Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 906

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.15. Обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних

В последние годы в нашей стране к положению детей приковано пристальное внимание. Происходят определенные изменения на политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом уровнях по реализации в Российской Федерации требований Конвенции о правах ребенка.

Принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году Конвенция о правах ребенка явилась продолжением общей гуманистической линии, проводимой международным сообществом в защиту прав и свобод человека. В отличие от ранее принятых международных актов (Женевская декларация прав ребенка, принятая в 1924 году в рамках Лиги Наций; Декларация прав ребенка, принятая ООН в 1959 году) Конвенция по-новому ставит вопрос о правах детей. Признавая ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, она рассматривает детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, считает необходимым создание благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, считая его самостоятельным субъектом права. Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитание его «в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности».

Конвенция ООН – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Определяя весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав детей, Конвенция устанавливает правовые нормы ответственности государства за их соблюдение, создает специальный механизм контроля – Комитет ООН по правам ребенка и наделяет его высокими полномочиями.

Одно из основных требований Конвенции в адрес государств, ратифицировавших Конвенцию, – приоритетное и наилучшее обеспечение прав и интересов ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов. Очевидно, что в выполнении этих требований значительное месте принадлежит законодательству России: создание новых законов, приведение законодательных и подзаконных актов в соответствие с требованиями Конвенции.

13 июня 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 года вступила в силу для Российской Федерации как его правопреемника. Правительство Российской Федерации, подписав международные документы ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей, взяло на себя обязательство не только самому принимать соответствующие акты, но и стимулировать правительственные и неправительственные организации в регионах к подготовке программ в интересах детства. При отсутствии в Российском законодательстве каких-либо правовых норм, определяющих права и интересы несовершеннолетних, применяются нормы, определенные Конвенцией.


В настоящее время в стране действует множество и старых, и новых законодательных норм, касающихся в той или иной мере прав детей. Охрана и защита прав детей осуществляется во всех сферах их жизнедеятельности: семейные отношения, образование и воспитание, охрана здоровья детей, труд несовершеннолетних, социальная защита детей-сирот, помощь семье со стороны государства, защита несовершеннолетних от насилия, гарантия прав их личности и др.

29 декабря 1995 года принят новый Семейный кодекс Российской Федерации. В нем предусмотрено существенное усиление гарантий прав детей в семейных отношениях, выделена специальная глава «Права несовершеннолетних». Семейным кодексом Российской Федерации ребенку предоставлено право самостоятельно обращаться за защитой в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд. Органы опеки и попечительства обязаны принять необходимые меры.

Законодательством ребенку предоставляется право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного административного разбирательства. Мнение ребенка имеет большое значение в решении вопросов лишения родительских прав, передачи на воспитание одному из родителей, при определении места его проживания и т. д. Изменение имени и фамилии ребенка, восстановление родителей в родительских правах, усыновление, помещение в приемную семью происходят только с согласия ребенка, достигшего 10-летнего возраста.

В Семейном кодексе РФ определены права и обязанности родителей, и рассматриваются они в контексте интересов ребенка: они не могут вступать в противоречие с его интересами, осуществляться в ущерб его правам. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления или эксплуатацию детей.

В Семейном кодексе РФ конкретизированы условия, на основании которых родители могут быть лишены родительских прав. Особую роль в судьбе детей может сыграть и такая норма Семейного кодекса РФ, как «ограничение родительских прав» (отобрание ребенка у родителей). В большинстве случаев исковые требования в части ограничения родительских прав предъявляются органами опеки и попечительства к психически нездоровым родителям, которые не могут осуществлять воспитание детей, контролировать их поступки, обеспечивать их питанием и одеждой, так как сами нуждаются в постоянном медицинском контроле. В таких случаях срок ограничения родительских прав не оговаривается. Судебное решение принимается на основании медицинского заключения органов опеки и попечительства. Одновременно предусматривается ограничение родительских прав на срок до 6 месяцев в тех случаях, когда поведение родителей имеет негативный характер, но нет достаточных оснований для лишения родительских прав (например, употребление спиртных напитков, но не на грани алкоголизма). Если в течение срока, обозначенного судом, родители не изменили своего поведения, органы опеки и попечительства обращаются в суд с иском о лишении родительских прав.



Государство защищает интересы несовершеннолетних, оставшихся без родительского внимания и попечения. В соответствии с законом, формами воспитания таких детей могут быть усыновление, опека и попечительство, семейные детские дома (приемные семьи). В Кодекс включена глава о приемной семье – принципиально новой форме устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

24 июня 1999 года был принят Федеральный Закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; называет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (гл.1, ст.5), их права (гл.1, ст.8).

Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включает в себя деятельность следующих учреждений и органов (гл.1, ст.4): комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Деятельность специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних отнесена к компетенции органов социальной защиты населения, что в дальнейшем было закреплено в Федеральном Законе «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации», распоряжении Правительства Российской Федерации, Постановлении Правительства РФ, утвердившем Положение «О специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:


        1. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

        2. обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

        3. социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

        4. выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:

  • законности,

  • демократизма,

  • гуманного обращения с несовершеннолетними,

  • поддержки семьи и взаимодействия с ней,

  • индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации,

  • государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

  • обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;


8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в выше, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 Федерального закона № 120-ФЗ, если они зафиксированы в следующих документах:

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;