Файл: Основная образовательная программа по специальности 33. 05. 01 Фармация Учебнометодический комплекс дисциплины фармакогнозия 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1147

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

27 5. Лекарственные препараты, получаемые из видов сырья, содержащего ациклические алкалоиды и алкалоиды с атомом азота в боковой цепи и проивзодные тропана, их основное фармакологическое действие.
6. Физические и химические свойства алкалоидов. Каковы отличительные физические свойства алкалоидов-оснований и солей?
7. На чем основана классификация лекарственного растительного сырья, содержащего алкалоиды?
8. Качественное определение алкалоидов в ЛРС. Общеалкалодные реактивы, их состав? Специфические алкалоидные реактивы, их состав?
9. Методика количественного определения суммы алкалоидов в листьях красавки согласно ГФ XIII издания.
10.Физико-химические свойства алкалоидов, на которых основаны методики очистки их от балластных веществ?
11.Хроматографический анализ суммы алкалоидов методом бумажной хроматографии. Как рассчитывается коэффициент распределения (Rf), от каких факторов он зависит?
12.Числовые показатели качества лекарственного растительного сырья, содержащего алкалоиды.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Хронокарта занятия

Этап занятия
Время
1.
Организационная часть
5 мин
2.
Контроль исходного уровня подготовки студентов в форме программированного контроля согласно заданиям и вопросам по самоподготовке
10 мин
3.
Коррекция исходного уровня
5 мин
4.
Объяснение преподавателем особенностей работы на занятии
15 мин
5.
Самостоятельная работа студентов на занятии под контролем преподавателя
130 мин
6.
Итоговый контроль
15 мин
Краткое содержание темы: на практическом занятии студенты выполняют задания под руководством преподавателя, заполняя рабочие тетради, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедры для каждого раздела по семестрам, используя безвременника клубнелуковицы, перца однолетнего плоды, красавки трава и листья, образцы ЛРС для качественного и количественного определения алкалоидов.
Основные этапы работы на практическом занятии:
Работа № 1. Анализ ЛРС, содержащего алкалоиды – производные тропана
Задание 1. Проведите морфолого-анатомический и фитохимический анализ полученного образца ЛРС в соответствии с ФС ГФ ΧΙII изд. и заполните протокол анализа.
Задание 2. Сделайте заключение о соответствии сырья требованиям ГФ XIII издания.

28
ЗАНЯТИЕ № 15
Тема: ЛРС, содержащее алкалоиды производные пирролизидина,
хинолизидина, хинолина, изохинолина
Цель: определение производящих растений по внешним признакам, определение подлинности лекарственного растительного (ЛРС) сырья по внешнему виду и анатомическим признакам; рациональное использование лекарственных растений, содержащих алкалоиды производные пирролизидина, хинолизидина, хинолина и изохинолина, с учетом научно- обоснованных рекомендаций по заготовке, сушке, хранению ЛРС, освоить методы стандартизации, контроля качества, пути использования сырья и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике.
Место проведения: учебная аудитория кафедры фармакогнозии и ботаники.
Время проведения: 4 часа
Перечень практических навыков:
Знать:
 правила и особенности заготовки, приведения в стандартное состояние, сушки и хранения лекарственного растительного сырья, содержащего алкалоиды производные пирролизидина, хинолизидина, хинолина и изохинолина
 структуру нормативной документации, показатели, характеризующие качество ЛРС, содержащего алкалоиды производные пирролизидина, хинолизидина, хинолина и изохинолина
 использование лекарственных растений и сырья, содержащего алкалоиды производные хинолизидина, хинолина и изохинолина
 латинские названия лекарственного растительного сырья, производящих растений и семейств, описание внешних признаков лекарственных растений, содержащих алкалоиды производные пирролизидина, хинолизидина, хинолина и изохинолина
Уметь:
 идентифицировать по морфологическим признакам лекарственные растения в гербаризированном виде
 использовать макроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего алкалоиды производные пирролизидина, хинолизидина, хинолина и изохинолина
 использовать микроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего алкалоиды производные пирролизидина, хинолизидина, хинолина и изохинолина
 делать заключение о качестве ЛРС, содержащего алкалоиды производные пирролизидина, хинолизидина, хинолина и изохинолинав соответствии с требованиями нормативной документации.


29
Формируемые компетенции: ПК-5, ПК-8, ПК-12, ПК-13, ПК-22, ПК-23.
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1. Распространение алкалоидов производных хинолизидина, хинолина и изохинолина в растительном мире. Факторы, влияющие на их накопление в растениях и биологическая роль для растений.
2. Основные положения, обеспечивающие правильный сбор сырья, содержащего алкалоиды производные пирролизидина, хинолизидина, хинолина и изохинолина.
3. Характерные морфологические признаки растений ботанических семейств бобовые, мареновые, маковые, амариллисовые.
4. Лекарственные растения и сырьё, являющиеся источниками хинолизидиновых алкалоидов.
(Латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение).
5. Лекарственные растения и сырьё, являющиеся источниками пирролизидиновых алкалоидов.
(Латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение).
6. Лекарственные растения и сырьё, являющиеся источниками хинолиновых алкалоидов.
(Латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение).
7. Лекарственные растения и сырьё, являющиеся источниками изохинолиновых алкалоидов.
(Латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение)
8. Растительные источники препаратов, обладающих противокашлевым действием.
9. Лекарственные растения и сырьё, содержащие алкалоиды, влияющие на
ЦНС.
10.Растительные источники препаратов, обладающих желчегонным действием.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Хронокарта занятия

Этап занятия
Время
1.
Организационная часть
5 мин
2.
Контроль исходного уровня подготовки студентов в форме программированного контроля согласно заданиям и вопросам по самоподготовке
10 мин
3.
Коррекция исходного уровня
5 мин
4.
Объяснение преподавателем особенностей работы на занятии
15 мин
5.
Самостоятельная работа студентов на занятии под контролем преподавателя
130 мин
6.
Итоговый контроль
15 мин

30
Краткое содержание темы: на практическом занятии студенты выполняют задания под руководством преподавателя, заполняя рабочие тетради, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедры для каждого раздела по семестрам, используя крестовника плосколистного трава, хинного дерева кора, термопсиса ланцетного трава, маклейи трава, чистотела большого трава, барбариса обыкновенного корни, мачка жёлтого трава.
Основные этапы работы на практическом занятии:
Работа 1. Анализ термопсиса ланцетного травы
Задание 1. Проведите анализ полученного образца ЛРС в соответствии с ФС и заполните протокол.
Задание 2. Сделайте заключение о соответствии сырья требованиям ГФ XIII издания.
Работа 2. Анализ чистотела большого травы
Задание 1. Проведите анализ полученного образца ЛРС в соответствии с ФС и заполните протокол.
Задание 2. Сделайте заключение о соответствии сырья требованиям ГФ XIII издания.
ЗАНЯТИЕ № 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

Тема: ЛРС, содержащее алкалоиды производные пурина, индола,
стероидные
Цель: определение производящих растений по внешним признакам, определение подлинности лекарственного растительного (ЛРС) сырья по внешнему виду и анатомическим признакам; рациональное использование лекарственных растений, содержащих пуриновые, стероидные алкалоиды, производные индола, с учетом научно-обоснованных рекомендаций по заготовке, сушке, хранению ЛРС, освоить методы стандартизации, контроля качества, пути использования сырья и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике.
Место проведения: учебная аудитория кафедры фармакогнозии и ботаники.
Время проведения: 4 часа
Перечень практических навыков:
Знать:
 правила и особенности заготовки, приведения в стандартное состояние, сушки и хранения лекарственного растительного сырья, содержащего пуриновые, стероидные алкалоиды, производные индола и имидазола
 структуру нормативной документации, показатели, характеризующие качество ЛРС, содержащего пуриновые, стероидные алкалоиды, производные индола и имидазола
 использование лекарственных растений и сырья, содержащего пуриновые, стероидные алкалоиды, производные индола и имидазола
 латинские названия лекарственного растительного сырья, производящих растений и семейств, описание внешних признаков лекарственных растений, содержащих пуриновые, стероидные алкалоиды, производные индола и имидазола

31
Уметь:
 идентифицировать по морфологическим признакам лекарственные растения в гербаризированном виде
 использовать макроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего пуриновые, стероидные алкалоиды, производные индола и имидазола
 использовать микроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего пуриновые, стероидные алкалоиды, производные индола и имидазола
 делать заключение о качестве ЛРС, содержащего алкалоиды пуриновые, стероидные алкалоиды, производные индола и имидазолав соответствии с требованиями нормативной документации.
Формируемые компетенции: ПК-5, ПК-8, ПК-12, ПК-13, ПК-22, ПК-23.
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1.
Основные положения, обеспечивающие правильный сбор сырья, содержащего пуриновые, стероидные, алкалоиды, производные индола и имидазола алкалоиды.
2.
В чем особенности заготовки сырья чая китайского, спорыньи, чемерицы, пассифлоры?
3.
Физиологически активные, сопутствующие и балластные вещества спорыньи.
4.
Основные и дополнительные источники получения резерпина и резерпиноподобных лекарственных препаратов.
5.
Каковы условия хранения маточных рожков и почему? Специфическая реакция на алкалоиды спорыньи. Реактивы на жирное масло и клетчатку.
6.
Меры предосторожности при работе с сырьем чемерицы.
7.
Характерные морфологические признаки растений ботанических семейств лилейные, кутровые, спорыньевые, чайные, мареновые, страстоцветные, молочайные.
8.
Лекарственные растения и сырье, являющиеся источниками алкалоидов производных индола
(латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение).
9.
Лекарственные растения и сырье, являющиеся источниками пуриновых алкалоидов
(латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение).
10.
Лекарственные растения и сырье, являющиеся источниками стероидных алкалоидов (латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение).
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Хронокарта занятия

Этап занятия
Время


32 1.
Организационная часть
5 мин
2.
Контроль исходного уровня подготовки студентов в форме программированного контроля согласно заданиям и вопросам по самоподготовке
10 мин
3.
Коррекция исходного уровня
5 мин
4.
Объяснение преподавателем особенностей работы на занятии
15 мин
5.
Самостоятельная работа студентов на занятии под контролем преподавателя
130 мин
6.
Итоговый контроль
15 мин
Краткое содержание темы: : на практическом занятии студенты выполняют задания под руководством преподавателя, заполняя рабочие тетради, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедры для каждого раздела по семестрам, используя барвинка малого траву, спорынья, катарантуса розового листья, раувольфии змеиной корни, пассифлоры инкарнатной трава, чая китайского листья, кофейного дерева семена, шоколадного дерева семена, чемерицы Лобеля корневища с корнями.
Основные этапы работы на практическом занятии:
Работа № 1. Анализ чемерицы Лобеля корневищ с корнями
Задание 1. Проведите анализ полученного образца ЛРС в соответствии с ФС
ГФ XIII изд. и заполните протокол анализа.
Задание 2. Сделайте заключение о соответствии сырья требованиям ГФ XIII издания.
ЗАНЯТИЕ № 19
Тема: ЛРС, содержащее простые фенолы, лигнаны, кумарины, хромоны,
фенилпропаноиды, ксантоны
Цель: определение производящих растений по внешним признакам, определение подлинности лекарственного растительного (ЛРС) сырья по внешнему виду и анатомическим признакам; рациональное использование лекарственных растений, содержащих простые фенолы, фенилпропаноиды, лигнаны, кумарины, хромоны и ксантоны, с учетом научно-обоснованных рекомендаций по заготовке, сушке, хранению ЛРС, освоить методы стандартизации, контроля качества, пути использования сырья и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике.
Место проведения: учебная аудитория кафедры фармакогнозии и ботаники.
Время проведения: 4 часа
Перечень практических навыков:
Знать:
 правила и особенности заготовки, приведения в стандартное состояние, сушки и хранения лекарственного растительного сырья, содержащего простые фенолы, фенилпропаноиды, лигнаны, кумарины, хромоны и ксантоны;


33
 структуру нормативной документации, показатели, характеризующие качество ЛРС, содержащего простые фенолы, фенилпропаноиды, лигнаны, кумарины, хромоны и ксантоны;
 использование лекарственных растений и сырья, содержащего простые фенолы, фенилпропаноиды, лигнаны, кумарины, хромоны и ксантоны;
 латинские названия лекарственного растительного сырья, производящих растений и семейств, описание внешних признаков лекарственных растений, содержащих простые фенолы, фенилпропаноиды, лигнаны, кумарины, хромоны и ксантоны.
Уметь:
 идентифицировать по морфологическим признакам лекарственные растения в гербаризированном виде
 использовать макроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего простые фенолы, фенилпропаноиды, лигнаны, кумарины, хромоны и ксантоны;
 использовать микроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего простые фенолы, фенилпропаноиды, лигнаны, кумарины, хромоны и ксантоны;
 делать заключение о качестве ЛРС, содержащего простые фенолы, фенилпропаноиды, лигнаны в соответствии с требованиями нормативной документации.
Формируемые компетенции: ПК-5, ПК-8, ПК-12, ПК-13, ПК-22, ПК-23.
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1.
Классификация, строение, физико-химические свойства простых фенолов, фенилпропаноидов, лигнанов, кумаринов, хромонов и ксантонов.
2.
Распространение простых фенолов, фенилпропаноидов, лигнанов, кумаринов, хромонов и ксантонов в растительном мире, их локализация и роль в растениях.
3.
Методы выделения из ЛРС и очистки простых фенолов, фенилпропаноидов, лигнанов, кумаринов, хромонов и ксантонов.
4.
Методы качественного определения простых фенолов, фенилпропаноидов, лигнанов, кумаринов, хромонов и ксантонов в ЛРС и
ЛРП.
5.
Методы количественного определения простых фенолов, фенилпропаноидов, лигнанов, кумаринов, хромонов и ксантонов в ЛРС и
ЛРП.
6.
Сырьевые источники простых фенолов.
7.
Сырьевые источники фенилпропаноидов.
8.
Сырьевые источники лигнанов.
9.
Сырьевые источники кумаринов.
10.
Сырьевые источники хромонов.
11.
Сырьевые источники ксантонов.

34 12.
Основные положения, обеспечивающие правильный сбор сырья, содержащего простые фенолы, фенилпропаноиды, лигнаны, кумарины, хромоны и ксантоны.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Хронокарта занятия

Этап занятия
Время
1.
Организационная часть
5 мин
2.
Контроль исходного уровня подготовки студентов в форме программированного контроля согласно заданиям и вопросам по самоподготовке
10 мин
3.
Коррекция исходного уровня
5 мин
4.
Объяснение преподавателем особенностей работы на занятии
15 мин
5.
Самостоятельная работа студентов на занятии под контролем преподавателя
130 мин
6.
Итоговый контроль
15 мин
Краткое содержание темы: на практическом занятии студенты выполняют задания под руководством преподавателя, заполняя рабочие тетради, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедры для каждого раздела по семестрам, используя толокнянки листья, брусники листья, чага, эхинацеи пурпурной трава, родиолы розовой корневища и корни, расторопши пятнистой плоды, артишока посевного листья, донника лекарственного трава, каштана конского семена, амми большой плоды, виснаги морковевидной плоды, подофилла щитовидного корневища с корнями, элеутерококка колючего корневища и корни, лимонника китайского плоды и семена, копеечника альпийского трава.
Основные этапы работы на практическом занятии:
Работа № 1. Анализ ЛРС
Задание 1. Определите соответствие качества полученного образца ЛРС требованиям ФС ГФ XIII изд. и оформите протокол испытаний.
Задание 2. Сделайте заключение о соответствии сырья требованиям ГФ XIII издания.
ЗАНЯТИЕ № 20
Тема: ЛРС, содержащее флавоноиды
Цель: определение производящих растений по внешним признакам, определение подлинности ЛРС по внешнему виду и анатомическим признакам; рациональное использование лекарственных растений, содержащих флавоноиды, с учетом научно-обоснованных рекомендаций по заготовке, сушке, хранению ЛРС, освоить методы стандартизации, контроля качества, пути использования сырья и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике.
Место проведения: учебная аудитория кафедры фармакогнозии и ботаники.
Время проведения: 4 часа.
Перечень практических навыков: