Файл: Теория, нормативноправовые основы, практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
распространяться на детей со всеми видами инвалидности, в том числе с самыми тяжелыми формами нарушений. Впервые обращается внимание на обязательные критерии, предъявляемые к государственной системе образования, которая должна быть гибкой и соответствовать:

индивидуализированности – учет предполагаемых и согласованных потребностей каждого учащегося и направленность на достижение четко определенных целей обучения и краткосрочных задач, которые регулярно рассматриваются и при необходимости пересматриваются;

доступности – образовательная организация должна находиться на небольшом расстоянии от дома или места жительства учащегося, за исключением особых случаев, когда потребности учащегося невозможно обеспечить в таких заведениях;

система должна быть всеобъемлющей – то есть, должна обслуживать всех лиц с особыми потребностями независимо от возраста и степени инвалидности, чтобы ни один ребенок школьного возраста не был лишен возможностей для получения образования вследствие его степени инвалидности или получал образование значительно хуже того, которое получают другие учащиеся.
• Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989)

Этот документ стал прорывом в области прав ребенка. В нем впервые в истории человечества ребенок стал самостоятельным субъектом права. А особый ребенок получил такие же права как и у любого другого ребенка.

Статья 23 гласит, что государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.



• Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд, 1990)

Декларация содержит положения об образовании инвалидов:

«Статья 3. Потребности инвалидов в образовании заслуживают особого внимания. Необходимо принять меры по обеспечению равного доступа к образованию для всех категорий инвалидов как неотъемлемой части системы образования».


  • Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН, 1993)

В Стандартных правилась правило 6 посвящено образованию. В нем говорится, что государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Им следует обеспечивать, чтобы образование инвалидов являлось неотъемлемой частью системы общего образования.



Ответственность за образование инвалидов в интегрированных структурах следует возложить на органы общего образования. Следует обеспечить, чтобы вопросы, связанные с образованием инвалидов, являлись составной частью национального планирования в области образования, разработки учебных программ и организации учебного процесса.

Обучение в обычных школах предполагает обеспечение услуг переводчиков и других надлежащих вспомогательных услуг. Следует обеспечить адекватный доступ и вспомогательные услуги, призванные удовлетворять нужды лиц с различными формами инвалидности.

К процессу образования на всех уровнях следует привлекать родительские группы и организации инвалидов.

В тех государствах, где образование является обязательным, его следует обеспечивать для детей обоего пола с различными формами и степенями инвалидности, включая самые тяжелые формы.

Особое внимание следует уделять следующим лицам:

a) детям самого юного возраста, являющимся инвалидами;

b) детям — инвалидам дошкольного возраста;

c) взрослым — инвалидам, особенно женщинам.

Для обеспечения инвалидам возможностей в области образования в обычной школе государствам следует:

a) иметь четко сформулированную политику, понимаемую и принимаемую на уровне школ и в более широких рамках общины;

b) обеспечить гибкость учебных программ, возможность вносить в них добавление и изменение;

c) предоставлять высококачественные учебные материалы, обеспечить на постоянной основе подготовку преподавателей и оказание им поддержки.

Совместное обучение и общинные программы следует рассматривать как дополняющие элементы экономически эффективной системы обучения и профессиональной подготовки инвалидов. В рамках национальных программ, в основе которых лежат программы общин, следует поощрять общины использовать и развивать их ресурсы в целях обеспечения образования для инвалидов на месте.

В случаях, когда система общего школьного образования все еще не удовлетворяет адекватным образом потребностям всех инвалидов, можно предусмотреть специальное обучение. Оно должно быть направлено на подготовку учащихся к обучению в системе общего школьного образования. Качество такого обучения должно отвечать тем же стандартам и целям, что и обучение в системе общего образования, и должно быть тесно с ним связано. Для учащихся — инвалидов следует как минимум выделять ту же долю ресурсов на образование, что и для учащихся, не являющихся инвалидами. Государствам следует стремиться к постепенной интеграции специальных учебных заведений в систему общего образования. Как известно, в настоящее время специальное обучение, возможно, является в ряде случаев наиболее приемлемой формой обучения некоторых учащихся — инвалидов.


Ввиду особых коммуникативных потребностей глухих и слепоглухонемых, возможно, целесообразнее организовывать их обучение в специальных школах или специальных классах для таких лиц или в специальных группах в обычных школах. В частности, на первоначальном этапе особое внимание необходимо уделять отвечающему культурным особенностям обучению, которое приведет к эффективному овладению навыками общения и достижению глухими или слепоглухонемыми максимальной самостоятельности.
• Саламанкская декларация «О принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями» (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994)

В Декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», так называемой Саламанской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (Саламанка, Испания, 7-10 июня1994 г.) говорится, что обычные школы с инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями и создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования. В обращении конференции были сформированы положения для правительств:

  • уделять первоочередное внимание необходимости придать «включающий» (инклюзивный) характер системе образования;

  • включить принцип «включающего» (инклюзивного) образования как компонент правовой или политической системы;

  • разрабатывать показательные проекты;

  • содействовать обмену с государствами, имеющими опыт работы в сфере «включающей» (инклюзивной) деятельности;

  • разрабатывать способы планирования, контроля и оценки образовательного обеспечения детей и взрослых;

  • способствовать и облегчать участие родителей и организаций инвалидов;

  • финансировать стратегию ранней диагностики и раннего вмешательства;

  • финансировать развитие профессиональных аспектов «включающего» (инклюзивного) образования;

обеспечивать наличие должных программ по подготовке учителей.

Именно в Саламанской декларации наиболее полно были впервые сформулированы принципы инклюзии:


«Мы считаем и торжественно заявляем о том, что:

  • каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;

  • каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;

  • необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;

  • лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на детей с целью удовлетворения этих потребностей;

  • обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования».


• Гамбургская декларация об обучении взрослых (V Международная конференция по образованию взрослых, Гамбург, Германия, 1997)

Страны-участницы призывают ЮНЕСКО оказывать поддержку государствам-членам, с тем чтобы они проводили политику и вводили законы, которые учитывают потребности лиц с умственными и физическими недостатками и содействуют их адаптации в рамках образовательных программ, а также отражают культурное, языковое, экономическое разнообразие и особенности взаимоотношений между мужчинами и женщинами.
• Дакарские Рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств (Всемирный форум по образованию, Дакар, Сенегал, 2000)

Государства обязуются создавать безопасные, здоровые, инклюзивные и справедливо обеспечиваемые ресурсами условия в области образования, способствующие успешному обучению и достижению четко определенных уровней успеваемости для всех.
• Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006)

13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций консенсусом одобрила Конвенцию о правах инвалидов, направленную на защиту и поощрение прав и достоинства лиц с инвалидностью.

Конвенция о правах инвалидов является исключительно важным правовым документом: до принятия этой конвенции права людей с инвалидностью международно-правовом документе. Конвенция о правах инвалидов как первый документ о правах человека в новом тысячелетии несет концептуальные изменения по отношению к людям с инвалидностью, так как она основывается на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и свобод.