Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 3310
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
184
- заключение административных договоров;
- осуществление организационно-технических действий;
- выполнение операций материально-технического характера.
Органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность в правовых, либо неправовых формах. Неправовые формы – это рекомендации, указания служб и агентств, т.е. те, которые не влекут юридических последствий.
Правовые формы, напротив, влекут юридические последствия и наиболее распространенной правовой формой выступают правовые акты органов исполнительной власти. Эти акты обладают рядом свойств:
1.
Это одностороннее юридически-властное предписание соответствующего органа исполнительной власти, направленное на исполнение закона или иного нормативно-правового акта.
2. Он принимается в пределах распорядительной деятельности органа исполнительной власти, содержание которой и составляют действия по принятию нормативных правовых актов во исполнение норм конкретного закона.
3. Этот акт является императивным и принимается в целях обеспечения должного поведения всех субъектов правоотношений, складывающихся в связи и по поводу исполнения норм законов.
4. Он принимается в строго установленном порядке, который включает: порядок подготовки, обсуждения, принятия и вступления его в законную силу.
Административно-правовая форма может быть представлена: а) по степени юридического выражения выделяют основные
(например, издание правовых актов) и базирующиеся на основных действия различного характера, которые в свою очередь влекут юридические последствия или имеют определенную юридическую направленность для субъекта; б) по результатам воздействия: позитивное регулирование со стороны управляющего субъекта (различные программы социально-экономической направленности, развития и т. д.) либо реакция государства на негативные проявления в сфере управления; в) по направленности воздействия: регулирующие общественные отношения в целом в сфере государственного управления (внешняя деятельность) либо административно-правовые формы органа управления направленные на регулирование нижестоящего управленческого аппарата
(внутреннее направление деятельности);
185 г) по объему управленческого воздействия: общеобязательные для всех субъектов управления либо адресные, регулирующие отношения с конкретными объектами; д) по масштабности воздействия: регулирование всей системы органов исполнительной власти либо организация трудовой деятельности внутри рабочего аппарата конкретного органа государственного управления
(самоорганизация); е) по характеру решения вопросов компетенции и методам таких решений выделяют: процедурные формы (например, процедура подготовки и принятия управленческого решения) и процессуальные формы (процессуальное обеспечение производства по делу об административном правонарушении); ж) по отношению к субъекту административные формы могут быть односторонне выраженные, двухсторонние и многосторонние
(административно-правовые договоры); з) по условиям применения форм: применяемые в повседневной общественной жизни либо исключительно при наступлении специальных административных режимов – чрезвычайного или военного положения; и) использование форм органами государственного управления в отношениях с другими субъектами власти: с законодательными
(представительными) либо судебными органами; к) по юридическому содержанию: дозволительные, запретительные формы либо обязывающие.
Последние разделение административно-правовых форм возможно в зависимости от формы собственности управляемого объекта – коммерческие и некоммерческие, государственные и частные, акционерные и коллективные.
В системе органов исполнительной власти основная роль отводится правовым актам управления.
§8.2. Понятие, виды административно-правовых актов и
требования предъявляемые к ним
Правовые акты – самая большая по объему и разнообразию группа юридических актов. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности людей в государстве необходимо издание большого количества правоприменительных актов, регулирующих общественные отношения.
186
Такими актами регулируются отношения, складывающиеся при приеме на работу, призыве на военную службу, назначении социального обеспечения нуждающимся и во многих других сферах жизни общества. Такие акты издаются уполномоченными органами федеральной исполнительной власти, их территориальными отделениями и должностными лицами.
Правовой акт управления – основанное на нормах права одностороннее юридически-властное волеизъявление уполномоченного в определенной сфере общественной жизни органа исполнительной власти (должностного лица этого органа), направленное на установление общеобязательных правил в сфере управления или возникновение, изменение и прекращение правоотношений управленческого характера в целях наиболее полного осуществления задач и функций деятельности уполномоченного органа исполнительной власти.
Для того чтобы отличать правовые акты управления от законов, актов прокурорского реагирования, судебных актов, следует выделить их особенности:
1) такой вид актов принимается исключительно для обеспечения государственной управленческой деятельности;
2) правовой акт управления может быть издан только уполномоченным на то органом исполнительной власти Российской Федерации в пределах своей компетенции;
3) издание такого акта подчеркивает властное волеизъявление субъекта государственного управления, имеющего на то право;
4) правовой акт управления является односторонним и императивным волеизъявлением, которое обязывает субъекты действовать в установленных им рамках;
5) правовой акт управления устанавливает правила должного поведения государственно-управленческой сфере;
6) как правило, правовой акт управления, издается уполномоченным органом (или его должностным лицом) в виде письменного документа, однако, может быть выражен и устно, например, при прохождении гражданином военной службы (устный приказ старшего по званию);
7) правовой акт управления может быть издан только на основании официально установленных процедур его подготовки, обсуждения, экспертизы и утверждения;
8) правовой акт управления может быть обжалован или опротестован в установленном внесудебном (административном) порядке;
187 9) за нарушение требований, установленных в правовом акте управления властных предписаний, нарушения запретов наступает ответственность виновной стороны;
10) правовой акт управления является юридическим фактом, который порождает, изменяет или прекращает административные правоотношения;
11) правовой акт управления является подзаконным актом, принимается на основании и во исполнение действующего законодательства;
12) в правовых актах управления детализируются и уточняются нормы законов, принимаемых законодательными (представительными) органами государственной власти.
Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1992 года введена государственная регистрация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственный характер. Указ Президента РФ от 21 января
1993 года установил, что акты управления, не прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в официальных источниках, не влекут правовых последствий, как не вступившие в законную силу, не служат основанием для регулирования административных правоотношений, а также применения санкций за невыполнения содержащихся в них предписаний.
Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти утверждены Постановлением Правительства
РФ от 13 августа 1997 года. Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти утвержден Указом Президента
РФ от 23 мая 1996 года.
Таким образом, для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, предписаны два обязательных условия вступления в силу:
1. Официальное опубликование.
2. Государственная регистрация.
В соответствии с Приказом Минюста РФ от 14 июня 1999 года, государственной регистрации подлежат все нормативные правовые акты вне зависимости от квалифицирующих признаков (один, несколько или все).
Действует единая государственная система регистрации и учета международных договоров РФ, которая находится в ведении Министерства иностранных дел РФ.
188
Нарушения требований государственной регистрации влекут применение мер ответственности, как правило, административной
(например: п. 3 ст. 8.4, п. 2 ст. 10.11, ст.ст. 11.27, 12.2, 12.31, 14.1, 14.25, 15.6,
19.21, 20.11 КоАП РФ); в случае причинения убытков – гражданско- правовой; в случае особой общественной опасности, крупного ущерба, других квалифицирующих признаков – уголовной (например, ст.ст. 169-171,
185 УК РФ).
При осуществлении государственного управления принимается огромное количество административно-правовых актов. Их можно классифицировать по различным основаниям.
I. По юридическому содержанию следует различать:
1. Нормативные акты. Это общеобязательные правила поведения субъектов административного права в обществе, они служат основанием возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений и не имеют конкретного адресата, которому предписано их реализовывать.
Такой вид актов управления органов исполнительной власти является важнейшим источникам административного права и наиболее распространен. В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года
№ 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», акты подлежат обязательной антикоррупционной экспертизе в Министерстве Юстиции РФ.
2. Индивидуальные акты представляют собой обращения к конкретному адресату со стороны уполномоченных органов исполнительной власти по конкретным вопросам, входящим в их компетенцию. Они являются правоприменительными актами, порождающими, изменяющими и прекращающими административные правоотношения. Среди таких актов большую часть занимают акты оперативно-распорядительного характера.
Иную разновидность индивидуальных актов представляют правоохранительные или юрисдикционные решения, принимаемые по спорам, жалобам и по поводу использования принудительных средств воздействия. По вызываемым последствиям юридического характера индивидуальные акты можно классифицировать на обязывающие, запрещающие, управомачивающие и поощрительные.
II. По форме выражения различают письменные, устные, конклюдентные акты управления. Наиболее часто письменные акты управления находят свое выражение в служебных документах. Устными актами могут пользоваться уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти при непосредственном управлении
189 производственной деятельностью, обеспечении общественной безопасности на транспорте, отдаче команд военнослужащим в воинских частях.
Конклюдентные акты выражаются в знаках, символах и жестах. Они чаще всего находят свое выражение при регулировании общественных отношений в транспортной сфере, например, в требовании об остановке транспортного средства сотрудника ГИБДД, в световых и звуковых сигналах светофора, знаках дорожного движения.
III. Акты управления можно так же классифицировать по дате начала их действия. Они могут вступать в законную силу:
1) с момента подписания уполномоченным должностным лицом;
2) начинать действие с даты, указанной в самом акте управления;
3) вступать в силу в срок, указанный в другом нормативном акте;
4) после официальной государственной регистрации и опубликования.
IV. В зависимости от порядка принятия акты управления различаются на:
1) коллегиальные (принимаемые на обсуждении простым или абсолютным большинством голосов от общего числа членов коллегиального органа или от числа присутствующих на заседании). Примером могут являться постановления Правительства РФ как коллегиального органа общей компетенции;
2) единоличные (выражают волю должностного лица, обладающего соответствующими властными полномочиями, либо выражают мнение группы лиц, которые занимались его подготовкой, согласованием, визированием и предварительным обсуждением проекта). К таким актам относятся, например, акты министерств и федеральных служб.
Акты Президента РФ подлежат официальному опубликованию в течение
7 дней после дня их подписания. Официальным опубликованием считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства
Российской Федерации. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской
Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.
Датой официального опубликования актов Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий
Российской Федерации. Они подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.
190
Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления – со дня их подписания.
Распоряжения Правительства РФ вступают в законную силу со дня их подписания.
Нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти, затрагивающие область полномочий нескольких федеральных министерств, служб, агентств, влияющие на статус физических и юридических лиц и прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке
Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете" в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов этих органов. В случае если нарушен порядок опубликования указанных актов, они автоматически теряют юридическую силу и не влекут правовых последствий.
Они вступают в законную силу по истечении 10 дневного срока с момента их официального опубликования.
Не подлежат официальному опубликованию акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Все вышеизложенные правила вступления в законную силу актов управления применяются в том случае, если иной порядок вступления не установлен в самом изданном акте.
Для того чтобы правовой акт управления действовал и мог быть реализован, он должен соответствовать установленным требованиям, к которым относятся: а) в соответствии с принципом законности правовой акт управления не должен противоречить Конституции РФ, действующему российскому законодательству и нормативным актам Президента РФ; б) правовой акт управления должен приниматься с учетом конституционного принципа разграничения предметов ведения и законных полномочий между федеральными органами исполнительной власти и субъектов Российской Федерации; в) правовой акт управления должен учитывать законные положения правовых актов, изданных вышестоящими органами исполнительной власти; г) правовой акт принимается исключительно с учетом требований, предъявляемых к таким актам действующим российским законодательством и в пределах компетенции уполномоченного на то органа исполнительной власти
(его должностного лица);
191 д) правовой акт управления должен соответствовать требованиям обоснованности, т.е. быть востребован и полезен для общества, иначе принятие такого общеобязательного правила поведения не имеет смысла; е) принятие правового акта управления не должно ограничивать законные права и законодательно установленную компетенцию нижестоящих органов исполнительной власти, в том числе органов государственного управления субъектов РФ; ж) кроме органов государственной и местного самоуправления в самостоятельности и своих законных правах и интересах не должны быть ограничены и граждане Российской Федерации, их объединения действующие на территории России.
Несомненно, как и любое решение со стороны органов власти, правовые акты управления могут быть оспорены по различным основаниям.
Предусмотрен специальный порядок их отмены, как в судебном, так и в административном (внесудебном) порядке. Во всех случаях их отмена так же может быть оспорена.
Акты управления в виде постановлений и распоряжений Правительства
РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам
Президента РФ, в соответствии со статьей 115 Конституции, могут быть отменены Президентом Российской Федерации. Само Правительство РФ имеет право отменять противоречащие российскому законодательству акты федеральных органов исполнительной власти, которые находятся в его подчинении и подотчетны ему. Акты управления органов исполнительной власти, находящиеся в ведении Президента РФ, отменяет само высшее должностное лицо Российской Федерации.
Помимо отмены правовых актов управления как юридического последствия их противоречия действующему законодательству предусмотрена возможность приостановления их действия или отсрочка исполнения, что не означает утрату правовым актом управления своей юридической силы.
Среди наиболее типичных случаев приостановления действия или отсрочки исполнения правовых актов управления можно назвать следующие: а) в соответствии со статьей 85 Конституции РФ, Президент имеет право приостанавливать действие актов управления органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия законодательству России на федеральном уровне; б) Правительство РФ, как высший орган исполнительной власти, имеет право приостанавливать акты управления федеральных органов исполнительной власти, в случае если они противоречат постановлениям или
192 распоряжениям Правительства РФ или их принятие выходит за пределы компетенции принявшего их органа; в) протест прокурора на постановление о привлечении субъекта к административной ответственности приостанавливает его исполнение до рассмотрения протеста в установленном порядке; г) в случае обращения гражданина с жалобой на неправомерность вынесения в отношении него постановления о привлечении к административной ответственности в течение десяти дней со дня вынесения такого постановления приостанавливает его исполнение до рассмотрения жалобы.
§8.3. Административный договор
Разновидностью нормативных правовых актов выступает административный договор. По общему правилу это договор (соглашение), заключаемый во исполнение Конституции РФ (ст. 78) или федеральных законов между органами исполнительной власти о перераспределении их полномочий между собой. Так, в соответствии со ст. 78 Конституции РФ, федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ по договору передают им часть своих полномочий и наоборот.
Разновидностью этого договора являются договоры между Российской
Федерацией и ее субъектами, заключенные в соответствии со ст. 5 и 66
Конституции РФ.
В теории управления под «договором» понимается волевое соглашение двух и более субъектов об установлении, изменении или прекращении правоотношений. Это правовой акт, его заключение и вступление в юридическую силу влечет правовые последствия для его участников или третьих лиц.
Исходя из определения, договор
– акт многостороннего характера, выражающий не одностороннее волеизъявление, а взаимовыгодное сотрудничество субъектов для достижения общей цели, достигнуть которую невозможно без согласованный усилий всех заключивших договор сторон.
У всех договорных отношений есть своя специфика, которая, прежде всего, проявляется той отраслью, которую они регулируют. Из теории государства и права известно, что все отрасли российского права можно разделить на публичные и частные, поэтому и договоры, регулирующие отдельные сферы общественных отношений, классифицируются на
193 частноправовые и публично-правовые. К последней группе относятся и административные договоры.
Таким образом,административный договор – это многосторонний акт, заключенный на основании добровольного волеизъявления субъектов административного права, обязательной стороной которого выступает орган исполнительной власти в лице уполномоченного должностного лица, который устанавливает, изменяет или прекращает взаимные права и обязанности его участников. Смысл заключения такого рода договоров в возникновении правоотношения административно-правовой направленности, которое приведет к юридически значимым последствиям различного характера. Таким образом, административный договор всегда будет выступать в качестве юридического факта в форме действия, а субъекты договора будут его волеизъявителями.
Заключенный административный договор также можно представить как сделку, в которой обоюдные права и обязанности так или иначе связаны с осуществлением властных полномочий органа исполнительной власти. В административном договоре могут участвовать только органы власти, в таком случае целесообразнее применять термин «соглашение».
Специфика договорных отношений с участием органа власти ставит вопрос, так какое же место занимает административный договор в правовой системе России. Прежде всего, это публичный договор, заключаемый на добровольных началах, но руководствуясь нормами административного права. Здесь прослеживается отличие от административной нормы, которая выражает волю лишь одного властного субъекта по отношению к другому
(государство-общество) и сходство с гражданскими договорами, участвовать в которых стороны могут добровольно.
Принципы заключения и действия гражданско-правовых договоров действуют по отношению к административным договорам со значительными ограничениями, которые обусловлены спецификой административно- правового регулирования.
Существуют различные виды административных договоров по основаниям классификации. Прежде всего, по предмету различают:
- договоры о передаче отдельных полномочий органами власти;
-договоры о разграничении предметов ведения между уполномоченными субъектами;
- договоры, заключаемые по поводу управления государственной собственностью;
- договоры, заключаемые на поставку товаров, проведения работ, оказания услуг для обеспечения государственных нужд;