ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 883
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
федеральный орган управления Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД МВД России) с подчиненными подразделениями, -
территориальные органы управления ГИБДД по субъектам Российской Федерации (управления или отделы ГИБДД МВД, УМВД) -
подразделения ГИБДД в районах, городах, округах и районах в городах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, -
специализированные и иные подразделения ГИБДД (строевые подразделения ДПС, подразделения сопровождения, быстрого реагирования).
Следует отметить, что названные органы образующие систему Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеют свою внутреннюю структуру и соответствующие полномочия в области безопасности дорожного движения. Структуру и пределы полномочий каждого органа системы Государственной инспекции безопасности дорожного движения устанавливается ведомственными нормативными документами, какими являются:
-
Положение о ГУОБДД МВД РФ, управлении (отделе) ГИБДД субъекта федерации, отделении ГИБДД горрайоргана административно-территориального образования, -
Наставления и Инструкции по организации работы отдельных служб и подразделений Государственной инспекции (например, Наставление по ДПС ГИБДД, Инструкция по применению Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений и т.д).
Рассмотрим более подробно правовой статус, полномочия и структуру органов управления и подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
ГУОБДД МВД РФ:
-
разрабатывает проекты приказов, положений, наставлений и других нормативных документов по вопросам деятельности структурных подразделений Государственной инспекции, -
участвует в разработке законодательных актов, правил, нормативов, стандартов, относящихся к вопросам безопасности дорожного движения, -
обобщает практику применения законодательства в сфере дорожного движения, -
осуществляет контроль за соблюдением законности в правоприменительной деятельности, -
организует и контролирует производство дознания по делам о дорожно-транспортных происшествиях, -
ведет государственную статистику ДТП, -
вносит предложения по совершенствованию нормативных правовых документов, действующих в области безопасности дорожного движения, способствует их реализации.
Кроме того, ГУОБДД и его структурные подразделения выполняют функции государственного заказчика по изготовлению бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, а также по изготовлению оперативно-технических средств для подразделений ГИБДД и т. д.
Аппарат ГУОБДД МВД Российской Федерации состоит из управлений, отделов и учреждений, которые отражают основные направления деятельности федерального органа в сфере дорожного движения.
ГУОБДД возглавляет начальник, который является по должности Главным Государственным инспектором РФ, а его заместители - заместителями Главного государственного инспектора.
Указанные руководители назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации.
Руководство деятельностью подразделений ГИБДД на территории субъектов федерации (республик, краев, областей) осуществляют управления (отделы) ГИБДД МВД (УВД), которые имеют задачи и функции, аналогичные ГУОБДД, но в пределах определенных административно-территориальных единиц.
На городском уровне служба Госавтоинспекции представлена, как правило, отделениями ГИБДД, состав которых варьируется в зависимости от величины базового ОВД. Один из вариантов отделения приведен ниже.
Рассмотрим кратко основные функции ведущих служб ГИБДД и соответствующих им структурных групп.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из форм реализации единой государственной политики в области охраны жизни, здоровья и имущества граждан путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Данное направление деятельности человечества имеет огромное социальное и экономическое значение.
Стоимостная оценка последствий ДТП (гибель, ранения людей, их инвалидность и реабилитация, экономические и другие факторы) используется во всех странах с развитой автомобилизацией как один из основных критериев при принятии решений в процессе государственного управления. Данные оценки позволяют сделать соответствующие расчеты при разработке на различных уровнях управления целевых программ, проектов и профилактических мероприятий в этой сфере.
Многоплановость и сложность общественных отношений, складывающихся в сфере безопасности дорожного движения, обусловливают наличие множества нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в данной сфере. Вся совокупность таких актов представляет собой определенную систему, которую составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, акты Президента России, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные (межведомственные) нормативно-правовые акты как федерального, так и регионального уровней. Наряду с российскими правовыми актами в эту систему входят и международные документы по безопасности дорожного движения, к которым присоединилась Российская Федерация.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»189 должен, судя по его названию, определять правовые основы всех направлений безопасности дорожного движения, в том числе его организацию: правила содержания и ремонта дорог, обустройство сервисных пунктов, ограничения на дорогах и т.д. Ведь от того, как организовано движение на дорогах, зависит его безопасность. Кроме того, закон регулирует права и обязанности участников дорожного движения, условия получения права на управление транспортным средством, устанавливает требования к подготовке водителей транспортных средств и т.д. Однако в первой статье ФЗ указывается, что он определяет только правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. То есть, в законе содержится противоречие между его названием и более широким предметом регулирования. Об этом свидетельствуют и следующие факты: при перечислении основных терминов, которые употребляются в законе, названы:
-
обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; -
организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
В статье 5 закона перечисляются основные направления обеспечения безопасности дорожного движения, среди которых есть и направления, относящиеся к организации дорожного движения. Например: установление полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; разработка и утверждение в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществление деятельности по организации дорожного движения.
Организации дорожного движения посвящена и статья 21 закона. Но в ней сами мероприятия по организации дорожного движения не прописаны. В то же время в ч. 2 статьи указывается, что разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с федеральными и региональными нормативными правовыми актами.
Для обеспечения эффективного и безопасного функционирования системы водитель-автомобиль-дорога-среда необходимо совершенствовать подготовку водителей, улучшать конструкцию и техническое состояние транспортных средств, расширять строительство улиц и дорог, оптимально организовывать процесс дорожного движения.
С позиции системного подхода эта деятельность может быть рассмотрена как последовательно осуществляемая на трех уровнях управления, конечной целью которого является безопасность движения.
1-й уровень предусматривает создание системы законодательных и иных нормативных правовых актов, а также стандартов, технических правил, содержащих общие требования безопасности по всем компонентам системы.
2-й уровень предусматривает непосредственную реализацию требований системы законодательных и иных нормативных правовых актов 1-го уровня в процессе создания транспортных средств, строительства, организации дорожного движения, а также при подготовке водителей и обучении населения правилам безопасности движения.
3-й уровень предусматривает организацию контроля надежности функционирования всех компонентов системы в процессе дорожного движения и принятие соответствующих мер для восстановления должного уровня безопасности системы.
Исходя из требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основные направления обеспечения БД можно сгруппировать в следующие семь блоков.
-
Установление полномочий и ответственности правительства, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации; -
Разработка и утверждение законодательных и иных нормативных
правовых актов в сфере обеспечения БД; -
Регулирование деятельности на автомобильном, городском транс
порте, в дорожном хозяйстве, осуществление деятельности по организации дорожного движения; -
Организация подготовки водителей транспортных средств, обучение населения правилам дорожного движения; -
Проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности движения;
-
Сертификация объектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства, лицензирование деятельности, связанной с обеспечением безопасности движения; -
Осуществление надзора и контроля за выполнением законодательства, действующего в сфере обеспечения безопасности движения.
Каждый из блоков представляет определенные направления деятельности, участниками которой могут быть как государственные, так и иные структуры любых форм собственности, функционирующие в рамках закона.
На государственном уровне решаются наиболее фундаментальные проблемы дорожного движения – разработка законодательных и иных нормативных актов, планирование развития автомобилизации, принятие решений о структуре органов управления в рассматриваемой сфере, разработка программ дорожного строительства, утверждение государственных стандартов на дороги, улицы, автомобили и т.п.
На уровне субъектов Федерации рассматриваются практические вопросы обеспечения функционирования данной системы. Все они входят в компетенцию соответствующих структур управления и подведомственных им организаций и решаются применительно к конкретному региону.
В числе названных направлений важное значение имеют также деятельность медицинских служб по оказанию помощи пострадавшим в ДТП, работа средств массовой информации (газеты, радио, телевидение) по пропаганде безопасности движения, обучение различных категорий населения в школах, других учебных заведениях правилам дорожного движения, работа органов страхования.
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГИБДД С
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Успешное выполнение поставленных задач и функций подразделениями ГИБДД невозможно без взаимодействия с другими службами МВД России и министерствами и ведомствами, с общественностью сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Подразделения Госавтоинспеции взаимодействуя с другими подразделениями общественной безопасности обеспечивают охрану общественного порядка. Совместно с подразделениями по охране общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, уголовного розыска, участвуют в предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, розыске скрывшихся преступников и похищенного имущества. Госавтоинспекия тесно взаимодействует с другими службами ОВД, в частности со следственными аппаратами. Взаимодействие подразделений ГИБДД осуществляется с подразделениями Внутренних войск вовремя стихийных бедствий, эпидемий и эпизоотий, в чрезвычайных ситуациях, обстоятельствах техногенного и природного характера. Для эффективного выполнения возложенных задач ГАИ совместно с другими подразделениями МВД России заранее готовят планы совместных действий. Действенность таких планов проверяется практикой.