ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Т.Е. Поветкина, Е.В. Алехина, Д.С. Калишкина
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, ПРАКТИКА
ВГПУ
2014
УДК 37.013(04)
ББК 74
П42
Авторы:
Т.Е. Поветкина, Е.В. Алехина, Д.С. Калишкина
Рецензент:
доктор педагогических наук М.В. Шакурова
П42 Поветкина Т.Е. Инклюзивное образование: теория, нормативно-правовые основы, практика / Т.Е. Поветкина, Е.В. Алехина, Д.С. Калишкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 137 с.
ISBN 978-5-00044-111-4
Монография является результатом многолетних исследований и педагогического опыта в области организации инклюзивного образования.
Рекомендуется руководителям и работникам образовательных организаций, студентам педагогических вузов и колледжей, общественным деятелям и членам общественных организаций.
Монография подготовлена при поддержке гранта ВГПУ.
УДК 37.013(04)
ББК 74
©Поветкина Т.Е., Алехина Е.В., Калишкина Д.С., 2015
©Воронежский государственный педагогический университет,
ISBN 978-5-00044-111-4 редакционно-издательское оформление, 2015
1. Теория инклюзивного образования
-
Понятие «инклюзивного образования»
Система образования современного общества должна соответствовать индивидуальным потребностям личности, в том числе:
• потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии, основанные на индивидуальных склонностях, интересах, мотивах и способностях, создающих личностную успешность;
• потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества, сождающие социальную успешность;
• потребности в развитии у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии, удовлетворяющие профессиональная успешность.
Основой построения многих национальных систем обучения во всем мире становится создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей. Образовательные потребности могут варьироваться от просто индивидуальных до особенно индивидуальных. Сегодня группа детей, обладающих особыми индивидуальными потребностями в сфере образования неуклонно растет.
Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают наличие несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, нормативам образовательной успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.
Особые образовательные потребности могут быть у детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития. Включение их в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это новшество для российского образования. Такой подход называют инклюзивным, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей (из материалов ЮНИСЕФ).
Инклюзивное образование - совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.
Инклюзивное образование позволяет решать задачи своевременного включения детей с особенностями развития в образовательное пространство и создания благоприятных условий для академического и социального развития каждого ребенка. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества.
Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели, которая определяет инвалидность как нарушение здоровья и ограничивает поддержку людям с инвалидностью социальной защитой больных и неспособных, приходит «социальная» модель, которая утверждает:
• причина инвалидности находится не в заболевании, не в человеке, его имеющем;
• причина инвалидности в существующих в обществе физических («архитектурные») и организационных («отношенческие») барьерах.
Социальный подход к пониманию инвалидности закреплен в Конвенции о правах инвалидов (2006):
«Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».
При социальной модели понимания инвалидности ребенок с инвалидностью или с другими особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. Общество создает проблемы и барьеры в обучении такого ребенка. Несовершенство общественной системы образования, которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся в условиях общей школы, является очевидным. Требуются изменения самой системы образования, которые приведут к успешному осуществлению инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода.
Общая система образования должна стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей – без дискриминации и пренебрежения.
Обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности, изжить их и предоставить детям с инвалидностью равные возможности полноценного участия во всех сферах школьной и внешкольной активности в системе общего образования. Только в этом случае можно говорить о переходе к социальной модели.
Необходимо разделять интеграцию и инклюзию детей с инвалидностью.
Различие интеграции и инклюзии состоит в том, кто или что является объектом изменений: система образования или ребенок. При интеграционном подходе ребенок с особыми образовательными потребностями адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся.
Интеграционный подход, который имеющий давнюю историю развития в России, Европе, Северной Америке, ряде других стран, достигается методом перенесения элементов специального образования в систему общего образования.
Проблемой данного подхода является то, что только незначительная группа детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья может быть полностью включена в среду общего образования. При этом ни программы, ни методики, ни стратегии обучения не подвергаются изменениям. Отсутствие таких организационных изменений при интеграции явилось основным барьером в широкой реализации политики и практики включения детей с инвалидностью в общеобразовательную среду. Переосмысление этого процесса привело к изменению концепции «особых образовательных потребностей» и появлению нового термина – «инклюзия».
Инклюзивный подход ставит во главу угла ребенка, с его особыми образовательными потребностями. А образовательная организация должна, если это требуется, провести качественные изменения учебного процесса, организации обучения, методов обучения и т.п. для максимального преодоления трудностей в обучении. При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают.
Принципами инклюзивного образования можно разбить на группы:
-
этические – подчинение принципу уважения человеческого достоинства, а также основных нравственных норм; -
педагогически-нормативные – необходимо учитывать, что в России сложилась целостная система образования, основанная на едином Стандарте, включающий необходимый и обязательный минимум знаний, умений, навыков. В соответствии с этим аспектом педагог должен ставить перед ребенком общепризнанные и достижимые цели обучения; -
профессионально-дифференцированные– при котором происходит учет ндивидуальных потребностей в обучении и определении необходимой дозированной помощи со стороны педагога. Данный аспект актуален для большинства учащихся. Исследования показывают, что более 80% учащихся общеобразовательных школ нуждаются в как психологической, так и в коррекционной поддержке.1
К декларативным принципам инклюзии относятся:
-
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; -
Каждый человек способен чувствовать и думать; -
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; -
Все люди нуждаются друг в друге; -
Образование осуществляется только в контексте реальных взаимоотношений; -
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; -
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; -
Разнообразие усиливает все стороны жизни.
Основными идеями инклюзия в образовании являются следующие постулаты.
-
Признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов. -
Повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни. -
Реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой. -
Избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности. -
Анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом. -
Различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать. -
Признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства. -
Улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов. -
Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ. -
Развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами. -
Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.
-
История развития образования инвалидов
История развития образования людей с инвалидностью насчитывает несколько столетий. Первоначально образование инвалидов носило сегрегационный и утилитарный характер. Первое упоминание об обучении детей с инвалидностью относится к концу XVI века. Испанский монах Педро Понсе де Леон обучал глухих детей. В это же время в странах Западной Европы начинают издаваться первые пособия по обучению детей-инвалидов, а с середины XVII века открываются специальные школы.
До середины XX века активно развиваются в специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения, в которых дети с психофизическими нарушениями обучались изолированно от обычных детей.
До настоящего времени во всем мире существуют три модели получения образования детьми с особыми образовательными потребностями: сегрегационная, интеграционная и инклюзивная. Данные модели могут иметь историческую привязку.Обусловлено это тем, что образование конкретно-историческое явление, реализующее государственный и общественный заказ. Таким образом, историю организации обучения детей с особыми образовательными потребностями в системе образования стран Западной Европы и Америки можно представить в виде трех периодов:
-
сегрегационная («медицинская») модель с середины XVII века по 60-е год XX века; -
интеграционная («модель нормализации») с середины 60-х по 80-е годы; -
инклюзивная («модель включения») с 80-х годов по настоящее время.
Все три модели имеют свои характерные черты, обусловленные взглядами на причины инвалидности, стереотипы отношения к людям с инвалидностью и распространенными методологическими подходами к образованию инвалидов.
Сегрегационная, или медицинская, модель организации процесса обучения детей с психофизическими нарушениями развития основана на представлении о том, что особому ребенку для успешного обучения необходимы особые условия, которые невозможно создать в обычной школе. Сегрегация означает отделение, отсоединение. Отсюда проистекает необходимость обучения детей-инвалидов отдельно от других детей:
-
специальные материально-технические средства (возможность обучения по системе Брайля незрячими детьми; звукоусиливающая аппаратура для детей с нарушениями слуха); -
наличие специальных педагогов (сурдопедагоги для глухих детей, тифлопедагоги для слепых детей, олигофренопедагоги для детей с интеллектуальными нарушениями); -
специальные программы, рассчитанные на возможности ребенка; -
специальное медицинское сопровождение, коррекционная, реабилитационная работа; -
предпрофессиональная и профессиональная подготовка.