Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология.doc
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Креативная личность. Понимание значения субъективных факторов личности в их взаимодействии с объективными факторами при изучении творческих процессов в последние десятилетия привело к рассмотрению фактора личности. Таким образом, психология творчества, исследуя личность со всем сектором своих качеств, следуя другим наукам, вводит в свою методологию принцип согласованности.
Креативнй продукт. В результате творческой деятельности они могут проявиться как в научных открытиях, которые в корне меняют экономику и жизнь общества, так и в шедеврах, которые создают новые тенденции в искусстве, и даже в способности создать оригинальный букет и украсить вашу комнату. , Одним из способов оценки креативного продукта является разделение его на официально признанные компанией и относящиеся только к автору этого продукта. [11, с. 10-12]
Креативный процесс. Согласно исследованиям психологов, создание новых вещей (идей, предметов, методов действия) осуществляется, в частности, методами мышления, которые объединяют, аналогизируют, идентифицируют новые связи и передают функции одного объекта другому.
Один из первых исследователей творческой деятельности как психологического процесса П. Энгельмейер разделил ее на три части:
-
акт выдвижения гипотезы; -
акт творчества; -
акт логически проработанной идеи.
Кроме того, воображение как психологический процесс позволяет нам представить результат труда до его начала. Причем не только конечный продукт, но и все промежуточные этапы ориентируют человека в процессе его деятельности.
В отличие от мышления, которое оперирует понятиями, воображение использует образы. Его основная цель - преобразовать изображения, чтобы создать новую, ранее не существующую ситуацию или объект. Воображение - это отражение реальности в новых, неожиданных, необычных комбинациях и отношениях. [12, с. 10-12]
Воображение включается в том случае, когда необходимая полнота знаний отсутствует и невозможно определить результаты деятельности, используя организованную систему понятий (мышления). Работа с изображениями позволяет вам «прыгать» через некоторые не очень ясные этапы мышления и по-прежнему представлять конечный результат.
Воображение - это творческий акт, связанный с мыслью. Знание предмета способствует формированию нового имиджа. Эти изображения требуют оценки, отбора, обобщения. Воображение и мысль взаимосвязаны. Они конденсируют друг друга в познавательных действиях.
Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования человеческих знаний для получения новых знаний, таких как передача знаний из одной области в другую, свойства которых необходимо изучить для решения когнитивных проблем.
Мышление в воображении играет важную роль, так как оно отражает наиболее важные, регулярные и общие связи реальности. Типичные методы мышления стали основой для создания методов улучшения поиска креативных решений.
Анализ литературы показал, что сочетание обобщения и аналогии являются мыслительными процессами, общими для всех видов творчества.
«Комбинация как возможность систематизировать процесс перечисления вариантов - это сущность метода морфологического анализа, разработанного в 1930-х годах швейцарским астрофизиком Ф. Цвики. Метод основан на выборе наиболее важных характеристик будущего объекта и их систематическом перечислении. Новая комбинация этих функций позволяет получить новый объект или новое свойство.
Аналогизация как осознанный поиск аналогии (под аналогией понимается как установление сходства) была введена В. Гордоном, автором метода «Синектика», в процесс решения проблемы.
Это подтверждает нашу гипотезу о качественных различиях в уровне воображения студентов, обучающихся по различным специальностям.
Выводы по I разделу
1. Трудно переоценить роль воображения на ранних этапах развития общества и культуры. Многие культурные и научные результаты, существующие когнитивные результаты связаны с этим; и было бы справедливо назвать его «великим» даром, который так много сделал для развития человечества. «Воображение философски понималось в широком контексте проблем соотношения между чувственным и рациональным смыслом, концептуальным мышлением и языком, появление новых знаний.
2. Одним из основных признаков воображения можно считать способность субъекта создавать новые образы. Воображение связано не только с мышлением, но и с сенсорными данными. Нет воображения без мышления, но оно не сводится к логике, потому что оно всегда связано с трансформацией чувственного материала. Поэтому очевидно, что воображение - это создание новых образов и преобразование прошлого опыта, и что такое преобразование происходит с органическим чувственным и рациональным единством.
3. Самая важная ценность воображения состоит в том, что он позволяет представить результат труда до его начала, ориентируя тем самым человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его объективному воплощению.
4. Основываясь на функции воображения, мы можем сделать вывод, что воображение связано с мышлением, восприятием, памятью, вниманием и активностью субъекта. Учитывая функции воображения, можно развивать тренировку и аутотренинг, ориентированные на регулирование эмоциональных состояний и когнитивных процессов. Управление деятельностью, в том числе творческой. [13, с. 10-12]
5. Методы мышления являются логическим инструментом, с помощью которого реализуются идеи воображения. Следовательно, творческие способности детей должны формироваться, активизируя их мышление и воображение.
Раздел II. Экспериментальное исследование особенностей воображения студентов – психологов и студентов – экономистов
2.1 Обоснование выбора методов исследования
Основной целью нашего исследования было выявить и описать особенности воображения студентов - психологов Ташкентского государственного педагогического университета имени Низоми и финансового колледжа. Для выявления и описания характеристик воображения студентов были использованы следующие методологические инструменты:
1. «Изучение продуктивности воображения» («Пятна Роршаха»);
2. «Изучение индивидуальных свойств воображения».
3. Математическая обработка (T-критерий Стьюдента).
Во-первых, была проведена методология «Изучение продуктивности воображения», которая относится к группе проективных методов изучения личности. Целью данной техники является определение уровня продуктивности воображения.
Это исследование проводилось с двумя группами студентов из разных специальностей. Испытуемым постоянно показывали фотографии из набора Роршаха и предлагали дать как можно больше определений.
Испытуемых спросили, на что были похожи эти точки. Каждый ответ оценивался по определенной схеме, и на основе полученных характеристик была дана характеристика характеристик интеллекта и личности субъектов. Возможности теста, приписываемые ему литературой, кажутся безграничными. [14, с. 10-12]
Оценка уровня интеллекта и некоторых его свойств, выявление технических и литературных навыков, оригинальности или общей мысли, способности критиковать, определение характеристик эмоционального отклика и контекста преобладающего настроения, выявление людей, предрасположенных к чрезвычайным ситуациям. в транспорте, выявление неврозов и психопатий, шизофрении, эпилепсии и органических повреждений мозга. Это не полный список того, что, по-видимому, позволяет определить тест. Многие авторы считают, что техника Роршаха раскрывает рьяные секреты человека.
Результаты теста не могут быть произвольно искажены, поскольку субъект обычно не знает, какие ответы считаются «хорошими», а какие «плохими». Одним словом, сторонники этой техники описывают ее как таинственный всепроникающий инструмент, раскрывающий все тонкости личности. [15, с. 10-12]
Испытуемым были последовательно показаны фотографии из набора Роршаха и предложено дать как можно больше определений. Время и количество определений каждой фотографии-фотографии не были ограничены.
Процесс определения закончился после того, как субъект больше не мог видеть и сказать что-то новое или начал повторяться. Во время теста экспериментатор удостоверился, что никто не говорил до конца теста и не показывал свои рисунки другим.
Обработка результатов проводилась с целью получения индекса продуктивности как качественной характеристики и индикатора активности воображения. Для этого было рассчитано общее количество компаний, созданных по темам при работе с чертежами.
Кроме того, «изучение индивидуальных особенностей воображения». Целью исследования было определение сложности воображения, степени фиксации идей, гибкости или жесткости воображения, уровня его стереотипа или оригинальности.
Испытания проводились в три этапа. Испытуемому были предоставлены три листа бумаги без клеток и линий. В центре каждого листа были геометрические фигуры. Один изображал контур круга, другой - треугольник, а третий - квадрат. Перед каждым шагом была прочитана инструкция.
Организация процедуры испытания: «Нарисуйте на листе бумаги контур геометрической фигуры. Качество изображения не имеет значения. Используйте метод нанесения контура по своему вкусу. С сигналом "Стоп!" Хватит рисовать. "[16, с. 10-12]
Время приготовления, соответствующее одной минуте в каждой фазе, определялось экспериментатором с использованием секундомера.
После теста субъекту было предложено составить самоотчет, на который он спросил: «Вам понравилось задание? Какие чувства вы испытывали во время казни? Определение уровня стереотипного воображения определялось по пяти уровням.
Обработка результатов и определение уровня развития воображения, степени фиксации воображения, гибкости или полноты, а также оригинальности или стерильности были выполнены путем сравнения содержания и анализа трех фигур.
Результаты проведенных методов были также обработаны в математической статистике. Для статистического сравнения использовался параметрический критерий - критерий Стьюдента.
2.2 Описание группы испытуемых
В двух методах приняли участие две группы студентов. Первая группа состоит из студентов-психологов Узбекского гуманитарного факультета Национального педагогического университета, получившего свое название от Низоми, в общей сложности 15 человек, из которых 10 девушек и 5 молодых.