Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»

____________________________________________________________

(институт)

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(кафедра)

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)


  • по учебному курсу «Общая и экспериментальная психология»


Вариант №20


Студент

Каштанова Виктория Сергеевна

(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбп-1902а

(И.О. Фамилия)




Преподаватель

Некрасова Екатерина Владимировна

(И.О. Фамилия)





Тольятти 2020

Содержание










Введение ……………………………………………………………..

3

Раздел I. Проблема воображения в философской и психолого-педагогической литературе………………………………………..



5

1.1 Интерпретация воображения в философских концепциях…..


5

1.2 Воображение как способ создания нового……………………

8

1.3 Сущность, виды и функции воображения …………………….

12

1.4 Воображение как основной компонент творческого процесса...

14

Выводы по I разделу…………………………………………………

18

Раздел II. Экспериментальное исследование особенностей воображения у студентов, обучающихся по разным специальностям……………………………………………………….


20

2.1 Описание методов исследования особенностей воображения личности………………………………………………………………



20

2.2 Описание группы испытуемых…………………………………

22

2.3 Анализ и интерпретация результатов ………………………..

31

Выводы по IІ разделу………………………………………………..

44

Заключение …………………………………………………………..

45

Список использованных источников……………………………….

48


Введение

Актуальность темы исследования. В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

В экспериментальных психологических исследованиях С.Л.Рубинштейна, А.В.Брушлинского, А.М.Матюшкина и др. содержатся предпосылки для решения задачи развития способности создавать новое.

Таким образом, исследуемая нами проблема актуальна в теоретическом, практическом и эмпирическом планах. Развитие творческих способностей становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходимо создание специальных условий и построение психолого-педагогического процесса, которые бы позволили развить творческий потенциал каждой личности.

Объектом исследования данной курсовой работы является воображение личности. Предмет исследования – особенности воображения студентов, обучающихся по разным специальностям. Соответственно можно выдвинуть следующую гипотезу:

Существуют качественные различия в воображении у студентов-психологов и студентов-экономистов.

В связи со всем вышеуказанным, целью данной работы является эмпирическое изучение особенностей воображения студентов.

В работе были поставлены следующие задачи:

  1. На основе теоретического анализа составить представление о проблеме воображения в психологии.

  2. Подобрать методический инструментарий для эмпирического изучения особенностей воображения у студентов - психологов и студентов-экономистов.

  3. Провести империческое исследования по изучению особенностей воображения у студентов-психологов и студентов-экономистов.

  4. Проанализировать полученные результаты эмпирического исследования.

Базой исследования курсовой работы является Ташкентский государственный педагогического университета имени Низоми и финансовый колледж.

Методологические и теоретические основы работы составили: принцип единства сознания и деятельности, принцип системности, принцип детерминизма и активности сознания личности.



Концептуальную основу исследования составили: возрастная периодизация Д.Б. Эльконина, теория о школьной зрелости А. Анастази, концепция о готовности к обучению в школе Л.И. Божович.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; диагностические, эксперимент (констатирующий, формирующий); анализ результатов деятельности, изучение и обобщение опыта работы педагогов.

Практическая значимость работы:

– результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы воспитателями, детскими психологами, и всеми интересующимися данной проблемой

– апробирована коррекционная программа, позволяющая профессионально и системно подойти к проблеме готовности к школе, которая может быть рекомендована педагогам психологам

Раздел I. Трактовка воображения в филосовской и социально-психологической литературе
1.1 Интерпретация воображения в философских концепциях

С древних времен воображение воспринималось как естественная черта человека, данная ему природой, наряду с врожденными способностями видеть, слышать, наблюдать, отражать и т. д.

«Способность воображения, как фундаментальная и универсальная, уже видна на первых этапах культурного развития. Производство инструментов, строительство жилья и первых городов периода неолита указывает на то, что первоначальные постройки были основаны не только на предыдущем опыте использования природных явлений, но и имели характер поиска новых планов, изначально созданных в сознании создателя. "

Наиболее активные и яркие способности воображения на ранних этапах развития общества проявились в искусстве. Активность воображения проявляется, в частности, в том, что впечатления человека, создающего образ, предстают перед зрителем как-то определенным образом, что является результатом не только рефлексивной деятельности мозга, но и сложное умственное преобразование преамбул, процесс «воображения» их в новой форме: другие масштабы, пропорции, линии, цвет и т. д. [1, с. 10-12]

Воображение в этих действиях проявляется в способности совершать различные «преобразования» реально существующих объектов и формировать новую версию - образ, который при всем его отличии от объекта в его естественной форме воспринимается как адекватный ему.


Способность воображать невозможное по своей природе является одной из характеристик воображения. Воображение, как и мышление, является диалектическим и включает в себя способность отходить от реальности через активную деятельность сознания, добровольные усилия намеренных и рациональных действий человека. Внимание к заботе устанавливается идеями, возникающими в процессе практической деятельности. Это особая сфера действия для воображения, благодаря которой, как через образ, он сливается со знанием.

Большой интерес представляют интерпретации проблемы воображения Аристотеля, чья работа считается синтезом научных знаний того времени. Это касается не только философии и естествознания, но и литературы и искусства, изучение которых в полной мере раскрывает как саму природу творческого процесса, так и фундаментальные эстетические концепции. Одним из способов познания Аристотеля является воображение, которое играет активную роль как в научном, так и художественном творческом процессе. [2, с. 12]

Таким образом, философ считал законным для науки ставить чисто теоретические проблемы, рассуждая о понятиях и количествах, которые существуют только в воображении и имеют определенное значение только для истеблишмента (ученых). Это ясно проявляется, когда он интерпретирует проблемы бесконечности, проблемы времени, пространства, движения и т. Д. При проведении естественнонаучных исследований было уместно поставить вопрос о бесконечности, установить, существует ли она или нет. нет, и, если он существует, определить, что он представляет.

Рассмотрение проблемы воображения на примере концепции Канта осуществляется главным образом путем раскрытия довольно разнообразных функций, которые он выполняет. Это, прежде всего функция синтеза, которую философ, руководствуясь Лейбнисом, поставил вышеупомянутым анализом.

Анализ различных функций воображения в теории знаний Канта приводит к выводу, что продуктивная деятельность воображения может рассматриваться, по сути, как исходная основа всех структур человеческого познания. Кант показал, что каждое значение и, в конечном счете, каждая объективная концепция человеческого сознания в целом является лишь продуктом воображения (Бородай Ю.М.).

Давайте рассмотрим содержание, которое Гегель вкладывает в концепцию воображения. Обращаем внимание на то, что философ говорит именно о силе воображения. [3, с. 10-12]

Гегелевская когнитивная схема познания начинается с созерцания и заканчивается концептуальным мышлением. Место воображения в нем четко определено: оно связано с репрезентацией, то есть с внутренним созерцанием, которое непосредственно связано со знанием.


Согласно Гегелю, сила воображения определяет образы. Это зависит от субъекта, потому что в процессе воображения самость определяет или верит; от этого зависит приписывание образов друг другу и то, каким образом вместо их объективной связи они получают субъективную связь. Способность воображения выступает как специфическая характеристика субъекта, как его индивидуальные качества, в зависимости от уровня развития его совести, таланта и т. д.

Наконец, отметим, что почти впервые в истории философии понимание самой проблемы прояснилось, были открыты ее новые аспекты и найдены решения многих теоретических вопросов, касающихся природы и функционирования воображения в структуре познавательной деятельности. Кант и Гегель отвлекались от многих особых проблем и рассматривали эту проблему фундаментально, в том числе в контексте человеческой духовности и культуры. Кант и Гегель рассматривали продуктивную, творческую роль воображения в качестве активной силы.

Этот аспект, который влияет на творческую природу воображения и его когнитивный потенциал, а также на особенности воображения, состоящие из способности создавать что-то новое, также испытал своеобразное развитие в некоторых современных зарубежных концепциях. Их очень много, и они возвращаются к своим основным принципам не только к кантовским и гегелевским схемам, но и к иррациональной философии С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и других, главной чертой, которой является обращение к Творческая природа воображения как методического руководства, понимаемого как альтернатива общепринятому, в том числе научному, методу познания.
1.2 Воображение как способ создания нового (психологический аспект)

В отношении характеристик и причин возникновения они различают: 1) непроизвольное и 2) произвольное воображение; В связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задачами, которые ставятся перед произвольным воображением, они различают: 3) новое творение, 4) творческое воображение и 5) человеческие мечты.



Рисунок 1- Воображение

Непроизвольное или пассивное воображение

Это самый простой тип воображения, состоящий из появления и объединения представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, в то же время ослабляя сознательный контроль со своей стороны. во время его выступлений.