ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА II
СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ КАК МОДЕЛЬ
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СТРЕССА
1. Клинико-психопатологические проявления стресса
у подследственных и их профилактика
Многие лица, направленные в места социальной изоляции в результате «ЧП криминального характера», совершают там повторные преступления. Часто поведение таких лиц в следственных изоляторах (СИЗО) и исправительных учреждениях (ИУ) способствует возникновению экстремальных условий (ЭУ) в этих местах. Необходимость профилактики ЧП криминального характера там актуальна потому, что она предупреждает возникновение ЭУ функционирования личного состава ОВД и ВВ, привлекаемого для устранения массовых беспорядков, групповых побегов и других ЧП, и у сотрудников ИУ УИС (уголовно-исправительной системы), постоянно работающих в этих условиях.
В.Г. Козюля с соавторами [95] отмечают, что в последнее время значительно растут показатели насильственных преступлений осужденных против сотрудников, в особенности начальников отрядов. Этому, по мнению авторов, способствуют как социально-психологические условия функционирования, так и правовая незащищенность сотрудников, противоречивость норм, регулирующих их должностную деятельность.
На координационном совещании руководителей правоохранительных органов Российской Федерации в г. Москве 03.03.97 г. было отмечено, что более 100 сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) в 1995–1996 гг. покончили жизнь самоубийством, 40 человек погибли при исполнении служебных обязанностей, уволились 40 тыс. сотрудников, 14% штатов не укомплектовано, каждый третий сотрудник работает менее одного года, каждый восьмой – потенциальный пенсионер.
В.Г. Калманов с соавторами [84] указывают на ухудшение материального положения сотрудников как одну из причин, способствующих совершению ими преступлений, нарушению законности и дисциплины.
Мы считаем, что психопрофилактика психотравмирующего влияния изоляции на осужденных и подследственных в системе СИЗО и ИУ будет способствовать снижению стрессогенности условий функционирования сотрудников этих учреждений.
В настоящее время деятельность режимных учреждений нуждается в обновлении концептуальных подходов к проблемам длительного содержания людей в условиях изоляции, которая способствует нарастанию озлобленности и агрессивности многих осужденных и подследственных. Это обстоятельство резко осложняет работу сотрудников.
Во многих работах, посвященных проблемам деятельности исправительных учреждений, отмечается, что «в местах лишения свободы очень сложно, порой драматически протекают адаптационные процессы как в социальном, так и в биологическом плане» [14]. Указанные авторы считают, что настала пора для составления комплексных социально-биологических программ адаптации личности к местам лишения свободы.
Ю.М. Антонян [15] отмечает, что осужденные в местах лишения свободы отличаются «повышенной тревожностью, переживают страхи, постоянное беспокойство, ожидание угрозы со стороны окружающего мира, который часто бывает с ними жесток».
В.Ю. Королев, Ю.Н. Кудрявцев [107], анализируя поведение осужденных, страдающих олигофренией, отмечают, что у них очень сложно протекают адаптационные процессы, а при применении суровых мер взыскания они становятся злостными нарушителями режима ИТК.
По данным И.В. Каретникова [89], умышленные убийства и тяжкие телесные повреждения в ИУ различных видов режима совершаются и достигают своего пика в первые 2 года пребывания осужденных в них. А для ИУ усиленного и особого режима характерен пик преступлений в первые и последние годы (при сроке наказания до 10 лет).
На наш взгляд, пристальное изучение этого вопроса и выявление возможных путей профилактики высокого уровня экстремальности работы облегчат психологическое состояние и условия функционирования сотрудников, вынужденных по роду своей деятельности постоянно общаться с людьми из криминального мира.
Анализируя эти и другие литературные данные, мы выявили, что у осужденных имеются четкая «реакция входа» в режим изоляции и «реакция выхода» из него, аналогичные описанным состояниям при экстремальных условиях у других категорий граждан (космонавты, полярники, спортсмены) [121, 176, 182, 55, 231].
Литературные данные позволяют предположить, что те же изменения в психофизических и поведенческих реакциях личности, затрудняющих адаптацию к условиям изоляции, происходят и у содержащихся в колониях.
Актуальность рассматриваемой проблемы диктуется и тем, что в настоящее время мало работ, дающих информацию практическим работникам ИУ и следственных изоляторов не только о психофизических возможностях адаптации подопечных, предопределяющих их поведение, о механизме и законах развития стрессовых состояний, но и о методах и способах превенции этих состояний. Без учета данных проблем проводимые в ИУ методы исправления и перевоспитания останутся малоэффективными. Более того, места лишения свободы могут стать самыми стрессогенными условиями работы для сотрудников МВД, несущих службу в них.
При предварительном наблюдении за поведением подследственных в СИЗО, находившихся в условиях изоляции от 1 года до 3 лет, было обнаружено, что обострение всех хронических заболеваний и изменения в поведении подследственных происходят в основном в начале срока и в конце – перед освобождением. Поэтому периоды пребывания в СИЗО условно разделили на первый (начальный), второй (средний) и третий (заключительный) Мы предположили, что изоляция на тот или иной срок, являясь стрессогенным фактором, влияет на делинквентность поведения осужденных и подследственных.
У многих осужденных «реакция входа» в режим изоляции проявлялась по активно-оборонительному типу с агрессией, направленной на окружающих и на себя (в случаях совершения суицидов, которые не анализируются в данной работе). В случаях выраженного агрессивного поведения, направленного на окружающих, первой мишенью этого поведения и оказываются зачастую начальники отрядов и другие сотрудники.
Изучены поведенческие реакции (суициды, криминальные действия, попытки побега и другие параметры) 333 человек, которые в общей сложности находились в СИЗО в течение 3 лет, методом сплошного отбора. Подследственные мужчины и женщины: мужчин 200 человек, средний возраст 47 лет 1,5; женщин 133 человека, средний возраст 43 года 1,8.
Кроме метода наблюдения за поведением подследственных и осужденных была использована психологическая программа исследования в начале, в середине и в конце срока пребывания в условиях социальной изоляции в СИЗО.
Диагностическая часть программы оценивала устойчивость нервной системы к стрессам и возможности эффективного вмешательства и состояла из 5 стандартизированных тестов-программ:
1 – сокращенный многофакторный опросник личности (СМОЛ);
2 – восьмицветовой тест Люшера;
3 – тест отношения к болезни (ТОБ);
4 – тест психофизической работоспособности (ПФР);
5 – психодиагностический тест (Ямпольского) – ПДТ;
Вначале проводилось исследование с помощью методики СМОЛ, затем при обнаружении пиков свыше 70Т баллов – всеми тестами.
Результаты комплекса тестов-программ представлялись в виде распечатки на каждого исследуемого в течение 40–50 минут. Специально обученному чтению результатов любому практическому работнику (врачу-психиатру) и воспитателю использование компьютера позволяет (в условиях отсутствия базового психолога) самостоятельно провести предварительное психологическое исследование – экспресс-диагностику психических нарушений. Кроме того, заключение позволяет врачу-психиатру после сопоставления их с клиническими данными самостоятельно решить вопросы оперативного назначения психофармакотерапии, экстренной госпитализации или выделения диспансерной группы наблюдения психически аномальных личностей в условиях СИЗО или колонии. Изменение состояния психически аномальных лиц особенно опасно, так как они могут вплетать в свои бредовые идеи сотрудников и преследовать их. Лица с начальными стадиями и вялотекущими формами шизофрении могут быть участниками и организаторами самых изощренных, запутанных и сложных преступлений в ИУ.
Воспитателям полученные данные позволяют составлять корригирующие программы на весь период пребывания подследственного в СИЗО и осужденного в ИУ и более адекватно принимать решения по возникающим конфликтным и сложным оперативно-служебным ситуациям. В результате такого обследования была выделена «группа риска», в которую вошли 40% из обследованной группы. Среди данной группы были выделены три подгруппы с ведущими шкалами, выявленными при обследовании СМОЛ.
Первая группа
У данной группы отмечался устойчивый пик профиля по 8-й шкале свыше 70Т баллов с преобладанием шизоидных черт характера. Клинически отмечалась амбивалентность поведенческих реакций: апатичная бездеятельность и напористость в достижении результатов, застенчивость и бестактность, грубость; подозрительность и легковерие; отгороженность и бесцеремонная навязчивость; расхождение в суждениях и поступках. Часто воспитатели обманывались в своих ожиданиях к ним и затем не доверяли этим лицам. Практически у этой группы лиц обнаруживался стенический и гипостенический тип реагирования. Дезадаптивность их поведения выражалась в том, что в конфликтных ситуациях эти лица были непредсказуемы, часто совершали неожиданные для окружающих поступки. Это были практически лица со смешанным типом реагирования. В группе риска доля этих лиц составляла 17%.
Вторая группа
Это лица с пиком профиля по 6-й шкале свыше 70Т баллов. Поведенческая реакция этих лиц на изоляцию характеризовалась стеническим типом реагирования на изоляцию. Психоэмоциональное состояние характеризовалось постоянной психической напряженностью, настороженностью, подозрительностью, обидчивостью, застреваемостью аффективных реакций, склонностью к их накоплению и построению паранойяльных идей. Эти лица открыто выражали свое недовольство условиями содержания, выступали в качестве организаторов и подстрекателей асоциальных высказываний и поступков, несмотря на доказанность вины, настаивали на пересмотре дела, писали бесконечные жалобы, несмотря на очевидность поражения. В группе риска доля этих лиц составляла 12%.
Ниже приведены данные компьютерного психологического обследования пакетом программ (СМОЛ, САН, ЛЮШЕРА, ПДТ, ПФР) на подследственную К., 33 лет, поступившую в СИЗО по причине совершения кражи (ст.144, 62 УК РСФСР). У нее первоначально был обнаружен пик по 6-й и 8-й шкалам свыше 90Т баллов, затем она была обследована пакетом ПД-тестов. Находилась в СИЗО 2 месяца.
«Актуальное психическое состояние подследственной в настоящее время характеризуется снижением работоспособности, волевой и мыслительной активности с заторможенностью, склонностью к аффективной ригидности, что сопровождается общим сниженным фоном настроения в виде безразличия к себе и окружающему, пассивной подчиняемости, апатичности.