Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 3307
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
194
- договоры-контракты, заключаемые с военнослужащими и агентами спецслужб;
- налоговые и финансовые соглашения;
- договоры, заключаемые между органами власти, о взаимодействии, взаимовыгодном сотрудничестве.
Кроме разделения по предмету договора, существуют и другие основания классификации. Так можно выделить такие административные договоры как двусторонние и многосторонние, типовые, консенсуальные и предварительные. Подобные виды договоров известны и в гражданско- правовой среде и различаются лишь особенностями заключения и спецификой сторон, связанной с их властными полномочиями.
Помимо видов административных договоров, необходимо выделить и их основные признаки. Административный договор характерен тем, что:
1. Обязательно должен быть заключен на основе действующих норм права, которыми руководствуются в своей деятельности органы исполнительной власти и их должностные лица. С помощью этого принципа можно разграничивать властные полномочия или передавать их соответствующим органам власти.
2. Во всех случаях административным договорам предшествуют акты управления органов исполнительной власти индивидуального характера.
3. Административный договор может заключаться для дальнейшей совместной работы над разработкой и принятием акта управления органами исполнительной власти.
4. В случае возникновения разногласий по уже заключенному договору, отдельные его положения могут быть оспорены в административном
(внесудебном) порядке, при обращении стороны договора в суд или посредством третейской формы разрешения споров – согласительных процедур. Выбор формы решения спора остается на усмотрение заинтересованной стороны.
5. Административные договоры, по общему правилу, являются формальными и заключаются в обычной письменной форме. В ряде случаев допускается заключение соглашения неформально – в устной форме, при контроле исполнения положений договора третей стороной. Кроме того, при формальном заключении договора его необходимо зарегистрировать в установленном законом порядке.
Подводя итог, можно сделать вывод, что акты управления и административные договора объединяет то, что они независимо от формы и названия являются правовыми актами органов исполнительной власти.
195
§8.4. Понятие и виды административно-правовых методов
Как уже говорилось ранее, в теории права под методом понимается совокупность приемов и способов регулирования чего-либо. Если говорить об административно-правовых методах регулирования, то это способы и приемы регулирования государственно-управленческой деятельности. С помощью них мы можем понять, как именно органы исполнительной ветви власти осуществляют возложенные на них функции, решают поставленные перед ними задачи, реализуют свою компетенцию.
Государство регулирует общественные отношения, и его воля выражается посредством принятия нормативно-правовых актов, содержащих общеобязательные правила поведения для всех без исключения. Однако для общественного регулирования не достаточно просто принять норму, необходимо обеспечить ее исполнение, по сути подчинить волю граждан и их объединений государственной власти. Именно этой цели и служат административно-правовые методы государственного регулирования, именно с помощью них обеспечивается слаженная работа механизма государственного управления.
Посредством административно-правовых приемов и способов целенаправленное воздействие может оказываться как на конкретного гражданина и коллектив людей, как субъектов права, так и на сами органы власти.
Административно-правовые методы разнообразны по своей природе и применяются в зависимости от ситуации и для решения конкретной задачи, поставленной перед властным субъектом. Именно поэтому необходимо классифицировать эти методы и детально их разобрать. Система органов государственного управления может воздействовать на волю управляемых субъектов с помощью универсальных методов управления – убеждения и принуждения. По сути именно с помощью последовательного применения этих способов воздействия и обеспечивается надлежащее поведение человека в обществе.
Убеждение – это целенаправленное воздействие на сознание и волю человека, с целью привития социально полезных качеств для личности.
Убеждение представляет собой процесс последовательных действий, влияющих на подсознание объекта управления, формирующих определенное мировоззрение, в котором складывается нужное для управляющего субъекта модель поведения человека в обществе. С применением такого административно-правового метода объекты управления сами осознают
196 рамки дозволенного поведения, стараются четко следовать правилам, установленным для них в обществе, и никакими своими действиями не нарушать их. Мотивом к этому может служить чувство справедливости, сострадание или же страх перед неблагоприятными последствиями для себя и своих близких в случае нарушения определенной правовой нормы.
Можно утверждать, что метод убеждения помимо прочего развивает уровень правосознания и правовой культуры каждого человека, при которой нет слепого подчинения воле управляющего субъекта, а происходит осознание нужности правил поведения для общества в целом. Объекты управленческого воздействия понимают цели и задачи деятельности органов власти, необходимость следования правилам, одобряют их и активно участвуют в их осуществлении.
Процесс убеждения проявляется в различных мерах воспитательного, организационного или разъяснительного характера. Все это способствует выработке нужной модели поведения подвластного объекта и ее контролю со стороны государства.
В обеспечении исполнения должного поведения в обществе играет большую роль и воспитание правовой культуры общества, что способствует возникновению привычки следовать букве закона, соблюдать и добровольно исполнять принимаемые государством нормы права. Этого можно добиться и с применением методов устрашения, запугивания, но такие меры не находят широкого применения в современном правовом государстве.
Устрашение является принуждением к исполнению и может способствовать выработке привычки соблюдать команды управляющего субъекта.
В условиях современного демократического правового государства с повсеместной свободой слова, убеждение приобретает статус ведущего метода государственного воздействия на поведение граждан и широко применяется. Убеждение, во-первых, используется систематически в отношении всех объектов управления (граждан), во-вторых, приводит к осознанию нужности правил поведения и воспитывает законопослушное общество.
Государство убеждает нас в необходимости следовать нормам права различными способами, например, посредством рекламы, агитации, мер пропаганды, с помощью разъяснения отдельных правил поведения. Большое влияние на граждан могут оказывать публичные мероприятия, организованные органами государственной и муниципальной власти – митинги, шествия, собрания, а так же различная социальная реклама и публичное представление общественности отчетов о результатах деятельности органов власти.
197
Кроме убеждения в России применяется и метод государственного принуждения. Он связан с реагированием государства на нарушения, установленных в обществе правил поведения, охрану общественного правопорядка и безопасности граждан и принуждает нарушителя к соблюдению установленных властных предписаний.
Административно-правовое принуждение представляет собой особый вид деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, состоящий в применении установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями подвластных воле государства субъектов.
Меры административного принуждения используются как последнее средство обеспечения законности в сфере государственного управления от неправомерных посягательств на установленный порядок. По сути меры административного принуждения преследуют цель наказания правонарушителя за неправомерное поведение и причиненный общественным отношениям вред. Помимо этого, принуждение выполняет и такого рода функции как предупреждение, пресечение противоправных деяний и недопущение совершения новых посягательств.
Для наиболее полной характеристики мер административного принуждения следует выделить их особенности, к которым относятся:
1. Внесудебный порядок их применения. Такие меры применяются уполномоченными органами государственного управления и их должностными лицами в зависимости от конкретной ситуации без обращения в суд. Существуют и такие законодательно закрепленные случаи применения мер административного принуждения, когда необходимо решение суда. По большей части это относится к применению наиболее суровых видов административных наказаний за правонарушение, например, таких как административный арест или лишение специального права, предоставленного физическому лицу.
2. Возможность применения мер административного принуждения должна быть закреплена в полномочиях органа исполнительной власти или его должностного лица, т.е. такие меры не могут применяться всеми без исключения субъектами государственного управления.
3. Виды мер принуждения, основания и порядок их применения устанавливаются административным законодательством, в том числе
Кодексом РФ об административных правонарушениях.
4.
Административному воздействию подвергаются не только физические и юридические лица, а также коллективные субъекты.
198 5. Принуждение применяется со стороны уполномоченных органов управления по отношению к физическим и юридическим лицам в связи с совершением противоправных деяний, которые посягают на охраняемые государственно-управленческие отношения.
Меры административного принуждения достаточно разнообразны. В зависимости от преследуемой цели применения мер, они могут быть разделены на три группы:
- меры административного предупреждения;
- меры административного пресечения;
- меры административной ответственности.
Административно-предупредительные меры применимы в случаях, когда существует объективные обстоятельства, свидетельствующие о возможности совершения противоправных деяний в сфере деятельности органов исполнительной власти и для предотвращения негативных последствий такого деяния. В качестве примера можно привести реализацию контрольных полномочий федеральных служб в пределах их компетенции, проверку документов сотрудниками полиции для выявления лиц незаконно находящихся на территории Российской Федерации, введение карантинных зон при эпидемиях и эпизоотиях и т.д.
Предупредительные меры на первый взгляд носят профилактический характер, однако всегда применяются властными субъектами в принудительном порядке. На практике они выражены в проверке соответствия субъектов определенным требованиям или контролю за соблюдением установленных запретов.
Административные меры предупредительного характера не связаны с событием совершения правонарушения, они предшествуют ему и направлены на его предотвращение. Такие меры применяются в первую очередь до пресекательных мер и мер административной ответственности.
Самыми распространенными являются следующие меры административного предупреждения: а) проверки, проводимые в порядке административного контроля и надзора; б) досмотр уполномоченными должностными лицами багажа и личный досмотр (сотрудниками таможенной службы и полиции); в) проверка документов удостоверяющих личность; г) введение карантинных зон (при массовых болезнях людей и животных в определенном регионе); д) прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;
199 е) медицинское освидетельствование лиц управляющих транспортными средствами; ж) проверка санитарного состояния предприятий общественного питания; з) закрытие отдельных участков Государственной границы России.
Представленный перечень предупредительных мер не является исчерпывающим.
В случае если предупредительные меры не дали результата и событие правонарушения свершилось, то уполномоченные органы власти и их должностные лица применяют административно-пресекательные меры.
Своей целью они имеют своевременное прекращение уже наступившего противоправного деяния и нейтрализацию вредных последствий для общества. Они так же достаточно разнообразны и четко регламентированы в зависимости от конкретной ситуации (от степени опасности правонарушения для общества и личной безопасности сотрудника органа власти их применяющего). Применение таких мер способствует не только прекращению, но и предотвращению совершения новых правонарушений.
Цель применению мер административного пресечения – скорейшее прекращение противоправных деяний и недопущение совершения новых.
Основанием применения пресекательных мер служит событие совершающегося виновного противоправного действия. Кроме того, такие меры используются и для скорейшего прекращения объективно противоправных, невиновных действий, которые совершаются невменяемыми лицами и представляют опасность для общества. Меры административного пресечения применяются не только для прекращения административных правонарушений, но и посягательств преступного характера, т.е. несущих еще большую опасность для общества и безопасности конкретных людей. Таким образом, спектр применения пресечения шире, чем у административной ответственности.
Круг субъектов, к которым можно применить пресекательные меры, так же достаточно обширен. Они применимы к субъектам, обладающим особым административно-правовым статусом, например, военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов, к лицам не достигшим 16- летнего возраста, невменяемым при совершении ими противоправных действий, нарушающих общественный порядок.
Среди пресекательных мер присутствуют и такие, которые применяются и в интересах субъекта, нарушившего требования нормы права.
В качестве примера можно привести принудительное лечение невменяемого правонарушителя, который не осознавал вреда своего поступка, временное
200 отстранение от управления транспортным средством лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В последнем случае данная мера может спасти жизнь и сохранить здоровье самому нарушителю.
Применение на практике пресекательных мер к субъекту может нарушать его неприкосновенность (применение физической силы со стороны сотрудника полиции), что отличает этот вид воздействия от административной ответственности, главным для которой является принцип гуманного отношения к человеку и воспитания без физического воздействия.
Следует отметить, что административные наказания четко установлены в статье 3.2. КоАП РФ, в отличие от видов административного пресечения, перечень которых нельзя считать исчерпывающим. Они применяются в зависимости от ситуации, в которой оказались представители органов исполнительной власти, и могут быть использованы при крайней необходимости и необходимой обороне.
Меры административного пресечения применяются по факту начала противоправного поведения, без специальных санкционирующих документов на осуществления действия со стороны уполномоченных должностных лиц, с целью в кратчайшие сроки остановить дальнейшие посягательства на охраняемые общественные отношения. Юридическим фактом, влекущим применение мер административного пресечения, будет являться само событие правонарушения, для прекращения которого должностное лицо и принимает определенные действия, использует допустимые законом специальные средства.
Как уже говорилось, перечень административно-пресекательных мер не является исчерпывающим, поскольку их применение зависит от каждой конкретной противоправной ситуации. К наиболее часто применяемым мерам такого характера относятся: а) требования должностного лица органа исполнительной власти прекратить противоправные действия; б) применение непосредственного физического воздействия к правонарушителю; в) использование специальных средств для пресечения посягательств на общественный порядок, организации массовых беспорядков и противоправных действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений (к специальным средствам относятся резиновые дубинки, наручники, слезоточивый газ, водометы и др.); г) применение оружия должностным лицом (следует запомнить, что такая мера является вынужденной и может применяться в исключительных
201 случаях, когда исчерпан весь инструментарий иных средств воздействия на нарушителя); д) принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих (например, открытая форма туберкулеза); е) временное отстранение от работы инфекционных больных до их полного выздоровления; ж) запрет на эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям и может угрожать жизни и здоровью окружающих (по итогам прохождения техосмотра).
Существуют также и специфические меры пресекательного характера, которые непосредственно предусмотрены
Кодексом
РФ об административных правонарушениях 2001 года. К таким мерам относятся процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях : доставление правонарушителя в орган внутренних дел, административное задержание физического лица для составления протокола об административном правонарушении, личный досмотр, изъятие документов, отстранение от управления транспортным средством, задержание транспортных средств.
§8.5. Административно-правовые режимы
В любом государстве возникают непредвиденные ситуации, связанные с обеспечение безопасности общества от внутренних и внешних угроз, спасением человеческих жизней от стихийных бедствий или техногенных катастроф. Для наиболее эффективного и скорейшего обеспечения деятельности профильных органов исполнительной власти в таких сферах
(МЧС, МВД и др.) в правовую систему РФ вводятся понятия административно-правовых режимов. В настоящее время используются два административно-правовых режима чрезвычайного характера – режимы чрезвычайного и военного положения. Введение на территории специального режима служит усилению действующей власти в ситуациях, требующих незамедлительного управленческого воздействия для выхода из критической ситуации отдельного региона или всей страны в целом. Оба административно-правовых режима носят ограничительный характер, т.е. могут ограничивать права и свободы человека (кроме естественных прав и свобод) в необходимой мере. Это объясняется их чрезвычайностью и