Файл: Основная образовательная программа по специальности 33. 05. 01 Фармация Учебнометодический комплекс дисциплины фармакогнозия 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1142

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пятигорский медико-фармацевтический институт – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Кафедра фармакогнозии и ботаники
Основная образовательная программа по специальности
33.05.01 «Фармация»
Учебно-методический комплекс дисциплины
ФАРМАКОГНОЗИЯ
-1-
ПЯТИГОРСКИЙ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ –
филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФАРМАКОГНОЗИЯ»
специальность 33.05.01 «Фармация» (уровень специалитета)
Пятигорск, 2018

2
Методические материалы дисциплины «Фармакогнозия», относящейся к базовой части учебного плана, составленного на основании ФГОС ВО по специальности 33.05.01 Фармация, квалификация выпускника «Провизор», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 11 августа 2016 г. № 1037.
Составители Методических материалов:
Заведующий кафедрой фармакогнозии и ботаники, д-р фармац. наук, профессор
Д.А. Коновалов
Профессор кафедры фармакогнозии и ботаники, д-р фармац. наук
Ж.В. Дайронас
Доцент кафедры фармакогнозии и ботаники, канд. фармац. наук
Н.Н. Вдовенко-
Мартынова
Методические материалы переработаны, рассмотрены и одобрены на
заседании кафедры фармакогнозии и ботаники
Протокол № ___ от «___»_________2018 г.
Методические материалы одобрены учебно-методической комиссией
Протокол № 1 от 31 августа 2018 г.
Председатель УМК
В.В. Гацан
Методические материалы утверждены на заседании Центральной
методической комиссии
Протокол № 1 от 31 августа 2018 г.
Председатель ЦМК
А.В. Воронков

3
Содержание
1. Методические материалы (указания, разработки, рекомендации) для преподавателей по дисциплине
«Фармакогнозия» специальность
33.05.01
Фармация
(уровень специалитета)................................
4 2. Методические материалы (указания, разработки, рекомендации) для студентов по дисциплине «Фармакогнозия» специальность
33.05.01
Фармация
(уровень специалитета)...........................................
75 3. Методические материалы (указания, разработки, рекомендации) для самостоятельной работы студентов по дисциплине
«Фармакогнозия» специальность 33.05.01 Фармация (уровень специалитета)....
137 4. Методическое обеспечение занятий лекционного типа....................... 196 5. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Фармакогнозия» специальность 33.05.01 Фармация
(уровень специалитета)............................................................................................ 388


4
ПЯТИГОРСКИЙ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ –
филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра фармакогнозии и ботаники
Авторы: А.Г. Алтайская, М.С. Бабаян, Н.Н. Вдовенко-Мартынова, М.П.
Глушко, Ж.В. Дайронас, Д.А. Коновалов, А.А. Круглая, С.П. Лукашук,
А.С. Никитина, И.В. Попов, О.И. Попова, И.В. Пшукова, В.В. Федотова,
А.А. Шамилов, С.Г. Яковлева
Методические материалы (указания, разработки,
рекомендации) для преподавателей
по дисциплине «Фармакогнозия»
специальность 33.05.01 Фармация (уровень специалитета)
Пятигорск 2018

5
ЗАНЯТИЕ № 1
Тема:
Введение
в
практический
курс
фармакогнозии.
Фармакогностические методы анализа. Определение подлинности
лекарственного растительного сырья (ЛРС)
Цель:
Ознакомиться с методами фармакогностического анализа, нормативными документами на лекарственное растительное сырьё. Освоить макро- и микроскопический метод анализа лекарственного растительного сырья. Уметь распознавать лекарственные растения по внешним признакам и подлинность цельного, ищмельчённого сырья и порошка в соответствии с требованиями ГФ XIII издания.
Место проведения: учебная аудитория кафедры фармакогнозии и ботаники.
Время проведения: 4 часа
Перечень практических навыков:
Знать:
- правила техники безопасности при работе с лекарственными растениями
(ЛР) и лекарственным растительным сырьем (ЛРС);
- основы систематики растений;
- морфологическую характеристику растений и его вегетативных и генеративных органов;
- характеристику семейств;
- латинские названия ЛР;
- правила работы с микроскопом;
- технику приготовления микропрепаратов: (листа с поверхности, давленого микропрепарата и порошка);
- анатомическую структуру основных вегетативных и генеративных органов растений и тканей;
- основные гистохимические реакции: на крахмал, жирное масло, одревесневшие элементы
- виды нормативной документации, регламентирующие качество ЛРС;
- структуру и требования НД на ЛРС.
Уметь:
- определять по характерным морфологическим признакам лекарственные растения в гербаризированном виде;
- использовать макроскопический анализ для определения подлинности ЛРС;
- правильно записывать латинские названия производящего растения и ЛРС;
- делать заключение о соответствии сырья согласно требованиям нормативной документации;
- проводить внешний осмотр и определить подлинность сырья и органолептические признаки;
- производить морфолого-анатомический анализ цельного, резаного и порошкованного сырья;
- готовить поверхностные препараты микропрепараты порошкованного и резаного сырья;(препарат с поверхности листа давленный препарат);
- работать с микроскопом, определять и зарисовывать диагностические элементы ЛРС, различных морфологических групп;


6
- провести основные гистохимические реакции;
- определить подлинность ЛРС в соответствии с указаниями НД.
Формируемые компетенции: ПК-8, ПК-12, ПК-22
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1. Дайте определение фармакогнозии, как науки. Сформулируйте цели и задачи фармакогнозии.
2. Дайте определения основным понятиям и терминам фармакогнозии (ЛР,
ЛРС, подлинность, качество ЛРС и др.)
3. Понятия о ЛРС (цельном, резаном, порошкованном).
4. По каким критериям устанавливают подлинность и качество сырья?
5. Методы фармакогностического анализа. Охарактеризуйте каждый из них.
6. Какие виды НД регламентируют качество ЛРС?
7. Какова цель макроскопического анализа? Почему исследование ЛРС должно начинаться с макроскопического анализа?
8. Как подготовить образец сырья к макроскопическому анализу?
9. Как определить размеры, запах и вкус сырья?
10.Определение морфологической группы ЛРС «листья» (цветки, трава, кора, плоды, семена, подземные органы), как ЛРС.
11.Какие признаки имеют диагностическое значение при макроскопическом анализе листьев, цветков, травы, коры, плодов, семян, подземных органов?
12.Жизненные формы высших растений, которые чаще всего встречаются в современной флоре? (древесные, кустарниковые, травянистые).
13.Правила проведения микроскопического анализа. Работа с микроскопом.
14.Приготовление микропрепаратов различных морфологических групп из свежего, высушенного и замоченного ЛРС. Просветляющие и включающие жидкости.
15.Гистохимические реакции на основные группы БАВ.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Хронокарта занятия

Этап занятия
Время
1.
Организационная часть
5 мин
2.
Контроль исходного уровня подготовки студентов в форме программированного контроля согласно заданиям и вопросам по самоподготовке
10 мин
3.
Коррекция исходного уровня
5 мин
4.
Объяснение преподавателем особенностей работы на занятии
15 мин
5.
Самостоятельная работа студентов на занятии под контролем преподавателя
130 мин
6.
Итоговый контроль
15 мин
Краткое содержание темы: на практическом занятии студенты выполняют задания под руководством преподавателя, заполняя рабочие тетради, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедры для каждого раздела по семестрам, используя гербарные образцы лекарственных


7
растений: аир болотный, душица обыкновенная, ромашка аптечная, алтей лекарственный, подорожник большой, календула лекарственная, шиповник собачий, ландыш майский, кориандр посевной, чабрец, полынь горькая, мята перечная, солодка голая, крапива двудомная, мать-и-мачеха, череда трехраздельная, пастушья сумка. Образцы ЛРС: листья крапивы двудомной, листья подорожника большого, листья ландыша майского, листья мать-и- мачехи, листья шалфея лекарственного, корневища аира болотного, корни алтея лекарственного, корневища с корнями валерианы лекарственной, корни солодки голой, трава пустырника пятилопастного, трава чабреца, трава тысячелистника обыкновенного, трава череды трехраздельной, плоды шиповника, плоды кориандра, цветки ромашки аптечной, семена льна, кора дуба, кора крушины ольховидной. Набор постоянных препаратов микропрепаратов фармакопейных видов растительного лекарственного сырья различных морфологических групп (не менее 20 шт.) Образцы крупно измельчённых корней солодки, листьев (цельных) мяты перечной, измельчённых семян клещевины или льна для проведения основных микрохимических реакций и приготовления микропрепаратов.
Основные этапы работы на практическом занятии:
Работа № 1. Основные термины и определения
Задание 1. Дайте определение основным терминам и понятиям, перечисенным в ребочей тетради
Работа № 2. Макроскопический анализ ЛРС
Задание 1. Получите у преподавателя сырьевой образец лекарственного растительного сырья. Определите принадлежность образца к определенной морфологической группе. Запишите русское и латинское название производящего растения, сырья, семейства, название НД, в соответствии которой будете проводить анализ.
Задание 2. Пользуясь соответствующей схемой макроскопического анализа и методами макроскопического анализа опишите внешние признаки предложенного Вам сырья в виде соответствующей таблицы.
Работа № 3. Определение органолептических проб ЛРС
Задание 1. Проведите определение цвета, вкуса и запаха образцов ЛРС.
Укажите технику и результаты определения.
Работа № 4. Приготовление и изучение микропрепаратов
Задание 1. Составьте стандартную операционную схему «Приготовление микропрепарата листа с поверхности» в соответствии с требованиями ГФ
XIII изд.:
Задание 2. Составьте стандартную операционную схему «Приготовление микропрепарата поперечного среза» и «давленого» препарата в соответствии с ГФ XIII изд.
Задание 3. Составьте стандартную операционную схему «Приготовление микропрепарата порошкованного сырья»:
Задание 4. Проведите микроскопический анализ сырья морфологической группы «Листья». Укажите анатомо-диагностические признаки. Заполните таблицу распределения диагностических признаков по тканям.


8
Задание 5. Проведите микроскопический анализ сырья морфологической группы «Корни, корневища». Приготовьте «давленый» микропрепарат корня солодки. Заполните таблицу, описывая характеристику анатомических структур исследуемого объекта.
Ознакомьтесь с техникой проведения люминисцентной микроскопии в соответствии с требованиями ГФ XIII изд.
Задание 6. Проведите гистохимическое исследование. Запишите результат реакции.
ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Показатели, характеризующие качество ЛРС. Фармакопейные
методики определения влажности, содержания золы, экстрактивных
веществ в ЛРС
Цель: закрепление теоретических знаний, приобретение практических умений и навыков по определению основных показателей лекарственного растительного сырья, определяющих его качество.
Место проведения: учебная аудитория кафедры фармакогнозии и ботаники.
Время проведения: 4 часа
Перечень практических навыков:
Знать:
˗
правила взвешивания на аналитических весах
˗
гравиметрический метод анализа
˗
номенклатуру и правила работы с химической посудой
˗
определять показатели качества ЛРС (влажность, экстрактивные вещества, зольность)
Уметь:
˗
практически осуществлять работу по гравиметрическому определению биологически активных веществ в растительном сырье
˗
проводить правильно сжигание и озоление растительных объектов
˗
обосновывать экстрагент при определении экстрактивных веществ
˗
делать заключение о качестве ЛРС на основе сравнения результатов эксперимента
˗
приводить сырье в стандартное состояние и делать заключение о его качестве.
Формируемые компетенции: ПК-1, ПК-8, ПК-12
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1.
Укажите показатели, характеризующие качество ЛРС?
2.
Для какой цели служит сушильный шкаф? Какая оптимальная температура его нагрева при высушивании воздушно-сухого растительного сырья?
3.
Для какой цели служит муфельная печь? Какая оптимальная температура озоления растительного сырья (температура красного каления)?
4.
Для чего служит бюкс, фарфоровый тигель и выпарительная фарфоровая чашка?

9 5.
Что такое постоянная масса вещества при его высушивании или прокаливании?
6.
Что такое влага воздушно-сухого лекарственного растительного сырья?
В каких случаях, и с какой точностью определяют содержание влаги или потерю массы сырья при высушивании? Сущность метода высушивания при определении показателя влажности воздушно-сухого сырья?
7.
Что такое экстрактивные вещества растительного сырья? Какие растворители используются при определении содержания экстрактивных веществ в ЛРС? В каких видах лекарственного растительного сырья определяют содержание экстрактивных веществ?
8.
Что такое зола растительного сырья? Зола общая? Зола нерастворимая в 10% растворе кислоты хлористоводородной? Сущность метода определения общей золы и золы, нерастворимой в 10% растворе кислоты хлористоводородной. От чего зависит содержание золы в растительном сырье?
9.
Перечислите виды примесей, которые могут быть в лекарственном растительном сырье. Приведите формулу расчета содержания примесей.
Сущность методики определения примесей в ЛРС.
10.
Перечислите действующие вещества и сопутствующие биологически активные соединения ЛРС.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Хронокарта занятия

Этап занятия
Время
1.
Организационная часть
5 мин
2.
Контроль исходного уровня подготовки студентов в форме программированного контроля согласно заданиям и вопросам по самоподготовке
10 мин
3.
Коррекция исходного уровня
5 мин
4.
Объяснение преподавателем особенностей работы на занятии
15 мин
5.
Самостоятельная работа студентов на занятии под контролем преподавателя
130 мин
6.
Итоговый контроль
15 мин
Краткое содержание темы: на практическом занятии студенты выполняют задания под руководством преподавателя, заполняя рабочие тетради, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедры для каждого раздела по семестрам, используя образцы воздушно-сухого фармакопейного сырья, измельченного для анализа с размером частиц 1-10 мм: трава пустырника, трава чабреца, трава пастушьей сумки, трава полыни, цветки ноготков, корни одуванчика, корневища с корнями валерианы, корневища с корнями синюхи, столбики с рыльцами кукурузы для определения влажности, золы общей и золы нерастворимой в 10% растворе кислоты хлористоводородной, экстрактивных веществ.
Основные этапы работы на практическом занятии:
Работа № 1. Структура определения показателей качества ЛРС