Файл: Формирование конкурентных преимуществ сельскохозяйственного предприятия как фактора повышения его экономической безопасности (на материалах спк Аленушка Березовского района) состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, приложе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 273

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.2. Ценовое лидерство. Закрепить ценовое лидерство позволят снижение себестоимости за счет роста урожайности и увеличения объема продаж, кроме того соблюдение условий органического земледелия позволяет получить экологическую продукцию, а следовательно обеспечит реализацию по более высокой цене.

2.3. Фокусирование или лидерство в нише означает сосредоточение всех усилий компании на определенной узкой группе потребителей. Предлагаемый сорт «Санте» в силу своих особенностей преимущественно ориентирован для предприятий-переработчиков и ресторанный бизнес – картофель фри, чипсы, полуфабрикаты, овощные смеси, так как не темнеет и не изменяет цвет. Однако он не исключает реализацию индивидуальному потребителю в розницу, так как современная культура потребления (запекание продуктов) дает преимущество именно этому сорту в домашних и дачных условиях. Высокое содержание крахмала позволяет при готовке «держать форму» или не развариваться, что обеспечивает презентабельный внешний вид.

2.4. Лидерство по качеству продукции. В связи с утратой имиджа СПК «Аленушка» как производителя качественной продукции, в перспективе целесообразно предусмотреть более тщательную обработку овощехранилища (от грызунов), создание микроклимата для правильного хранения продукции и сертификацию продукции.

2.5. Информационное лидерство. Открытость информации о компании, о ее достижениях, объемах продаж, ценах реализации, возможностях доставки, ассортименте продукции, а также возможность быстрой связи, в том числе обратной, с непосредственным производителем в современных условиях является одним из конкурентных преимуществ. Актуализация официального сайта СПК «Аленушка», который не функционирует с 2019 года, позволит увеличить охват потребителей минимум на 5-15 % и соответственно увеличить объемы продаж.

3. Инвестиционные компоненты предусматривает как краткосрочные, так и долгосрочные перспективы.

3.1. Лидерство по качеству. В краткосрочном периоде целесообразно рассмотреть приобретение промышленного специализированного озонатора, что позволит обеспечить требуемые санитарные условия для хранения картофеля (профилактика болезней – уничтожение болезнетворных бактерий и дезинфекция помещения – удаление плесени и грибков. После обработки плесень и грибок легко счищаются и удаляются. Обработка озоном предотвращает повторное их появление. Санация –
удаление запахов, следов гниения, разложения, затхлости, сырости), а также отпугиватель для грызунов «Торнадо -7м», что позволит избавиться от разносчиков болезней, таких как крысы, мыши и насекомые, снизить потери и исключить их в будущем от порчи картофеля грызунами.

Производством современных моделей озонаторов осуществляет компания «Абсолют». Разработка новых устройств ведется совместно с конструкторами Сибирского Отделения РАН РФ (г. Новосибирск).

Промышленный озонатор «Гроза- 80»: площадь обработки – 450 кв.м., напряжение питания – 220 Вольт, потребляемая мощность 0,6 кВт – ч. Цена 115700 руб./ шт.

Отпугиватель грызунов «Торнадо 7М» - ультразвуковое устройство для отпугивания крыс, мышей и других грызунов. Обладает уникальным свойством: постоянно изменяется частота - грызуны не способны адаптироваться к отпугивателю, безвредно для домашних животных, сертифицирован: площадь обработки – 400 кв.м., напряжение питания – 220 Вольт, потребляемая мощность 0,15 кВт – ч. Цена 1100 руб./ шт. Производитель ООО «Агентство современных технологий». Адрес офис - магазина: г. Красноярск, ул. Ястынская 2 д.

3.2. Лидерство в продукте. В долгосрочном периоде – рассмотреть формирование цеха по переработке картофеля «под ключ» - калибровка, мойка, фасовка, нарезка, упаковка картофеля, что позволит расширить ассортимент реализуемой продукции.

Рассмотренные выше компоненты стратегии формирования конкурентных преимуществ, требуют экономической оценки.


    1. Расчет экономической эффективности мероприятий


В СПК «Аленушка» возделывается сорт картофеля «Танай» на протяжении 2017-2020 годов, однако, с точки зрения, соблюдения технологии производства картофеля семенной фонд должен обновляться каждые три года. В целях получения более высокой урожайности целесообразно осуществить сортосмену картофеля. Сорт «Танай» возделывается на площади 40 га с урожайностью за 2020 год 305,6 ц/га оценим изменение валового сбора и объемов реализации после сортосмены на сорт «Санте» не задействованный в производстве основных конкурентов, его средняя урожайность составляет 422 ц/га, при неблагоприятных климатических условиях средняя урожайность достигает уровня 350 ц с 1 га.

Таблица 23 – Расчет валового сбора и объема реализации картофеля при сортосмене

Показатели

2019 г.

Проект

Изменение (+/-)

Площадь посадки картофеля – всего

40

40

х

Урожайность, ц с 1 га

290

350

60

Валовой сбор, ц.

11600

14000

2400

Процент потерь при хранении, %

12,0

8,0

-4,0

Реализовано, ц.

9512

12880

3368


При неизменности площади посадки картофеля 40 га валовое производство в плановом периоде составит 14000 ц, а дополнительный объем продукции составит 2400 ц. Как отмечено, сорт «Санте» имеет более лежкость 92 %, следовательно, в среднем потери составят 8,0 %, что значительно ниже, чем у сорта «Танай». За счет более высокой урожайности и товарности сорта «Санте» СПК «Аленушка» сможет увеличить объем реализации на 3368 ц.

Затраты на семенной фонд «Танай» оцениваются исходя из площади посева, нормы высева и в данном случае по себестоимости, и составят:

20 ц на 1га * 40 га * 497,35 руб/ц = 397880 руб. = 397,88 тыс. руб.

Сорт «Санте» высокоурожайный – по количеству клубней в кусте, поэтому технологически требует более редкой посадки (норма высева – 10,3 ц/ га). Затраты на семенной фонд «Санте» составят:

10,3 ц на 1га * 40 га * 800 руб/ц = 329600 руб. = 329,6 тыс. руб.

Оценим производственные затраты и себестоимость 1ц картофеля сорта «Санте».

Таблица 24 – Расчет себестоимости 1ц картофеля

Показатели

Танай

Санте

Валовое производство, ц

11600

14000

Производственные затраты – всего, тыс. руб.

5769,26

5700,98

В т.ч. затраты на семена

397,88

329,60

Производственная себестоимость 1 ц, руб.

497,35

407,21

Реализационная себестоимость 1ц, руб.

684,79

594,65

В т.ч. затраты на реализацию 1ц

187,44

187,44


Таким образом, сортосмена позволит снизить производственную себестоимость 1ц картофеля на 90,14 руб. или 18,12 % за счет более высокой урожайности сорта «Санте», что в свою очередь обеспечит более низкую реализационную себестоимость продукции даже при условии сохранения той же суммы затрат связанной с реализацией продукции, а следовательно предприятие имеет резервы получения более высокой прибыли или конкурентное преимущество по формированию более низких цен по сравнению с основными конкурентами.

Мощность картофелехранилищ у кооператива 50 тыс. ц., общей площадью – 1800 кв. м. В 2020 году было заложено 37,07 тыс. ц., следовательно, у предприятия имеется резерв для закладки на хранение дополнительной продукции в случае ее нереализации в сезон.


Рассчитаем дополнительные затраты на приобретение озонаторов, отпугивателей грызунов и эксплуатацию оборудования, а также на сертификацию продукции.

Промышленный озонатор «Гроза-80» имеет площадь покрытия 450 кв. м, следовательно, потребуется приобрести 4 озонатора.

Инвестиции на приобретение озонаторов: 4 шт. * 115,7 тыс. руб. = 462,8 тыс. руб.

Отпугиватель грызунов «Торнадо-7м» имеет площадь покрытия 400 кв. м., следовательно, потребность составит 5 шт.

Инвестиции на приобретение отпугивателей: 5 шт. * 1,1 тыс. руб. = 5,5 тыс. руб.

Общая сумма инвестиций составит 468,3 тыс. руб., соответственно чистой прибыли полученной в 2020 году достаточно для финансирования.

Дополнительные затраты связанные с эксплуатацией оборудования:

- амортизационные отчисления составляют 10 % в год: 468,3 тыс. руб. * 0,1% = 46,83 тыс. руб.;

- затраты на электроэнергию составят 33,11 тыс. руб.:

в т.ч.: озонатор: 0,6кВт * 4 шт * 3 ч * 365 дн * 3,6 руб/кВт = 9460,8 руб.

отпугиватель: 0,15кВт * 5шт. * 24 ч * 365 дн. * 3,6 руб/кВт = 23652 руб.

В целях подтверждения качества реализуемой продукции, а также поднятия имиджа, предприятию целесообразно проходить процедуру добровольной сертификации или процедуру соответствия продукции «ГОСТ Р 51808-2001 - Картофель свежий продовольственный, реализуемый в розничной торговой сети. Технические условия». Процедуру целесообразно проходить организации заявившей о себе по всей России. Центр по сертификации «АгроСертЮК» занимается сертификацией и декларированием продукции, имеет аккредитованные лаборатории для проведения анализов и замеров. Региональный офис в г. Красноярске, ул Королева, 5. Услуга декларация соответствия ГОСТ (цена 6 тыс. руб.) выполняется в течение 5 дней - осуществляется раз в три года, а «Эко-био-органик» сертификат в течение 1 месяца (цена - 25 тыс. руб.) осуществляется по добровольной инициативе предприятия раз в год.

Затраты на сертификацию составят 6 тыс. руб. + 25 тыс. руб. = 31 тыс. руб.

Задачу актуализации официального сайта СПК «Аленушка», рекомендуем решить за счет привлечения студентов Красноярского ГАУ направлений подготовки «Менеджмент» и «Прикладная информатика» в период прохождения производственных практик. Актуализация сайта позволит расширить возможности продаж минимум на 5-15 %, что позволит реализовать дополнительно полученную продукцию.

Далее представим оценку экономической эффективности реализации намеченных компонент стратегии формирования конкурентных преимуществ.

Таблица 25 – Экономическая эффективности реализации комплексной стратегии формирования конкурентных преимуществ СПК «Аленушка»


Показатели

2020 г

Проект

А

1

2

Площадь посадки картофеля, га

120

120

В т.ч. площадь сортозамены

40

40

Средняя урожайность, ц с 1 га

305,6

325,6

- сортосмена

290

350

Валовой сбор, ц

36670

39070

В т.ч. сортозамена

11600

14000

Реализовано, ц

18597

21965

- сортосмена

9512

12880

Производственные затраты – всего, тыс. руб.

18238

18169,72

- в т.ч. семенной фонд (сортосмена)

397,88

329,60

Производственная себестоимость 1ц, руб.

497,35

465,06

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

12735

15152,35

Продолжение таблицы 25

А

1

2

В т.ч. амортизация оборудования при хранении

-

46,83

затраты на электроэнергию оборудования при хранении

-

33,11

затраты на сертификацию продукции

-

31,00

Реализационная себестоимость 1ц руб.

684,79

689,84

Средняя цена реализации 1ц, руб.

1176,10

1336,25

- сортосмена

1012,0

1328,0

Выручка от реализации, тыс. руб.

21872

29350,64

В т.ч. сортосмена

9626

17104,64

Прибыль – всего, тыс. руб.

9137

14198,29

- прирост прибыли

-

5061,29

Рентабельность производства, %

71,75

93,70

Капитальные затраты, тыс. руб.

-

468,3

Срок окупаемости, лет

-

0,09