Файл: Работа по развитию познавательного интереса на уроках математики у.pdf
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
51
Но почти никогда не знают, как этого добиться. Наличие проблемы подразумевает появление гипотезы или даже нескольких гипотез ее решения.
Поэтому может быть несколько решений. Чаще всего гипотезу берет на себя учитель. Важно пробудить у детей желание искать и решать достаточно сложные проблемы, создавать условия для формирования навыков исследовательской деятельности как важнейших общеобразовательных навыков [20].
3. Проведение самого исследования, поисковая деятельность, то есть определенная последовательность учебных действий, определяется совместными усилиями всех участников. Реализация плана исследований является наиболее трудоемким и длительным этапом.
4. Подведение итогов исследования заканчивается осмысленным выводом о том, каковы результаты работы, как решается проблема.
По основной дидактической цели уроки-исследования можно разделить на следующие типы, соответствующие классификации традиционной парадигмы (рис. 6).
По объему осваиваемой методики научного исследования исследовательскую деятельность различают: уроки с элементами исследования; уроки-исследования.
52
Рис. 6 Типы уроков-исследований
На уроке с элементами исследования, учащиеся отрабатывают отдельные ученые приемы, составляющие исследовательскую деятельность.
По содержанию исследовательской деятельности уроки могут быть различными [7]: уроки по выбору темы; метода исследования; по выработке умения формулировать цель исследования; уроки с проведением эксперимента; работа с источниками информации; заслушивание сообщений; защита рефератов.
Приведем примеры заданий исследований. Математика. И.И.
Аргинская [6].
Урок сообщение новых знаний повторения закрепления обобщения и систематиза- ции знаний контроля и проверки знаний комбениро- ванный урок
53
На уроке-исследовании ученики осваивают методологию научных исследований, осваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учеников, проявленному в исследовательской деятельности на уроке, уроки-исследования могут соответствовать начальному (урок «Образец исследования»), продвинутому (урок
«Исследование») или выше (урок «Собственное изучение»).
Развитие исследовательских знаний и умений учеников должно осуществляться поэтапно, с постепенным повышением степени самостоятельности учащегося в его научно-исследовательской образовательной деятельности. Исходя из этого, можно начать с подготовительного этапа - теоретического изучения этапов и ступней исследовательской деятельности учениками. Затем следует развитие ими исследовательского процесса на уроках «Образец исследования» (этап 1), отработка образовательных методов исследовательской деятельности на уроках «Исследование», а также элементов исследования (этап 2) и использование исследовательского подход в учебном процессе на уроках
«Собственно исследование» (этап 3) [1].
На уроках этого типа можно использовать различные формы обучения школьников: индивидуальные, парные, групповые, коллективные.
Структура урока-исследования включает несколько этапов: актуализация знаний; мотивация; создание проблемной ситуации;
54 определения темы исследования; формулирование цели исследования; выдвижение гипотезы; проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр учебных фильмов); интерпретация полученных данных; вывод по результатам исследовательской работы; применение новых знаний в учебной деятельности; подведение итогов урока; домашнее задание [8].
Приведем примеры заданий исследований. Математика. Моро
[31].
Ученическая исследовательская деятельность на уроке начинается с накопления информации. Затем следует постановка проблемы (под проблемой мы подразумеваем теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования) и выбор темы исследования, определяющей аспект рассматриваемой проблемы. Затем необходимо определить цели исследования, то есть сформулировать ответ на вопрос: что нужно сделать, чтобы решить проблему? Следующий шаг - гипотеза - мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположения о результатах исследования. Более того, в своих рассуждениях ученики переходят от следствия к причине: «если...
55 то...». Проверка гипотезы заключается в определенных действиях в соответствии с разработанным алгоритмом.
Ученики должны интерпретировать данные, полученные в результате этих действий. В заключении необходимы оценка, презентация результатов работы и заключение из нее.
Образовательные приемы, составляющие исследовательскую деятельность учеников на уроках-исследованиях: выделение основной проблемы в предлагаемой ситуации; определение темы и цели исследования; формулировка и подбор полезных гипотез; определение пригодности гипотезы, выбранной для проверки; разграничение допущений и доказанных положений; экспериментальное планирование для проверки гипотез; планирование результата; проведение эксперимента; проектирование моделей по собственному плану; составление таблиц, графиков, диаграмм для выявления закономерностей обобщения, систематизации результатов исследования; графическое представление законов, правил; установление связи между полученными данными и проблемой и последовательностью изучения данных; систематизация фактов, явлений; интерпретация данных; использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, принципа формализации; установление аналогий; формулирование определений и выводов на основе теоретических и практических исследований; решение задач в новой ситуации; написание творческого сочинения, реферата [32].
56
Цели обучения: формирование и развитие творческих способностей, развитие умения ставить задачи и решать их самостоятельно, создание мотивов для обучения и самообразования, формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение, развитие коммуникативных навыков, развитие методических навыков.
Приведем примеры заданий исследований. Математика. М.И.
Башмакова, М.Г. Нефедова [30].
Активность учителя и учеников определяется уровнем урока- исследования. Итак, на уроке с элементами исследования действия учителя определяются с соблюдением следующих правил:
57 на доске обязательно пишутся названия основных этапов исследовательской деятельности; формулирует проблему, сообщает тему и цель исследования; дает готовый аппарат исследовательской работы; проводит образовательный процесс, использует термины «проблема»,
«гипотеза», «подтверждение гипотезы», «заключение»; использует вопросы: В чем проблема? Каковы этапы деятельности исследования? Что такое гипотеза? Какое можно выдвинуть предположение?
Данное высказывание предполагаемое или доказанное? использует вопросы:
В чем проблема?
Каковы этапы исследовательской деятельности? Что такое гипотеза? Какое можно выдвинуть предположение? Утверждение предполагаемое или доказанное?
На уроке - исследования, регулирование менее строгое: учитель может записать названия этапов исследовательской деятельности
(при необходимости), подводит учеников к пониманию темы и цели исследования, направляет учащихся к основному направлению исследований без использования терминов «гипотеза», «проверка гипотез», «интерпретация данных», привлекает внимание учеников к схеме исследовательской деятельности, использует вопросы: С чего необходимо начать исследование?
Что нужно выяснить? Как это сделать? Что бы сделал исследователь на этом этапе работы? Вы сделали правильный выбор? [36].
На уроке самого исследования уровень требований к активности работы совершенно другой: учитель формулирует задачу, побуждает учеников самостоятельно формулировать тему и цель исследования.
Использование исследовательской деятельности на уроках математики влияет как на общий уровень психического развития ребенка, так и на уровень его математических способностей. К ним относятся такие навыки, как счет, измерение, классификация, сериация и т.д.; зависимости: значения по мере его измерения, целому и его части, количества, числа и порядка.
58
Особое внимание в исследовательской деятельности акцентируется на формировании у младшего школьника умения последовательно излагать свои мысли. Ребенку необходимо уметь использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении упражнений. Эти предварительные умения создают необходимую основу для успешного изучения математики и других предметов в начальной школе.
Таким образом, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность способствует развитию познавательного интереса младших школьников при соблюдении педагогических условий: мотивации, положительного эмоционального настроя, соблюдение этапов исследовательской деятельности при решении задач поискового характера, разнообразие заданий, создании ситуации успеха, использование групповых форм работы.
59
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Изучение начального уровня развития познавательного интереса
у детей младшего школьного возраста
Исследование было организовано в период с 01.11.2017 г. по 30.05.2019 г.
Базой исследования выступило
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» -
«МБОУ СОШ №7» городского округа Реж. В исследовании приняли участие
20 учеников 4 «А» класса - экспериментальная группа и 20 учеников 4 «Б» класса – контрольная группа.
Проблема формирования познавательного интереса учащихся является весьма актуальной в современной школе, в связи с этим учителя должны уделять данному вопросу немало внимания. В МОУ СОШ № 7 для учителей одной из задач учебной деятельности является собственно формирование познавательного интереса у школьников.
Для того чтобы выявить, какой процент учителей от общего количества уделяет внимание проблеме формирования познавательного интереса и вообще знакомы ли они с таким понятием у учащихся, мы провели анкетирование:
1. Как вы понимаете, что такое познавательный интерес и является ли он необходимым составляющим учебного процесса?
2. Ставите ли вы себе задачу, подавая учебный материал, заинтересовать учеников?
3. Вы пытаетесь перед началом урока наладить эмоциональный контакт с учениками и настроить их на восприятие нового материала?
60 4. Часто ли вы создаете проблемные ситуации? С какой целью? Какие можно использовать организационные формы работы?
Проведение анкетирования позволило сделать следующие выводы, что
85% процентов учителей начальных классов знают, что такое познавательный интерес и создают благоприятные для формирования познавательной активности и познавательного интереса педагогические условия, 15% - не уделяют большого внимания формированию у учащихся познавательного интереса. Большинство педагогов в своей практике стараются ставить задачу заинтересовать детей математическим материалом, однако признались, что недостаточно владеют различными формами и методами работы для формирования познавательного интереса. Учителя указали, что редко используют интерактивные методы работы, информационно-коммуникативные технологии. Технология проблемного обучения также редко используется учителями, большинство из них предпочитают традиционные формы работы. При ответе на вопрос об организационных формах, в которых наиболее целесообразно использование технологии проблемного обучения, на первом месте учителя отметили исследовательскую деятельность, на втором – проектную деятельность, внеурочную, самостоятельную и домашнюю работу, на третьем – уроки.
Дополнительно учителя называли применение внеклассных занятий и экскурсий
Далее было организовано исследование, направленное на изучение уровня сформированности познавательного интереса у учеников 4-х классов.
В исследовании приняли участие 20 учеников 4 «А» класса - экспериментальная группа и 20 учеников 4 «Б» класса – контрольная группа.
В ходе исследования были подобраны следующие критерии сформированности познавательного интереса у обучающихся начальных классов: познавательная
активность,
склонность
к
творчеству,
инициативность, самостоятельность, каждый из которых определяется на низком, среднем или высоком уровне.
61
Выделены три уровня познавательного интереса учащихся.
Низкий уровень - воспроизводящая активность - характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом применения их по образцу. Этот уровень характеризуется неустойчивостью волевых усилий школьника. Характерным показателем низкого уровня познавательного интереса является отсутствие у учащихся интереса к углублению знаний, проявляется в отсутствии вопросов типа
«почему?». Практически не демонстрирует проявления самостоятельности и инициативности.
Средний уровень – интерпретирующий познавательный интерес - характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла учебного материала, проникновения в суть явления, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. На этом уровне познавательного интереса ученик обнаруживает эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответа на вопрос, что заинтересовало его. Показатели инициативности и самостоятельности несколько снижены.
Высокий уровень - творческий уровень познавательного интереса - характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в суть явлений и их взаимосвязей, но и найти для достижения цели новый способ. На этом уровне школьники проявляют стремление применить знания в новой ситуации, то есть выполнить перенос знаний и способов деятельности в условиях, которые до сих пор не были им известны.
Характерная особенность этого уровня познавательного интереса - проявление высоких волевых качеств ученика, упорство в достижении цели, широкие и устойчивые познавательные интересы. Проявляет инициативность и самостоятельность.
Для определения уровня познавательного интереса воспитанников использовался «Опросник изучения уровня познавательной активности учащихся» (по Б.К. Пашневу). Опросник позволяет определить уровень