Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Воображение постоянно связано со способностью человека изменять мир, трансформировать реальность, фантазировать и создавать новые вещи.

Процесс воображения направлен на поиск оригинальных нестандартных картинок и идей, которые, однако, не всегда возникают стихийно и стихийно. Их внешний вид зависит от ряда условий и, прежде всего, от существующих идей, богатства практического опыта, знаний, навыков и таланта человека. [4, с. 12]

Большое значение имеют примеры воображения (фантазии), способы обработки представлений при создании фантастических изображений, которые сводятся к следующему: схематизация, агглютинация, гиперболизация и миниатюризация (Рубинштейн С.Л.). Их можно кратко охарактеризовать следующим образом.

1) Схематизация заключается в том, чтобы мысленно исключить любые свойства и качества, присущие конкретному объекту, чтобы выделить главное в нем. Раскрывая смысл схематизации, С.Л. Рубинштейн, в частности, указывал, что художник только тогда достигает надлежащей выразительности в образе объекта, когда он избавляет его от ненужных и второстепенных деталей, которые мешают восприятию той самой характеристики, которая ему свойственна. Ведь «художник не фотографирует, не воспроизводит, а преображает воспринимаемое».

Суть этой трансформации заключается в том, что она не подавляется, а приближается к реальности, что она удаляет, так сказать, случайные слои и внешние покрытия. В результате его главная фигура более глубоко и более верно приписана. Продукт такого воображения часто дает изображение или значительно более правдивое, более глубокое и более адекватное изображение реальности, чем фотографическое воспроизведение данного непосредственно не может сделать. "

2) Агглютинация включает в себя объединение серии представлений в последовательности, которая отличается от нашего прямого понимания и опыта. Эта техника, проявляющаяся в многочисленных частных формах, дает представление об особенностях построения образа на ранних этапах развития искусства: одухотворении неживой природы, растений и животных; придание человеку животного свойства; включение известного объекта в новую ситуацию; и другие.

3) Суть гиперболизации, а также миниатюризации, заключается в умственной трансформации (увеличении или уменьшении) различных типов объектов или идей для достижения определенного эффекта (критического, комического и т. Д.). Кроме того, существующие модификации могут быть сделаны как со всем предметом, так и с его отдельными деталями, подчеркивая их. Оба элемента можно использовать одновременно, что позволяет увидеть изображение в новом ракурсе.


Точно так же выдающиеся психологи С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский и другие подчеркивают вопрос об особенностях воображения и его отличии от других форм психической деятельности, вовлеченных в процесс познания. процесс приобретения новых знаний, специфическая функция воображения и его эвристическая ценность, а также роль идей в процессе познания и творчества и т. д. [5, с. 10-12]

Как отметил Л.С. Выготский, для психологов не было проблемой доказать связь между воображением и предыдущим опытом и уже накопленными впечатлениями. Задачей было объяснить моменты, присущие созданию новых образов, которых не было в прошлом опыте. Также не была удовлетворительно решена проблема специфики воображения и его различия с другими формами сознания.

Несмотря на противоречивые мнения по этим вопросам, на основе накопленного опыта и знаний были выдвинуты предложения, которые представлены в качестве доказательства и с которыми рассматриваются психологи и философы различных направлений. Одним из них является то, что деятельность воображения, даже когда он работает на предыдущих изображениях, является творческой. Конечно, в воображении создаются новые комбинации из тех элементов, которые на самом деле не новы.

Однако воображение не повторяет, но в тех, же сочетаниях и в тех же формах, отдельные впечатления, которые накопились ранее, но создает новые серии. Кроме того, эта деятельность определяется психологически по-разному: она происходит в разных измерениях, образы появляются в другой среде, в новых связях и т. д. [6, с. 10-12]

Поэтому, вводя что-то новое во время наших впечатлений и изменяя их так, чтобы появился новый, ранее несуществующий образ, мы можем говорить о воображении как о творческом процессе. Эта его особенность является «самой основой» воображения.

Описывая взаимосвязь между мышлением и воображением, отметим следующие важные моменты: между процессами мышления и процессами воображения существует сходство, взаимосвязь, которая проявляется в том, что моменты их наиболее удивительного проявления приходятся на определенный период генетические в развитии человека и совпадают с появлением речи. Как отмечает Л.С. Выготский, исследования показали, что «очень мощный шаг в развитии детского воображения сделан в прямой связи с усвоением языка, что дети, задержанные в развитии языка, крайне отстают в развитии воображения».



Было бы неправильно рассматривать воображение только как особую функцию мышления, которая почти одинакова и повторяется.

Таким образом, в игре или в деятельности изобретателя воображение предстает как сложная форма умственной деятельности, которая представляет собой реальное сочетание нескольких функций в их своеобразных сочетаниях. По отношению к ним название психологической системы со сложной функциональной структурой является более подходящим, говорит Л. С. Выготский.

1.3 Сущность, виды и функции воображения
«Воображение - умственный процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средства и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в производстве изображения, которые не программируют, но заменяют деятельность, при создании изображений, которые соответствуют описанию объекта ». [7, с. 10-12]

Мы будем рассматривать воображение как умственный процесс, выраженный как:

1. При построении образа, средства и конечного результата субъектной деятельности субъекта;

2. Создание программы поведения, когда проблемная ситуация неясна;

3. При производстве изображений, которые не программируются, а заменяют деятельность;

4. При создании изображений, соответствующих описанию объекта.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы без непосредственного вмешательства практических действий. Это ему очень помогает в тех жизненных ситуациях, когда практические действия невозможны или трудны, или просто неадекватны или нежелательны.

Отношение человека к процессу воображения напрямую определяет существование различных типов воображения:

1. Активное воображение - характеризуется тем, что, используя его, человек по собственной воле, усилием своей воли, вызывает соответствующие образы.

2. Пассивное воображение состоит в том, что его образы возникают спонтанно, в дополнение к воле и желанию человека.

3. Продуктивное воображение - характеризуется тем, что реальность сознательно создается человеком, а не просто копируется или воссоздается механически. Кроме того, на изображении эта реальность трансформируется творчески.

4. Репродуктивное воображение - при его использовании задача состоит в том, чтобы воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть, и хотя в ней есть элемент фантазии, такое воображение больше похоже на восприятие или память, чем на творчество.


В процессе человеческой жизни воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять реальность в изображениях и уметь использовать их для решения проблем. Эта функция воображения связана с мышлением и органично включена в него. [8, с. 10-12]

Вторая функция воображения - регулировать эмоциональные состояния. С помощью воображения человек способен хотя бы частично удовлетворить многие потребности и снять создаваемое напряжение. Эта жизненно важная функция особенно подчеркивается и развивается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и условий человека. С помощью умело созданных образов человек может обратить внимание на необходимые события, благодаря изображениям он получает возможность контролировать восприятие, воспоминания, высказывания.

Четвертая функция воображения заключается в формировании внутреннего плана действий, то есть способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятая функция воображения - это планирование и составление графиков деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесс реализации.

С помощью воображения человек может контролировать многие психофизиологические состояния организма, приспосабливая его к будущей деятельности.

Поэтому с помощью специальных упражнений и техник вы сможете развить свое воображение. В творческих видах работ - науке, литературе, искусстве, технике и т. Д. Развитие воображения происходит естественным путем в классе в этих видах деятельности. При аутогенной тренировке желаемый результат достигается с помощью специальной системы упражнений.

1.4 Воображение как основой компонент творческого процесса

Мы уже упоминали о прямой связи воображения с творчеством. Поэтому считаем необходимым более подробно остановиться на психологии творчества.

Психология творчества как науки начала формироваться между XIX и XX веками. Наука началась со стадии созерцательного психологического познания. Психологи подробно описали обстоятельства, окружающие создание великих научных и художественных произведений, используя биографии, автобиографии, мемуары и литературные произведения.

Изучены природа творчества, этапы творческого процесса, способность к творчеству и качество творческой личности. Были признаки гения, выраженные в характеристиках восприятия (напряжение внимания, большая чувствительность, восприимчивость), интеллекта, характера, мотивации и ориентации на ценность. Однако невозможно было проникнуть в суть описанных явлений: поскольку психологические методы получения исходных данных ограничивались самонаблюдением, бессознательные процессы были признаны сущностью творчества. [9, с. 10-12]


До середины двадцатого века психология связывала творчество с умственным развитием. Необходимость определения интеллектуальных способностей привела к созданию IQ-тестов - тестов на умственную одаренность. Однако исследования, проведенные многими психологами, показали, что не существует прямой связи между творчеством и интеллектом и объемом знаний, то есть не было корреляции между коэффициентом интеллекта и способностью создавать новое - творчество.

Изучение феномена креативности осложняется тем, что при оценке креативных характеристик исследователь в основном занимается качеством феномена. Исследования творчества на собственном научном материале были проведены в 1959 году группой ученых под руководством Дж. Гилфорда с использованием факторного анализа, основанного на точном научном материале. Параллельно и независимо от Гилфорда серия экспериментов над художественным материалом в том же 1959 году была проведена В. Лоэнфельдом и К. Бейттелем. Сравнение результатов исследования выявило 8 основных критериев, которые являются естественными для дифференциации: [10, с. 10-12]

  • «* Способность видеть проблему.

  • Мастерство, умение видеть в проблеме как можно больше сторон и связей.

  • Гибкость как навык:

  • - понять новую точку зрения;

  • - отказаться от выученной точки зрения.

  • Оригинальность, отъезд от модели.

  • Возможность группировать идеи и связи.

  • Умение обобщать или анализировать.

  • Возможность указать или синтезировать.

  • Ощущение гармонии в организации идей. "

Кроме того, было показано, что творчество в искусстве и науке имеет общие черты, которые позволяют передавать творческие способности из одного материала в другой.

Область творчества трудна для исследования и вызывает много споров, потому что эмпирические факты, связанные с этой проблемой, очень широки. Тем не менее, феномен qurectivity имеет много сторонников. Эти исследователи часто совместно анализируют 4 основных аспекта: творческая среда, творческая личность, творческий продукт и творческий процесс.

Творческая среда. Творчество проявляется через личные ощущения, размышления, знания, чувства, действия как поведение в состоянии относительной безопасности свободы окружающей среды. Творчество - это восприятие, реакция, действие или общение человека, которого другие не принуждают в естественной среде.