Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 903

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 23. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ ПО ОХРАНЕ И КОНВОИРОВАНИЮ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Вопросы


  1. Правовая и организационная основа деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

  2. Деятельность подразделений по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.



  1. Правовая и организационная основа деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД


Одним из видов административной деятельности органов внутренних дел является охрана, содержание под стражей и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений являются изоляторы временного содержания (ИВС) органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, органов внутренних дел на транспорте, горрайорганов внутренних дел. Решение о их создании, реорганизации и ликвидации принимаются министрами внутренних дел республик, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел в субъектах Российской Федерации, начальниками управлений внутренних дел на транспорте. Финансирование ИВС осуществляется за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Изоляторы временного содержания входят в структуру полиции.

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

ИВС органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в отношении которых избрана мера пресечения - заключение под стражу.


В статье 22 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый гражданин имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Заключение под стражу и содержание под ней допускается только по судебному решению. До вынесения судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Это правило нашло отражение в ст. 94 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Статья 95 УПК РФ регламентирует общий порядок и условия содержания подозреваемых под стражей.

Режим содержания под стражей подозреваемых, их права и обязанности, а также правила внутреннего распорядка мест временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то они определены в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»170, а также Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений171.

В соответствии с законом «О полиции» на полицию возлагаются обязанность: содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.

Для выполнения этих обязанностей в органах внутренних дел созданы подразделения по содержанию лиц, арестованных в административном порядке; подразделения охраны и конвоирования, подозреваемых
и обвиняемых и подразделения по содержанию подозреваемых и обвиняемых, которые входят в состав полиции

Организационное построение данной службы выглядит следующим образом. На федеральном уровне в структуре Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ МВД России (ГУОООП МВД России) образован отдел организационно-методического обеспечения и контроля деятельности изоляторов временного содержания, охранно-конвойных подразделений.

На региональном уровне в МВД, ГУ МВД, УВД по субъектам Российской Федерации созданы управления (отделы) полиции по руководству охранно-конвойной службой. Эти подразделения руководят полками, батальонами, ротами, взводами и отделениями охранно-конвойной службы.



Деятельность охранно-конвойной службы организована по двум направлениям:

1) по охране подозреваемых и обвиняемых, находящихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел;

2) по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в целях обеспечения уголовно-процессуальных действий и исполнения уголовных наказаний.

В соответствии с действующим законодательством изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел отнесены к местам содержания под стражей172 и предназначены для временного содержания под стражей, задержанных по подозрению в совершении преступлений.

Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и ст. 46 УПК РФ подозреваемым является лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо в отношении которого применена мера пресечения до предъявления обвинения в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела.

Обвиняемый — это лицо, в отношении которого:

1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;

2) вынесен обвинительный акт (ст. 47 УПК РФ).

В изоляторах временного содержания ОВД содержатся:

– подозреваемые;

– обвиняемые;

– осужденные, в отношении которых вынесенный приговор не вступил в законную силу, и осужденные, доставленные из органов и учреждений исполнения уголовных наказаний в связи с расследованием или рассмотрением судом дел о преступлениях, совершенных этими или другими лицами.

В порядке исключения в ИВС могут содержаться лица, подвергнутые
административному аресту по постановлению судьи, но только при отсутствии в данной местности специального приемника.

Основаниями для приема и содержания лиц в ИВС являются:

а) для подозреваемых в совершении преступления – протокол задержания в соответствии со ст. 91 УПК РФ, составленный следователем или лицом, производящим дознание;

б) для подозреваемых и обвиняемых постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу (ст. 108 УПК РФ);

в) для осужденных к лишению свободы — приговор суда о назначении лишения свободы (при невозможности доставить осужденного в следственный изолятор); постановление суда об этапировании;

г) для административно арестованных, помещаемых в ИВС в порядке
исключения, при отсутствии в данной местности специального приемника — копия постановления судьи с печатью суда о применении административного наказания в виде административного ареста.


Прием подозреваемых и обвиняемых, поступивших в ИВС, производится круглосуточно дежурным ИВС или оперативным дежурным по органу внутренних дел, который проверяет наличие документов, дающих основание для приема лица, доставленного в ИВС, проводит опрос данного лица и сверяет его ответы со сведениями, указанными в процессуальном документе, послужившем основанием для задержания или взятия под стражу этого лица, а также с документами, удостоверяющими его личность (при наличии).

Все лица, помещаемые в изолятор, подвергаются личному обыску (административно арестованные — досмотру) в присутствии понятых того же пола, а находящиеся при них вещи — досмотру.

По окончании обыска (досмотра) и досмотра вещей составляется протокол, который подписывается сотрудником, их производившим, понятыми и обыскиваемым. Отказ обвиняемых и подозреваемых от подписи и заявленные при этом претензии отражаются в данном протоколе.

У принятых в ИВС лиц остаются только те предметы, вещи и продукты питания, которые им разрешается иметь при себе и хранить в камере в количестве и ассортименте, определенных Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

При наличии у принимаемого лица телесных повреждений составляется акт об их наличии, который подписывается дежурным ИВС, должностным лицом, доставившим задержанного, обвиняемого, и самим доставленным, которому вручается копия этого акта.

Режим содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС обеспечивается соблюдением установленных Правил внутреннего распорядка, осуществлением пропускного режима, содержанием подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно изолированных камерах с осуществлением постоянного надзора за ними, в том числе с использованием средств видеонаблюдения, запрещением бесконвойного передвижения подозреваемых и обвиняемых по территории, системой проверок, а также проведением их личного обыска и досмотра находящихся при них вещей.

Соблюдение подозреваемыми и обвиняемыми установленных Правил внутреннего распорядка в ИВС состоит в том, что водворяемый в камеру ИВС должен быть ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка, которые устанавливают порядок:

1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;

2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования и досмотра вещей;


3) изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;

4) приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым писем, посылок,
передач;

5) направления подозреваемым и обвиняемым предложений, заявлений и жалоб;

6) подъема, утренней проверки, завтрака, прогулок;

7) предоставления свиданий с защитником и родственниками.

Осуществление пропускного режима в ИВС выражается в том, что в изолятор пропускается строго ограниченный круг лиц, а именно:

– прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов, — по удостоверениям личности, в любое время суток с беспрепятственным допуском во все помещения;

– должностные лица органов внутренних дел, осуществляющие контроль за организацией и несением службы, — по удостоверениям личности;

– сотрудники других служб — по предъявлению специального предписания, выданного начальником вышестоящего органа внутренних дел;

– следователи органов внутренних дел, Следственного комитета прокуратуры РФ и дознаватели — по удостоверению личности в следственные кабинеты и только для производства следственных действий;

– сотрудники оперативных подразделений — по удостоверению личности с письменного разрешения лица, в производстве которого находится уголовное дело, в следственные кабинеты;

– защитники — по документу, удостоверяющему личность, и по предъявлению ими ордера юридической консультации — в следственные кабинеты;

– другие лица, которым предоставлено свидание с подозреваемым или обвиняемым, — по предъявлению паспорта и соответствующего разрешения, только в комнату для свиданий.

Отметим, что прокуроры, следователи, дознаватели и проверяющие, прибывшие в ИВС с оружием, обязаны сдать его на временное хранение дежурному по органу внутренних дел.

Содержание подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно изолированных камерах с непрерывным надзором за этими лицами достигается тем, что строительство и оборудование ИВС осуществляется по типовым проектам, согласованным с органами внутренних дел. При этом устройство камер должно обеспечивать надежную изоляцию подозреваемых и обвиняемых от внешней среды и исключить возможность побега из них через оконные и дверные проемы или путем разбора или пролома стен и потолочных перекрытий, подкопов и т. п.

Рассматриваемое требование режима предполагает также раздельное размещение по камерам: