Файл: Теория, нормативноправовые основы, практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено).

Тьютор  — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Британская модель интернатного типа

Универсальный дизайн – дизайн среды, средств коммуникации, продуктов и услуг, способствующий тому, чтобы их могли использовать все людьми, вне зависимости от возраста, размера тела или способностей последних. Из Конвенции о правах инвалидов: «Универсальный дизайн» означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или - 53 - специального дизайна. «Универсальный дизайн» не исключает ассистивные устройства для конкретных групп людей с инвалидностью, где это необходимо».

Школы, реализующие практику инклюзивного образования – это школы, в деятельности которых и в организации процесса обучения учитываются особые образовательные потребности детей различных групп, в частности, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Инклюзивные школы помогают всем детям развиваться и находить свое место в обществе, претворяя в жизнь установку, что все детиспособны учиться.
Электронные ресурсы


1. Инклюзивное образование. // Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» (Москва) http://obrazovanie. perspektiva-inva.ru

2. Дайджесты для специалистов системы образования и родителей детей с особыми образовательными потребностями. // Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» http://perspektiva-inva.ru /?1305

3. Национальная коалиция «За образование для всех» http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?121

4. Объединимся ради детей // Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) – Центральная и Восточная Европа и Содружество Независимых Государств http://www.unicef.ru/library/reports

5. За достойное образование! Информационно-дискуссионное пространство для всех, кто любит учиться и думать. // СМИ «За достойное образование наших детей» (Санкт-Петербург) http://www.spbobrazovanie.ru

6. Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования при МГППУ (Москва) http://www.inclusive-edu.ru

7. Интернет-проект о детях с особенностями развития http://www.specialneeds.ru

8. Информационно-образовательный ресурс http://www.profile-edu.ru

9. Специальная педагогика http://academy.cross-kpk.ru/bank/4/011/pract/samost.htm

10. Образование без границ. Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию // Департамент образования города Москвы

http://www.edu-open.ru

11. Инклюзия // Проект Центра «Взаимодействие» (Южный административный округ г. Москвы) http://inclusion.vzaimodeystvie.ru

12. Окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного (интегрированного) образования // Северо-восточное окружное Управление образования Департамента образования города Москвы http://orc.uchastie-sv.ru

13. Музыкальная инклюзия // Научно-методический центр культуры и искусств Московской области http://nmcenter.narod.ru/omi.html

14. Региональный общественный фонд инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» (Улан-Удэ) www.non-barrier.ru

15. Архангельское региональное отделение общественной организации «Всероссийское общество глухих» http://arovog.deafnet.ru/

16. Томское региональное общественное движение «Доступное для инвалидов высшее образование» / ТРОД «ДИВО» http://divo.tomsk.ru/

17. Владимирская областная общественная организация «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ» http://svet33.ru/

18. Воронежская региональная общественная организация инвалидов и родителей детей-инвалидов с нарушениями психического развития аутистического спектра «Искра Надежды» http://www.helpautism.ru

19. Некоммерческая организация «Благотворительный фонд Даунсайд Ап»

http://www.downsideup.org

20. РБОО «Центр лечебной педагогики» http://www.ccp.org.ru - 57 -

21. Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» http://www.gaoordi.ru/



22. Сетевое взаимодействие школ Бурятии http://www.buryatiaschool.ru

23. Особенности инклюзивного образования // Грани проблемы – Интернет-проект РИА «Новости» http://deti.rian.ru/grani/20120903/200296196.html

24. IncInclusion Europe (на английском языке) http://inclusion-europe.org

25. Реабiлiтацiйний простiр (на украинском языке: Iнтернет-портал Наукового товариства iнвалiдiв "Iнститут Соцiальноii полiтики") www.info.rehab.org.ua

26. The Alliance for Inclusive Education (на английском языке) www.allfie.org.uk

27. Centre for Studies on Inclusive Education (на английском языке) www.csie.org.uk

28. Publications of Centre for Studies on Inclusive Education (на английском языке) www.csieshopping.com

29. Disability Equality In Education (DEE) (на английском языке) www.diseed.org.uk

30. Disabled People's International (DPI) (на английском, французском и испанском языках) www.dpi.org

31. Inclusion Press (на английском языке) www.inclusion.com

32. Programs about Inclusive Education and Community Life (на английском языке) www.inclusionseries.com

33. Inclusive Solutions (на английском языке) www.inclusive-solutions.com

34. портал "Интеграция" (на болгарском языке: "За лицата с интелектуални затруднения и техните семейства") www.ivanrilski.org

35. What is Inclusion? (на английском языке) www.kidstogether.org/inc-what.htm

36. National Educational Association of Disabled Students (NEADS) (на английском и французском языках) www.neads.ca

37. The Arc of the United States advocates for the rights and full participation of all children and adults with intellectual and developmental disabilities (на английском языке) www.thearc.org


Приложение 1.

Примерная форма индивидуального образовательного плана (ИОП):
I. Общие сведения

Ф. И.О. ребенка: Возраст: Школа:

Класс:

Ф.И.О. родителей:


Ф.И.О. основного педагога (учителя, воспитателя):


Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Социальный педагог

Тьютор

Инструктор ЛФК и т.д.

Заключение и рекомендации ОПМПК

Описание состояния ребенка в психолого-педагогической терминологии

Перечисление специальных условий, необходимых ребенку для освоения образовательной программы и социальной адаптации

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (учебный год)

Определяет стратегию деятельности школьной команды и родителей

Общие задачи на период реализации ИОП (полугодие, четверть, триместр и т.п.)

Определяют приоритетные направления деятельности в рамках достижения цели с учетом запроса родителей

Режим пребывания ребенка в ОУ

Количество дней, количество уроков в день, начало и завершение учебного дня, кол-во часов индивидуальных/фронтальных занятий, итого учебных часов в неделю (с учетом требований СанПин и актуального состояния ребенка)

II. Создание «безбарьерной» среды (могут быть заполнены не все графы, если ребенку не требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование)


Потребности ребенка




Направления деятельности

Задачи на период

(возможные)

Ресурсы для решения и ответственный

Сроки выполне

ния

Построение комфортной среды:

- изменения в помещениях (классная комната; рекреация и т.д.)

- материалы для нормализации тонуса

- визуальная поддержка

- зонирование помещения: выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны

- оборудование уголка для уединения (ширма, палатка)

- расстановка парт и т.д.

- мягкие модули, сухой бассейн;

- специальные игры и материалы (например, комплект Монтессори-материалов)

- создание сенсорно обогащенной среды;

- оборудование места (комнаты) для релаксации;

- оборудование места для подвижных игр и т.д.
- расписание, режим дня, алгоритмы деятельности в картинках и др.







Обеспечение

специализированным учебным оборудованием

- специализированное учебное место для ребенка с ДЦП;

- коммуникатор, планшет;

- ноутбук с обучающими программами и адаптированной клавиатурой;

- оборудование класса интерактивной доской или другим оборудованием для презентации визуальных материалов и др.







Обеспечение помещений школы специализированным

оборудованием и приспособлениями

- лифт, подъемники, пандусы;

- специально оборудованные комнаты для гигиенических процедур;

- приспособления для ориентации слабовидящего ребенка – метки-маркеры и др.









III. Психолого-педагогическое сопровождение (заполняется только теми специалистами, которые будут сопровождать ребенка непосредственно – по решению ПМПк)