Файл: Дипломный проектработа тема работы Управление предприятием малого бизнеса на примере ооо Станкосервис в г. Томске.pdf
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21 информацией внутри организации, которая позволит выпустить готовый продукт.
То, что происходит на предприятии, все процессы в ней протекающие, исследования, изготовление, контроль качества, хранение, ремонт. В этом случае организация рассматривается как взаимосвязь между процессами предприятия.
В каждом подразделении организации при проектировании или изготовления продукта реализуется все или некоторые функции управления.
Информация о качестве продукта анализируется, и далее планируется деятельность организации на будущий период.
Управление качеством тесно связано с понятием менеджментом качества. Они взаимодополняют друг друга.
Управление качеством – осуществляется руководителем и работниками организации, которые влияют на процесс создания нового товара, для обеспечения ее качества путем выполнения функций планирования и контроля качества продукции, информации, ее разработки, внедрения и принятие решения по качеству готовой продукции.
Менеджмент качества – общее качество производимой продукции, осуществляется руководителем, он обеспечивает всеми ресурсами предприятие, организует работы, взаимодействует с внешней средой, устанавливает политику и планы в области качества и приобретает стратегические и важные мгновенные решения по качеству
5
К выполнению определенных функций привлекаются все работники фирмы, но ответственность за общее руководство качеством несёт высшее руководство.
В основе менеджмента качества лежат следующие принципы:
1) Ориентация на потребителя. Руководство обеспечивает продвижение продукта на рынок, производимый продукт должен соответствовать интересам потребителя.
5
Огвоздин В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. 2009. 215 с.
22 2) Лидерство руководителя. Анализирует информацию и принимает решение согласно ситуации.
3) Вовлечение работников. Необходимо создать условия для сотрудников, чтобы они были заинтересованы в своей работе, в создании, развитии и внедрении СМК. Для этого необходимо учитывать мнение и пожелания работников. Проводить обучение персонала и повышать квалификацию. Чтобы сотрудники понимали и осознавали свой вклад в конечный продукт.
4) Процессный подход. Все сотрудники организации, применяются в одном процессе, и сами корректируют работу в рамках процесса и решают возникающие проблемы без участия вышестоящего руководства.
Процессный подход к управлению позволяет более оперативно решать возникающие вопросы и воздействовать на результат. Управление процессами позволяет сконцентрироваться не на работе каждого из подразделений, а на итогах работы фирмы, в целом.
5) Принятие решений, основанное на фактах. Необходимо обеспечить информацией руководителя, проанализировав информацию, руководитель сможет эффективно управлять организацией.
6) Постоянное улучшение. При принятии управленческих решений, руководитель опирается на информацию о всевозможных происшествиях, проблемах, улучшениях организации.
7) Системный подход к менеджменту. Любое решение имеет последствия для всей системы. Позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.
8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Ориентированы на удовлетворение потребностей потребителя, качество играет большую роль.
Сейчас, из-за кризиса основным показателем конкурентоспособности стала низкая цена продукции. Поэтому основными критериями остается цена и своевременные поставки. Но организация должна от поставщиков не только требовать, но и стимулировать, и участвовать в повышении качества
23 производимой продукции, главное не скрывать этого от поставщика, и посвящать в планы и задачи организации, чтобы в дальнейшем видеть перспективы улучшений организации.
Таким образом, большой поток информации можно обеспечить своевременной обработкой информации, корректировать и улучшать организацию.
Выделяют различные критерии для отнесения организации к категории малых предприятий:
- численность занятого населения;
- размер уставного капитала;
- годовой объем оборота;
- прибыль;
- уровень доходности;
В законодательстве отмечено понятие малого и среднего бизнеса, к которому в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации» относятся
6
: зарегистрированные в установленном порядке граждане (в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) или в качестве глав крестьянских
(фермерских) хозяйств
(КФХ), сельскохозяйственные потребительские кооперативы. (в ред. ФЗ от
29.12.2015 N 408-ФЗ)
Признаки для малого бизнеса:
1) количество сотрудников от 16 до 100.
2) Выручка от реализации продукции и услуг без учета НДС за один год должна быть более 800 млн. рублей, Постановлению Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 7
6
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Ст. 4.
7
Критерии для малого и среднего предпринимательства, установленные Федеральным законом N 209-ФЗ
ОТ 24.07.2007. Ст. 4.
24
Создав малое предприятие, нужно помнить, помимо положительных сторон, есть и недостатки, никто не может отменить закон оптимума при концентрации производства.
Закон оптимума: каждый фактор имеет лишь определенные пределы положительного влияния на организмы. Результат действия переменного фактора зависит, прежде всего, от силы его проявления. Как недостаточное, так и избыточное действие фактора отрицательно сказывается на жизнедеятельности особей
8
Нужно выбирать производство и размеры производства, при которых реализация продукции будет обходиться дешевле, с использованием того же объема ресурсов выпускается больше продукции.
При решении вопросов о размере организации нужно опираться на научно-технологический фактор. Большую экономию труда, в расчете за единицу производимой продукции дает комплексная механизация и автоматизация, на малом предприятии это затруднено. Но мелкое предприятие может применять новые, менее ресурсоемкие и не такие большие современные оборудования, как на крупных предприятиях, это будет способствовать снижению издержек производства и реализации товаров.
Малые предприятия гибкие в условиях динамических изменений в технологии, это, безусловно, преимущество, ведь они могут реагировать на меняющуюся рыночную конъюнктуру. Так же, мелким предприятиям легче вводить новую продукцию.
Небольшой трудовой коллектив, неформальный характер контроля, взаимоотношения с малым кругом поставщиков и потребителей, это особенности малого предприятия, связанные с социальной стороной.
Так же, особенностью малого предприятия является то, что собственник руководит предприятием. Собственник заинтересован, чтобы
8
Арциховский В. М.,. Экологический оптимум // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона,2012. 317 с.
25 его предприятие процветало, к тому же он рискует своей же собственностью, поэтому он знает практически все функциональные области его организации.
Важным показателем для предприятия является прибыль и планирование. Малые предприятия сами планируют свою деятельность, определяют перспективы развития, опираясь на спрос потребителей и необходимости обеспечения производственного и общественного развития организации, повышения личных доходов сотрудников.
Предприятия сами устанавливают цены и тарифы на свою продукцию и услуги, или если эти цены не предусмотрены в законодательстве Российской
Федерации, в этом случае предприятия устанавливают государственные цены.
Этапы, которые зависят друг от друга при управлении предприятием:
1. Найти то, что будет производить предприятие, для этого следует изучить состояние рынка, спрос и предложение на товары, которые необходимы региону. Не стоит забывать про препятствия и ограничения, следует узнать про возможные получения льгот. Так можно определить общие условия инвестирования денежных средств. Собственник, таким образом, определит свою нишу и установит специализацию своего предприятия. Следует оценить возможность будущих потребителей, разузнать о конкурентах, решить вопросы об оборудовании и техники.
2. Сформировать производственную базу. Определится с арендой или покупкой помещения, станков, оборудования, инструментов, приобрести материалы, комплектующие, полуфабрикаты, найти сотрудников. Подобрать работников можно самим, либо обратится на биржу труда.
3. Привлечь финансовые средства. Отрывая свое дело, как правило, в большинстве случаев денежных средств не хватает. Для решения этой проблемы можно обратиться в банк, для получения кредита, выпустить акции.
Предпринимателям тяжело обеспечить на предприятии хороший объем оборотных средств и увеличить предприятие за счет средств производства.
26
В заключение первого параграфа надо отметить, что управление предприятием малого бизнеса имеет ряд преимуществ по сравнению с управлением организациями более крупных форм:
- оперативность (возможность быстро реагировать на изменения рыночной среды);
- гибкость (возможность оперативно вносить изменения в структуру, ассортимент конечного продукта или услуг и другими в соответствии с новыми вызовами);
- быстрый оборот средств.
Сложности ведения малого бизнеса зачастую являются продолжением тех же преимуществ:
- финансовая неустойчивость в ситуациях неопределенности на рынке, кризисов;
- большая роль человеческого фактора.
Малые бизнес – опора экономики, но финансовый кризис затрудняет развитие малого предпринимательства. Важнейшей задачей сегодня является обнаружение оптимальных мер воздействия методами государственного регулирования, налоговой и кредитной политики, для достижения задачи стимулирования развития малого бизнеса, его поддержки в непростых экономических условиях сегодняшнего момента. Но его мобильность, легкость, с которой он способен перестроится, заполнить освобождающиеся ниши в результате осуществления политики импортозамещения, делает его прибыльность потенциально возможной.
27
1.2 Методы управления в сфере малого бизнеса
Для малого предпринимательства не нужно больших вложений, и обеспечивает не плохую скорость оборота и дает хорошие шансы на высокую прибыль.
Это очень привлекает частных вкладчиков, и тех, у кого не большие сбережения и хочет укрыться от инфляции. Развитие бизнеса это составная органическая часть, которая помогает реализовать другие ее части, и общей стабильности, и подъему в экономике.
Те, кто работает на малом предприятие, получают стабильную, не плохую заработную плату, могут позволить себе хорошие товары, это очень стимулирует производство.
Малый бизнес практически не зависят от государства, уменьшает количество безработных людей. Это помогает получить экономическую, политическую социальную стабильность.
Развитие малого предпринимательства определяется рядом преимуществ, которыми он обладает.
Гибкость и подвижность малого бизнеса, которые позволяют быстро реагировать на окружающие изменения и на удовлетворение рынка. Малый бизнес можно отнести к экономическому как к творческому типу поведения, для которого свойственны предпринимательский дух и инициативная деятельность, связанная с риском для не большого количества заинтересованных людей.
Создать атмосферу и возможность эффективного хозяйствования способствует соединению управленца и собственника в одном человеке, такое характерно для малых фирм.
Так же еще одним преимуществом в малом предпринимательстве является взаимозаменяемость сотрудников. В маленьком коллективе очень важно поддержка и помощь оказываемая друг другу, если есть
28 необходимость, то функции между сотрудниками дублируются и заменяются.
Так же, на маленьких предприятиях быстро и оперативно доносится информация. Это связано с тем, что объем информации на таких предприятиях не большой и сам руководитель общается со своими сотрудниками.
Для начинающих предпринимателей очень заманчивым становится тот факт, что для малой организации в основном, не нужно ни каких больших вложений. Разумеется, это видно на себестоимости продукции, которую они выпускают.
В малом бизнесе так же есть и недостатки.
У собственника всегда присутствует страх разориться, это все потому, что существует большая степень риска. Большинство зависит не только от успешного руководителя, но еще и от воздействия окружающей среды.
Так же слабой стороной малого предприятия будет накопление денежных средств. В основном, чтобы расширить производство, собственники предприятий могут выделить лишь небольшую часть средств.
Как правило, для получения кредита много ограничений. Высокий процент выплатить могут не всегда.
В организации не бывает возможности приобретать материалы большими партиями со значительными скидками, покупки ограничены масштабом производства.
Нет возможности организовать подразделение маркетинга или открыть дилерскую сеть.
Малые организации не могут проводить научные исследования или перспективы начинания.
Небольшая номенклатура выпускаемых товаров делает малое предприятие слабым с точки зрения состояния рынка.