Файл: Теория, нормативноправовые основы, практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глоссарий

Адаптирование – обучающие и оценочные стратегии, разработанные специально для адаптации особых потребностей учащегося так, чтобы он или она смогли достичь результатов по данному предмету или курсу и продемонстрировать знание предмета. По существу, адаптация - "лучший опыт" в обучении. Учащийся, работающий на результат в любом классе или на любом уровне, может получать помощь по средствам адаптации. Адаптации дают учащимся справедливые преимущества. На деле может происходить обратное - если не применяется соответствующая адаптационная стратегия, учащиеся могут быть несправедливо наказаны за наличие трудностей в обучении, что создает серьезные негативные последствия для их обучения и самооценки.

Адаптированная образовательная программа-образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптация социальная – процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Аутизм (от греч. autos — сам) - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

Безбарьерная (доступная) среда – среда, которая создаёт наиболее лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей (в том числе – для людей с инвалидностью). В узком смысле, безбарьерная среда – это такие элементы окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями

Дефект – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от нее.

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.


Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Дискриминация по признаку инвалидности - «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение или же отказ в создании разумных условий на основе инвалидности, которая приводит к сведéнию на нет или затруднению признания, осуществления или использования экономических, социальных или культурных прав. Отказ в создании разумных условий следует включить в национальное законодательство, как запрещенную форму дискриминации по признаку инвалидности.

Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дистанционное образование – форма получения образования, не требующая постоянного присутствия обучающегося в образовательном учреждении. Наиболее актуально для детей, ограниченных в передвижении, и детей, кому не показано (по состоянию здоровья) пребывание в образовательном учреждении.

Инвалид – лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать полному и эффективному его участию в жизни общества наравне с другими.

Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. (Конвенция о правах инвалидов, 2006). Инвалидность – любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять ту или иную деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека. (Всемирная программа действий в отношении инвалидов, ООН, 1982).

Индивидуальный план обучения (ИПО) - документально оформленный план, разработанный для учащегося с особыми потребностями, в котором описываются индивидуальные цели, адаптация, модифицирование программы, необходимые услуги и включает в себя способы отслеживания достижений.

Интеграция - одна из основных стратегий, используемых для достижения инклюзии. По интеграционной стратегии учащиеся с особыми потребностями включены в образовательные учреждения со своими сверстниками без особых потребностей и им предоставляются необходимые приспособления, определяемые на индивидуальной основе и способствующие их успешности.



Инклюзия описывает принцип того, что каждый учащийся имеет право на равный доступ к обучению, достижению и стремлению к совершенству во всех аспектах образования. На практике инклюзия не всегда соотносится с интеграцией и выходит за рамки посещения учреждений, но подразумевает конструктивное участие и взаимодействие с другими членами сообщества.

Инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками– это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Из Закона города Москвы № 16 от 28.04.2011 г. «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»: «Инклюзивное образование – совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений».

Интегрированное образование - форма организации образовательного процесса, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях массового общеобразовательного учреждения посредством создания специальных условий в получении образования.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физический или психический недостаток, который препятствует освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Лица с особыми образовательными потребностями – это лица, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической поддержки и организации особых условий при их воспитании и обучении.

Из «Рамок действий по образованию лиц с особыми потребностями» (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 1994): «Руководящий принцип … заключается в том, что школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. К ним относятся дети с умственными и физическими недостатками и одаренные дети, беспризорные и работающие дети, дети из отдаленных районов или относящиеся к кочевым народностям, дети, относящиеся к языковым, этническим или культурным меньшинствам, и дети из менее благоприятных или маргинализированных районов или групп населения».


Моторика – двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей.

Недостаток – физический или психический, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка.

Нетрудоспособность – ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов. Психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека.

Ограничение возможностей здоровья – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных,

социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение – особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с его обучением и воспитанием, лечением, социализацией, со становление подрастающего человека как личности. Психолого-медико-педагогическое сопровождение предлагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной помощи, осуществляемой в процессе согласованной работы специалистов разного профиля: учителей, дефектологов, логопедов, психологов, медиков, социальных педагогов.

Реабилитация (от позднелат. rehabilitatio – восстановление) в медицине – комплекс медицинских, педагогических и профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

Сложный недостаток – совокупность физических и психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.

Создание равных возможностей – процесс, с помощью которого такие общие системы общества, как физическая и культурная среда,
жилищные условия и транспорт, социальные службы и службы здравоохранения, доступ к образованию и работе, культурной и социальной жизни, включая спорт и создание условий для отдыха, делаются доступными для всех.

Социализация (от лат. socialis – общественный) - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные - 52 - процессы, влияющие на ее формирование).

Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование. Для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования.

Специальное образовательное учреждение – образовательное учреждение, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; специальное образовательное подразделение – структурное подразделение образовательного учреждения общего назначения, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; образовательное учреждение интегрированного обучения – образовательное учреждение общего назначения, в котором созданы специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья совместно с лицами, не имеющими таких ограничений; обучение на дому – освоение общеобразовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работника соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения.

Специальная методика – методика обучения, учитывающая особенности развития детей ограниченными возможностями здоровья.

Специальная педагогика – наука о воспитании и обучении аномальных детей.

Специальное обучение – компенсация и коррекция дефектов психического и физического развития аномальных детей в процессе обучения.

Специальные условия обучения (воспитания)