Файл: Теория, нормативноправовые основы, практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.Е. Поветкина, Е.В. Алехина, Д.С. Калишкина

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, ПРАКТИКА


ВГПУ

2014

УДК 37.013(04)

ББК 74

П42

Авторы:

Т.Е. Поветкина, Е.В. Алехина, Д.С. Калишкина
Рецензент:

доктор педагогических наук М.В. Шакурова

П42 Поветкина Т.Е. Инклюзивное образование: теория, нормативно-правовые основы, практика / Т.Е. Поветкина, Е.В. Алехина, Д.С. Калишкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 137 с.
ISBN 978-5-00044-111-4
Монография является результатом многолетних исследований и педагогического опыта в области организации инклюзивного образования.

Рекомендуется руководителям и работникам образовательных организаций, студентам педагогических вузов и колледжей, общественным деятелям и членам общественных организаций.

Монография подготовлена при поддержке гранта ВГПУ.
УДК 37.013(04)

ББК 74
©Поветкина Т.Е., Алехина Е.В., Калишкина Д.С., 2015

©Воронежский государственный педагогический университет,

ISBN 978-5-00044-111-4 редакционно-издательское оформление, 2015

1. Теория инклюзивного образования



    1. Понятие «инклюзивного образования»



Система образования современного общества должна соответствовать индивидуальным потребностям личности, в том числе:

• потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии, основанные на индивидуальных склонностях, интересах, мотивах и способностях, создающих личностную успешность;

• потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества, сождающие социальную успешность;

• потребности в развитии у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии, удовлетворяющие профессиональная успешность.

Основой построения многих национальных систем обучения во всем мире становится создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей. Образовательные потребности могут варьироваться от просто индивидуальных до особенно индивидуальных. Сегодня группа детей, обладающих особыми индивидуальными потребностями в сфере образования неуклонно растет.


Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают наличие несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, нормативам образовательной успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.

Особые образовательные потребности могут быть у детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития. Включение их в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это новшество для российского образования. Такой подход называют инклюзивным, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей (из материалов ЮНИСЕФ).

Инклюзивное образование - совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

Инклюзивное образование позволяет решать задачи своевременного включения детей с особенностями развития в образовательное пространство и создания благоприятных условий для академического и социального развития каждого ребенка. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества.

Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели, которая определяет инвалидность как нарушение здоровья и ограничивает поддержку людям с инвалидностью социальной защитой больных и неспособных, приходит «социальная» модель, которая утверждает:

• причина инвалидности находится не в заболевании, не в человеке, его имеющем;

• причина инвалидности в существующих в обществе физических («архитектурные») и организационных («отношенческие») барьерах.



Социальный подход к пониманию инвалидности закреплен в Конвенции о правах инвалидов (2006):

«Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

При социальной модели понимания инвалидности ребенок с инвалидностью или с другими особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. Общество создает проблемы и барьеры в обучении такого ребенка. Несовершенство общественной системы образования, которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся в условиях общей школы, является очевидным. Требуются изменения самой системы образования, которые приведут к успешному осуществлению инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода.

Общая система образования должна стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей – без дискриминации и пренебрежения.

Обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности, изжить их и предоставить детям с инвалидностью равные возможности полноценного участия во всех сферах школьной и внешкольной активности в системе общего образования. Только в этом случае можно говорить о переходе к социальной модели.

Необходимо разделять интеграцию и инклюзию детей с инвалидностью.

Различие интеграции и инклюзии состоит в том, кто или что является объектом изменений: система образования или ребенок. При интеграционном подходе ребенок с особыми образовательными потребностями адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся.

Интеграционный подход, который имеющий давнюю историю развития в России, Европе, Северной Америке, ряде других стран, достигается методом перенесения элементов специального образования в систему общего образования.

Проблемой данного подхода является то, что только незначительная группа детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья может быть полностью включена в среду общего образования. При этом ни программы, ни методики, ни стратегии обучения не подвергаются изменениям. Отсутствие таких организационных изменений при интеграции явилось основным барьером в широкой реализации политики и практики включения детей с инвалидностью в общеобразовательную среду. Переосмысление этого процесса привело к изменению концепции «особых образовательных потребностей» и появлению нового термина – «инклюзия».


Инклюзивный подход ставит во главу угла ребенка, с его особыми образовательными потребностями. А образовательная организация должна, если это требуется, провести качественные изменения учебного процесса, организации обучения, методов обучения и т.п. для максимального преодоления трудностей в обучении. При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают.

Принципами инклюзивного образования можно разбить на группы:

  • этические – подчинение принципу уважения человеческого достоинства, а также основных нравственных норм;

  • педагогически-нормативные – необходимо учитывать, что в России сложилась целостная система образования, основанная на едином Стандарте, включающий необходимый и обязательный минимум знаний, умений, навыков. В соответствии с этим аспектом педагог должен ставить перед ребенком общепризнанные и достижимые цели обучения;

  • профессионально-дифференцированные– при котором происходит учет ндивидуальных потребностей в обучении и определении необходимой дозированной помощи со стороны педагога. Данный аспект актуален для большинства учащихся. Исследования показывают, что более 80% учащихся общеобразовательных школ нуждаются в как психологической, так и в коррекционной поддержке.1

К декларативным принципам инклюзии относятся:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  • Каждый человек способен чувствовать и думать;

  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  • Все люди нуждаются друг в друге;

  • Образование осуществляется только в контексте реальных взаимоотношений;

  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  • Разнообразие усиливает все стороны жизни.

Основными идеями инклюзия в образовании являются следующие постулаты.

  • Признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов.

  • Повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни.

  • Реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой.

  • Избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности.

  • Анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом.

  • Различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.

  • Признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства.

  • Улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов.

  • Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ.

  • Развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами.

  • Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.




    1. История развития образования инвалидов



История развития образования людей с инвалидностью насчитывает несколько столетий. Первоначально образование инвалидов носило сегрегационный и утилитарный характер. Первое упоминание об обучении детей с инвалидностью относится к концу XVI века. Испанский монах Педро Понсе де Леон обучал глухих детей. В это же время в странах Западной Европы начинают издаваться первые пособия по обучению детей-инвалидов, а с середины XVII века открываются специальные школы.

До середины XX века активно развиваются в специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения, в которых дети с психофизическими нарушениями обучались изолированно от обычных детей.

До настоящего времени во всем мире существуют три модели получения образования детьми с особыми образовательными потребностями: сегрегационная, интеграционная и инклюзивная. Данные модели могут иметь историческую привязку.Обусловлено это тем, что образование конкретно-историческое явление, реализующее государственный и общественный заказ. Таким образом, историю организации обучения детей с особыми образовательными потребностями в системе образования стран Западной Европы и Америки можно представить в виде трех периодов:

  • сегрегационная («медицинская») модель с середины XVII века по 60-е год XX века;

  • интеграционная («модель нормализации») с середины 60-х по 80-е годы;

  • инклюзивная («модель включения») с 80-х годов по настоящее время.

Все три модели имеют свои характерные черты, обусловленные взглядами на причины инвалидности, стереотипы отношения к людям с инвалидностью и распространенными методологическими подходами к образованию инвалидов.

Сегрегационная, или медицинская, модель организации процесса обучения детей с психофизическими нарушениями развития основана на представлении о том, что особому ребенку для успешного обучения необходимы особые условия, которые невозможно создать в обычной школе. Сегрегация означает отделение, отсоединение. Отсюда проистекает необходимость обучения детей-инвалидов отдельно от других детей:

  • специальные материально-технические средства (возможность обучения по системе Брайля незрячими детьми; звукоусиливающая аппаратура для детей с нарушениями слуха);

  • наличие специальных педагогов (сурдопедагоги для глухих детей, тифлопедагоги для слепых детей, олигофренопедагоги для детей с интеллектуальными нарушениями);

  • специальные программы, рассчитанные на возможности ребенка;

  • специальное медицинское сопровождение, коррекционная, реабилитационная работа;

  • предпрофессиональная и профессиональная подготовка.