Файл: Основная образовательная программа по специальности 33. 05. 01 Фармация Учебнометодический комплекс дисциплины фармакогнозия 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1181

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

161 1. Дайте определение понятия «флавоноиды» как группы биологически активных веществ. Строение, свойства, классификация.
2. Распространение флавоноидов в растительном мире, их локализация и роль в растениях.
3. Основные положения, обеспечивающие правильный сбор сырья, содержащего флавоноиды.
4. Фармакопейные лекарственные растения, содержащие флавоны, флавонолы и антоцианы.
5. Растительные источники рутина и кверцетина.
6. Правила заготовки и сушки сырья, содержащего флавоноиды.
7. Методы качественного и количественного определения в ЛРС флавоноидов. (Этапы, теоретическое обоснование)
8. Фармакогностическая характеристика сырья: шлемника байкальского, стальника, астрагала шерстистоцветкового, бессмертника песчаного, василька синего, пастушьей сумки, череды трехраздельной, хвоща полевого, сушеницы топяной, пижмы обыкновенной, гинкго двулопастного.
9. Фармакогностическая характеристика видов фиалок, боярышника, пустырника, зверобоя, горцев, разрешенных к использованию в медицине.
10.Пути использования в медицине растительного сырья, содержащего флавоноиды.
11.Знать и уметь написать структурные формулы кверцетина, рутина, гесперидина, апигенина, лютеолина, кемпферола, флавонола, флавана, флавона, изофлавона, халкона, цианидина.
12. При подготовке к занятию студент изучает лекарственные растения и сырьё, содержащее флавоноиды по следующему плану:
- названия сырья, производящего растения и семейства на русском и латинском языках;
- внешний вид производящего растения и его отличия от морфологически сходных видов;
- географическое распространение, условия местообитания, районы культивирования;
- рациональные приемы сбора сырья, воспроизводство и охрана дикорастущих лекарственных растений;
- химический состав лекарственного растения и его изменчивость под влиянием различных факторов;
- сроки заготовки, приемы первичной обработки, сушки и хранения;
- пути использование, медицинское применение и препараты.
ЗАНЯТИЕ № 21
Тема: ЛРС, содержащее дубильные вещества
Самостоятельная внеаудиторная работа при подготовке к занятию
План самоподготовки

162
Используя лекционный материал, учебную литературу, необходимо рассмотреть вопросы по теме практического занятия:
1. Дайте определение группе БАС «дубильные вещества». Классификация.
2. Укажите физико-химические свойства дубильных веществ.
3. Напишите русские и латинские названия производящего растения, семейства и сырья дуба черешчатого.
4. Напишите русские и латинские названия производящего растения, семейства и сырья дуба скального.
5. Напишите русские и латинские названия производящего растения, семейства и сырья лапчатки прямостоячей.
6. Напишите русские и латинские названия производящего растения, семейства и сырья кровохлебки лекарственной.
7. Напишите русские и латинские названия производящего растения, семейства и сырья горца змеиного.
8. Напишите русские и латинские названия производящего растения, семейства и сырья бадана толстолистного.
9. Напишите русские и латинские названия производящего растения, семейства и сырья ольхи клейкой.
10. Напишите русские и латинские названия производящего растения, семейства и сырья ольхи серой.
11. Напишите русские и латинские названия производящего растения, семейства и сырья черёмухи обыкновенной.
12. Напишите русские и латинские названия производящего растения, семейства и сырья черники обыкновенной.
13. Напишите русские и латинские названия производящего растения, семейства и сырья скумпии кожевенной.
14. Напишите структурную формулу м-дигалловой кислоты.
15. Укажите фармакологическое действие и применение в медицине листьев скумпии кожевенной.
16. Напишите русские и латинские названия производящего растения, семейства и сырья сумаха дубильного.
17. Напишите русские и латинские названия производящего растения, семейства и сырья дуба черешчатого.
18. Напишите русские и латинские названия производящего растения, семейства и сырья лапчатки прямостоячей.
19. Напишите русские и латинские названия производящего растения, семейства и сырья кровохлебки лекарственной.
20. Напишите русские и латинские названия производящего растения, семейства и сырья ольхи клейкой.
21. Напишите русские и латинские названия производящего растения, семейства и сырья черёмухи обыкновенной.
22. Напишите структурную формулу катехина.
23. Напишите структурную формулу галловой кислоты.
24. Напишите структурную формулу эллаговой кислоты.
25. Напишите структурную формулу м-дигалловой кислоты.


163 26. Напишите структурную формулу теогаллина.
27. Напишите общую формулу танина.
28. Напишите структурную формулу пирокатехина.
29. Укажите фармакологическое действие и применение в медицине листьев сумаха дубильного.
30. Укажите фармакологическое действие и применение в медицине листьев скумпии кожевенной.
31. Укажите фармакологическое действие и применение в медицине плодов черёмухи обыкновенной.
32. Укажите фармакологическое действие и применение в медицине соплодий ольхи.
33. Укажите фармакологическое действие и применение в медицине листьев бадана толстолистного.
34. Укажите фармакологическое действие и применение в медицине корневищ горца змеиного.
35. Укажите фармакологическое действие и применение в медицине корневищ с корнями кровохлебки лекарственной.
36. Укажите фармакологическое действие и применение в медицине корневищ лапчатки прямостоячей.
37. Укажите фармакологическое действие и применение в медицине коры дуба.
38. Укажите фармакологическое действие и применение в медицине плодов черники обыкновенной.
ЗАНЯТИЕ № 22
Тема: Фитохимический анализ ЛРС, содержащего фенольные
соединения
Самостоятельная внеаудиторная работа при подготовке к занятию
План самоподготовки
Используя лекционный материал, учебную литературу, необходимо рассмотреть вопросы по теме практического занятия:
1. Дайте определение группе БАС «простые фенолы». Классификация.
2. Укажите физико-химические свойства простых фенолов.
3. Приведите качественные реакции на арбутин.
4. Укажите с помощью какого метода проводят количественное определение арбутина в сырье (основные этапы).
5. Дайте определение группе БАС «лигнаны». Классификация.
6. Укажите физико-химические свойства лигнанов.
7. Укажите с помощью, каких методов обнаруживают лигнаны в лекарственном растительном сырье (качественное, хроматографическое определение).
8. Укажите методы количественного определения лигнанов в лекарственном растительном сырье.
9. Дайте определение группе БАС «хромоны». Классификация.
10. Укажите физико-химические свойства хромонов.

164 11. Укажите с помощью, каких методов обнаруживают хромоны в лекарственном растительном сырье (качественное, хроматографическое определение).
12. Укажите методы количественного определения хромонов в лекарственном растительном сырье.
13. Дайте определение группе БАС «флавоноиды». Классификация.
14. Укажите физико-химические свойства флавоноидов.
15. Укажите с помощью, каких методов обнаруживают флавоноиды в лекарственном растительном сырье (качественное, хроматографическое определение).
16. Укажите методы количественного определения флавоноидов в лекарственном растительном сырье.
17. Дайте определение группе БАС «дубильные вещества». Классификация.
18. Укажите физико-химические свойства дубильных веществ.
19. Укажите с помощью, каких методов обнаруживают дубильные вещества в лекарственном растительном сырье (качественное, хроматографическое определение).
20. Приведите фармакопейную методику определения дубильных веществ в лекарственном растительном сырье.
ЗАНЯТИЕ № 23-24 Промежуточный контроль по теме: «ЛРС, содежащее
фенольные соединения»
Самостоятельная внеаудиторная работа при подготовке к занятию
План самоподготовки по гербарным образцам
 Латинские и русские названия лекарственного растительного сырья, производящего растения и семейства.
 Местообитание и ареал произрастания.
 Внешний вид растения, внешние признаки лекарственного растительного сырья.
 Химический состав, главные действующие вещества и их формулы.
 Показатели, характеризующие качество сырья.
 Заготовка сырья (сбор, первичная обработка, сушка, приведение сырья в стандартное состояние), хранение, пути использования, препараты и применение в медицине.
ГЕРБАРНЫЕ ОБРАЗЦЫ:
1. Брусника обыкновенная - Vaccinium vitis-idaeaL.
2. Толокнянка обыкновенная - Arctаostaphylos uva-ursi Spr.
3. Радиола розовая – Rhodiola rosea L.
4. Ива остролистная - Salix acutifolia Willd.
5. Расторопша пятнистая - Silybum marianum (L.) Gaertn.
6. Подофилл щитовидный - Podophyllum peltatum L.
7. Сиреньобыкновенная - SiringavulgarisL.
8. Лимонниккитайский – Schizandra chinensis Baill.
9. Элеутерококкколючий - Eleutherococcus senticosus Maxim.
10.Омелабелая - Viscum album L.


165 11.Эхинацеяпурпурная – Echinacea purpurea Moench.
12.Донниклекарственный – Melilotus officinalis (L.) Pall.
13.Амми большая – Ammi majus L.
14.Амми зубная – Ammi visnaga (L.) Lam.
15.Псоралея костянковая – Psoralea drupacea Bunge.
16.Каштан конский - Aesculus hippocastanum L.
17.Пастернак посевной - Pastinaca sativa L.
18.Инжир - Ficus carica L.
19.Черникаобыкновенная - VacciniummyrtillusL.
20.Скумпиякожевенная – CotinuscoggygriaScop.
21.Ольхасерая - Alnus incana (L.) Moench
22.Ольхаклейкая - Alnus glutinosa (L.) Gaertn
23.Сумахдубильный - Rhus coriaria L.
24.Сумахполуокрыленный - Rhus chinensis Mill.
25.Черемуха обыкновенная - Padus avium Mill.
26.Горецзмеиный - PolygonumbistortaL.
27.Гранат обыкновенный - Punica granatum L.
28.Дубскальный - Quercus petraea (Mattuschka) Lebl.
29.Дубобыкновенный - Quercus robur L.
30.Бадантолстолистый - Bergenia crassifolia (L.) Fritsch.
31.Лапчаткапрямостоячая - Potentilla erecta (L.) (=Tormentilla erecta L.).
32.Кровохлебкалекарственная - Sanguisorba officinalis L.
33.Лимон - Citrus limon (L.) Burm. fil.
34.Астрагалшерстистоцветковый – Astragalus dasyanthus Pall.
35.Копеечникальпийский - Hedysarum alpinum L.
36.Стальник полевой - Ononis arvensis L.
37.Софора японская – Sophora japonica L.
38.Гречиха посевная - Fagopyrum sagittatum Libib.
39.Бархатамурский - Phellodendron amurensis Rupr.
40.Горецперечный Polygonum hydropiper L.
41.Горецпочечуйный Polygonum persicaria L.
42.Горецптичий- Polygonum aviculare L.
43.Гинкгодвулопастной - Ginkgo biloba L.
44.Фиалкаполевая - Viola arvensis Murr.
45.Фиалкатрехцветная – Viola tricolor L.
46.Шлемникбайкальский – Scutellaria baicalensis Georgi.
47.Боярышниккроваво-красный - Crataegus sanguinea Pall.
48.Боярышникколючий - Crataegus oxyacantha sensu Pojark.
49.Боярышникпятипестечный – Crataegus pentagyna L.
50.Бессмертникпесчаный - Helichrysum arenarium (L.) Moench.
51.Зверобой продырявленный - Hypericum perforatum L.
52.Василексиний - Centaurea cyanus L.
53.Пустырниксердечный - Leonurus cardiaca L.
54.Пустырникпятилопастный – Leonurus quinquelobatus Gilib.
55.Вахтатрехлистная - Menyanthes trifoliata L.

166 56.Володушкамногожильчатая - Bupleurum multinerve DC.
57.Володушкакруглолистная – Bupleurum rotundifolium L.
58.Фасольобыкновенная - Phaseolus vulgaris L.
59.Левзеясофлоровидная - Leuzea carthamoides D.C.
60.Хвощполевой - Equisetum arvense L.
План самоподготовки по сырьевым образцам
 Латинское и русское название лекарственного сырья, производящего растения и семейства.
 Жизненная форма растения (трава, кустарник, дерево, лиана).
 Сырьевая база.
 Заготовка лекарственного сырья
 Химический состав.
 Лекарственные средства и их применение в медицине.
СЫРЬЕВЫЕ ОБРАЗЦЫ:
Aesculi hippocastani semina
Aesculi hippocastani folia
Bergeniae rhizomata
Alni fructus
Crataegi flores
Aroniae melanocarpae fructus
Sanguisorbae rhizomata et radices
Bistortae rhizomata
Sophorae japonicae fructus
Gnaphalii uliginosi herba
Equiseti arvensis herba
Helichrysi arenarii flores
Hyperici herba
Leonuri herba
Pastinacae sativae fructus
Meliloti herba
Padi avii fructus
Myrtilli fructus
Polygoni hydropiperis herba
Polygoni avicularis herba
Psoraleae drupaceae fructus
Polygoni persicariae herba
Podophylli rhizomata cum radicibus
Rhuis coriariae folia
Cotini coggygriae folia
Sambuci nigrae flores
Echinaceae purpureae herba
Silybi mariani fructus
Ononidis radices
Sophorae japonicae alabastra
Schisandrae semina
Syringae vulgaris cortex
Centaureae сyani flores
Tanaceti flores
Querci cortex
Tormentillae rhizomata
Rhodiolae roseae rhizomata et radices
Visci albi cormi
Ammi majoris fructus
Visnagae daucoidis fructus
Uvae ursi folia
Vitis idaeae folia
Violae herba
Eleutherococci senticosi rhizomata et radices
ЗАНЯТИЕ № 25
Тема: ЛРС, содержащее антраценпроизводные, тио- и цианогенные
гликозиды
Самостоятельная внеаудиторная работа при подготовке к занятию
План самоподготовки


167
Используя лекционный материал, учебную литературу, необходимо рассмотреть вопросы по теме практического занятия:
1.
Понятие об антраценпроизводных, их строение, свойства.
2.
Классификация антрагликозидов.
3.
Роль антрагликозидов в развитии и жизнедеятельности растений.
4.
Физико-химические свойства и методы качественного и количественного обнаружения антрагликозидов в сырье.
5.
Распространение антраценпроизводных в растительном мире, их локализация и роль в растениях.
6.
Понятие тио- и цианогенных гликозидов, как группы биологически активных соединений. Строение, классификация.
7.
Физико-химические свойства тио- и цианогенных гликозидов.
8.
Распространение тио- и цианогенных гликозидов растительном мире, их локализация в растениях.
9.
Методы качественного и количественного определения тио- и цианогенных гликозидов в лекарственном растительном сырье.
10.
Влияние онтогенетических факторов и условий среды на накопление антрагликозидов, тио- и цианогенных гликозидов.
11.
Особенности заготовки и сушки растений, содержащих антрагликозиды.
12.
Особенности заготовки и приведения в стандартное состояние коры крушины.
13.
Значение растительного сырья, содержащего антраценпроизводные, тио- и цианогенные гликозиды для медицины и фармации. Пути его использования.
14.
Знать и уметь написать структурные формулы антрацена, антранола, антрона, антрахинона, хризацина, ализарина, бензальдегида, амигдалина, пруназина, тиогликозида, аллиина, аллицина, диаллилдисульфида, дипропенилдисульфида, диаллилтрисульфида, 2-винил- [4Н]-1,3-дитиина.
15.
Изучить лекарственные растения и сырьё данной темы по следующему плану:
- названия сырья, производящего растения и семейства на русском и латинском языках;
- внешний вид производящего растения и его отличия от морфологически сходных видов;
- географическое распространение, условия местообитания, районы культивирования;
- рациональные приемы сбора сырья, воспроизводство и охрана дикорастущих лекарственных растений;
- химический состав лекарственного растения и его изменчивость под влиянием различных факторов;
- сроки заготовки, приёмы первичной обработки, сушки и хранения;
- пути использования, медицинское применение и препараты.
ЗАНЯТИЕ № 26

168
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   61

Тема: ЛРС, содержащее кардиотонические гликозиды
Самостоятельная внеаудиторная работа при подготовке к занятию
План самоподготовки
Используя лекционный материал, учебную литературу, необходимо рассмотреть вопросы по теме практического занятия:
1. Дайте определение понятию «сердечные (кардиотонические) гликозиды» как группе биологически активных соединений.
2. Перечислите физико-химические свойства сердечных гликозидов.
3. Распространение сердечных гликозидов в растительном мире и их роль.
4. Какие растения содержат преимущественно сердечные гликозиды?
5. Напишите структурные формулы строфантидина, эризимозида, адонитоксина, гитоксигенина, конваллозида, ланатозида А, дигоксина.
6. Изучите лекарственные растения и сырье данной темы по следующему плану:
 названия сырья, производящего растения и семейства на русском и латинском языках;
 внешний вид производящего растения;
 географическое распространение, условия местообитания, районы культивирования;
 рациональные приемы сбора сырья, воспроизводство и охрана дикорастущих лекарственных растений;
 химический состав лекарственного растения и его изменчивость под влиянием различных факторов;
 сроки заготовки, приемы первичной обработки, сушки и хранения;
 переработка ЛРС, пути использования, медицинское применение и препараты.
ЗАНЯТИЕ № 27
Тема: ЛРС, содержащее сапонины, фитоэкдистероиды
Самостоятельная внеаудиторная работа при подготовке к занятию
План самоподготовки
Используя лекционный материал, учебную литературу, необходимо рассмотреть вопросы по теме практического занятия:
1. Какие природные вещества называются сапонинами, фитоэкдизонами?
2. Классификация сырья, содержащего сапонины, фитоэкдизоны.
3. Распространение сапонинов и фитоэкдизоновв растительном мире.
4. Основные положения, обеспечивающие правильный сбор сырья, содержащего сапонины, фитоэкдизоны.