ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 903
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 23. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ ПО ОХРАНЕ И КОНВОИРОВАНИЮ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Вопросы
Одним из видов административной деятельности органов внутренних дел является охрана, содержание под стражей и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений являются изоляторы временного содержания (ИВС) органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, органов внутренних дел на транспорте, горрайорганов внутренних дел. Решение о их создании, реорганизации и ликвидации принимаются министрами внутренних дел республик, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел в субъектах Российской Федерации, начальниками управлений внутренних дел на транспорте. Финансирование ИВС осуществляется за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Изоляторы временного содержания входят в структуру полиции.
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
ИВС органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в отношении которых избрана мера пресечения - заключение под стражу.
В статье 22 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый гражданин имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Заключение под стражу и содержание под ней допускается только по судебному решению. До вынесения судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Это правило нашло отражение в ст. 94 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Статья 95 УПК РФ регламентирует общий порядок и условия содержания подозреваемых под стражей.
Режим содержания под стражей подозреваемых, их права и обязанности, а также правила внутреннего распорядка мест временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то они определены в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»170, а также Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений171.
В соответствии с законом «О полиции» на полицию возлагаются обязанность: содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.
Для выполнения этих обязанностей в органах внутренних дел созданы подразделения по содержанию лиц, арестованных в административном порядке; подразделения охраны и конвоирования, подозреваемых
и обвиняемых и подразделения по содержанию подозреваемых и обвиняемых, которые входят в состав полиции
Организационное построение данной службы выглядит следующим образом. На федеральном уровне в структуре Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ МВД России (ГУОООП МВД России) образован отдел организационно-методического обеспечения и контроля деятельности изоляторов временного содержания, охранно-конвойных подразделений.
На региональном уровне в МВД, ГУ МВД, УВД по субъектам Российской Федерации созданы управления (отделы) полиции по руководству охранно-конвойной службой. Эти подразделения руководят полками, батальонами, ротами, взводами и отделениями охранно-конвойной службы.
Деятельность охранно-конвойной службы организована по двум направлениям:
1) по охране подозреваемых и обвиняемых, находящихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел;
2) по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в целях обеспечения уголовно-процессуальных действий и исполнения уголовных наказаний.
В соответствии с действующим законодательством изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел отнесены к местам содержания под стражей172 и предназначены для временного содержания под стражей, задержанных по подозрению в совершении преступлений.
Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и ст. 46 УПК РФ подозреваемым является лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо в отношении которого применена мера пресечения до предъявления обвинения в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела.
Обвиняемый — это лицо, в отношении которого:
1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
2) вынесен обвинительный акт (ст. 47 УПК РФ).
В изоляторах временного содержания ОВД содержатся:
– подозреваемые;
– обвиняемые;
– осужденные, в отношении которых вынесенный приговор не вступил в законную силу, и осужденные, доставленные из органов и учреждений исполнения уголовных наказаний в связи с расследованием или рассмотрением судом дел о преступлениях, совершенных этими или другими лицами.
В порядке исключения в ИВС могут содержаться лица, подвергнутые
административному аресту по постановлению судьи, но только при отсутствии в данной местности специального приемника.
Основаниями для приема и содержания лиц в ИВС являются:
а) для подозреваемых в совершении преступления – протокол задержания в соответствии со ст. 91 УПК РФ, составленный следователем или лицом, производящим дознание;
б) для подозреваемых и обвиняемых — постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу (ст. 108 УПК РФ);
в) для осужденных к лишению свободы — приговор суда о назначении лишения свободы (при невозможности доставить осужденного в следственный изолятор); постановление суда об этапировании;
г) для административно арестованных, помещаемых в ИВС в порядке
исключения, при отсутствии в данной местности специального приемника — копия постановления судьи с печатью суда о применении административного наказания в виде административного ареста.
Прием подозреваемых и обвиняемых, поступивших в ИВС, производится круглосуточно дежурным ИВС или оперативным дежурным по органу внутренних дел, который проверяет наличие документов, дающих основание для приема лица, доставленного в ИВС, проводит опрос данного лица и сверяет его ответы со сведениями, указанными в процессуальном документе, послужившем основанием для задержания или взятия под стражу этого лица, а также с документами, удостоверяющими его личность (при наличии).
Все лица, помещаемые в изолятор, подвергаются личному обыску (административно арестованные — досмотру) в присутствии понятых того же пола, а находящиеся при них вещи — досмотру.
По окончании обыска (досмотра) и досмотра вещей составляется протокол, который подписывается сотрудником, их производившим, понятыми и обыскиваемым. Отказ обвиняемых и подозреваемых от подписи и заявленные при этом претензии отражаются в данном протоколе.
У принятых в ИВС лиц остаются только те предметы, вещи и продукты питания, которые им разрешается иметь при себе и хранить в камере в количестве и ассортименте, определенных Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
При наличии у принимаемого лица телесных повреждений составляется акт об их наличии, который подписывается дежурным ИВС, должностным лицом, доставившим задержанного, обвиняемого, и самим доставленным, которому вручается копия этого акта.
Режим содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС обеспечивается соблюдением установленных Правил внутреннего распорядка, осуществлением пропускного режима, содержанием подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно изолированных камерах с осуществлением постоянного надзора за ними, в том числе с использованием средств видеонаблюдения, запрещением бесконвойного передвижения подозреваемых и обвиняемых по территории, системой проверок, а также проведением их личного обыска и досмотра находящихся при них вещей.
Соблюдение подозреваемыми и обвиняемыми установленных Правил внутреннего распорядка в ИВС состоит в том, что водворяемый в камеру ИВС должен быть ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка, которые устанавливают порядок:
1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;
2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования и досмотра вещей;
3) изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;
4) приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым писем, посылок,
передач;
5) направления подозреваемым и обвиняемым предложений, заявлений и жалоб;
6) подъема, утренней проверки, завтрака, прогулок;
7) предоставления свиданий с защитником и родственниками.
Осуществление пропускного режима в ИВС выражается в том, что в изолятор пропускается строго ограниченный круг лиц, а именно:
– прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов, — по удостоверениям личности, в любое время суток с беспрепятственным допуском во все помещения;
– должностные лица органов внутренних дел, осуществляющие контроль за организацией и несением службы, — по удостоверениям личности;
– сотрудники других служб — по предъявлению специального предписания, выданного начальником вышестоящего органа внутренних дел;
– следователи органов внутренних дел, Следственного комитета прокуратуры РФ и дознаватели — по удостоверению личности в следственные кабинеты и только для производства следственных действий;
– сотрудники оперативных подразделений — по удостоверению личности с письменного разрешения лица, в производстве которого находится уголовное дело, в следственные кабинеты;
– защитники — по документу, удостоверяющему личность, и по предъявлению ими ордера юридической консультации — в следственные кабинеты;
– другие лица, которым предоставлено свидание с подозреваемым или обвиняемым, — по предъявлению паспорта и соответствующего разрешения, только в комнату для свиданий.
Отметим, что прокуроры, следователи, дознаватели и проверяющие, прибывшие в ИВС с оружием, обязаны сдать его на временное хранение дежурному по органу внутренних дел.
Содержание подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно изолированных камерах с непрерывным надзором за этими лицами достигается тем, что строительство и оборудование ИВС осуществляется по типовым проектам, согласованным с органами внутренних дел. При этом устройство камер должно обеспечивать надежную изоляцию подозреваемых и обвиняемых от внешней среды и исключить возможность побега из них через оконные и дверные проемы или путем разбора или пролома стен и потолочных перекрытий, подкопов и т. п.
Рассматриваемое требование режима предполагает также раздельное размещение по камерам:
Вопросы
-
Правовая и организационная основа деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. -
Деятельность подразделений по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
-
Правовая и организационная основа деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД
Одним из видов административной деятельности органов внутренних дел является охрана, содержание под стражей и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений являются изоляторы временного содержания (ИВС) органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, органов внутренних дел на транспорте, горрайорганов внутренних дел. Решение о их создании, реорганизации и ликвидации принимаются министрами внутренних дел республик, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел в субъектах Российской Федерации, начальниками управлений внутренних дел на транспорте. Финансирование ИВС осуществляется за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Изоляторы временного содержания входят в структуру полиции.
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
ИВС органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в отношении которых избрана мера пресечения - заключение под стражу.
В статье 22 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый гражданин имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Заключение под стражу и содержание под ней допускается только по судебному решению. До вынесения судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Это правило нашло отражение в ст. 94 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Статья 95 УПК РФ регламентирует общий порядок и условия содержания подозреваемых под стражей.
Режим содержания под стражей подозреваемых, их права и обязанности, а также правила внутреннего распорядка мест временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то они определены в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»170, а также Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений171.
В соответствии с законом «О полиции» на полицию возлагаются обязанность: содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.
Для выполнения этих обязанностей в органах внутренних дел созданы подразделения по содержанию лиц, арестованных в административном порядке; подразделения охраны и конвоирования, подозреваемых
и обвиняемых и подразделения по содержанию подозреваемых и обвиняемых, которые входят в состав полиции
Организационное построение данной службы выглядит следующим образом. На федеральном уровне в структуре Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ МВД России (ГУОООП МВД России) образован отдел организационно-методического обеспечения и контроля деятельности изоляторов временного содержания, охранно-конвойных подразделений.
На региональном уровне в МВД, ГУ МВД, УВД по субъектам Российской Федерации созданы управления (отделы) полиции по руководству охранно-конвойной службой. Эти подразделения руководят полками, батальонами, ротами, взводами и отделениями охранно-конвойной службы.
Деятельность охранно-конвойной службы организована по двум направлениям:
1) по охране подозреваемых и обвиняемых, находящихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел;
2) по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в целях обеспечения уголовно-процессуальных действий и исполнения уголовных наказаний.
В соответствии с действующим законодательством изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел отнесены к местам содержания под стражей172 и предназначены для временного содержания под стражей, задержанных по подозрению в совершении преступлений.
Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и ст. 46 УПК РФ подозреваемым является лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо в отношении которого применена мера пресечения до предъявления обвинения в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела.
Обвиняемый — это лицо, в отношении которого:
1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
2) вынесен обвинительный акт (ст. 47 УПК РФ).
В изоляторах временного содержания ОВД содержатся:
– подозреваемые;
– обвиняемые;
– осужденные, в отношении которых вынесенный приговор не вступил в законную силу, и осужденные, доставленные из органов и учреждений исполнения уголовных наказаний в связи с расследованием или рассмотрением судом дел о преступлениях, совершенных этими или другими лицами.
В порядке исключения в ИВС могут содержаться лица, подвергнутые
административному аресту по постановлению судьи, но только при отсутствии в данной местности специального приемника.
Основаниями для приема и содержания лиц в ИВС являются:
а) для подозреваемых в совершении преступления – протокол задержания в соответствии со ст. 91 УПК РФ, составленный следователем или лицом, производящим дознание;
б) для подозреваемых и обвиняемых — постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу (ст. 108 УПК РФ);
в) для осужденных к лишению свободы — приговор суда о назначении лишения свободы (при невозможности доставить осужденного в следственный изолятор); постановление суда об этапировании;
г) для административно арестованных, помещаемых в ИВС в порядке
исключения, при отсутствии в данной местности специального приемника — копия постановления судьи с печатью суда о применении административного наказания в виде административного ареста.
Прием подозреваемых и обвиняемых, поступивших в ИВС, производится круглосуточно дежурным ИВС или оперативным дежурным по органу внутренних дел, который проверяет наличие документов, дающих основание для приема лица, доставленного в ИВС, проводит опрос данного лица и сверяет его ответы со сведениями, указанными в процессуальном документе, послужившем основанием для задержания или взятия под стражу этого лица, а также с документами, удостоверяющими его личность (при наличии).
Все лица, помещаемые в изолятор, подвергаются личному обыску (административно арестованные — досмотру) в присутствии понятых того же пола, а находящиеся при них вещи — досмотру.
По окончании обыска (досмотра) и досмотра вещей составляется протокол, который подписывается сотрудником, их производившим, понятыми и обыскиваемым. Отказ обвиняемых и подозреваемых от подписи и заявленные при этом претензии отражаются в данном протоколе.
У принятых в ИВС лиц остаются только те предметы, вещи и продукты питания, которые им разрешается иметь при себе и хранить в камере в количестве и ассортименте, определенных Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
При наличии у принимаемого лица телесных повреждений составляется акт об их наличии, который подписывается дежурным ИВС, должностным лицом, доставившим задержанного, обвиняемого, и самим доставленным, которому вручается копия этого акта.
Режим содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС обеспечивается соблюдением установленных Правил внутреннего распорядка, осуществлением пропускного режима, содержанием подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно изолированных камерах с осуществлением постоянного надзора за ними, в том числе с использованием средств видеонаблюдения, запрещением бесконвойного передвижения подозреваемых и обвиняемых по территории, системой проверок, а также проведением их личного обыска и досмотра находящихся при них вещей.
Соблюдение подозреваемыми и обвиняемыми установленных Правил внутреннего распорядка в ИВС состоит в том, что водворяемый в камеру ИВС должен быть ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка, которые устанавливают порядок:
1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;
2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования и досмотра вещей;
3) изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;
4) приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым писем, посылок,
передач;
5) направления подозреваемым и обвиняемым предложений, заявлений и жалоб;
6) подъема, утренней проверки, завтрака, прогулок;
7) предоставления свиданий с защитником и родственниками.
Осуществление пропускного режима в ИВС выражается в том, что в изолятор пропускается строго ограниченный круг лиц, а именно:
– прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов, — по удостоверениям личности, в любое время суток с беспрепятственным допуском во все помещения;
– должностные лица органов внутренних дел, осуществляющие контроль за организацией и несением службы, — по удостоверениям личности;
– сотрудники других служб — по предъявлению специального предписания, выданного начальником вышестоящего органа внутренних дел;
– следователи органов внутренних дел, Следственного комитета прокуратуры РФ и дознаватели — по удостоверению личности в следственные кабинеты и только для производства следственных действий;
– сотрудники оперативных подразделений — по удостоверению личности с письменного разрешения лица, в производстве которого находится уголовное дело, в следственные кабинеты;
– защитники — по документу, удостоверяющему личность, и по предъявлению ими ордера юридической консультации — в следственные кабинеты;
– другие лица, которым предоставлено свидание с подозреваемым или обвиняемым, — по предъявлению паспорта и соответствующего разрешения, только в комнату для свиданий.
Отметим, что прокуроры, следователи, дознаватели и проверяющие, прибывшие в ИВС с оружием, обязаны сдать его на временное хранение дежурному по органу внутренних дел.
Содержание подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно изолированных камерах с непрерывным надзором за этими лицами достигается тем, что строительство и оборудование ИВС осуществляется по типовым проектам, согласованным с органами внутренних дел. При этом устройство камер должно обеспечивать надежную изоляцию подозреваемых и обвиняемых от внешней среды и исключить возможность побега из них через оконные и дверные проемы или путем разбора или пролома стен и потолочных перекрытий, подкопов и т. п.
Рассматриваемое требование режима предполагает также раздельное размещение по камерам: