Файл: Работа по развитию познавательного интереса на уроках математики у.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

42
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами
(соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и т. д.), их обобщение и распространение на расширенные области применения как средство понимания законов, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса учащихся, стремление постоянно расширять знания, совершенствовать усваиваемые методы действий [12]. Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умения действовать по предлагаемому алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении образовательных и практических задач, искать необходимую информацию, дополнять решаемую проблему, делать прикидку и оценку реальности предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит основой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе усвоения программного материала младшие школьники изучают язык математики, изучают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, выносят суждения с использованием математических терминов и понятий, задают вопросы в ходе выполнения заданий, обосновывают правильность выполненные действия, характеризуют результаты их учебной работы и их достижения в изучении данного предмета.
Овладение математическим языком, овладение алгоритмами выполнения действий, умение строить планы для решения различных задач и прогнозировать результат - основа формирования умения рассуждать, обосновывать свою точку зрения, обоснованно подтверждать или опровергать истину сделанного предположения. Усвоение математического содержания создает условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной активности учащихся
[48].
Содержание программы предоставляет значительные возможности для

43 развития навыков работы в паре или группе. Формирование умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и координировать свои действия с действиями одноклассников, оценивать свои собственные действия и действия отдельных учащихся (пар, групп) в значительной степени способствует содержание, связанным с поиском и сбором информации. Программа ориентирована на формирование навыков использования полученных знаний для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе при изучении других школьных предметов [39].
Математические знания и представления о числах, величинах и геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и знания законов его развития. Именно эти знания и понимание необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных культурных памятников и художественных ценностей. Обучение младших школьников математике на основе этой программы способствует развитию и совершенствованию основных когнитивных процессов
(включая воображение и мышление, память и речь). Дети будут учиться не только самостоятельно решать задачи математическими способами, но и описывать выполненные действия и их результаты на языке математики, планировать, контролировать и оценивать методы действия и сами действия, делать выводы и обобщения, а также доказывать их правильность. Изучение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и необходимость их расширения, помогает продвигать учащихся начальных классов в познании мира.
«Перспективная начальная школа» – научный руководитель Н.А.
Чуракова [51]. Концепция учебно-методического комплекта основана на гуманистическом убеждении, что все дети способны успешно учиться в начальной школе, если для них созданы необходимые условия. Учет возраста адресата учебников делает процесс обучения успешным. Авторы комплекта ориентируются на то, что опыт ребенка – это не только его возраст, но также


44 и тот образ мира, который определяется его общением с природно- предметной средой. Опыт ребенка – это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой и разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом. Как подчеркивают авторы, типическими свойствами УМК «Перспективная начальная школа» являются:
− комплектность предусматривает единство установки формирования в образовательном процессе универсальных учебных умений, обмен информацией между учебниками, демонстрацию различных точек зрения при объяснении нового материала;
− инструментальность – это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению приобретенных знаний; это не только включение словарей различного назначения во все учебники, но и создание условий для необходимости их применения; это постоянная организация специальной работы по поиску информации в учебнике, комплекта в целом и за его пределами;
− интерактивность – интернет-адреса в учебниках комплекта предназначены для перспективного развития условий использования компьютера во всех школах;
− интеграция – это желание создать синтетические, интегрированные курсы, которые дают учащимся представление о целостном представлении о мире.
Программа способствует оптимальному развитию каждого ребенка на oснoве педагoгического сопровождения егo индивидуальнoсти (вoзраста, спoсoбнoстей, интересoв, склoннoстей, развития) в услoвиях специальнo oрганизoваннoй работы, где ученик выступает тo в рoли oбучаемoгo, тo в рoли oбучающегo, тo в рoли oрганизатoра учебнoй ситуации. В результате oвладения предметнoгo сoдержания, залoженнoгo в кoмплекте, каждому шкoльнику предоставляется вoзмoжнoсть приoбрести oбщие учебные умения и навыки, oсвoить те спoсoбы деятельнoсти, кoтoрые сooтветствуют

45 требoваниям гoсударственнoгo oбразoвательнoгo стандарта. Этo, прежде всегo, первoначальная возможность поиска неoбхoдимoй инфoрмации в слoварях, справoчниках, каталoге библиoтеки.
Система взаимных перекрёстных ссылoк между учебниками, каждый из кoтoрых имеет специфичные для свoей oбразoвательнoй oбласти слoвари, даёт каждoму шкoльнику вoзмoжнoсть в прoцессе oбучения в начальнoй шкoле приoбрести навыки рабoты с этими слoварями. УМК «Перспективная начальная школа» формирует возможность поиска, передачи и хранения информации. В учебниках набора есть ссылки на интернет-сайты, специально предназначенные для работы с младшими школьниками, поэтому набор подразумевает создание условий для использования компьютера в школе и их развитие. Педагогическая поддержка личности ребенка в процессе обучения освещает проблему взаимосвязи между обучением и развитием. Система заданий разного уровня сложности, сочетание индивидуальной воспитательной активности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе, позволяет обеспечить условия, в которых обучение опережает развитие, то есть в контексте краткосрочного развития и личных интересов. Это способствует развитию познавательных способностей учащихся, стремлению учиться и развиваться.
То, что младший школьник не может выполнить индивидуально, он может сделать в небольшой группе. И то, что создает трудности для конкретной небольшой группы, становится понятным в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и задач и их количества позволят младшему школьнику работать в условиях их современного развития и создавать возможности его индивидуального движения. Интеграция позволяет нам установить связь между полученными знаниями о мире и конкретной практической деятельностью школьников по применению этих знаний. То есть практически реализовать одно из требований стандарта начального образования (использование полученных знаний и


46 навыков в практической деятельности и повседневной жизни) по всем предметам.
Развитие личнoстных качеств и спoсoбнoстей младших шкoльникoв oпирается на приoбретение ими oпыта разнooбразнoй деятельнoсти: учебнo- пoзнавательнoй, сoциальнoй, практическoй. Пoэтoму oсoбoе местo уделяется деятельнoстнoму, практическoму сoдержанию oбразoвания, кoнкретным спoсoбам деятельнoсти, применению приoбретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому, программа «Перспективная начальная школа» это система заданий разного уровня трудности, нацеленная в первую очередь на развитие познавательных способностей.
Занятия программы способствуют развитию устойчивости и распределения внимания, зрительной памяти, воображения развития мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков, гибкости ума, словесно-логического и творческого мышления, сообразительности, грамматических навыков, словарного запаса и математических способностей. Таким образом, исходя из анализа рассматриваемых в работе программ, мы можем сделать вывод. В каждой из рассмотренных нами программ по математике развитию познавательного интереса отводится значительное место. Элементы исследовательской деятельности на уроках математики используется во всех программах, но наибольшее значение отведено в системе Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина – В.В.
Давыдова.
1   2   3   4   5   6

1.4 Особенности развития познавательного интереса у младших
школьников в исследовательской деятельности
на математическом материале
В соответствии с основными положениями ФГОС НОО [70] система образования должна быть ориентирована на развитие личности, что обеспечивается внедрением в практику школьного обучения развивающих

47 технологий. Поскольку одной из важнейших задач развивающего обучения является активизация познавательной деятельности, базирующаяся на развитии познавательного интереса и познавательных потребностей учащихся, встает вопрос поиска методов и дидактических средств, с помощью которых данная задача может быть решена.
Нами была выбрана развивающая технология – исследовательская деятельность. Как же развитие познавательного интереса связано с исследовательской деятельностью? Обратимся к анализу методов развивающих технологий. Как известно, основным методом развивающих технологий считается исследовательская деятельность (Л.Г. Петерсон) [46].
Проблема организации учебно-исследовательской деятельности исследовалась отечественными и зарубежными учеными – А. Дистервегом,
Дж. Дьюи, Я. Коменским, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Д.Б. Богоявленским,
И.А. Ильницкой, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным, И.А.
Зимней, А.М. Матюшкиным, А.И. Савенковым.
Потребность в исследовательском поиске традиционно рассматривается как важнейшая черта детского поведения. Целью исследовательской деятельности является стимулирование и развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.
Проведем сравнительный анализ характеристик познавательного интереса и умений исследовательской деятельности с целью выявления методических условий, при которых исследовательская деятельность будет способствовать развитию познавательного интереса младших школьников
(таблица 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ характеристик познавательного интереса и исследовательских умений

Аспекты
Познавательный
Умения исследовательской

48 сравнения интерес деятельности
1. Характерные чер-ты деятельности, способствующие развитию
Поисковый характер
Поисковый характер
2. Стадии (этапы) развития
1.Любопытство
Занимательность.
1. Стимулирование интереса к исследовательской деятельности, осознание ее значимости для самоопределения и самореализация.
Проблемные мини-эксперименты
2.
Любознательность
Стремление узнать больше об увиденном или услышанном; проявление эмоций удивления, радости познания.
2.Развитие самостоятельности и активности в учебно-исследова- тельской деятельности.
Решение проблем из реальной жизни, значимых для школьников; работа в малых группах
3. Познавательный интерес
Выявление причинно- следственных связей и закономерностей, установление общих принципов явлений; проблемность обучения.
3. Овладение методикой научного исследования.
Для младшего школьника не характерно
Продолжение таблицы 1 4. Теоретический интерес
Для младшего школьника не характерен
4.
Научно-исследовательская деятельность учащихся.
Для младшего школьника не характерна
3. Уровни развития
Низкий уровень: интерес поверхностный; характеризуется репродуктивной деятельностью
Средний уровень: уровень выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности
Высокий уровень: уровень выделения существенных закономерностей и глубоких причинно- следственных связей, связан с элементами
Исходный: низкий уровень интереса к исследовательской деятельности; отсутствие знаний и умений исследовательской деятельности
Начальный: проявление внешних мотивов к исследовательской деятельности; способность с помощью учителя выполнить элементарное исследование; наличие основных знаний об исследовательской работе и простых исследовательских умениях; низкий уровень креативности
Продуктивный: проявление внутренних и внешних мотивов к исследовательской


49 исследовательской творческой деятельности деятельности; способность самостоятельно выполнить элементарное исследование; наличие основных знаний об исследовательской работе и основных исследовательских умениях; оригинальный подход к решению проблем
Креативный
Для младшего школьника не достижим
4. Методы развития
Проблемное обучение; поисковый и частично- поисковый метод
Проблемное обучение; поисковый и частично-поисковый метод; метод проектов
5. Дидактически е средства развития
Проблемные вопросы; задания исследовательского характера; творческие задания; дидактические игры; интегрированные уроки; занимательные задания
Задания, направленные на развитие исследовательских умений; умений проектирования; проектные задания
6. Условия, способствую щие развитию
Опора на мыслительную деятельность; обучение на оптимальном уровне раз- вития учащихся; создание благоприятной атмосферы познавательной деятельности; благоприятное общение в учебном процессе
Целенаправленность и систематичность; мотивированность; творческая среда; психологический комфорт, личность педагога; учет возрастных особенностей; обучение младших школьников умениям проектирования; работа в малых группах
7. Виды деятельности, способствую щие развитию
Творческая деятельность; исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность; творческая деятельность; проектная деятельность
Сопоставляя полученные результаты сравнения можно сделать вывод о том, что условия, методы и средства развития познавательного интереса и умений исследовательской деятельности имеют много общего. На основании выявленных взаимосвязей Н.Г. Каменкова, Е.Ю. Колосова [21] пришли к выводу, что исследовательская деятельность будет способствовать развитию познавательного интереса младших школьников при соблюдении следующих педагогических условий:
1) формирование мотивации и создание положительного эмоционального настроя учащихся к исследовательской деятельности;
2) соблюдение этапов исследовательской деятельности при решении задач поискового характера;

50 3) разнообразие и занимательность исследовательских заданий;
4) создание ситуаций успеха через дифференциацию исследовательских заданий;
5) использование групповых форм работы при осуществлении исследовательской деятельности.
Учебная исследовательская деятельность
– это специально организованная учебная деятельность под руководством педагога, направленная на исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей школьников (А.И. Савенков).
В современной педагогике существует три уровня реализации исследовательской подготовки: учитель ставит проблему и излагает стратегию и тактику ее решения. А ученик должен найти решение самостоятельно; учитель ставит проблему. Но ученик сам ищет способ его решения самостоятельно (на этом уровне разрешен коллективный поиск); на третьем (высшем) уровне постановка задачи, поиск методов ее изучения и выработка решения осуществляются учениками самостоятельно
(Дж. Шваб, П. Брандвейн, А. Леви и др.).
Урок-исследование в начальных классах включает в себя следующие структурные компоненты, которые одновременно становятся этапами урока:
1. Следует найти предмет образовательного исследования. Дети должны четко понимать, что они будут исследовать, что они будут искать. Предмет исследования сформулирует суть проблемы, скорее всего, в виде проблемного вопроса. Этот вопрос станет основой учебной задачи, которую школьники будут решать на уроке.
2. Разработать план исследования, определить пути решения проблемы, план дальнейших действий. Этот этап чаще всего является наиболее сложным для школьников: они видят и понимают, что им нужно делать.