Файл: Формирование конкурентных преимуществ сельскохозяйственного предприятия как фактора повышения его экономической безопасности (на материалах спк Аленушка Березовского района) состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, приложе.doc
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 273
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2. Ценовое лидерство. Закрепить ценовое лидерство позволят снижение себестоимости за счет роста урожайности и увеличения объема продаж, кроме того соблюдение условий органического земледелия позволяет получить экологическую продукцию, а следовательно обеспечит реализацию по более высокой цене.
2.3. Фокусирование или лидерство в нише означает сосредоточение всех усилий компании на определенной узкой группе потребителей. Предлагаемый сорт «Санте» в силу своих особенностей преимущественно ориентирован для предприятий-переработчиков и ресторанный бизнес – картофель фри, чипсы, полуфабрикаты, овощные смеси, так как не темнеет и не изменяет цвет. Однако он не исключает реализацию индивидуальному потребителю в розницу, так как современная культура потребления (запекание продуктов) дает преимущество именно этому сорту в домашних и дачных условиях. Высокое содержание крахмала позволяет при готовке «держать форму» или не развариваться, что обеспечивает презентабельный внешний вид.
2.4. Лидерство по качеству продукции. В связи с утратой имиджа СПК «Аленушка» как производителя качественной продукции, в перспективе целесообразно предусмотреть более тщательную обработку овощехранилища (от грызунов), создание микроклимата для правильного хранения продукции и сертификацию продукции.
2.5. Информационное лидерство. Открытость информации о компании, о ее достижениях, объемах продаж, ценах реализации, возможностях доставки, ассортименте продукции, а также возможность быстрой связи, в том числе обратной, с непосредственным производителем в современных условиях является одним из конкурентных преимуществ. Актуализация официального сайта СПК «Аленушка», который не функционирует с 2019 года, позволит увеличить охват потребителей минимум на 5-15 % и соответственно увеличить объемы продаж.
3. Инвестиционные компоненты предусматривает как краткосрочные, так и долгосрочные перспективы.
3.1. Лидерство по качеству. В краткосрочном периоде целесообразно рассмотреть приобретение промышленного специализированного озонатора, что позволит обеспечить требуемые санитарные условия для хранения картофеля (профилактика болезней – уничтожение болезнетворных бактерий и дезинфекция помещения – удаление плесени и грибков. После обработки плесень и грибок легко счищаются и удаляются. Обработка озоном предотвращает повторное их появление. Санация –
удаление запахов, следов гниения, разложения, затхлости, сырости), а также отпугиватель для грызунов «Торнадо -7м», что позволит избавиться от разносчиков болезней, таких как крысы, мыши и насекомые, снизить потери и исключить их в будущем от порчи картофеля грызунами.
Производством современных моделей озонаторов осуществляет компания «Абсолют». Разработка новых устройств ведется совместно с конструкторами Сибирского Отделения РАН РФ (г. Новосибирск).
Промышленный озонатор «Гроза- 80»: площадь обработки – 450 кв.м., напряжение питания – 220 Вольт, потребляемая мощность 0,6 кВт – ч. Цена 115700 руб./ шт.
Отпугиватель грызунов «Торнадо 7М» - ультразвуковое устройство для отпугивания крыс, мышей и других грызунов. Обладает уникальным свойством: постоянно изменяется частота - грызуны не способны адаптироваться к отпугивателю, безвредно для домашних животных, сертифицирован: площадь обработки – 400 кв.м., напряжение питания – 220 Вольт, потребляемая мощность 0,15 кВт – ч. Цена 1100 руб./ шт. Производитель ООО «Агентство современных технологий». Адрес офис - магазина: г. Красноярск, ул. Ястынская 2 д.
3.2. Лидерство в продукте. В долгосрочном периоде – рассмотреть формирование цеха по переработке картофеля «под ключ» - калибровка, мойка, фасовка, нарезка, упаковка картофеля, что позволит расширить ассортимент реализуемой продукции.
Рассмотренные выше компоненты стратегии формирования конкурентных преимуществ, требуют экономической оценки.
-
Расчет экономической эффективности мероприятий
В СПК «Аленушка» возделывается сорт картофеля «Танай» на протяжении 2017-2020 годов, однако, с точки зрения, соблюдения технологии производства картофеля семенной фонд должен обновляться каждые три года. В целях получения более высокой урожайности целесообразно осуществить сортосмену картофеля. Сорт «Танай» возделывается на площади 40 га с урожайностью за 2020 год 305,6 ц/га оценим изменение валового сбора и объемов реализации после сортосмены на сорт «Санте» не задействованный в производстве основных конкурентов, его средняя урожайность составляет 422 ц/га, при неблагоприятных климатических условиях средняя урожайность достигает уровня 350 ц с 1 га.
Таблица 23 – Расчет валового сбора и объема реализации картофеля при сортосмене
Показатели | 2019 г. | Проект | Изменение (+/-) |
Площадь посадки картофеля – всего | 40 | 40 | х |
Урожайность, ц с 1 га | 290 | 350 | 60 |
Валовой сбор, ц. | 11600 | 14000 | 2400 |
Процент потерь при хранении, % | 12,0 | 8,0 | -4,0 |
Реализовано, ц. | 9512 | 12880 | 3368 |
При неизменности площади посадки картофеля 40 га валовое производство в плановом периоде составит 14000 ц, а дополнительный объем продукции составит 2400 ц. Как отмечено, сорт «Санте» имеет более лежкость 92 %, следовательно, в среднем потери составят 8,0 %, что значительно ниже, чем у сорта «Танай». За счет более высокой урожайности и товарности сорта «Санте» СПК «Аленушка» сможет увеличить объем реализации на 3368 ц.
Затраты на семенной фонд «Танай» оцениваются исходя из площади посева, нормы высева и в данном случае по себестоимости, и составят:
20 ц на 1га * 40 га * 497,35 руб/ц = 397880 руб. = 397,88 тыс. руб.
Сорт «Санте» высокоурожайный – по количеству клубней в кусте, поэтому технологически требует более редкой посадки (норма высева – 10,3 ц/ га). Затраты на семенной фонд «Санте» составят:
10,3 ц на 1га * 40 га * 800 руб/ц = 329600 руб. = 329,6 тыс. руб.
Оценим производственные затраты и себестоимость 1ц картофеля сорта «Санте».
Таблица 24 – Расчет себестоимости 1ц картофеля
Показатели | Танай | Санте |
Валовое производство, ц | 11600 | 14000 |
Производственные затраты – всего, тыс. руб. | 5769,26 | 5700,98 |
В т.ч. затраты на семена | 397,88 | 329,60 |
Производственная себестоимость 1 ц, руб. | 497,35 | 407,21 |
Реализационная себестоимость 1ц, руб. | 684,79 | 594,65 |
В т.ч. затраты на реализацию 1ц | 187,44 | 187,44 |
Таким образом, сортосмена позволит снизить производственную себестоимость 1ц картофеля на 90,14 руб. или 18,12 % за счет более высокой урожайности сорта «Санте», что в свою очередь обеспечит более низкую реализационную себестоимость продукции даже при условии сохранения той же суммы затрат связанной с реализацией продукции, а следовательно предприятие имеет резервы получения более высокой прибыли или конкурентное преимущество по формированию более низких цен по сравнению с основными конкурентами.
Мощность картофелехранилищ у кооператива 50 тыс. ц., общей площадью – 1800 кв. м. В 2020 году было заложено 37,07 тыс. ц., следовательно, у предприятия имеется резерв для закладки на хранение дополнительной продукции в случае ее нереализации в сезон.
Рассчитаем дополнительные затраты на приобретение озонаторов, отпугивателей грызунов и эксплуатацию оборудования, а также на сертификацию продукции.
Промышленный озонатор «Гроза-80» имеет площадь покрытия 450 кв. м, следовательно, потребуется приобрести 4 озонатора.
Инвестиции на приобретение озонаторов: 4 шт. * 115,7 тыс. руб. = 462,8 тыс. руб.
Отпугиватель грызунов «Торнадо-7м» имеет площадь покрытия 400 кв. м., следовательно, потребность составит 5 шт.
Инвестиции на приобретение отпугивателей: 5 шт. * 1,1 тыс. руб. = 5,5 тыс. руб.
Общая сумма инвестиций составит 468,3 тыс. руб., соответственно чистой прибыли полученной в 2020 году достаточно для финансирования.
Дополнительные затраты связанные с эксплуатацией оборудования:
- амортизационные отчисления составляют 10 % в год: 468,3 тыс. руб. * 0,1% = 46,83 тыс. руб.;
- затраты на электроэнергию составят 33,11 тыс. руб.:
в т.ч.: озонатор: 0,6кВт * 4 шт * 3 ч * 365 дн * 3,6 руб/кВт = 9460,8 руб.
отпугиватель: 0,15кВт * 5шт. * 24 ч * 365 дн. * 3,6 руб/кВт = 23652 руб.
В целях подтверждения качества реализуемой продукции, а также поднятия имиджа, предприятию целесообразно проходить процедуру добровольной сертификации или процедуру соответствия продукции «ГОСТ Р 51808-2001 - Картофель свежий продовольственный, реализуемый в розничной торговой сети. Технические условия». Процедуру целесообразно проходить организации заявившей о себе по всей России. Центр по сертификации «АгроСертЮК» занимается сертификацией и декларированием продукции, имеет аккредитованные лаборатории для проведения анализов и замеров. Региональный офис в г. Красноярске, ул Королева, 5. Услуга декларация соответствия ГОСТ (цена 6 тыс. руб.) выполняется в течение 5 дней - осуществляется раз в три года, а «Эко-био-органик» сертификат в течение 1 месяца (цена - 25 тыс. руб.) осуществляется по добровольной инициативе предприятия раз в год.
Затраты на сертификацию составят 6 тыс. руб. + 25 тыс. руб. = 31 тыс. руб.
Задачу актуализации официального сайта СПК «Аленушка», рекомендуем решить за счет привлечения студентов Красноярского ГАУ направлений подготовки «Менеджмент» и «Прикладная информатика» в период прохождения производственных практик. Актуализация сайта позволит расширить возможности продаж минимум на 5-15 %, что позволит реализовать дополнительно полученную продукцию.
Далее представим оценку экономической эффективности реализации намеченных компонент стратегии формирования конкурентных преимуществ.
Таблица 25 – Экономическая эффективности реализации комплексной стратегии формирования конкурентных преимуществ СПК «Аленушка»
Показатели | 2020 г | Проект |
А | 1 | 2 |
Площадь посадки картофеля, га | 120 | 120 |
В т.ч. площадь сортозамены | 40 | 40 |
Средняя урожайность, ц с 1 га | 305,6 | 325,6 |
- сортосмена | 290 | 350 |
Валовой сбор, ц | 36670 | 39070 |
В т.ч. сортозамена | 11600 | 14000 |
Реализовано, ц | 18597 | 21965 |
- сортосмена | 9512 | 12880 |
Производственные затраты – всего, тыс. руб. | 18238 | 18169,72 |
- в т.ч. семенной фонд (сортосмена) | 397,88 | 329,60 |
Производственная себестоимость 1ц, руб. | 497,35 | 465,06 |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | 12735 | 15152,35 |
Продолжение таблицы 25
А | 1 | 2 |
В т.ч. амортизация оборудования при хранении | - | 46,83 |
затраты на электроэнергию оборудования при хранении | - | 33,11 |
затраты на сертификацию продукции | - | 31,00 |
Реализационная себестоимость 1ц руб. | 684,79 | 689,84 |
Средняя цена реализации 1ц, руб. | 1176,10 | 1336,25 |
- сортосмена | 1012,0 | 1328,0 |
Выручка от реализации, тыс. руб. | 21872 | 29350,64 |
В т.ч. сортосмена | 9626 | 17104,64 |
Прибыль – всего, тыс. руб. | 9137 | 14198,29 |
- прирост прибыли | - | 5061,29 |
Рентабельность производства, % | 71,75 | 93,70 |
Капитальные затраты, тыс. руб. | - | 468,3 |
Срок окупаемости, лет | - | 0,09 |