Файл: Теория, нормативноправовые основы, практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На определенном этапе исторического развития подобные условия возможно было создать только в специальной школе. Данная система имела свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести ее передовой характер в момент складывания, так как да этого периода обучение детей-инвалидов считалось нерезультативным и нецелесообразным.

Кроме этого, безусловно, все вышеперечисленное можно отнести в плюсам данной модели.

Но существуют несомненные минусы сегрегационной модели. К ним относится целенаправленная изоляция ребенка от нормально развивающихся сверстников и от семьи. Следствием этого является интернатная форма обучения. Это разрывает семейные связи, не формирует соседские, общинные связи, что нарушает социализацию ребенка-инвалида.

Собственно говоря, невозможно сказать, что данная модель полностью изжила себя на сегодняшний момент. Она присутствует в той или иной мере в образовательных системах многих стран. Причиной перехода к следующей модели стали процессы гуманизации, борьбы за права различных социальных групп, в том числе и инвалидов.

Модель нормализации (интеграции) получила распространение вследствие понимания необходимости нормальной социализации детей-инвалидов. Основой ее стала потребность в интеграции особенных детей в социум. Отсюда и название – модель «интеграции». Это понятие получило распространение в США и Канаде и легло в основу «паттернов культурно нормативной жизни» тех, кто ранее был исключен из общества»2. Первоначально это касалось о пациентов психиатрических больниц и домов-интернатов, в том числе и детских домов системы социальной защиты населения. Далее эти процессы вовлекли и детей-инвалидов, живущих в семьях.

Понятие «нормализации» (интеграции) появилось в Норвегии. Нормализация рассматривается как необходимость включения детей с особенностями в социальную среду, овладение ими культурными нормами, принятыми в данном сообществе.

Интеграционные процессы модели «нормализации» базируются на следующих принципах:

  • ребенок с особенностями развития способен к овладению различными навыками, развивается, а значит обучаем;

  • общество создает нормальные условия для жизни и развития.

Переход к модели «нормализации» обеспечил необходимость изменения государственной политики в отношении людей с инвалидностью через подписание международных конвенций и изменение законодательных баз государств. Но, главное, изменилась сама позиция человека с инвалидность: он перестал быть объектом влияния общества и государства; он стал субъектом права.


Но у модели интеграции «нормализации» имелся неоспоримый минус – понятие нормы. Что такое «норма»? Кто и как определяет норму? Постепенно эта концепция тоже перестала отвечать требованиям изменяющегося общества. Медленно, но общество пришло к пониманию того, что интеграция требует от ребенка с овз превращение его «нормального». Между тем, система образования оставалась прежней. Осознание такого дисбаланса привело к зарождению и распространению модели инклюзии.

В англоязычных странах термин «включение» стал заменять термин «интеграция». Эти термины при их похожести имеют различный этимологический смысл. Слово integrate означает объединять в единое цело, а include – как содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе. Тогда слово "inclusion" представляется термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе.

80-е года XX века время принятия ряда «революционных» нормативно-правовых актов, обосновывающих права людей с инвалидностью.

Но самое эпохальное событие этого периода – это принятие в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка, которую, на сегодняшний день, подписали 193 страны, в том числе и Россия.

Следующим не меньшим по важности событием явилась Всемирная конференция «Образование для всех», проходившая в марте 1990 года в Джомтьене (Тайланд), положила начало международному движению по обеспечению базового образования для всех детей, молодежи и взрослых. К ключевым аспектами и принципам Джомтьенской Конвенции относят: всеобщий доступ к обучению; содействие обеспечению равенства; привлечение внимания к учебным результатам; расширение средств и масштабов базового образования; улучшения условий для образования и укрепления партнерских связей.

Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были зафиксированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» в 1994 году.

Данные принципы провозглашают:

  • каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;

  • каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;

  • необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;

  • лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей;

  • обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех;

  • более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования и предложившей тактику повлиянию на политику и практику обучения, для того, чтобы они действительно соответствовали этим декларациям.


Еще два важных документа, составляющих нормативно-правовую базу инклюзивного образования. 13 декабря 2006 года Генеральная ассамблея ООН одобрила Конвенцию о правах инвалидов (Российская Федерация подписала ее 24 сентября 2008 года). Каждая статья Конвенции направлена на защиту от дискриминации и на включение лиц с инвалидностью в общество.

Инклюзивная модель основана на идеях: каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию; необходимо создавать в школах и в системе основного образования среды, позволяющей детям получать знания и способствовать этому; образовательная среда должна быть инклюзивной по духу, то есть эффективной и дружественной, здоровой и безопасной.

Современные исследователи отмечают, что на сегодняшний день среди стран с наиболее совершенными законодательствами можно выделить Канаду, Кипр, Данию, Исландию, Индию, Мальту, Нидерланды, Норвегию, ЮАР, Испанию, Швецию, Уганду, США и Великобританию.



    1. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования



Любой процесс или явление реализуется на практике только после его правового обоснования. Инклюзивное образование прошло длительный период внедрения в правоприменительную практику. Нормативно правовое обеспечение инклюзии представлено несколькими уровнями:

  • Международный

  • Федеральный

  • Региональный

  • Местный


Международный уровень

Международный уровень нормативно-правовой базы инклюзивного образования состоит из документов ООН и других наднациональных организаций.
• Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948)

Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 года стала основой для создания международно-правовой регуляции в области защиты прав личности человека. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. В статье 1 содержится историческое положение о свободе и равенстве достоинства и прав личности каждого человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
• Декларация прав ребенка (ООН, 1959)

В Декларации прав ребенка, принятой резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН (от 20 ноября 1959 г.) с целью обеспечения детям счастливого детства, выработаны основные принципы соблюдения прав путем формирования законодательных и других мер поддержки образования. Так, принцип 5, уточняет – «ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния».

• Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕ СКО, 1960)

Конвенции «О борьбе с дискриминацией в области образования», принятой 14.12.1960 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии, впервые были рассмотрены вопросы о существующей дискриминации в образовании и необходимости создания единых подходов к организации процесса обучения всех детей. В Конвенции признается, что ООН по вопросам образования, науки и культуры, исходя из многообразия систем образования, принятых в отдельных странах, должна не только устранять всякую дискриминацию в области образования, но и поощрять всеобщее равенство возможностей и равное ко всем отношение.
• Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969)

В статье 10 декларируется искоренение неграмотности, обеспечение права на всеобщий доступ к культуре и на бесплатное обязательное обучение на начальном уровне и на бесплатное обучение на всех уровнях, а также повышение общего уровня образования на протяжении всей жизни.

Статья 11 Декларации провозглашает защиту прав и обеспечение благосостояния детей, престарелых и инвалидов; обеспечение защиты людей, страдающих физическими и умственными недостатками.

В документе дается гарантия того, что до сведения каждого человека без какой-либо дискриминации будут доведены его права и обязанности, и что он будет получать необходимую помощь в осуществлении и охране своих прав.
• Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971)

В Декларации ООН «О правах умственно отсталых лиц» (Резолюция 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года) уточняется позиция международного сообщества о необходимости оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей в различных областях деятельности и всемерного общественного содействия интеграции их в обычную жизнь общества.
• Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975)

В Декларации ООН «О правах инвалидов» (принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года) отмечается, что инвалиды могут пользоваться всеми правами, изложенными в Декларации, а эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации. 16 декабря 1976 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1981 год Международным годом инвалидов, а период с 1983 по 1992-й год – Десятилетием инвалидов ООН.

• Санбергская декларация (ЮНЕ СКО, Торремолинос, Испания, 1981)

Данная декларация принята Всемирной конференцией, посвященной действиям и стратегии в области обучения, предупреждения инвалидности и вовлечения инвалидов в жизнь общества.

Декларация содержит ряд статей, прямо посвященных праву инвалидов на образование.

Декларация дает право каждому инвалиду иметь возможность осуществлять свое основное право на полный доступ к образованию, профессиональной подготовке, культуре и информации. Программы в области образования, культуры и связи, в которых будут участвовать инвалиды, должны составляться и осуществляться в широких рамках процесса непрерывного образования. В этой связи следует уделять больше внимания образовательным аспектам восстановления трудоспособности и профессиональной подготовки. Программы в области образования, профессиональной подготовки, культуры и информации должны быть нацелены на интеграцию инвалидов в нормальную рабочую и жизненную среду. Такая интеграция должна начинаться как можно раньше в жизни человека. В этих целях инвалиды независимо от их положения должны получать соответствующее образование и профессиональную подготовку (в учреждениях, на дому, в школе и т. д.) на протяжении всего необходимого периода. Должно быть расширено участие семьи в образовании, профессиональной подготовке, восстановлении трудоспособности и развитии всех инвалидов. Специалисты в области образования и другие специалисты, несущие ответственность за программы в области образования, культуры и информации, должны также иметь необходимую квалификацию, для того чтобы заниматься специфическими проблемами и нуждами инвалидов. Поэтому их профессиональная подготовка должна учитывать это требование и регулярно совершенствоваться. Для осуществления мероприятий в области образования и профессиональной подготовки инвалидов им должны предоставляться необходимые помещения и оборудование. С этой целью должны быть приняты все меры, чтобы необходимое оборудование могло изготовляться в самих развивающихся странах.
• Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982)

Наиболее важным результатом проведения Международного года инвалидов стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1982 года Всемирной программы действий в отношении инвалидов. Дальнейшие мероприятия и предложения по осуществлению всемирной программы действий в отношении инвалидов конкретизированы во Всемирной программе действий в отношении инвалидов (принята резолюцией 37/52Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 года). В программе перечислены основные мероприятия, которые необходимо провести на национальном уровне. Так, в Программе подчеркивается, что образование инвалидов должно по возможности проходить в рамках общей школьной системы, а ответственность за организацию процесса обучения должна возлагаться на органы образования. Интересен тот факт, что разрабатываемые и принимаемые государственные законы, касающиеся обязательного образования, должны