Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Благодаря этой методике мы заметили важные различия в уровне продуктивности воображения у студентов-психологов и студентов-экономистов. Это утверждение может быть объяснено тем фактом, что студенты-психологи в своей деятельности чаще сталкиваются с творческой работой, чем студенты-экономисты, которые ведут различные счета и участвуют в управленческой деятельности.

Различия между группами статистически достоверны при t = 0,98949, p = 0,042. Определение уровня сложности воображения

Сложность воображения определяется из самых сложных из трех рисунков. Вы можете использовать шкалу, которая позволяет вам установить пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется в качестве основной части чертежа, сам чертеж простой, без дополнений и представляет фигуру.

Второй уровень: контур используется в качестве основной части, но сам чертеж содержит дополнительные части.

Третий уровень: контур используется в качестве основной части, а изображение является представлением, в то время как дополнительные детали могут быть введены.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры остается основной деталью, но изображение уже сложного сюжета с добавлением рисунков и деталей.

Пятый уровень: изображение представляет собой сложный график, в котором контур геометрической фигуры используется в качестве одной из деталей.

Определение гибкости воображения и степени фиксации изображения

Гибкость воображения зависит от постоянства идей. Степень сохранения изображения зависит от количества рисунков, содержащих одну и ту же историю.

Воображение будет гибким, когда неизменность изображений представлений не отражена на чертежах, то есть все чертежи относятся к разным предметам и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура рисунка. геометрическая фигура.

Фиксация идей слаба, а гибкость воображения средняя, ​​если два рисунка находятся на одном макете.

Сильная фиксация изображений в презентации и жесткость или жесткость воображения характеризуются рисунками на одном сюжете. Если все рисунки имеют одинаковое расположение, независимо от уровня сложности, это жесткое воображение.

Жесткость воображения также может заключаться в отсутствии или слабой фиксации изображений в представлении, когда рисунки выполнены строго в пределах контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание субъекта фиксируется на внутреннем пространстве схемы.


Определить степень стереотипного воображения

Стереотип определяется содержанием рисунков. Если содержание рисунка является типичным, то воображение, как и сам рисунок, считается стереотипным, если не типичным, то есть творческим. Типичные проекты включают проекты для следующих предметов.

Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, лицо, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик. Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дома, пирамида, человек с треугольной головой или торсом, буква, дорожный знак. Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или торсом, робот, телевизор, дом, окно, увеличенная геометрическая фигура квадрата или куба, аквариум, салфетка, письмо. Степень стереотипа можно дифференцировать по уровням.

Высокая степень стереотипирования наблюдается, когда все рисунки находятся на типичном графике. Картина считается оригинальной, а воображение творческим при отсутствии стереотипа, когда все рисунки выполнены сюжетом для нетипичных сюжетов.


Анализ результатов

Оценивая рисунки, вы можете сосредоточиться на следующих примерах, чтобы определить пять уровней сложности (см. Рисунок 10). Важно сравнить полученные результаты с характеристиками участия субъекта в процессе исследования с его настройками. Для этого используются данные самоотчета.


Рис

Рисунок 10- Анализ результатов

Задание для самостоятельной работы. Обработка и анализ данных экспериментального исследования воображения и темперамента

(согласно указанным методам).

Если мы проанализируем результаты методологии изучения индивидуальных характеристик воображения, то можно сказать, что первая группа обладает высоким уровнем воображения. Чертежи высокого качества. Они не показывают стереотип. Рисунки можно считать оригинальными, потому что они были созданы на разнородные темы. Фиксация изображений и жесткость воображения понятны. [7, с. 10-12]

В отличие от первой группы, вторая показала несколько более низкий результат. Контур геометрической фигуры используется в качестве основной части, и рисунки имеют определенный однородный внешний вид с добавлением дополнительных деталей. Фиксация идей слаба, а гибкость воображения средняя, ​​поскольку рисунки делают то же самое. В целом можно сказать, что уровень воображения студентов-экономистов значительно уступает уровню воображения студентов-психологов. Следствием этого является образовательная деятельность этих предметных областей, которая значительно отличается друг от друга.

В результате нашей работы была подтверждена следующая гипотеза: у студентов-психологов воображение качественно отличается от воображения студентов-экономистов.

Таблица 1- Методы формирования опыта профессионально исследования воображения

Метод

Содержание метода

Характеристика

1. По способу организации учебной деятельности

a) Г Таблица 1.1.

.А. Балл, И.П. Калошина предложили структурно-логические (задачные) методы. Они характеризуются поэтапной организацией постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов (от простого – к сложному ,от теории – к практике).







б) Тренинговые методы. Они представляют собой систему деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические задания, в содержание которых на нормативном этапе следует добавлять элементы творчества).







в) Игровые методы. Данная группа методов характеризуется игровой формой взаимодействия субъектов образовательного процесса; образовательные задачи включены в содержание игры (деловые игры, профессиональные бои, дискуссии).




2. По формирующей направленности

а) Методы развития опыта творческой деятельности

- методы с применением затрудняющих условий: метод временных ограничений, метод внезапных запрещений, метод новых вариантов, метод информационной недостаточности, метод абсурда;

– методы группового решения творческих задач: метод Дельфи, метод «черного ящика», метод дневников;

– методы коллективного стимулирования творческих поисков: метод мозгового штурма, синектики. «Обобщенная мысль людей, направленная в единое русло, неизбежно сталкивается, переплетает десятки разномастных идей, рождая при этом оригинальные жизнеспособные решения. Один предлагает, другой развивает, третий формирует. Но каждый включается в творческий процесс придумывания. Кроме чисто практического результата –решения предложенной задачи, достигаются побочные эффекты, например, ломка стереотипов мышления… Кроме того, при принятии коллегиального решения, а именно такое подразумевает мозговой штурм, никто в будущем не откажется от него, так как в этом решении присутствует и его творчество».

– перечисление атрибутов и ассоциативные приемы, которые заключаются в побуждении к созданию новых словесных ассоциаций; метафорический синтез, предполагающий использование метафор и сравнений для возбуждения творческой мысли и направленный на то, чтобы «делать знакомое странным» (Л. Мун, Д.В. Ушаков).




б) Методы эмоционального воздействия (формируют опыт через переживание собственной профессионально-творческой и учебно-познавательной деятельности и создают установку на позитивное эмоциональное отношение к ней): поощрение, учебно-эмоциональная игра, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор творческих заданий, побуждение к выбору альтернативных решений, подчеркивание личностной значимости учащихся (Е.Я.Яковлева).







в) Методы формирования готовности памяти. Профессиональные компоненты проявляются в умственной деятельности как направленность личности на решение профессиональных задач и оперирование профессиональными знаниями и умениями. Следовательно, их развитию способствует профессиональное содержание деятельности в целом и конкретных заданий в частности. На данном содержании и будут развиваться операциональные и качественные компоненты опыта профессионально-творческого мышления.





СД. Смирнов выделил факторы, которые негативно влияют на проявление и развитие навыков, подразделяющихся на ситуационные и личностные. Среди негативных ситуативных факторов он называет:

ограничение по времени - творческое мышление, творческая деятельность не терпит семантических или временных ограничений. Следовательно, при организации учебного процесса необходимо тщательно учитывать как распределение времени, выделяемого для выполнения задач, так и содержание и объем задач.

состояние стресса, состояние повышенной тревоги, слишком сильной или слишком слабой мотивации, страха и повышенной самоцензуры;

готовность быстро найти решение - часто скорость достигается за счет качества, когда возникает соблазн хотя бы каким-то образом определиться, главное быстро;

наличие постоянной связи с конкретным решением - это можно назвать «пространственным ограничением», что недопустимо, поскольку креативное мышление рассматривается как с точки зрения новизны продукта, так и новизны процесса психической деятельности;

метод представления условий проблемы и провоцирования неправильного решения;

Неуверенность в себе от предыдущих ошибок.

На основании изложенного, С.Д. Смирнов предлагает принципы снижения творческого подавляющего эффекта:

1 Не подавляйте интуицию учеников, не развивайте воображение, не склонны к фантазии - фантазия освобождает мышление, устраняет психологические ограничения.

2 Укрепить доверие среди студентов. Для этого существует множество педагогических методов, в частности - методы поощрения: похвалы, демонстративный подход к мнению студентов, выделение их преимуществ в решении проблемы и т. д.

3 Стимулирование самостоятельного выбора целей, задач и средств их решения, то есть, во-первых, для повышения независимости мышления, а во-вторых, для повышения мотивации к активной работе, предоставляя студентам большую свободу.

4 Предотвратите формирование соответствия мысли. Каждым способом подчеркнуть важность оригинального решения по сравнению с традиционным, обычным в группе.

5 Развивайте чувствительность к противоречиям, так как они составляют основу любого развития.

6 Используйте открытые задачи - задачи, которые включают несколько вариантов решения, не только создают возможность, но и требуют творческого подхода.

7 Применяйте проблемные методы обучения, обучайте эвристическим методам для решения проблем и вовлекайте студентов в совместную исследовательскую деятельность.


8 Положитесь на положительные эмоции и поощряйте риск-аппетит и желание быть собой, потому что только свободный человек может творить.

Желание быть практичным. Практичность важна в мире действий, в процессе воплощения идей в реальность. Однако соображения целесообразности, а также логика препятствуют зарождению и созреванию самих идей, хотя они необходимы для их обсуждения и реализации.

Поэтому стремление к практичности должно быть перенесено в фазу размышлений и анализа решения. Для развития воображения, склонности фантазировать, рекомендуется использовать такие вопросы, как «что - если». Конечно, большинство полученных ответов не приведут к практическим идеям, но, практикуя такие действия, наше мышление становится более продуктивным. Тенденция избегать двусмысленности.

Эта тенденция возникает у нас в результате межличностного общения, в ходе которого двусмысленность может привести к недопониманию, недопониманию и, следовательно, к проблемам. [19, с. 10-12]

Анализируя полученные результаты методологии изучения индивидуальных особенностей воображения, можно сказать, что испытуемые первой группы были увлечены и заинтересованы в исследовании. Сравнивая все три фигуры, можно увидеть, что в этой группе преобладает высокий уровень воображения. Конструкции выполнены с высоким качеством. Они не показывают стереотип. Изображения можно считать оригинальными, поскольку они выполнены на разнородных текстурах. Фиксация изображений и жесткость воображения четко прослеживаются.

В отличие от первой группы, вторая группа показала немного более низкий результат. Контур геометрической фигуры используется в качестве основной части, и рисунки имеют некоторую равномерную компоновку с введением дополнительных деталей. Фиксация идей слаба, а гибкость воображения средняя, ​​поскольку рисунки имеют одинаковую планировку.

Различия между группами статистически достоверны при t = 0,538, p = 0,012

Таким образом, проведя эмпирическое исследование, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что уровень воображения студентов - психологов качественно отличается от уровня воображения студентов - экономистов.
Выводы по IІ разделу
1. Необходимо выделить методы исследования, которым мы руководствовались при написании курсовой работы: