Файл: Теория, нормативноправовые основы, практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Открытые уроки, как правило, организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами, методиками, требованиями. Это помогает избегать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

Практикумы - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей. Значительное место в системе работы учителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Родительский тренинг - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым, доверительным и продуктивным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя, что значительно повышает эффективность тренинга. Тренинг проводится с группой, состоящей из 2-5 человек. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя серию из нескольких, регулярно посещаемых родителями занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы.

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они проводятся в классе без присутствия детей. Это праздник общения с родителями друга своего ребенка, вечер воспоминаний о детстве собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и их ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга и самого себя. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Организация совместных досуговых мероприятий способствует сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют прекрасный воспитательный эффект.

Родительские собрания - одна из самых распространенных и универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Это форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки. На родительских собраниях обсуждаются: задачи и планирование учебно-воспитательной работы класса, намечаются пути сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Тематика собраний должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей. В начале года проводятся собрания для родителей вновь поступивших детей, их знакомят с общей организацией учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего обучения в школе. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать неудачи детей и заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.


Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители, на каждый из которых отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции и мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.

Одной из форм сотрудничества с группой наиболее инициативных родителей является классный родительский комитет. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации мероприятий учебного и внеклассного плана.

Родители играют важную, если не ключевую, роль в образовании и поддержке учеников с особыми образовательными потребностями. Во-первых и прежде всего, они - родители со всеми правами и обязанностями, но они также и источники информации, партнеры при разработке и осуществлении программ с участием их детей, а также «потребители» предоставляемого вами образования.

Существует множество причин, по которым педагог должен устанавливать эффективные партнерские отношения с родителями тех детей, которых учит, особенно детей с особыми образовательными потребностями. Вот лишь несколько из них.

  • Скорее всего, родители – единственные люди, которые вовлечены в образование ребенка на всем протяжении его обучения в школе. Таким образом, родители наиболее заинтересованы в образовании своих детей, и на них в первую очередь повлияют любые решения, принятые школой.

  • Родителям известен уровень развития ребенка и факторы, которые могли привести к появлению особых образовательных потребностей. Как правило, они могут рассказать, как лучше мотивировать ребенка, какие стратегии обучения и управления поведением ребёнка наиболее эффективны.

  • Они помогут вам лучше понять некоторые из аспектов поведения ребенка. Следует, однако, выдерживать баланс между тем, чтобы понимать, какую важную роль играют родители во влиянии на поведение ребенка, и тем, чтобы обвинять их в формировании у ребёнка неправильного поведения. Редко можно выделить одну простую причинно-следственную связь, которая оказала влияние на поведение, так что не следует занимать критическую позицию. Также следует избегать того, чтобы вовлекать родителей только тогда, когда у ребёнка появляются проблемы с поведением.

  • Работа с родителями повышает вероятность появления одинаковых ожиданий в отношении поведения дома и в школе. Это также повышает возможности для поощрения правильного поведения ребёнка и увеличивает количество людей, которые позитивно влияют на его поведение.

  • Глубокая вовлеченность родителей позволяет им лучше понять, как учится ребенок и каковы цели школы.

  • Регулярные контакты с родителями позволят вам лучше ощутить собственное чувство ответственности за обучение ваших учеников.

  • Дети лучше осознают важность образования, если будут видеть, как педагоги и родители работают вместе.


Дети с особыми образовательными потребностями могут быть источником и радости, и эмоционального разочарования. Некоторые родители могут не только принимать своих детей, но и отталкивать их, чрезмерно защищать, потому что сами они испытывают шок, отрицание, неверие, гнев, вину, депрессию и стыд в разные моменты времени. Эти чувства могут возникать у родителей в разные периоды жизни ребенка, обычно в важные моменты, такие как дни рождения или переход из школы в школу.

Родители детей с особыми образовательными потребностями зачастую предъявляют к детям более высокие требования. Некоторые родители выступают в роли адвокатов своих и других детей, действуя в качестве агентов перемен в системе образования в целом. Они могут инициировать инклюзивную практику и помогать в управлении переводом из школы в школу или из класса в класс. Они больше знают своего ребенка и хотят удостовериться в том, что отношение к ребенку со стороны других способствует приобретению и развитию адаптивного поведения. Они также должны иметь доступ и возможность управления специальными услугами, которые предоставляются ребенку. Во многих обществах ответственность за все эти требования лежит на матери.

Родителям необходимо освоить особые навыки. Их дети могут не приобретать важные навыки так же естественно и независимо, как другие дети, так что родители должны обладать комплексом педагогических навыков. Если приходиться сталкиваться с серьезными нарушениями поведения, то необходимо научиться навыкам управления поведением. Необходимо также научиться пользоваться – или научить детей пользоваться – специальным оборудованием и вспомогательными приспособлениями.

Родители детей с особыми образовательными потребностями могут беспокоиться о вещах, которые не волнуют других родителей. Они могут быть больше обеспокоены безопасностью на площадке для игр, как будут относиться к их ребёнку другие дети, будут ли другие родители жаловаться на их ребенка. В результате они могут оказывать на школу давление, чтобы она отделила ребенка от «нежелательных» одноклассников.

Наличие ребенка с особыми образовательными потребностями часто изменяет и саму семью. Друзья и родственники могут начать их избегать или утверждать, что проблемы с поведением – это результат того, что родители недостаточно дисциплинируют ребенка. В некоторых обществах родители должны испытывать стыд или вину за то, что родили ребенка с инвалидностью. Денежные расходы, связанные с особыми потребностями ребенка, могут подорвать семейный бюджет.


Хотя братья и сестры могут, безусловно, любить других членов семьи и принимать за них ответственность, они могут также стыдиться своего брата или сестры с особыми образовательными потребностями, чувствовать себя заброшенными, сожалеть о том, что родители уделяют брату или сестре больше внимания.

Забота о семье может привести к эмоциональному истощению родителей детей с особыми образовательными потребностями. Насколько глубоко такое истощение зависит от:

  • количества изменений, которые приходится осуществлять семье, и серьезности этих изменений. В некоторых случаях ребенок с особыми образовательными потребностями предполагает серьезное изменение повседневной жизни и резкое изменение стиля жизни и уровня дохода. В других случаях изменения могут быть минимальны;

  • способности семьи к адаптации, что, в свою очередь, обусловлено личными ресурсами каждого члена семьи, особенно уровнем образования, здоровьем, самоуважением и уровнем формальной и неформальной поддержки;

  • внутренних ресурсов семьи, например, размера семьи, количества родителей и религиозности.

Можно выделить пять уровней вовлеченности родителей.

Уровень 1 - информированность. На этом основном уровне школа информирует родителей о существующих программах, а родители, в свою очередь, запрашивают информацию.

Уровень 2 - участие в деятельности. На этом уровне родители в ограниченной степени вовлечены в деятельность школы. Например, они могут быть приглашены, чтобы присутствовать в определенные моменты учебного и внеучебного процесса.

Уровень 3 - диалог и обмен мнениями. Здесь родителей приглашают, чтобы они могли исследовать цели и потребности школы и класса.

Уровень 4 - участие в принятии решений. Здесь родителей спрашивают об их мнении, когда необходимо принять решение, которое повлияет на их ребенка. Хороший пример такого уровня вовлеченности – встреча для разработки индивидуального учебного плана.

Уровень 5 - достаточная ответственность для действий. Это самый высокий уровень, при котором родители принимают решения совместно со школой, вовлечены как в планирование, так и в оценку школьной программы. Хороший пример такой вовлеченности – привлечение родителей ребенка с особыми образовательными потребностями к формулированию и оценке школьных правил и регламента. Другой пример такого вовлечения – роль, которую родители могут играть в качестве репетиторов для собственных детей.

У родителей должен быть опыт и знания, которым они бы хотели поделиться в рамках партнерства со школой. Они должны помогать предвосхищать и преодолевать барьеры при обучении. Однако родителям нужна поддержка. Иногда все, что нужно – это понимающий слушатель.


Обучение родителей управлению поведением помогает родителям применять дома эффективные стратегии управления поведением ребенка. Стратегия зачастую основана на предположении, что проблемы поведения ребенка имеют в основе неспособность родителей к адаптации в системе отношений родитель-ребенок, например, недостаточное внимание девиантному поведению ребёнка, неэффективное использование просьб и строгие наказания. Родителей учат тому, как направлять и отслеживать поведение детей, избегать конфликтного общения и эффективно поощрять приемлемое поведение путем правильного реагирования на отказ со стороны ребенка.

Терапия взаимоотношений родитель-ребенок - это кратковременная программа вмешательства, направленная на родителей детей с широким спектром поведенческих, эмоциональных проблем и проблем развития. Основная цель – помощь родителям в развитии теплых и взаимных отношений с детьми, чтобы развить у ребёнка приемлемое поведение.

Основной риск при вовлечении родителей в образование их детей состоит в их возможностях и желании воспользоваться такой возможностью. У некоторых нет времени, другие очень отрицательно относятся к школе, третьи проходят через личностный кризис, некоторые готовы «оставить все специалистам», у других нет средств передвижения, кто-то подвергается остракизму в сообществе, а другие считают, что им нечего сказать или предложить. Это не должно разочаровывать учителя. Нужно понимать, что в реальности не все родители могут или хотят быть глубоко вовлеченными в процесс образования своего ребенка. Но при этом, учитель должен предпринять все возможное, чтобы преодолеть такие барьеры, должен постоянно предлагать возможности для вовлечения, даже если родители такими возможностями не пользуются.

Родители – ключевые партнеры в процессе обучения ребенка. У них есть неотъемлемое право быть вовлеченными в принятие решений, которые оказывают влияние на их детей. Родители детей с особыми образовательными потребностями часто нуждаются в поддержке и руководстве, как справиться с отклонениями в поведении ребенка. Существуют неоспоримые данные, что от такого вовлечения выигрывают и дети, и родители.