Файл: Тюремная библиотека.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У психопатологически отягощенных лиц изоляция как психосоциальный стрессор, преломляясь через психопатологическую отягощенность этих лиц, в одних случаях утяжеляет их поведение в условиях армии, в других случаях – приостанавливает ранее делинквентное подростковое поведение (хулиган в обычной жизни, до армии, становится нормальным человеком, что зависит от тяжести течения психических аномалий).

Наблюдение 1. Полина П. характеризует своего сына как «сорванца» и даже хулигана, «покоя у меня не было, когда он учился в школе». Сергей учился неустойчиво, хотя учителя считали его способным, но неусидчивым мальчиком. Ввязывался во все драки и другие поступки, оцениваемые учителями как «хулиганские». Оценка по поведению была всегда плохая. Любил подвижные игры, походы, с удовольствием помогал матери в выполнении тяжелой физической работы (копал и перекапывал огород, таскал воду и «никогда не отлынивал от этого»). Начиная с 8-го класса мать заподозрила сына в покуривании «травки», спиртные напитки начал употреблял эпизодически – ситуационно с 13 лет. Был один привод в милицию, пытался снять значок с иномарки».

К перспективе службы в армии относился без особого энтузиазма, но и не выражал неудовольствия по этому поводу. Родители Сергея не предпринимали никаких мер, чтобы как-то не пустить сына на службу. Мать, «с одной стороны, переживала, с другой – надеялась, что изменится в лучшую сторону, но сомневалась». К удивлению матери, сын из армии писал теплые письма, ни на что не жаловался, имел благодарности от командования. Когда приехал в отпуск, сказал, что «служить нелегко, но мужать надо, как говорит наш командир: не красна девица». Со слов матери: выглядел окрепшим, даже вырос, подтянулся, стал намного спокойнее и рассудительнее. Не курил, выпить не стремился. Строил реальные планы на будущее: думал «встать на ноги материально, купить себе квартиру, машину, а потом жениться, а может, еще пойду учиться на вечерний факультет или на подготовительный».

Механизм такого изменения можно объяснить своеобразным влиянием различных психофизических факторов (сопровождающих армейскую службу) на неокрепший юношеский организм. Например, непривычные физические нагрузки успокаивают и способствуют выбросу излишней энергии и в тоже время укрепляют организм, способствуют росту и физическому совершенствованию. Это приводит к постепенному психофизическому равновесию и нормализации поведения некоторых военнослужащих.


С другой стороны, ухудшение поведения некоторых военнослужащих нельзя относить только к их психической отягощенности.

Ниже мы приведем случай, когда шел только первый период – тревоги, т.е. необходимости как-то самоутвердиться в глазах сверстников, и сразу же к этому состоянию добавляется конфликтная ситуация, когда солдата избивают, заставляют есть отдельно и убирать отхожие места. Этот пример ярко показывает, как последствия психической отягощенности проявляются только в определенных условиях, когда неблагоприятные факторы среды угрожают благополучию, чести и жизни человека.


Наблюдение 2. В ночь с 22 на 23 ноября 1998 года рядовой Владимир М. убил пятерых своих сослуживцев и тяжело ранил шестого – Романа Г.

Со слов матери, ее сын самый лучший. Спокойный, вежливый, добрый. К сыну мать приехала с обращением жителей их села, в котором они дали ему самую лестную оценку. После свидания с сыном мать остается при мнении: «Володьку довели», особенно преуспел в этом одногодок Иван Г., но он ответить уже не может.

Мать сама рассказала, что в 6-летнем возрасте сына сбил грузовик. В сельской больнице мальчика подлечили, но с тех пор его мучили головные боли по 3-4 раза в неделю. Иногда спасали бабки-знахарки – «правили голову». Иногда было достаточно таблетки. Но уж больно хотел он служить в армии: иначе сверстницы посчитали бы его неполноценным человеком. В то время как городские мальчики стремились «закосить», М. скрывал от комиссии травмы головы. В учебном пункте ему дали кличку «тормоз». Меньше чем через месяц на заставе Солнечной М. расстрелял пятерых сослуживцев.

В ноябре 97-го последней каплей для Владимира М. стали не издевательства, а ехидная перепалка в помещении радиолокационного поста. Перед тем как отправить насмешников на тот свет, он 15 минут простоял на улице. В душе его, по-видимому, кипела ярость.

Наблюдение 3. 30 июля 1995 года в четвертом часу ночи рядовой Б., дежуривший в погранзаставе, застрелил сержанта К., который пришел его менять, и сержанта Р., присутствовавшего при смене дежурного. После этого Б. отправился в спальное помещение, расстреляв по дороге начальника заставы, а затем, уже в казарме, рядового П. и сержанта П. Кроме того, он ранил еще троих сержантов и одного рядового. Когда боеприпасы кончились, Б. бросил оружие, вернулся к трупу К., подобрал его автомат с двумя снаряженными магазинами и отправился к дому офицерского состава заставы. Ворвался в квартиру уже убитого им начальника и открыл там беспорядочную стрельбу по всем комнатам. Ранил жену погибшего и его двенадцатилетнего сына, который через двое суток скончался.

После совершения преступления Б. покинул территорию заставы, но к вечеру уже был задержан. Следствием установлено, что рядовой Б. вообще-то имел некоторые странности в поведении. То он резал вены, то глотал иголки, то варил маковую соломку, то сидел на гауптвахте
. Дважды его направляли на обследование в психоневрологическое отделение окружного госпиталя с диагнозом «кратковременная ситуационно обусловленная невротическая реакция», но выписывали как «здорового».

Кроме проблем с собственной личностью у Б. был настоящий враг – рядовой П., который настроил против него весь коллектив заставы. В результате чего Б. даже ел отдельно от всех остальных. Ну и били его, конечно. Накануне преступления П. вместе с сержантом К. избили Б., «заставляя его производить уборку помещений заставы за себя и иных сослуживцев». Вот из-за этого, собственно, погибло шесть человек.

Описанные случаи ярко демонстрируют не только то, что эти солдаты были психически не совсем полноценны, но и то, что на вопиющие факты их дискриминации командование не обратило внимания, хотя эти факты не могли остаться незамеченными.

В последнем случае, претерпев унижения от солдат, Б., по всей видимости, накопил ярости больше в отношении начальника, который знал об этих конфликтах и не принимал мер, в результате чего начальник погиб сам и послужил причиной гибели сына и ранения жены.

Таких издевательств в армейских условиях могли не выдержать и психически нормальные солдаты.

Приведенные наблюдения свидетельствуют, что к явлениям «дедовщины» командование относится, видимо, с чувством бессилия и безысходности. Разумеется, усилиями одних командиров искоренить последствия действия стресса социальной изоляции невозможно. Для этого необходимо не только знать многие механизмы, из чего слагается неправильное дезадаптивное поведение военнослужащих, но и уметь профессионально профилактировать и устранять эти состояния, не доводя их до крайностей.

Различные типы реакций со стороны военнослужащих находятся в зависимости от типа личности военнослужащего: интроверт или экстраверт.

У интровертированных личностей превалирует пассивно-оборонительный тип реакции на конфликтные ситуации или даже на сами условия пребывания в армейских условиях изоляции. Такой тип реакции сопровождается тревогой, пониженным настроением, снижением актуальной психической активности, повышением тормозимости, снижением интенсивности психомоторных реакций, нарушением эмоционального реагирования и внимания, безразличием к окружающему, с чувством безысходности и субдепрессивной печалью в глазах или депрессией с суицидальными мыслями. В стратегии поведения этих военнослужащих могут преобладать не борьба и сотрудничество, а бегство, но не в буквальном смысле как дезертирство, а тихое бегство как саморазрущающая линия поведения: самоубийство, употребление наркотиков и алкоголя с целью отравления и забытья. В переносном смысле – это тоже бегство.


В принципах подхода к этим лицам и профилактике суицидов и дезертирства должны быть использованы: физические нагрузки с целью укрепления организма, обращение к религии, нахождение своей социальной ниши (приобретение специальности), которое может дать солдату чувство самоутверждения, и применение методов психокоррекции.

Устранение неблагоприятных факторов среды во многих ситуациях предотвратило бы случаи с трагическим концом у тех же психически неблагополучных лиц.

У экстравертированных личностей превалируют активно-оборонительные реакции с агрессией, направленной на окружающих. Среди них как раз больше тех, которые играют активно роль «дедов». Условия изоляции и первоначальной армейской отчужденности способствуют активному проявлению ранее дремлющей агрессии. В стратегии поведения у них преобладает лидерство и подавление более слабых, насилие. У многих преобладали импульсивные черты характера. В спокойной обстановке для них была характерна общительность, напористость, упрямство, склонность к приключениям, храбрость, пренебрежение к соблюдению устава и других норм внутреннего распорядка в условиях армейской службы. Это приводило к частым конфликтам с командованием и окружением. У самих солдат – к дезорганизации их деятельности с тревожным напряжением и нарастанием страха неудачи перед сверстниками и развитием состояний психической дезадаптации. В этих состояниях у них усиливались эгоцентрические тенденции, склонность к самовольным отлучкам и дезертирству и гетероагрессии.

Выделена также группа со смешанным типом реагирования на условия изоляции, которая была наиболее непредсказуема, так как в зависимости от ситуации давала реакции, характерные как для экстравертов, так и для интровертов.

Как видно из табл. 4, крайние степени выражения поведения военнослужащих случаются в основном в первый (до 1 года) и третий (после 1,5 лет) периоды службы.

В начале службы их поведение определяется тревогой вследствие непривычности и неопределенности условий службы, необходимости самоутверждения, а перед окончанием – усталостью и тревожным ожиданием демобилизации, неопределенностью своего социального положения в будущем (необходимостью реадаптации к ранее привычным для них условиям).

Эти обстоятельства вновь в третьем периоде приводят к истощению адаптационных механизмов организма, парадоксальному поведению, когда на небольшие раздражители военнослужащий может дать совершенно неадекватную реакцию, в том числе и в виде расстрела группы своих сослуживцев.