Файл: Основная образовательная программа по специальности 33. 05. 01 Фармация Учебнометодический комплекс дисциплины фармакогнозия 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1174
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема:
Введение
в
практический
курс
фармакогнозии.
Фармакогностические методы анализа. Определение подлинности
лекарственного растительного сырья (ЛРС)
Самостоятельная внеаудиторная работа при подготовке к занятию
План самоподготовки
Используя лекционный материал, учебную литературу, необходимо рассмотреть вопросы по теме практического занятия:
1.
Определение фармакогнозии, как науки. Цели и задачи фармакогнозии.
140 2.
Определение основным понятиям и терминам фармакогнозии (ЛР, ЛРС, подлинность, доброкачественность и др.)
3.
Понятия о ЛРС (цельном, резаном, порошкованном).
4.
По каким критериям устанавливают качество сырья?
5.
Методы фармакогностического анализа и охарактеризуйтекаждый из них.
6.
Какие виды НД регламентируют качество ЛРС?
7.
Какова цель макроскопического анализа?
8.
Почему исследование ЛРС должно начинаться с макроскопического ана- лиза?
9.
Определение морфологической группы ЛРС «листья» (цветки, трава, кора, плоды, семена, подземные органы), как ЛРС.
10.
Какие признаки имеют диагностическое значение при макроскопическом анализе листьев, цветков, травы, коры, плодов, семян, подземных органов?
11.
Опишите формы простых и сложных листьев. Зарисуйте их в дневнике и подпишите.
12.
Перечислите разновидности жилкования листовой пластинки. Зарисуйте.
Подпишите.
13.
Опишите и зарисуйте характер края листовой пластики. Подпишите.
14.
Зарисуйте схему очередного, супротивного, мутовчатого расположения листьев на стебле.
15.
Укажите виды сухих и сочных плодов двудольных растений. Приведите примеры ложных плодов.
16.
Укажите типы ветвления растений и зарисуйте их.
17.
Перечислите подземные органы однодольных и двудольных растений.
Укажите типы корневых систем и зарисуйте их.
18.
Перечислите видоизменения побега.
19.
Укажите типы соцветий высших растений.
20.
Укажите жизненные формы высших растений, которые чаще всего встречаются в современной флоре? (древесные, кустарниковые, травянистые).
21.
Укажите латинское название и основные признаки семейств: паслёновых, астровых, яснотковых, мятликовых, капустных, маковых, бобовых, розоцветных, сельдерейных, гречишных, мальвовых, лютиковых, лилей- ных.
22.
Напишите на латинском языке: «Листья мяты перечной», «Корни солодки голой», «Цветки ромашки аптечной», «Корневища с корнями валерианы»,
«Кора дуба обыкновенного»,
«Плоды аниса обыкновенного»,
«Корневища и корни девясила», «Листья подорожника большого», «Ли- стья мать-и-мачехи», «Плоды шиповника», «Трава пастушьей сумки»,
«Кора калины», «Столбики с рыльцами кукурузы», «Листья крапивы дву- домной», «Трава череды трехраздельной», «Цветки ноготков».
23.
Опишите и зарисуйте общую схему первичного строения поперечного среза корня.
141 24.
Опишите и зарисуйте общую схему вторичного строения поперечного среза корня.
25.
Опишите и зарисуйте общую схему анатомической структуры дорзовентрального листа.
26.
Опишите и зарисуйте общую схему анатомической структуры изолатерального листа.
27.
Опишите и зарисуйте виды покровных тканей (первичной и вторичной), обращая внимание на форму их клеток. Зарисуйте часть эпидермы со всеми элементами.
28.
Волоски. Строение, типы, зарисуйте основные типы волосков.
29.
Перечислите типы железок и устьиц. Зарисуйте.
30.
Перечислите виды проводящих тканей. Опишите их строение и месторасположение.
31.
Укажите различие между проводящими сосудами и ситовидными трубками. Зарисуйте элементы на продольном срезе.
32.
Перечислите механические элементы механических тканей. Укажите различие между волокнами (стереидами) и каменистыми клетками
(склереидами). Зарисуйте.
33.
Что такое проводящий пучок? Функции проводящего пучка.
34.
Перечислите и схематически зарисуйте типы проводящих пучков.
35.
Запасающая ткань: строение, месторасположение, функции. Зарисуйте клетки запасающей паренхимы с крахмальными зернами.
36.
Какое минеральное вещество чище всего кристаллизуется и растительных тканях? Перечислите формы кристаллических включений. Зарисуйте.
37.
Биологические микроскопы. Устройство. Правила эксплуатации.
ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Показатели, характеризующие качество ЛРС. Фармакопейные
методики определения влажности, содержания золы, экстрактивных
веществ в ЛРС
Самостоятельная внеаудиторная работа при подготовке к занятию
План самоподготовки
Используя лекционный материал, учебную литературу, необходимо рассмотреть вопросы по теме практического занятия:
1. Укажите показатели, характеризующие качество ЛРС?
2. Для какой цели служит сушильный шкаф? Какая оптимальная температура его нагрева при высушивании воздушно-сухого растительного сырья?
3. Для какой цели служит муфельная печь? Какая оптимальная температура озоления растительного сырья (температура красного каления)?
4. Какова точность взвешивания на аптечных, технических и аналитических весах?
5. Для чего служит бюкс, фарфоровый тигель и выпарительная фарфоровая чашка?
142 6. Что такое постоянная масса вещества при его высушивании или прокаливании?
7. Что такое влага воздушно-сухого лекарственного растительного сырья?
8. В каких случаях, и с какой точностью определяют содержание влаги или потерю массы сырья при высушивании?
9. Сущность метода высушивания при определении показателя влажности воздушно-сухого сырья?
10. Что такое экстрактивные вещества растительного сырья?
11. Какие растворители используются при определении содержания экстрактивных веществ в ЛРС?
12. Сущность методики определения содержания экстрактивных веществ в растительном сырье.
13. В каких видах лекарственного растительного сырья чаще всего определяют содержание экстрактивных веществ?
14. Что такое зола растительного сырья? Зола общая? Зола нерастворимая в
10% растворе кислоты хлористоводородной?
15. Сущность метода определения общей золы и золы, нерастворимой в 10% растворе кислоты хлористоводородной.
16. От чего зависит содержание золы в растительном сырье?
17. Приведите формулу расчета содержания экстрактивных веществ в ЛРС.
18. Приведите формулу расчета содержания влаги в ЛРС.
19. Приведите формулу расчета содержания золы общей в ЛРС.
20. Приведите формулу расчета содержания золы нерастворимой в 10% растворе кислоты хлористоводородной.
21. Перечислите виды примесей, которые могут быть в лекарственном растительном сырье. Приведите формулу расчета содержания примесей.
22. Дайте определение понятиям «подлинность» и «доброкачественность» лекарственного растительного сырья.
23. Аналитическое значение общих числовых показателей ЛРС.
24. Сущность методики определения примесей в ЛРС.
25. В какой пробе ЛРС проводиться определение радионуклидов?
26. Перечислите действующие вещества и сопутствующие биологически активные соединения ЛРС.
ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: ЛРС, содержащее полисахариды
Самостоятельная внеаудиторная работа при подготовке к занятию
План самоподготовки
Используя лекционный материал, учебную литературу, необходимо рассмотреть вопросы по теме практического занятия:
1. Понятие о «полисахаридах» как группе биологически активных соединений, строение, классификация.
2. Физико-химические свойства полисахаридов.
3. Распространение полисахаридов в растительном мире, биологическая роль слизей и пектиновых веществ, их локализация.
143 4. Значение лекарственного растительного сырья, содержащего полисахариды для медицины и фармации. Пути его использования.
5. Знать и уметь написать структурные формулы глюкозы, маннозы, сахарозы, глюкуроновой, галактуроновой и альгиновой кислот, галактозы, амилозы, амилопектина, фруктозы, пектина, инулина.
6. Какие существуют качественные реакции на крахмал, слизь, инулин?
7. Укажите реакции, проводимые на сухом сырье, содержащем полисахариды.
8. Назовите реакции, проводимые в водном извлечении из сырья, содержащего полисахариды.
9. Перечислите методы количественного определения полисахаридов в
ЛРС и препаратах.
10. Перечислите ЛРС, содержащие в качестве основных БАС различные группы полисахаридов: слизь, пектиновые вещества, камеди, клетчатку, крахмал, инулин.
11. Изучите лекарственные растения и сырье данной темы по следующему плану:
названия сырья, производящего растения и семейства на русском и латинском языках;
внешний вид производящего растения и его отличие от морфологически близких видов;
географическое распространение, условия местообитания, районы культивирования;
рациональные приемы сбора сырья, воспроизводство и охрана дикорастущих лекарственных растений;
химический состав лекарственного растения и его изменчивость под влиянием различных факторов;
сроки заготовки, приемы первичной обработки, сушки и хранения;
пути использования, медицинское применение и препараты.
ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: ЛРС, содержащее витамины
Самостоятельная внеаудиторная работа при подготовке к занятию
План самоподготовки
Используя лекционный материал, учебную литературу, необходимо рассмотреть вопросы по теме практического занятия:
1. Дайте определение понятия «витамины» как группы биологически активных веществ.
2. Назовите классификации витаминов. Приведите примеры. На чем они основаны?
3. Перечислите основные физико-химические свойства аскорбиновой кислоты, каротиноидов, витамина К.
144 4. Локализация витаминов в растениях, факторы, влияющие на их накопление.
5. Как можно доказать присутствие витаминов в ЛРС?
6. Перечислите методы количественного определения витаминов в ЛРС и препаратах.
7. Перечислите ЛРС, содержащие в качестве основных БАС различные группы витаминов.
8. Напишите структурные формулы: аскорбиновой кислоты, рутина, тиамина, ретинола,
-токоферола, β-каротина, филлохинона, никотиновой кислоты, рибофлавина, кислоты фолиевой, пиридоксина, витамина U.
9. Изучите лекарственные растения и сырье данной темы по следующему плану:
названия сырья, производящего растения и семейства на русском и латинском языках;
внешний вид производящего растения;
географическое распространение, условия местообитания, районы культивирования;
рациональные приемы сбора сырья, воспроизводство и охрана дикорастущих лекарственных растений;
химический состав лекарственного растения и его изменчивость под влиянием различных факторов;
сроки заготовки, приемы первичной обработки, сушки и хранения;
переработка ЛРС, пути использования, медицинское применение и препараты.
ЗАНЯТИЕ № 5
Тема: ЛРС, содержащее жирные масла. Анализ масел жирных
растительных
Самостоятельная внеаудиторная работа при подготовке к занятию
План самоподготовки
Используя лекционный материал, учебную литературу, необходимо рассмотреть вопросы по теме практического занятия:
1. Понятие о жирах и жироподобных веществах. Строение, свойства, классификация. Общая формула жиров.
2. Влияние факторов внешней среды на накопление жирного масла в растении.
3. Характерные морфологические признаки растений семейства розоцветных, молочайных и льновых.
4. Классификация семян по типу запасающих тканей.
5. Методика определения подлинности сырья морфологической группы
«Семена» в соответствии с ГФ ХIII. Общие внешние и микроскопические признаки семян.
145 6. Источники невысыхающих растительных масел. Химический состав, препараты и их применение.
7. Источники полувысыхающих растительных масел. Химический состав, препараты и их применение.
8. Источники высыхающих растительных жирных масел. Химический состав, препараты и их применение.
9. Источники растительных масел твердой консистенции. Химический состав, препараты и их применение.
10.Источники получения животных жиров и жироподобных веществ.
Химический состав, препараты и их применение.
11.Микрохимическая реакция для обнаружения жирного масла в ЛРС.
12.Знать и уметь написать формулы основных предельных (миристиновая, пальмитиновая, стеариновая) и непредельных (олеиновая, линолевая, линоленовая) карбоновых кислот, также общую формулу предельных насыщенных жирных кислот.
13.Знать и уметь написать латинские названия растительного сырья, производящего растения и семейства миндаля, персика, абрикоса, сливы, алычи, маслины, арахиса, подсолнечника, кукурузы, клещевины, льна, кунжута, тыквы, какао.
14.Изучить лекарственные растения и сырье данной темы по следующему плану:
названия сырья, производящего растения и семейства на русском и латинском языках;
внешний вид производящего растения и его отличия от морфоло- гически сходных видов;
географическое распространение, условия местообитания, районы культивирования;
рациональные приемы сбора сырья, воспроизводство и охрана ди- корастущих лекарственных растений;
химический состав лекарственного растения и его изменчивость под влиянием различных факторов;
сроки заготовки, приемы первичной обработки, сушки и хранения;
пути использования, медицинское применение и препараты.
15.Какие проводят испытания на жирные масла в соответствии с ГФ ХIII?
16.Как устанавливается подлинность жирных масел?
17.Охарактеризуйте растворимость жирных масел.
18.Что такое неомыляемые вещества?
19.Какие могут быть примеси к жирным маслам?
20.Приведите общую формулу жиров.
21.Приведите классификацию жиров.
22.Приведите классификацию жирных масел.
23.Химизм процесса омыления жиров.
24.Охарактеризуйте физико-химические свойства жиров и жирных масел.
25.Охарактеризуйте кислоты, входящие в состав жиров.
146 26.Перечислите физические и химические константы, определяемые для жирных масел.
27.Охарактеризуйте способы получения жирных масел.
28.Охарактеризуйте методы количественного определения жиров в растительных объектах.
29.Дайте определение кислотного числа, йодного числа, числа омыления, эфирного числа, гидроксильного числа, перекисного числа, анизидинового числа.
30.Перечислите нормативные документы, регламентирующие качество жиров и жирных масел.
31.Заполните таблицу:
Масло
Растительный источник
(латинское и русское название, семейство)
Химический состав
Тип масла по высыхаемости
Применение в медицине
Персиковое
Оливковое
Миндальное
Подсолнечное
Касторовое
Льняное
Кукурузное
Какао
ЗАНЯТИЕ № 6-7
Промежуточный контроль по теме «Введение в фармакогнозию. метОды
фармакогностического анализа. ЛРС, содержащее полисахариды,
витамины, жирные масла растительные»
Самостоятельная внеаудиторная работа при подготовке к занятию
План самоподготовки по гербарным образцам
Латинские и русские названия лекарственного растительного сырья, производящего растения и семейства.
Местообитание и ареал произрастания.
Внешний вид растения, внешние признаки лекарственного растительного сырья.
Химический состав, главные действующие вещества и их формулы.
Показатели, характеризующие качество сырья.
Заготовка сырья (сбор, первичная обработка, сушка, приведение сырья в стандартное состояние), хранение, пути использования, препараты и применение в медицине.
Гербарные образцы:
1. Абрикос обыкновенный – Armeniaca vulgaris Lam.
Введение
в
практический
курс
фармакогнозии.
Фармакогностические методы анализа. Определение подлинности
лекарственного растительного сырья (ЛРС)
Самостоятельная внеаудиторная работа при подготовке к занятию
План самоподготовки
Используя лекционный материал, учебную литературу, необходимо рассмотреть вопросы по теме практического занятия:
1.
Определение фармакогнозии, как науки. Цели и задачи фармакогнозии.
140 2.
Определение основным понятиям и терминам фармакогнозии (ЛР, ЛРС, подлинность, доброкачественность и др.)
3.
Понятия о ЛРС (цельном, резаном, порошкованном).
4.
По каким критериям устанавливают качество сырья?
5.
Методы фармакогностического анализа и охарактеризуйтекаждый из них.
6.
Какие виды НД регламентируют качество ЛРС?
7.
Какова цель макроскопического анализа?
8.
Почему исследование ЛРС должно начинаться с макроскопического ана- лиза?
9.
Определение морфологической группы ЛРС «листья» (цветки, трава, кора, плоды, семена, подземные органы), как ЛРС.
10.
Какие признаки имеют диагностическое значение при макроскопическом анализе листьев, цветков, травы, коры, плодов, семян, подземных органов?
11.
Опишите формы простых и сложных листьев. Зарисуйте их в дневнике и подпишите.
12.
Перечислите разновидности жилкования листовой пластинки. Зарисуйте.
Подпишите.
13.
Опишите и зарисуйте характер края листовой пластики. Подпишите.
14.
Зарисуйте схему очередного, супротивного, мутовчатого расположения листьев на стебле.
15.
Укажите виды сухих и сочных плодов двудольных растений. Приведите примеры ложных плодов.
16.
Укажите типы ветвления растений и зарисуйте их.
17.
Перечислите подземные органы однодольных и двудольных растений.
Укажите типы корневых систем и зарисуйте их.
18.
Перечислите видоизменения побега.
19.
Укажите типы соцветий высших растений.
20.
Укажите жизненные формы высших растений, которые чаще всего встречаются в современной флоре? (древесные, кустарниковые, травянистые).
21.
Укажите латинское название и основные признаки семейств: паслёновых, астровых, яснотковых, мятликовых, капустных, маковых, бобовых, розоцветных, сельдерейных, гречишных, мальвовых, лютиковых, лилей- ных.
22.
Напишите на латинском языке: «Листья мяты перечной», «Корни солодки голой», «Цветки ромашки аптечной», «Корневища с корнями валерианы»,
«Кора дуба обыкновенного»,
«Плоды аниса обыкновенного»,
«Корневища и корни девясила», «Листья подорожника большого», «Ли- стья мать-и-мачехи», «Плоды шиповника», «Трава пастушьей сумки»,
«Кора калины», «Столбики с рыльцами кукурузы», «Листья крапивы дву- домной», «Трава череды трехраздельной», «Цветки ноготков».
23.
Опишите и зарисуйте общую схему первичного строения поперечного среза корня.
141 24.
Опишите и зарисуйте общую схему вторичного строения поперечного среза корня.
25.
Опишите и зарисуйте общую схему анатомической структуры дорзовентрального листа.
26.
Опишите и зарисуйте общую схему анатомической структуры изолатерального листа.
27.
Опишите и зарисуйте виды покровных тканей (первичной и вторичной), обращая внимание на форму их клеток. Зарисуйте часть эпидермы со всеми элементами.
28.
Волоски. Строение, типы, зарисуйте основные типы волосков.
29.
Перечислите типы железок и устьиц. Зарисуйте.
30.
Перечислите виды проводящих тканей. Опишите их строение и месторасположение.
31.
Укажите различие между проводящими сосудами и ситовидными трубками. Зарисуйте элементы на продольном срезе.
32.
Перечислите механические элементы механических тканей. Укажите различие между волокнами (стереидами) и каменистыми клетками
(склереидами). Зарисуйте.
33.
Что такое проводящий пучок? Функции проводящего пучка.
34.
Перечислите и схематически зарисуйте типы проводящих пучков.
35.
Запасающая ткань: строение, месторасположение, функции. Зарисуйте клетки запасающей паренхимы с крахмальными зернами.
36.
Какое минеральное вещество чище всего кристаллизуется и растительных тканях? Перечислите формы кристаллических включений. Зарисуйте.
37.
Биологические микроскопы. Устройство. Правила эксплуатации.
ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Показатели, характеризующие качество ЛРС. Фармакопейные
методики определения влажности, содержания золы, экстрактивных
веществ в ЛРС
Самостоятельная внеаудиторная работа при подготовке к занятию
План самоподготовки
Используя лекционный материал, учебную литературу, необходимо рассмотреть вопросы по теме практического занятия:
1. Укажите показатели, характеризующие качество ЛРС?
2. Для какой цели служит сушильный шкаф? Какая оптимальная температура его нагрева при высушивании воздушно-сухого растительного сырья?
3. Для какой цели служит муфельная печь? Какая оптимальная температура озоления растительного сырья (температура красного каления)?
4. Какова точность взвешивания на аптечных, технических и аналитических весах?
5. Для чего служит бюкс, фарфоровый тигель и выпарительная фарфоровая чашка?
142 6. Что такое постоянная масса вещества при его высушивании или прокаливании?
7. Что такое влага воздушно-сухого лекарственного растительного сырья?
8. В каких случаях, и с какой точностью определяют содержание влаги или потерю массы сырья при высушивании?
9. Сущность метода высушивания при определении показателя влажности воздушно-сухого сырья?
10. Что такое экстрактивные вещества растительного сырья?
11. Какие растворители используются при определении содержания экстрактивных веществ в ЛРС?
12. Сущность методики определения содержания экстрактивных веществ в растительном сырье.
13. В каких видах лекарственного растительного сырья чаще всего определяют содержание экстрактивных веществ?
14. Что такое зола растительного сырья? Зола общая? Зола нерастворимая в
10% растворе кислоты хлористоводородной?
15. Сущность метода определения общей золы и золы, нерастворимой в 10% растворе кислоты хлористоводородной.
16. От чего зависит содержание золы в растительном сырье?
17. Приведите формулу расчета содержания экстрактивных веществ в ЛРС.
18. Приведите формулу расчета содержания влаги в ЛРС.
19. Приведите формулу расчета содержания золы общей в ЛРС.
20. Приведите формулу расчета содержания золы нерастворимой в 10% растворе кислоты хлористоводородной.
21. Перечислите виды примесей, которые могут быть в лекарственном растительном сырье. Приведите формулу расчета содержания примесей.
22. Дайте определение понятиям «подлинность» и «доброкачественность» лекарственного растительного сырья.
23. Аналитическое значение общих числовых показателей ЛРС.
24. Сущность методики определения примесей в ЛРС.
25. В какой пробе ЛРС проводиться определение радионуклидов?
26. Перечислите действующие вещества и сопутствующие биологически активные соединения ЛРС.
ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: ЛРС, содержащее полисахариды
Самостоятельная внеаудиторная работа при подготовке к занятию
План самоподготовки
Используя лекционный материал, учебную литературу, необходимо рассмотреть вопросы по теме практического занятия:
1. Понятие о «полисахаридах» как группе биологически активных соединений, строение, классификация.
2. Физико-химические свойства полисахаридов.
3. Распространение полисахаридов в растительном мире, биологическая роль слизей и пектиновых веществ, их локализация.
143 4. Значение лекарственного растительного сырья, содержащего полисахариды для медицины и фармации. Пути его использования.
5. Знать и уметь написать структурные формулы глюкозы, маннозы, сахарозы, глюкуроновой, галактуроновой и альгиновой кислот, галактозы, амилозы, амилопектина, фруктозы, пектина, инулина.
6. Какие существуют качественные реакции на крахмал, слизь, инулин?
7. Укажите реакции, проводимые на сухом сырье, содержащем полисахариды.
8. Назовите реакции, проводимые в водном извлечении из сырья, содержащего полисахариды.
9. Перечислите методы количественного определения полисахаридов в
ЛРС и препаратах.
10. Перечислите ЛРС, содержащие в качестве основных БАС различные группы полисахаридов: слизь, пектиновые вещества, камеди, клетчатку, крахмал, инулин.
11. Изучите лекарственные растения и сырье данной темы по следующему плану:
названия сырья, производящего растения и семейства на русском и латинском языках;
внешний вид производящего растения и его отличие от морфологически близких видов;
географическое распространение, условия местообитания, районы культивирования;
рациональные приемы сбора сырья, воспроизводство и охрана дикорастущих лекарственных растений;
химический состав лекарственного растения и его изменчивость под влиянием различных факторов;
сроки заготовки, приемы первичной обработки, сушки и хранения;
пути использования, медицинское применение и препараты.
ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: ЛРС, содержащее витамины
Самостоятельная внеаудиторная работа при подготовке к занятию
План самоподготовки
Используя лекционный материал, учебную литературу, необходимо рассмотреть вопросы по теме практического занятия:
1. Дайте определение понятия «витамины» как группы биологически активных веществ.
2. Назовите классификации витаминов. Приведите примеры. На чем они основаны?
3. Перечислите основные физико-химические свойства аскорбиновой кислоты, каротиноидов, витамина К.
144 4. Локализация витаминов в растениях, факторы, влияющие на их накопление.
5. Как можно доказать присутствие витаминов в ЛРС?
6. Перечислите методы количественного определения витаминов в ЛРС и препаратах.
7. Перечислите ЛРС, содержащие в качестве основных БАС различные группы витаминов.
8. Напишите структурные формулы: аскорбиновой кислоты, рутина, тиамина, ретинола,
-токоферола, β-каротина, филлохинона, никотиновой кислоты, рибофлавина, кислоты фолиевой, пиридоксина, витамина U.
9. Изучите лекарственные растения и сырье данной темы по следующему плану:
названия сырья, производящего растения и семейства на русском и латинском языках;
внешний вид производящего растения;
географическое распространение, условия местообитания, районы культивирования;
рациональные приемы сбора сырья, воспроизводство и охрана дикорастущих лекарственных растений;
химический состав лекарственного растения и его изменчивость под влиянием различных факторов;
сроки заготовки, приемы первичной обработки, сушки и хранения;
переработка ЛРС, пути использования, медицинское применение и препараты.
ЗАНЯТИЕ № 5
Тема: ЛРС, содержащее жирные масла. Анализ масел жирных
растительных
Самостоятельная внеаудиторная работа при подготовке к занятию
План самоподготовки
Используя лекционный материал, учебную литературу, необходимо рассмотреть вопросы по теме практического занятия:
1. Понятие о жирах и жироподобных веществах. Строение, свойства, классификация. Общая формула жиров.
2. Влияние факторов внешней среды на накопление жирного масла в растении.
3. Характерные морфологические признаки растений семейства розоцветных, молочайных и льновых.
4. Классификация семян по типу запасающих тканей.
5. Методика определения подлинности сырья морфологической группы
«Семена» в соответствии с ГФ ХIII. Общие внешние и микроскопические признаки семян.
145 6. Источники невысыхающих растительных масел. Химический состав, препараты и их применение.
7. Источники полувысыхающих растительных масел. Химический состав, препараты и их применение.
8. Источники высыхающих растительных жирных масел. Химический состав, препараты и их применение.
9. Источники растительных масел твердой консистенции. Химический состав, препараты и их применение.
10.Источники получения животных жиров и жироподобных веществ.
Химический состав, препараты и их применение.
11.Микрохимическая реакция для обнаружения жирного масла в ЛРС.
12.Знать и уметь написать формулы основных предельных (миристиновая, пальмитиновая, стеариновая) и непредельных (олеиновая, линолевая, линоленовая) карбоновых кислот, также общую формулу предельных насыщенных жирных кислот.
13.Знать и уметь написать латинские названия растительного сырья, производящего растения и семейства миндаля, персика, абрикоса, сливы, алычи, маслины, арахиса, подсолнечника, кукурузы, клещевины, льна, кунжута, тыквы, какао.
14.Изучить лекарственные растения и сырье данной темы по следующему плану:
названия сырья, производящего растения и семейства на русском и латинском языках;
внешний вид производящего растения и его отличия от морфоло- гически сходных видов;
географическое распространение, условия местообитания, районы культивирования;
рациональные приемы сбора сырья, воспроизводство и охрана ди- корастущих лекарственных растений;
химический состав лекарственного растения и его изменчивость под влиянием различных факторов;
сроки заготовки, приемы первичной обработки, сушки и хранения;
пути использования, медицинское применение и препараты.
15.Какие проводят испытания на жирные масла в соответствии с ГФ ХIII?
16.Как устанавливается подлинность жирных масел?
17.Охарактеризуйте растворимость жирных масел.
18.Что такое неомыляемые вещества?
19.Какие могут быть примеси к жирным маслам?
20.Приведите общую формулу жиров.
21.Приведите классификацию жиров.
22.Приведите классификацию жирных масел.
23.Химизм процесса омыления жиров.
24.Охарактеризуйте физико-химические свойства жиров и жирных масел.
25.Охарактеризуйте кислоты, входящие в состав жиров.
146 26.Перечислите физические и химические константы, определяемые для жирных масел.
27.Охарактеризуйте способы получения жирных масел.
28.Охарактеризуйте методы количественного определения жиров в растительных объектах.
29.Дайте определение кислотного числа, йодного числа, числа омыления, эфирного числа, гидроксильного числа, перекисного числа, анизидинового числа.
30.Перечислите нормативные документы, регламентирующие качество жиров и жирных масел.
31.Заполните таблицу:
Масло
Растительный источник
(латинское и русское название, семейство)
Химический состав
Тип масла по высыхаемости
Применение в медицине
Персиковое
Оливковое
Миндальное
Подсолнечное
Касторовое
Льняное
Кукурузное
Какао
ЗАНЯТИЕ № 6-7
Промежуточный контроль по теме «Введение в фармакогнозию. метОды
фармакогностического анализа. ЛРС, содержащее полисахариды,
витамины, жирные масла растительные»
Самостоятельная внеаудиторная работа при подготовке к занятию
План самоподготовки по гербарным образцам
Латинские и русские названия лекарственного растительного сырья, производящего растения и семейства.
Местообитание и ареал произрастания.
Внешний вид растения, внешние признаки лекарственного растительного сырья.
Химический состав, главные действующие вещества и их формулы.
Показатели, характеризующие качество сырья.
Заготовка сырья (сбор, первичная обработка, сушка, приведение сырья в стандартное состояние), хранение, пути использования, препараты и применение в медицине.
Гербарные образцы:
1. Абрикос обыкновенный – Armeniaca vulgaris Lam.