Файл: Работа по развитию познавательного интереса на уроках математики у.pdf
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
32 исследования, оформлять и представлять результаты исследований, анализировать и оценивать исследовательскую деятельность.
Можно также отметить, что исследовательская деятельность является приемлемым способом работы с детьми, но она отличается некоторыми особенностями и не может существовать в качестве единственного вида деятельности на уроке, поскольку основное различие между образовательной исследовательской деятельностью и научной деятельностью заключается в том, что основной целью этой деятельности является не приобретение новых знаний, а приобретение исследовательских навыков как универсального способа овладения действительностью. В то же время они развивают способности к исследовательскому типу мышления, и активируется личная позиция. В настоящее время ФГОС НОО требует от учителей выработки универсальных учебных действий среди учащихся, которые могут быть сформированы как на уроке, так и вне школьных занятий, участвуя в исследовательской деятельности с детьми, которая будет им интересна.
1.3 Анализ программ и учебно-методических комплектов по математике
в начальных классах по проблеме исследования
Для выявления направления содержания начального образования в области развития познавательного интереса на уроках математики мы провели анализ ряда образовательных программ.
В отечественной педагогике, указывает И.В. Сапогова [66], разработаны три основных вида стимуляции познавательного интереса учащихся (рис.5), где под понятием «стимул» понимают «побудительную причину к действию, заинтересованность в совершении чего-нибудь».
Ведущими источниками развития познавательного интереса являются содержание учебного материала и организация учебного процесса. Каждый из источников обладает особыми, специфическими для него возможностями влияния на развитие познавательного интереса.
33
Стимуляция познавательных интересов учащихся при помощи содержания учебного материала.
Рис. 5. Классификация основных видов стимуляции познавательного интереса
Важным стимулом является новизна содержания, вызывающая ориентировочную реакцию учащихся. Элементы новизны, внесенные в учебный процесс (новые факты, новые результаты сравнения, новый аспект передачи материала, новые формы деятельности), всегда оказывают свое побуждающее действие. Но чтобы пробудить интерес, как отмечает
М.Д. Боярский [10], предмет должен быть отчасти лишь новым, а отчасти знаком ученикам. Новое значение приобретает особый смысл для школьника тогда, когда происходит сравнение того, что он знал ранее, с тем, чем он овладел сейчас, сегодня.
Важными стимулами развития познавательного интереса, связанными с содержанием обучения, являются показ практического и прикладного значения математических знаний; наглядность; эмоциональность;
Виды стимуляции познавательного интереса учащихся
Содержание учебного материала
Общение в учебном процессе между учащимися, между учащимися и педагогом
Организация учебной деятельности (в основном это стимулы познавательной самостоятельности)
Новизна содержания; обновление уже усвоенных знаний; практическая необходимость в знаниях
Многообразие форм самостоятельной работы; проблемность; исследовательский подход; творческая работа учащихся; практическая работа
34 математическое моделирование; постановка различных математических задач, в том числе и познавательных.
Стимуляция познавательных интересов, связанная с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся.
Другим источником, питающим познавательные интересы в обучении, является сама познавательная деятельность учащихся, которая, будучи педагогически целесообразно организованной, приносит учащимся иные впечатления, вызывает иные психические состояния, нежели те, какие возникают под воздействием учебного материала.
Многообразие форм самостоятельных работ, их сменяемость стимулируют активную деятельность учащихся. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы, в которых выражен внутренний импульс (потребность в познании данного явления), укрепляющий познавательный интерес (В.А. Далингер) [16].
На основании вышеизложенного, проанализируем образовательные программы: образовательная система Л.В. Занкова, образовательная программа «Школа России», образовательная программа «Перспективная начальная школа», образовательная программа «Планета знаний».
Основная направленность образовательной системы Л.В. Занкова – достижение оптимального общего развития младших школьников Концепция сформулирована в 60-е годы XX века. Основополагающими в ней остаются следующие положения [18].
Во-первых, развитие психической деятельности включает три линии: ум, волю и чувства. Формирование мыслительной работы предполагает классификацию предметов и понятий: анализ условий и заданий, формулировку выводов. Формирование обобщенного ориентируется как на индуктивный, так и на дедуктивный путь в зависимости от характера знаний.
Знания, умения и навыки выступают в роли обучающихся средств и средств организации процесса обучения. Основные требования к содержанию, методам, формам, результативности системы требуют ее основного принципа
35
- создания условий для оптимального общего развития ребенка. Результат достигается использованием развивающей методики – открытие нового знания через проблемную ситуацию
(коллизию), использование многообразия методов. Автором учебника математики в данной системе является И.И. Аргинская [5]. Содержание математического образования в данной системе направлено на реализацию следующих задач:
− способствовать продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка, не вредить его здоровью;
− дать представление о математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины;
− сформировать знания, умения и навыки, необходимые ученикам в жизни и для успешного продолжения обучения в основном звене школы.
Основные принципы системы, которые реализуются и через математическое образование предусматривают:
− обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
− ведущую роль теоретических знаний;
− быстрый темп прохождения учебного материала;
− осознание школьниками процесса учения;
− систематическую работу над развитием всех учащихся, включая слабых;
− постоянную заботу о психическом и физическом здоровье всех учащихся.
Основной способ познания курса математики - индуктивный; новые знания открываются через проблемную ситуацию («коллизию»); в процессе обучения у школьников формируется активная личностная позиция по
36 отношению к математике (математические факты, явления, понятия, законы, ситуации практического применения знаний и навыков).
В процессе обучения у младшего школьника формируются и развиваются общеобразовательные интеллектуальные навыки: наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать и другие. Школьник, обученный в этом комплекту, отличается наличием таких характеристик деятельности, как анализ наблюдений, абстрактное мышление, а также умение применять знания в учебных и внешкольных ситуациях, что предлагает учитывать В.П.
Ручкина [55]. В образовательной системе Л.В. Занкова [18], чтобы включить каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, ему предлагаются варианты сочетаний уровней мыслительной деятельности, чтобы каждый ребенок имел возможность выбрать оптимальный для себя способ в зависимости от учебной ситуации (наглядно-действенный, наглядно-образный, словесно-образный и словесно-логический, или теоретический); мог выполнять задание индивидуально, в паре, в группе, с классом, с учителем; письменно или устно; посредством слова, рисунка, схемы, таблицы, модели и т.д.
Суть системы развивающего обучения
– это поисковая самостоятельная деятельность, связанная с эмоциями и переживаниями, умение действовать в новой ситуации. Содержание учебника по математике выстроено таким образом, чтобы провоцировать предметно- исследовательскую деятельность учеников. Это можно увидеть благодаря некоторым знакам, используемых в учебниках: работа в паре или группе; поиск информации, исследование; учим друг друга. Толчком к поисковой деятельности могут быть упражнения, построенные на коллизиях. В учебниках много заданий с недостающими или избыточными данными, задания, где ребенок сталкивается с незнанием или новым способом использования известного и др. В таких учебных ситуациях обучение проходит не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от
37 какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через самостоятельный или коллективный поиск к ее разрешению.
В учебниках представлены исторически сложившиеся в системе развивающего обучения Л.В. Занкова [42] четыре этапа, обеспечивающие доминирование самостоятельной деятельности обучающихся:
1) в ходе практической деятельности ученики исследуют предъявленный материал, формулируют предварительные выводы;
2) накопив достаточный ряд предварительных наблюдений, делают выводы окончательные, сверяют их с формулировками учебника;
3) в ходе самостоятельной деятельности, которая обеспечивается разнообразием учебных ситуаций, присваивают открытые ими закономерности;
4) используют освоенный материал при исследовании нового программного материала.
Учебные курсы, построенные на интегрированной основе, обладают особыми возможностями для формирования предметно-исследовательской и проектной деятельности.
Предметно-исследовательская деятельность в работах Н.В. Нечаевой
[42], рассматривается как существенная и даже определяющая основа проектной деятельности. Формируются эти виды деятельности не последовательно, а параллельно, начиная с первого года обучения, взаимно обогащая друг друга.
Предметно-исследовательская деятельность понимается как самостоятельная деятельность обучающихся по восприятию, анализу, интерпретации данного ему материала и формулированию собственного вывода. Примерами такой деятельности могут служить задания, построенные на коллизиях. Она может осуществляться индивидуально, в паре и в группе. Главное, чтобы это было добытое обучающимися знание или освоенное умение. Проектная деятельность отличается тем, что, осуществляя в ходе нее все действия, необходимые для предметно-исследовательской деятельности, ученики сами ищут
38 информацию, соответствующую заданной теме, и сами (в группе) оформляют ее в виде доклада, альбома или компьютерной презентации. В учебниках предполагаются исследования как частных вопросов, так и по проблематике, требующей длительного сбора материала и времени для его оформления.
Своеобразие концептуальных положений образовательной системы Д.Б.
Эльконина – В.В. Давыдова [14] состоит в том, что ее применение специально направлено на формирование и развитие у младших школьников теоретического сознания и мышления на основе усвоения ими теоретических знаний в форме учебной деятельности. Главной задачей обучения математике является формирование у младших школьников математических понятий на основе содержательного обобщения. Программа построена на основе теории учебной деятельности. Система Д.Б. Эльконина – В.В.
Давыдова [14] базируется на следующей совокупности принципов: принцип поиска, принцип моделирования, принцип постановки учебной задачи, принцип содержательного обобщения.
Основным содержанием курса является формирование понятия числа, которое является стержневым для всей школьной математики. Однако, в отличие от других образовательных систем, генетически исходным отношением является отношение величин, на базе которого и формируется представление о числе. Курс математики представлен в виде последовательности стратегических образовательных задач: формирование понятия количества, раскрытие соотношения величин как универсальной формы числа; последовательное введение различных частных типов чисел как конкретизация общего соотношения величин в определенные условия; построение обобщенных способов работы с числами. В процессе освоения умений учебной деятельности у младшего школьника развивается и совершенствуется способность осуществлять действия во внутреннем и внешнем плане, переходить от умственных действий к практическим и обратно. Учащегося, обучавшегося по согласно данному комплекту, отличает теоретичность суждений, гибкость мышления, способность
39 применять знания в новых ситуациях, организовывать и участвовать в обсуждениях.
Главной целью системы развивающего обучения, разработанной под руководством выдающихся учёных, психологов Д.Б. Эльконина и
В.В. Давыдова [14], является формирование у детей умения учиться (то есть умения учить себя самостоятельно).
Что является ключевой компетентностью младшего школьника, переходящего из 4 класса в основную школу, которая предполагает:
- стойкий познавательный интерес, желание учиться;
- проявление познавательной активности и инициативности, творческое исследовательское поведение;
- владение общекультурными и предметными знаниями, умениями, навыками;
- владение общими способами учебного познания, гибкости мышления, умения выделять главное и второстепенное;
- умение работать в группе;
- умение планировать, контролировать и оценивать результативность своих действий (так называемая учебная рефлексия), понимание «зачем и почему я это делаю».
Для этого в системе Б.Д. Эльконина – В.В. Давыдова [14] полностью перестроено содержание обучения в начальной школе, а также пересмотрено отношение между учителем и учеником. В системе Б.Д. Эльконина –
В.В. Давыдова учитель не указывает ребёнку, что и как делать, а направляет его деятельность и принимает в ней участие. Умело формирует у детей стремления к получению новых знаний, инициативности, положительному отношению к учению – т.е. «умению учиться». Создаёт оптимальные условия для развития личности ребёнка, формирует у ребёнка способность видеть и ставить перед собой цели, находить способы решения, оценивать результаты своей работы. В рамках системы Б.Д. Эльконина – В.В. Давыдова [14] ребёнок учится содержательно общаться со сверстниками и взрослыми. Эта
40 система даёт возможность ребёнку сделать первый шаг к самостоятельной
«взрослой» жизни, понять, что в ней есть много интересного.
В классах могут учиться дети с разными уровнями развития. Дети, участвуя в учебном диалоге на уроке, прислушиваясь к суждениям одноклассников, соглашаясь или высказывая сомнения, обнаруживает и свою собственную причастность к рождению нового знания. Это мотивирует их познавательную активность и устраняет неуверенность в индивидуальной работе. Дети в таких классах всегда отличаются дружелюбием и взаимопомощью, показатели интеллектуального развития выше. Они в большей степени готовы к решению нестандартных проблем, готовы к обсуждению всех гипотез и предложений. Обучаясь по системе
Б.Д. Эльконина – В.В. Давыдова [14], ребёнок оказывается более подготовленным к усвоению научных знаний, которые составляют содержание учебного материала в средней школе.
Одна из наиболее известных в стране образовательных систем обучения, реализуемых через учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов «Школа России» в настоящее время выстроена в идеологии системно-деятельностного подхода и на единых для всех учебных предметах основополагающих принципах:
- принцип воспитания гражданина России;
− принцип ценностных ориентиров;
− принцип обучения в деятельности;
− принцип работы на результат;
− принцип синтеза традиций и инноваций в образовании.
Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, положенные в основу УМК «Школа России» [29], направлены на обеспечение современного образования ученика начальной школы в контексте требований ФГОС. Как подчеркивают авторы, «Школа России» сегодня: это мощный потенциал духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; реальная возможность достижения личных,
41 мета-предметных и предметных результатов, отвечающих целям современного образования; эффективное сочетание лучших традиций российского образования и инноваций, апробированных практиками учебного процесса, которым также отмечает В.П. Ручкина [56].
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанная на овладении простыми математическими методами познания мира (умение устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений для их применения для решения образовательных, познавательных и практических задач;
— формирование умения искать информацию и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критического мышления;
— развитие способности обоснованно обосновывать и поддерживать заявленное суждение, оценивать и принимать суждения других лиц.
Решение этих проблем обеспечит осведомленность у школьников универсальности математических методов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связи математики с окружающей действительностью и другими школьными предметами, а также личную заинтересованность в расширении математических знаний.