ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 702
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
16
ски более выгодны, чем универсальные, так как обеспечивают существенную экономию средств за счет механизации погрузки, выгрузки, безтарной пере- возки и лучшей сохранности грузов, хотя имеют увеличенный порожний пробег. Наличие большого количества специализированных вагонов удоро- жает их ремонт и техническое обслуживание, так как эти вагоны имеют бо- лее сложное устройство.
Имеет место большая разнотипность вагонов. В каталоге «Грузовые ва- гоны железных дорог» (1998 г.) приведено 262 типа и моделей вагонов, в том числе крытых – 43; полувагонов – 44, платформ – 31, цистерн – 125, бункер- ного типа – 7, самосвалов – 12. Большое количество типов и моделей вагонов осложняет их техническое обслуживание и ремонт.
Существенной характеристикой вагонов является осевая нагрузка, оп- ределяющая статическую нагрузку. В настоящее время государственным стандартом установлена осевая нагрузка для пассажирских вагонов 176,6 кН, для грузовых – 228 кН. Доказана эффективность использования осевой на- грузки 245 кН(25 тс). Под эту нагрузку разработаны новые тележки, колес- ные пары и роликовые подшипники.
В 1998-2003 гг. до 40% перевозок осуществлялось с использованием вагонов–собственности операторских компаний и различных организаций.
Предполагалось увеличение парка вагонов за счет приобретения вагонов опе- раторскими компаниями. Увеличение парка вагонов происходит в последние годы в медленном темпе, что, очевидно, связано с незначительным ростом объема перевозок.
В середине 90-х гг. закончился перевод вагонов на роликовые подшип- ники. Это мероприятие осуществлялось на отечественных дорогах в течение сорока лет. Оборудование вагонов роликовыми подшипниками завершило переход вагонного хозяйства в новое качественное состояние. Существенно изменилась структура хозяйства и специализация персонала по техническому обслуживанию вагонов.
В связи с увеличением веса поездов необходима некоторая модерниза- ция автосцепного устройства.
Требуют решения вопросы контролепригодности (ГОСТ 19919-74) и ремонтопригодности (ГОСТ 27.002-89), а также приспособленности вагонов к диагностированию средствами технического диагностирования (ГОСТ
26656-85).
Так, например, некоторые работы по техническому обслуживанию ва- гонов: смена тормозных колодок, соединение рукавов тормозной магистрали, крепление воздухораспределителей и т.д. – не удается механизировать без изменения конструкции вагонов.
Технический контроль большой части сборочных единиц и деталей ва- гонов, предусмотренный НТД при техническом обслуживании вагонов, про- изводится визуально (осмотр). Ответственные части вагонов: оси, колеса, ав- тосцепное устройство должны быть осмотрены в труднодоступных местах, при слабом освещении и за ограниченное время.
17
Разрядка тормозов в парках прибытия производится вручную.
Грузовые вагоны РАО «РЖД» составляют инвентарный парк дорог.
Списки номеров этих вагонов находятся в финансовой службе дороги, а стоимость приписанных вагонов входит в основные фонды дороги. Дорога получает за приписанные к ней вагоны амортизационные отчисления от пе- ревозок и платит за их капитальный ремонт вагоноремонтным предприятиям.
Рефрижераторные и пассажирские вагоны, кроме принадлежности к дороге, приписаны к конкретным вагонным депо и составляют инвентарный парк этих депо. Вагоны, приписанные к депо, периодически возвращаются в депо приписки для планового технического обслуживания и ремонта и об- служиваются поездными бригадами.
Почтовые вагоны принадлежат почтовому ведомству, но также припи- саны к конкретным депо, которые производят их ремонт и техническое об- служивание.
Для нумерации вагонов используют единую восьмизначную систему.
Каждая цифра номера содержит определенную информацию о вагоне, что является удобным для организации технической эксплуатации вагонов. Зна- чения знаков в номере пассажирского вагона следующие: первый знак 0
(ноль) означает – пассажирский вагон; второй и третий – условный шифр
(код) дороги приписки; четвертый – тип вагона; пятый, шестой и седьмой – порядковый номер; восьмой – контрольный. Цифры, обозначающие тип ва- гона (четвертый знак), следующие: 0 – мягкий или мягко-жесткий; I – купей- ный жесткий; 2 – жесткий открытого типа; 3 – вагон с креслами; 4 – почто- вый или банковский; 5 – багажный или почтово-багажный; 6 – ресторан; 7 – служебно-технический; 8 – специальные вагоны других министерств.
Контрольный знак предназначен для проверки достоверности считыва- ния и передачи информации о вагонах при обработке на ЭВМ. В номере гру- зовых вагонов первый знак означает тип вагона; 2 – крытый; 4 – платформа;
5 – вагоны – собственность промышленных предприятий; 6 – полувагон; 7 – цистерны общего назначения; 8 – изотермические; 3 и 9 – прочие.
К прочим, номер которых начинается с цифры 3, относят все шестиос- ные вагоны, хопперы-дозаторы, саморазгружающиеся вагоны (думпкары), служебные вагоны рефрижераторных секций.
К числу прочих, номер которых начинается с цифры 9, относят боль- шую группу типов вагонов: хопперы и цистерны для перевозки цемента; крытые хопперы-зерновозы; крытые хопперы-минераловозы; хопперы для перевозки агломерата, окатышей; крытые для перевозки легких грузов; кры- тые для скота; платформы для контейнеров, платформы для автомобилей; цистерны для сжатых и сжиженных газов и т.д.
Второй знак содержит основную характеристику вагона, в частности конкретный тип или модель вагона в группе прочих (первый знак – 9).
Третий знак – дополнительная характеристика; четвертый, пятый и шестой – порядковый номер; 8 – контрольный. Для проверки правильности
18
считывания и передачи номера по каналам связи с обработкой на ЭВМ по восьмому знаку используют специальные алгоритмы.
На подъездных путях промышленных предприятий содержится также большой парк вагонов, не имеющих права выхода на пути ОАО «РЖД». Этот парк включает обычные магистральные вагоны для внутризаводских перево- зок и вагоны технологического транспорта, предназначенные для межцехо- вой транспортировки, например шлаковозы, чугуновозы, открытые хопперы для агломерата, окатышей и т.д.
В ОАО РЖД» имеется большое количество контейнеров и парк специ- альных фитинговых платформ для перевозки контейнеров. Контейнеры, в особенности специальные, имеются в собственности различных предприятий и организаций.
Насчитывается около 20 типов универсальных и более 30 типов специ- альных контейнеров.
В состав парка грузовых вагонов включена группа вагонов для пере- возки опасных грузов. Классификация этих грузов приведена в ГОСТ 19433-
98.
Для перевозки опасных грузов используют в основном универсальные крытые вагоны и специализированные цистерны.
Вагоны-цистерны для перевозки опасных грузов должны иметь четкие надписи, касающиеся сроков проведения периодического ремонта, наимено- вания грузов, и знаки опасности, а также надпись о срочном возврате.
Окраска котлов специализированных цистерн должна соответствовать установленным требованиям.
Автосцепки вагонов для перевозки опасных грузов должны иметь два ограничителя вертикальных перемещений: верхний и нижний. Ограничители вертикальных перемещений должны быть также на рефрижераторных и пас- сажирских вагонах по одному (верхний).
После раздела вагонного парка между странами СНГ железные дороги этих стран получили числовые и мнемокоды (табл. 1.1). Числовые коды до- рог наносят на боковые стенки грузовых вагонов.
Таблица 1.1
Коды дорог
Коды дорог
Государство
Число- вой
Мнемоничес- кий
Государство
Число- вой
Мнемоничес- кий
Россия 20 РЖД
Грузия 28 ГР
Белоруссия 21
БЧ
Узбекистан 29
САЗ
Украина 22
УЗ
Азербайджан 57
АЗ
Молдавия 23
ЧФМ
Армения 58 Арм
Литва 24 ЛГ
Киргизстан 59
Крг
Латвия 25 ЛДЗ
Таджикистан 66
ТДЖ
Эстония 26 ЭВР
Туркменистан
67
ТПК
Казахстан 27
КЗХ
19
Числовой код наносят белой краской на кузове вагона и набивают клеймами на ответственных частях вагона: шкворневой балке рамы по диа- гонали рамы; боковых рамах и надрессорной балке тележки на одном из ко- лес колесной пары. Для постановки клейм на перечисленных деталях абра- зивным инструментом зачищают полосу длиной 300 мм (на ободе колеса – по дуге), шириной 15 мм. На этой полосе устанавливают место набивки клейм для каждой страны.
На кузовах вагонов должны быть нанесены знаки габарита подвижного состава (табл. 1.2.).
Таблица 1.2.
Габариты подвижного состава
Макси- мальные размеры, мм
Наименование габарита (ГОСТ
9238-83) вы- сота ши- рина
Услов- ное обозна- чение на ку- зове
Назначение габарита
Т 5300 3750
-
Для вагонов, обращающихся по от- дельным реконструированным лини- ям СНГ и МНР
Тц 5200 3700
-
Для цистерн и вагонов-самосвалов
Тпр промежу- точный
5300 3550
-
Для полувагонов
1-Т 5300 3400
-
Для вагонов, обращающихся по всем линиям стран СНГ и МНР
1-ВМ 4700 3400
МС-1 Для вагонов, обращающихся по всем линиям стран СНГ, МНР и отдель- ным участкам стран Восточной Ев- ропы
0-ВМ 4650 3250
МС-0 Для вагонов, обращающихся по всем дорогам СНГ и стран Восточной Ев- ропы
02-ВМ 4650 3150 - Для вагонов, допускаемых к обраще- нию по дорогам стран СНГ, Восточ- ной Европы и некоторых государств
Западной Европы
03-ВМ 4280 3150
МС
Для вагонов, допускаемых к следо- ванию по дорогам всех стран Европы и Азии. Соответствует габариту РИЦ
На кузова пассажирских вагонов габарита РИЦ, курсирующих по до- рогам западноевропейских стран, наносят специальную таблицу сведений о вагоне. Тележки грузовых вагонов РЖД приспособлены для перестановки с
20
колеи 1520 мм на колею 1435 путем замены колесных пар и изменения поло- жения тормозных башмаков.
За пассажирскими вагонами габарита РИЦ, курсирующими по колее различной ширины, закреплены по два комплекта тележек КВЗ-ЦНИИ типа 1 для колеи 1520 мм (один комплект) и для колеи 1435 мм (второй комплект).
Рефрижераторные секции, выпускаемые заводами ГДР с 1985 г. при- способлены к перестановке с колеи одной ширины на другую путем замены колесных пар.
1.3.
Задачи эксплуатационных подразделений вагонного хозяйства,
их структура и функции
Концепцией реформирования вагонного хозяйства в процессе перехода от системы Министерства путей сообщения к ОАО «РЖД» определена ос- новная задача (миссия) вагонного хозяйства. Миссия вагонного хозяйства за- ключается в обеспечении платежеспособного спроса грузоотправителей на перевозки исправным подвижным составом в необходимых объемах незави- симо от формы его собственности и принадлежности.
Организационно-функциональная структура вагонного хозяйства со- вершенствовалась на протяжении нескольких десятков лет, что позволило создать устойчиво работающий управляемый механизм со специфическими особенностями. Сложившаяся система в целом оправдала себя на практике. В то же время она имеет ряд недостатков, которые в условиях становления конкуренции на рынке транспортных услуг стали препятствовать ее даль- нейшему развитию.
В современных условиях вагонное хозяйство требует кардинальных преобразований в системе его организации и управления.
Миссия вагонного хозяйства ОАО «РЖД» реализуется через достиже- ние поставленных стратегических целей:
– обеспечение равноправного доступа владельцев подвижного состава к инфраструктуре и вагоноремонтной базе ОАО «РЖД»;
– повышение качества технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов при оптимизации затрат на выполняемые работы;
– планомерное обновление вагонного парка и повышение эффективно- сти его использования;
– повышение финансовой устойчивости подразделений вагонного хо- зяйства, обеспечение прозрачности информационных и финансовых потоков при закупке, содержании, техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов.
Поставленные цели могут быть достигнуты за счет разделения функ- ций вагонного хозяйства на три обособленные группы: закупку и содержание вагонного парка, техническое обслуживание грузовых вагонов, производство
21
ремонта грузовых вагонов с созданием организационно-функциональных структур, ответственных за их реализацию.
Для повышения эффективности управления вагонным парком, обеспе- чения равноправного доступа владельцев грузовых вагонов к инфраструктуре и вагоноремонтным мощностям ОАО «РЖД» на первом этапе реформирова- ния в период 2005-2006 гг. предложена организационно-функциональная мо- дель управления вагонным хозяйством, приведенная на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Организационно-функциональная модель управления вагонным хозяйством в структуре ОАО «РЖД» (2005-2006 гг.)
Обозначения к рисунку приведены на странице 22.
22
Обозначения к рис. 1.1.
Обозначения: НЗТ – заместитель начальника дороги по локомотивному и вагонному хозяйству; В – служба вагонного хозяйства; ДРВ – дирекция по ремонту грузовых вагонов; НОДВ – вагонный отдел отделения дороги; ВЧДЭ
– депо по эксплуатации грузовых вагонов; ВЧДР – депо по ремонту грузовых вагонов; ВКМ – вагоноколесные мастерские; ПТО – пункт технического об- служивания вагонов; ПОТ – пункт опробования тормозов; ПТП – пункт тех- нической передачи вагонов; ППВ – пункт подготовки вагонов к перевозкам;
ППП – промывочно-пропарочное предприятие; ПТОР – пункт текущего от- цепочного ремонта вагонов.
Основные принципы формирования модели заключаются в следую- щем.
1.
В структуре ОАО «РЖД» создается новый филиал по закупке и со- держанию грузовых вагонов. Филиал наделяется функциями, связанными с приобретением, содержанием и списанием из инвентаря грузовых вагонов, которые ранее были возложены на Департамент вагонного хозяйства. В фи- лиал включаются три инспекции:
– по сохранности грузовых вагонов в эксплуатации;
– по приемке грузовых вагонов из ремонта;
– по приемке грузовых вагонов новой постройки и их комплектующих.
Филиал ОАО «РЖД» по закупке и содержанию грузовых вагонов имеет два уровня управления (сетевой и дорожный).
2.
Структура Департамента вагонного хозяйства в целом сохраняется, за исключением отделов, занятых вопросами приобретения, содержания и списания грузовых вагонов из инвентаря.
3.
На дорожном уровне служба вагонного хозяйства подразделяется на две части: ремонтную и эксплуатационную. В составе железной дороги фор- мируется Дирекция по ремонту грузовых вагонов с подчинением ей на ли- нейном уровне вагоноремонтных депо (ВЧДр) и вагоноколесных мастерских
(ВКМ). В ведении службы вагонного хозяйства остаются эксплуатационные вагонные депо (ВЧДэ), обеспечивающие техническое обслуживание грузо- вых вагонов. К ВЧДэ относятся пункты технического обслуживания вагонов
(ПТО), пункты опробования тормозов (ПОТ), пункты технической передачи
(ПТП), пункты подготовки вагонов под погрузку (ППВ), промывочно- пропарочные станции (ППС), пункты текущего отцепочного ремонта
(ПТОР).
При отделенческой структуре управления на железной дороге эксплуа- тационные вагонные депо находятся в оперативном подчинении отделениям дороги.
В связи с разделением вагонных депо на ремонтные и эксплуатацион- ные распределены основные функции по ремонту и техническому обслужи- ванию вагонов между этими депо.
В задачи ремонтных депо входит плановый ремонт грузовых вагонов, ремонт и изготовление запасных частей.