Файл: Основы технического.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 699

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

356
Ремонт цистерн, груженных кислотами, химическими продуктами, неф- тепродуктами, крытых вагонов и контейнеров, загруженных опасными грузами производится с соблюдением мер безопасности и правил, указанных в аварий- ных карточках и инструкции ЦВ «Порядок безопасного ведения работ с ваго- нами, гружеными опасными грузами при техническом обслуживании, безотце- почном ремонте и при текущем отцепочном ремонте».
В соответствии с НТД ЦВ работники ПТО должны знать особые требова- ния безопасности при техническом обслуживании вагонов, перевозящих опас- ные грузы, пройти обучение в знании знаков опасности на опасные грузы, мест их нанесения, должны быть ознакомлены с аварийными карточками, знать ин- струкцию ЦВ «Порядок ведения работ с вагонами, гружеными опасными гру- зами при техническом обслуживании, безотцепочном и отцепочном ремонте».
К обслуживанию специализированных вагонов и контейнеров для пере- возки опасных грузов, допускаются работники не моложе 21 года, прошедшие специальное обучение, аттестованные и имеющие удостоверение на право об- служивания специализированных вагонов и контейнеров. Обучение и аттеста- ция персонала, обслуживающего специализированные вагоны и контейнеры для перевозки опасных грузов, должны производиться в учебных заведениях, имеющих лицензию органов Госгортехнадзора.
О проверке знаний обслуживающего персонала должен составляться спе- циальный акт, с указанием перечня работ, к которым допущен работник.
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27

14.2 Особенности технического обслуживания вагонов
промышленного железнодорожного транспорта
Грузовые вагоны промышленного железнодорожного транспорта (ПЖТ) делят на три группы:
1) универсальные и специализированные вагоны с максимальной расчет- ной статической осевой нагрузкой на рельсы 230 кН (23,5 тс), которые можно эксплуатировать на путях ПЖТ и на магистральных железных дорогах;
2) специальные вагоны с максимальной статической нагрузкой на рельсы
230 кН и более (до 320 кН), предназначенные для эксплуатации только на путях
ПЖТ (в том числе внутризаводских, на горных выработках и.т.д.);
3) специализированные вагоны технологического назначения с макси- мальной статистической осевой нагрузкой на рельсы до 550 кН, обращающиеся по определенным путям с особой или усиленной конструкцией верхнего строе- ния пути со скоростью передвижения 10-15 км/ч.
Вагоны первой группы – это универсальные и специальные вагоны маги- стральных железных дорог, (транспортеры, вагоны самосвалы, хоппер- дозаторы), производимые по чертежам, согласованным с департаментом вагон- ного хозяйства ОАО «РЖД». Для выхода на пути общего пользования желез- ных дорог вагоны - собственность предприятий и организаций, должны быть зарегистрированы в ИТЦ ГВЦ железных дорог. На эти вагоны оформляют до-

357
кументацию в соответствии с НТД «Правила курсирования и учета собствен- ных грузовых вагонов, принадлежащим предприятиям, организациям и физиче- ским лицам».
Вагоны второй группы, выполненные по габариту подвижного состава 1-
Т, в порожнем состоянии могут пересылаться по железным дорогам РФ в (к месту эксплуатации, в ремонт и.т.д.) как груз на своих осях. Вагоны самосвалы
(думпкары), выполненные по габариту 1-Т, могут пропускаться по путям обще- го пользования (при пересылке) как груз на своих осях, в соответствии с прави- лами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Конструкционная скорость вагонов – самосвалов на путях ПЖТ ограни- чена до величины 70-75 км/ч.
Вагоны третьей группы – специализированные, участвующие в техноло- гическом процессе металлургических и коксохимических предприятий: чугуно- возы (для перевозки ковшей с жидким чугуном), млаковозы, коксотушильные вагоны, трансферкары (вагоны для подачи руды и кокса на эстакады), платфор- мы для перевозки горячих слитков металла, заготовок и проката, вагоны – весы.
Особенности условий эксплуатации вагонов технологического назначе- ния: высокое температурное воздействие, большие осевые нагрузки, необходи- мость существенного ограничения скорости движения, короткие пути транс- портировки (в пределах завода или внутрицеховая). Конструкция вагонов тех- нологического назначения приспособлена для перевозки горячих грузов с тем- пературой 600-1000
°С. Погрузка этих вагонов производится экскаваторами, кранами магнитными захватами, из машин для разливки жидкого металла, с конвейерных лент, из коксовых печей.
Для ходовых частей вагонов технологического назначения используют колесные пары и тележки усиленной конструкции.
Перевозку вагонов технологического назначения к месту эксплуатации осуществляют в разнообразном виде на платформах или в полувагонах. Пере- движение вагонов технологического назначения по путям общего пользования не допускается.
Технологическое обслуживание вагонов ПЖТ, имеющих право выхода на пути железных дорог, осуществляется по технологическому процессу, приня- тому для вагонов РЖД.
Техническое обслуживание вагонов ПЖТ второй группы (без права вы- хода на пути РЖД) осуществляется в соответствии с технологическим процес- сом, утвержденным Министерством транспорта [11]. Предусмотрены четыре вида обслуживания:
– ТО-1 контроль технического состояния вагонов всех типов и безотце- почный текущий ремонт вагонов в поездах на ПТО (после формирования поез- да и в пути следования);
– ТО-2 техническое обслуживание безотцепочный и отцепочный ремонт порожних вагонов при подготовке к перевозкам;
– ТО-3 текущий отцепочный ремонт груженых вагонов с отцепкой от по- ездов;


358
– ТО-4 профилактическое обслуживание полувагонов, вагонов - самосва- лов и хоппер-дозаторов с ревизией пневматической системы разгрузки вагонов
- самосвалов и дозирующих устройств хоппер - дозаторов
– четвертый вид обслуживания (ТО-4) производится по календарному сроку службы или по наработке:
– полувагонов – через 6 месяцев эксплуатации;
– хоппер-дозаторов через 4 месяца;
– вагонов-самосвалов через 300-400 рейсов (2-3 месяца).
Для вагонов, работающих на открытых горных разработках и на строи- тельстве пути, ТО-1 также производится по наработке или календарному сроку службы;
– вагонов-самосвалов – через 3-6 рейсов;
– хоппер-дозаторов ежесуточно.
Техническое обслуживание вагонов технологического назначения выпол- няют специализированные бригады тех цехов, за которыми закреплены эти ва- гоны. Техническое обслуживание (осмотр) производят ежесуточно или еже- сменно.
В соответствии с ПТЭ ПЖТ в состав вагонного хозяйства ПЖТ входят ва- гонные депо и вагонные участки, ПТО, промывочно-пропарочные предприятия, устройства по очистке вагонов и устройства для восстановления сыпучести грузов.
Работники вагонного хозяйства ПЖТ обязаны взаимодействовать с пунк- тами технической передачи вагонов (ПТП), находящимися в ведении железных дорог по вопросам обеспечения сохранности вагонного парка.
В последние годы в связи с реформами на транспорте сформированы ва- гонные депо – собственность промышленных предприятий, имеющих парк соб- ственных вагонов, курсирующих по путям железных дорог, например депо Ба- лахонцы ОАО Уралкалий, обслуживающего собственный парк 6 тыс. вагонов.
В состав таких депо входит ПТО по подготовке собственных вагонов к пере- возкам. Имеются промывочно-пропарочные предприятия – собственность про- мышленных предприятий.
Технологические процессы ТО вагонов ПЖТ разработаны аналогично ТО вагонов магистральных дорог, с учетом местных условий и особенностей пере- возок грузов по путям ПЖТ.
Определенную сложность представляет техническое обслуживание ваго- нов-самосвалов и открытых хопперов, которые оснащены системами пневмати- ческой разгрузки. В настоящее время в эксплуатации находится большое коли- чество типов вагонов-самосвалов, различающихся по конструкции механизма разгрузки и пневмопривода системы разгрузки. Поэтому местные инструкции по техническому обслуживанию вагонов-самосвалов должны соответствовать инструкциям заводов-изготовителей. Вагоны-самосвалы и хоппер-дозаторы, курсирующие по путям ОАО «РЖД», должны быть сформированы в полносос- тавные вертушки, сопровождаемые специальной бригадой. Техническое об-


359
служивание вагонов-самосвалов и хоппер-дозаторов выполняют предприятия –
собственники вагонов.
Техническое обслуживание вагонов ПЖТ (за исключением вагонов тех- нологического назначения) выполняется на ПТО, на специально выделенных путях. Учетная документация о выполненном техническом обслуживании ваго- нов ведется в соответствии с правилами, утвержденными Министерством транспорта и предприятиями владельцами вагонов.
Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт (ППР) вагонов технологического назначения возлагается на службу главного механи- ка предприятия и службу механика производственного цеха. Техническое об- служивание вагонов выполняют бригады механика цеха. Ремонтная служба, подчиняющаяся главному механику, имеет ремонтно- механический участок и ремонтные мастерские. Техническое обслуживание вагонов производят на спе- циально-выделенных участках путей технологического назначения, а случае необходимости вагон подается на пути ремонтных мастерских.
Организация движения, эксплуатация и техническое обслуживание ваго- нов на путях ПЖТ производится в основном по тем же правилам, что и на РЖД.
Главные задачи службы вагонного хозяйства включают обеспечение безопас- ности движения в поездной и маневровой работе и обеспечение техники безо- пасности обслуживающего персонала.
Для контроля за обеспечением безопасности движения и для служебного расследования случаев нарушения безопасности движения в подразделениях
ПЖТ имеются штат ревизоров и главных ревизоров по безопасности движения.
Организация учета, регистрации и расследования нарушений безопасно- сти движения, классификация нарушений безопасности движения и чрезвычай- ных случаев регламентированы нормативным документом Министерства транспорта РФ «Инструкция о порядке расследования и учета нарушений безо- пасности движения на промышленном железнодорожном транспорте, №АН-
25Р, 2001 г.».
Классификация нарушений безопасности движения в поездной и манев- ровой работе такая же, как и на железных дорогах РФ (см.р. 4.2)
Выделено понятие «чрезвычайные случаи». К чрезвычайным случаям от- носится полная или частичная утрата подвижного состава в ходе террористиче- ского акта, или в результате неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Нарушения безопасности движения, связанные с вагонами, принадлежа- щими ОАО «РЖД», произошедшие на путях ПЖТ, расследуют по правилам
ОАО «РЖД». Нарушения безопасности движения, связанные с вагонами – соб- ственностью предприятий и организаций, имеющих право выхода на пути РЖД и произошедшие на путях РЖД, расследуют по правилам ОАО «РЖД» .
Для обеспечения безаварийной эксплуатации вагонов на путях ПЖТ пункты технического обслуживания вагонов на станциях ПЖТ должны быть обеспечены необходимыми техническими средствами.
Техническое оснащение ПТО регламентировано НТД [11]. Предусмотре- ны служебные помещения для осмотрщиков и ремонтных бригад, кладовые для


360
хранения пятидневного запаса материалов и запасных частей; бытовые поме- щения.
На станции размещения ПТО должны быть выделены пути для техниче- ского обслуживания и безотцепочного ремонта вагонов, специализированный путь для текущего отцепочного ремонта вагонов. Междупутья путей, предна- значенные для ТО и текущего отцепочного ремонта вагонов, должны быть за- бетонированы или заасфальтированы. На междупутьях должны быть размеще- ны стеллажи для запасных частей и материалов.
В соответствии с ПТЭ ПЖТ пути, на которых производится ТО и ремонт вагонов, должны иметь достаточное освещение и двухстороннюю связь с ма- невровым (станционным) диспетчером и дежурным по станции. Предусматри- вается технологическое оснащение специализированных путей текущего отце- почного ремонта вагонов: мостовые или козловые краны, монорельсы с элек- тротельферами, самоходные ремонтные установки, электросварочные линии, воздухопроводные линии сжатого воздуха, гидравлические и электрические домкраты, стенды и прессы для правки бортов платформ, крышки люков полу- вагонов, приспособления для съема и постановки частей автосцепного устрой- ства.
Требования по технике безопасности для работников ПТО ПЖТ допол- няются требованиями, связанными с особенностями конструкции специальных вагонов промышленного транспорта.
Техническое обслуживание и ремонт вагонов, оборудованных пневмоси- стемами разгрузки, производят после выпуска сжатого воздуха из всех трубо- проводов и резервуаров пневмосети разгрузки, а рукава межвагонных соеди- нений должны быть отключены от источников сжатого воздуха. Регулировку механизмов вагона должны производить не менее двух человек, при этом за- прещено находиться вблизи открываемых бортов, крышек люков.
Запрещается подача в пневмоцилиндры сжатого воздуха давлением более
0,6 МПа.
Особенного внимания требует соблюдение правил техники безопасности при подготовке под налив специализированных цистерн. В эксплуатации нахо- дится свыше 40 видов специальных цистерн, в которых перевозят до 300 видов различных продуктов, часто опасных: ядовитых, пожаро- и взрывоопасных.
При подготовке специальных цистерн под налив операции очистки от остатков груза, нейтрализации, дегазации, а затем операции загрузки чередуются или со- вмещены с операциями технического обслуживания.
На предприятиях, производящих погрузку и выгрузку специальных цис- терн, должны быть разработаны подробные технологические процессы погруз- ки, выгрузки и технического обслуживания цистерн для перевозки опасных грузов. Для выхода цистерн на пути магистральных железных дорог техниче- ское состояние их должно соответствовать требованиям, предъявляемым к ва- гонам ОАО «РЖД» (см. раздел 14.1).
Для примера приведены особенности технического обслуживания неко- торых видов цистерн после выгрузки, при подготовке к погрузке, или при под-