей, заместителей руководителей ПДН, старших инспекторов (инспекторов) по делам несовершеннолетних для выполнения обязанностей, не связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе привлечение их для дежурств в следственно-оперативных группах
, группах немедленного реагирования, дежурных частях территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также для выполнения задач по охране и конвоированию задержанных лиц.
Обязанности сотрудника ПДН по замещаемой должности, конкретизирующие его деятельность, определяются в должностном регламенте (должностной инструкции).
Возложение на сотрудника ПДН обязанностей, не предусмотренных должностным регламентом (должностной инструкцией), возможно только в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Обеспечение руководителей, заместителей руководителей ПДН, сотрудников ПДН служебными помещениями, а также их материально-техническое оснащение, включая обеспеченность средствами связи и транспорта, осуществляются в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов МВД России.
Не допускается размещение сотрудников ПДН территориальных органов МВД России на районном уровне в служебном помещении, расположенном непосредственно в названных органах, совместно с сотрудниками других служб, подразделений.
Система ПДН:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
-
ПДН Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России, -
ПДН Главного управления на транспорте МВД России;
-
в пределах компетенции обеспечивают координацию и контроль деятельности ПДН территориальных органов МВД России региональном и районном уровне, Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте.
Инспектора ПДН:
1. Изучают особенности обслуживаемой территории:
1.1. Численность и состав населения в возрасте до 18 лет, проживающего на обслуживаемой территории, расположение образовательных учреждений, общежитий, культурно-просветительных, спортивных и других учреждений, организаций, иные особенности участка, местные обычаи и традиции.
1.2. Руководителей органов местного самоуправления, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественных объединений, религиозных организаций, занимающихся воспитанием, обучением несовершеннолетних, охраной их прав и интересов, организующих спортивную, культурно-просветительную и другую работу с подростками.
2. Систематически анализируют оперативную обстановку на обслуживаемой территории, изучая:
2.1. Систематические данные о преступлениях, административных правонарушениях и безнадзорности среди несовершеннолетних, информацию о местах, где наиболее часто совершаются правонарушения, причинах и условиях, способствующих их совершению.
2.2. Информацию об образе жизни и связях несовершеннолетних правонарушителей, а также о родителях, отрицательно влияющих на детей, которой располагают сотрудники иных подразделений органов внутренних дел, граждане, заинтересованные государственные органы, организации, образовательные учреждения, общественные объединения и религиозные организации, а также содержащуюся в сообщениях средств массовой информации.
В целях организации работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних начальник ПДН:
1. Определяет обязанности инспекторского состава ПДН.
2. Организует и лично участвует в выполнении наиболее сложных мероприятий и возложенных на ПДН обязанностей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечивает соблюдение законности в деятельности ПДН.
3. Систематически анализирует, оценивает и контролирует состояние работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, принимает меры к устранению выявленных недостатков, а также вносит руководству ОВД предложения по совершенствованию деятельности ПДН, укреплению взаимодействия с сотрудниками других подразделений ОВД, заинтересованных государственных органов, общественных и религиозных организаций.
4. Осуществляет планирование работы ПДН, контроль за выполнением намеченных мероприятий, подготовку отчетов о работе, аналитических материалов о состоянии правопорядка среди несовершеннолетних для информирования органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также анализирует и обобщает сведения, характеризующие социально-экономические, демографические и другие особенности территории, обслуживаемой ОВД.
5. Готовит предложения по привлечению к работе по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних сотрудников других подразделений территориального органа МВД России и представляет их начальнику ОВД для рассмотрения.
6. Обеспечивает в трехдневный срок с момента установления лица, совершившего преступление, направление спецсообщения о факте совершения преступления несовершеннолетним в территориальный орган МВД России по месту его фактического проживания.
7. В целях выявления упущений в деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних, установления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, организует в срок до десяти суток с момента вынесения постановления о привлечении несовершеннолетнего в качестве обвиняемого проведение соответствующих проверок по фактам совершения повторных, групповых и особо тяжких преступлений. По указанию руководства органа внутренних дел проводит проверки по фактам совершения несовершеннолетними других преступлений.
Должностные лица ПДН работают по графикам, утвержденным начальником территориального органа МВД России.
Основную часть служебного времени указанные должностные лица должны находиться на обслуживаемой территории.
ПДН осуществляет свою деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних по плану, утвержденному начальником территориального органа МВД России. Планы разрабатываются на основе анализа и объективной оценки оперативной обстановки.
Должностные лица ПДН в соответствии с графиком, утвержденным начальником территориального органа МВД России, осуществляют прием граждан. Учет приема граждан ведется в журнале учета приема граждан в подразделении по делам.
Итоги работы инспекторского состава ПДН ежемесячно рассматриваются начальником ПДН. По результатам работы за полугодие и год начальником территориального органа МВД России совместно с начальником ПДН определяется лучший инспектор ПДН.
Основными направлениями деятельности ПДН является:
-
деятельность по общей профилактике правонарушений среди несовершеннолетних; -
деятельность по выявлению несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей; -
деятельность по учету несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей; -
организация индивидуальной профилактической работы
с несовершеннолетними правонарушителями и родителями,
отрицательно влияющими на детей; -
организация работы с несовершеннолетними, доставленными в территориальный орган МВД России; -
осуществление производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.