Файл: Формирование конкурентных преимуществ сельскохозяйственного предприятия как фактора повышения его экономической безопасности (на материалах спк Аленушка Березовского района) состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, приложе.doc
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Продолжение таблицы 17
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Показатели деловой активности | |||||||
Темп роста прибыли от продаж | Темп роста выручки согласно отчетности предприятия: 2018 г. – 1,62; 2019 г. – 0,78; 2020 г. – 1,11 | 5,06 | 3,12 | 1,33 | 1,71 | 1,37 | 1,24 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности | 12 | 91,79 | 7,65 | 58,41 | 4,87 | 38,05 | 3,17 |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности | 12 | 4,87 | 0,41 | 3,87 | 0,32 | 8,97 | 0,75 |
Итого | * | * | 11,18 | * | 6,90 | * | 5,15 |
Показатели эффективности экономической деятельности | |||||||
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, % | 15 | 4 | 0,27 | 2,26 | 0,15 | 3,73 | 0,2548 |
Рентабельность активов (совокупного капитала) по чистой прибыли, % | Индекс инфляции [48]: 2018 г. - 4,3 %; 2019 г. – 3 %; 2020 г. – 4,9 % | 2,99 | 0,70 | 1,93 | 0,64 | 2,95 | 0,60 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % | 5 | 6,16 | 1,23 | 4,54 | 0,91 | 6,97 | 1,39 |
Итого | * | * | 2,19 | * | 1,70 | * | 2,24 |
В результате расчета и анализа ряда коэффициентов, характеризующих деятельность СПК «Аленушка», выявлены представленные ниже тенденции:
-
Снижение кредиторской задолженности СПК «Аленушка» выступает в качестве положительной тенденции и свидетельствует о проведении регулярной инвентаризации. -
Увеличение балансовой стоимости дебиторской задолженности выступает негативным фактом, поскольку денежные средства не поступают вовремя в оборот. -
Снижение балансовой стоимости запасов свидетельствует об оптимизации ресурсов находящихся в составе запасов. -
В 2020 году нарушена абсолютная ликвидность СПК «Аленушка» - имеется дефицит денежных средств в кассе и на счетах. -
В целом СПК «Аленушка» является платежеспособным и финансово устойчивым предприятием.
-
Диагностика конкурентных преимуществ СПК «Аленушка» и выявление проблем
Анализ эволюции и причин возникновения конкурентных преимуществ свидетельствует о наличии у категории двойственной природы - факторной и конкурентной.
Конкурентная сущность преимуществ объясняется соперничеством субъектов в конкретных условиях окружающей среды, предполагает их сравнительный и обязательно внешне воспринимаемый характер, является первичной для получения валовой прибыли, формирует выбор организации при приобретении продукции.
Факторная природа конкурентных преимуществ предполагает трансформацию субъектом внутренних ресурсов организации для формирования новых и поддержания или развития уже имеющихся преимуществ.
Алгоритм диагностики состояния конкурентных преимуществ, кооператива и их формирования, разработанный нами, включает этапы:
1. Выбор состава конкурентных преимуществ. Определялся критериями:
– конкурентные преимущества обязательно должны быть выражены в количественных или качественных величинах, обеспечивающих их сравнимость;
– информационная доступность для покупателя, обеспечивающая возможность сравнения и выбора в пользу той или иной организации-производителя-продавца при приобретении продукции;
– представленность конкурентных преимуществ в разрезе двух групп: естественные, т.е. неотъемлемо присущие организации-продавцу, и искусственные, формируемые добровольно как стремление быть более конкурентоспособным и устойчивым на рынке.
Отметим, что Хусаинова С.В. и Агафонова М.С. в своих работах выделяют внешние конкурентные преимущества и подразделяют их на естественные, характерные для всех компаний, но уровень их развития отличается, и искусственные - дополнительные к основным, интенсифицирующие сбыт продукции [63; 11].
Таблица 19 – Состав конкурентных преимуществ сельскохозяйственного предприятия
Конкурентные преимущества | |||
Естественные | Искусственные | ||
Преимущество | Формы проявления (информационный индикатор) | Преимущество | Формы проявления (информационный индикатор) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Товара | |||
Потребительское качество продукции | Сорт или диапазон сортов картофеля от раннеспелых до позднеспелых | Добавочная ценность (продукция с улучшенными | Экологически чистая продукция Семенной материал с предварительной |
Продолжение таблицы 19
1 | 2 | 3 | 4 | ||
| Специальные сорта для получения крахмала Сорта картофеля для приготовления чипсов, фри, замороженного «фри» | качественными и выгодными ценовыми характеристиками) | сортировкой и калибровкой, протравленный защитными препаратами (по заявке покупателя) Картофель мытый Картофель калиброванный и нестандартный Выбор упаковки по желанию покупателя | ||
Надежность, уверенность в качестве продукции | Узкая специализация. Соответствие качества требованиям ГОСТ и техническим регламентам | Гибкая ценовая политика (зависящая от объема закупки, времени, срока и формы оплаты) | |||
Стоимостная характеристика продукции | Розничная цена, руб./ ед.; Оптовая цена, руб./ ед. (± % ниже/ выше относительно средней рыночной или максимальной/ минимальной цены конкурентов) | ||||
Сбыта | |||||
Объемы продажи | Максимальное и минимальное количество продукции, реализуемое оптом и в розницу | Дополнительные и улучшенные организационные условия сбыта (поставки) | Наличие канала нулевого уровня: - (розничная сеть магазинов) - продажа через сайт - продажа через социальные сети Доставка до потребителя при определенном объеме покупки Хранение уже купленного картофеля | ||
Организационно-технологические условия сбыта (поставки) | Сроки поставки или отгрузки стандартные или устанавливаются покупателем Технология отгрузки и доставки | ||||
Имидж предприятия | |||||
Опыт | Длительность присутствия на рынке (лет) | Ответственность перед покупателями | Участие в государственных закупках в качестве поставщика |
Окончание таблицы 19
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | Позиция в рейтинге поставщиков Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков Надежность |
Авторитет, уровень системы управления предприятием | Результаты проверок организации генеральной прокуратурой по ФГИС «Единый реестр проверок» (отсутствие или наличие замечаний, ед./ период) Динамика и значения экономических показателей (прибыль, рентабельность, др.) Финансовая стабильность (коэффициенты ликвидности, автономии, финансового рычага, покрытия инвестиций) Участие в качестве ответчика в судебных делах по недобросовестному исполнению договоров поставки Участие в биржевых торгах, на специализированных электронных торговых площадках и т.п. Рост масштабов деятельности | Дополнительные гарантии по качеству продукции | Выступления (публикации) в СМИ, реклама, гарантирующее качество продукции Участие в конкурсах 100 лучших товаров Сертификация производства, СМК на предприятии |
Открытость рынку, демонстрация | Актуальный сайт предприятия Представление товарной продукции с фотографиями, характеристиками, документами Наличие функционала для связи с покупателем (контрагентом) | ||
Отзывы | Рубрика для покупателя «Отзывы», «Вопрос – Ответ» на сайте организации (наличие обратной связи) Размещение внешних положительных отзывов в СМИ, наград в профессиональных конкурсах на сайте организации |
2. Определение географических границ рынка.
Сельскохозяйственные предприятия Центрального макрорайона, расположенные на территориях муниципальных районов: Емельяновском, Березовском, Сухобузимском, Большемуртинском, Манском, Балахтинском, а также в г. Красноярск, Железногорск, Сосновоборск, п. Кедровый. Именно эти районы имеют равные благоприятные природно–климатические условия, заселенность территории, наличие трудовых ресурсов и высокий уровень обеспеченности инфраструктурой: транспортной, представленной всеми видами транспорта, энергетической и социальной. Высокая плотность населения, разветвленная транспортная и дорожная инфраструктура обеспечивают привлекательность Центрального макрорайона для инвесторов.
3. Формирование списка конкурентов.
Основными конкурентами на региональном уровне с позиции доли производства картофеля в общем объеме валового производства картофеля выступают: СПК «Аленушка» Березовского района – 3667 т; ООО «СХП Дары Малиновки» – 23030 т. Сухобузимского района и ООО «Урожай» Березовского района –3489 т.
4. Критерии оценки конкурентных преимуществ.
Предложена 5-ти бальная шкала оценки: 5 баллов – абсолютное превосходство, то есть конкурентное преимущество представлено только в данной сельскохозяйственной организации; 4 балла – значение или число показателей выше среднего значения по группе; 3 балла – средний уровень, представленный стандартными позициями; 2 балла – ниже среднего уровня; 1 балл – минимальный уровень; 0 баллов – отсутствие преимущества.
5. Диагностика конкурентных преимуществ сельскохозяйственных организаций.
Формализованные показатели конкурентных преимуществ выбираются в условиях широкого открытого информационного пространства Internet находим на основе данные об организациях на сайтах (list-org «Каталог организаций» [31], zachestnyibiznes.ru «Всероссийская система данных о компаниях и бизнесе», synapsenet.ru «Синапс», rusprofile.ru «Быстрая и удобная проверка контрагентов», sbis.ru «СБИС»), специализированных отраслевых и региональных баз данных Росстата, данных электронных товарных бирж и сайтов сельскохозяйственных организаций. Результаты диагностики конкурентных преимуществ сельскохозяйственных организаций представлены в таблице 20 (приложение А), оценка конкурентных преимуществ представленных организаций отражена в таблице 21.