Файл: Дипломный проектработа тема работы Управление предприятием малого бизнеса на примере ооо Станкосервис в г. Томске.pdf
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
40
Все главные функции менеджмента повседневной работы выполняются руководителем организации.
Сотрудников следует воспринимать как инвестиции в человеческий капитал, как основной источник прибыли, нужно мотивировать сотрудников, это приведет к улучшению фирмы.
Не бывает одинаковых предприятий. Попытки руководить, опираясь на какие-то общие принципы, игнорируя все, что делает учреждения или организация непохожими друг на друга, неизбежно оборачиваются большими проблемами.
41
1 2 3 4 5
1.3 Типы организационных структур малых предприятий
Предприятия, которые выполняют такие процессы как: определение сроков, объемов и последовательности работ, разделение труда и обеспечение ресурсов предприятия, требуются в осуществлении устойчивых взаимосвязей между структурами системы управления. Для этого разрабатывается организационная структура управления.
Логическая система, которая связывает функциональные подразделения, отражает внутреннюю структуру предприятия - это называют организационная структура предприятия.
Организационная структура делится на два вида: иерархическая и органическая.
Иерархическая структура вносит в себя четко определенную иерархию, управление исходит из одного центра, строгое разделение функций сотрудников, четкое распределение прав и обязанностей работников.
Орг.структура предприятия формирует форму разделения и кооперации управленческой деятельности, которая направлена на достижение поставленных целей и задач фирмы.
Для организационной структуры характерны следующие соблюденные принципы:
1. организационная структура в управлении должна отвечать поставленным целям и задачам предприятия.
2. структура должна показывать функциональное разделение труда и объем выполняемой работы сотрудников, которые занимаются, управляем предприятия.
3. Руководители уполномочены факторами: уровнями культуры, нормами, правилами, традициями и то, что окружает за пределами предприятия.
При основании орг. структуры фирмы, отображают полномочия и коммуникационные структуры.
42
Коммуникации отвечают за распространение информации в организации.
Полномочия предоставляет права и обязанности координационных элементов. Начальное формирование структуры полномочий определяется организационная теория, это наука о функционировании предприятия внутри общества и их обоюдном влиянии.
Структурный подход включает в себя несколько этапов к построению орг. структуры:
1. Создание организационной структуры – начало формальной системы правил, делает возможным контролировать взаимодействие сотрудников фирмы.
2. Методы распределения функциональных обязанностей зависит от положенных в правила распределения оснований: размер групп, выполняемые функции, территория, вид выпускаемой продукции.
3. Отбор способа передачи полномочий состоит в централизации и децентрализации структуры управления.
4. Избрание типа организационной структуры.
Избрание типа орг. структуры состоит в построении иерархической структуры, в которой штатные единицы связаны между собой правом отдавать распоряжения.
В строение управления фирмой возникают горизонтальные связи, которые носят характер согласований.
Вертикальные связи или связи подчинения, возникают при наличии нескольких уровней управления. Вертикальные связи могут быть линейными и функциональными.
Организации имеют разную организационную структуру, зависит от того, чем они занимаются. Основные виды организационных структур:
1) Линейная (рис 1.2)
43
Собственник предприятия
Управляющий или помощник
Сотрудни к 1
Сотрудни к 2
Сотрудни к 3
Рис 1.2 Линейная структура предприятия
1. Линейная структура применяется в случаях, когда выполняемая работа однообразная и не сложная; собственник организации постоянно наблюдает за работой персонала.
Предполагает, что каждый сотрудник подчинен только одному руководителю, и связан с вышестоящим руководством только через управляющего или помощника.
В линейной структуре четко отраженна ответственность, она обеспечивает быстроту реакции на прямой приказ.
Преимущества:
- Единства и четкость распоряжений,
- Согласованность действий сотрудников,
- Повышенная ответственность руководителя за свое подразделение,
- Действенность в принятии решения,
- Личная ответственность руководителя за конечный итог своего подразделения.
Недостатки:
- Завышенные требования к руководителю, который необходим знать все функции управления и сферы деятельности, которые делаются работниками, это ограничивает масштабы подразделений и возможность к продуктивному управлению,
44
- Большой поток документации, перегрузка информации, большое количество контактов с подчиненными.
Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, у которых не сложное производство.
2. Функциональная (рис 1.3).
Собственник предприятия
Финансы и учет
Научно- исследовательские работы
Производство
Маркетинг
Работа с персоналом
Рис 1.3. Функциональная структура предприятия
Функциональная структура применяется тогда, когда необходимость в продуктивном управлении высокая, в организации занято большое количество сотрудников, ситуация в фирме и вокруг руководителя достаточно стабильна.
Преимущества структуры:
- Высококвалифицированные работники, отвечают за осуществление определенных функций,
- Есть возможность расширения линейных руководителей по оперативному управлению предприятием освобождения от подготовки материалов по вопросам функциональной занятости.
- Может достичь высокого уровня специализации.
- ввести инновации в такую структуру намного проще.
45
Функциональная структура направлена на выполнение одних и тех же задач, которые не требуют оперативного принятия решений.
Недостатки:
- Трудности взаимосвязей между разными функциональными подразделениями,
- Длительность в принятии решения,
- Иерархию в структуре взаимоотношений,
- Отсутствие взаимопонимания между другими сотрудниками подразделений.
- Каждый работник получает указания от нескольких руководителей, это снижает ответственность за работу.
- отношение между качеством и прибылью не может определяься однозначно.
- Несогласованность распоряжений, так как каждый руководитель ставит свое указание на первое место,
Функциональная структура лучше для крупных фирм, с большим количеством сотрудников и с одинаковыми видами деятельности.
3)
Региональная (рис 1.4).
Собственник предприятия
Юг о-
Западный район
Юго-
Восточный район
Центра льный район
Северный район
Рис 1.4. Региональная структура предприятия
Региональная структура применяется в случаях, когда предприятие распределена на разные регионы, потребность в различных регионах разная.
46
Используется предприятиями, когда выпускают продукцию ограниченной номенклатуры и ориентируются на большие рынки сбыта и на конкретного потребителя.
Преимущества:
- можно координировать все виды региональной деятельности;
- организация приобретает национальный характер
- существуют лучшие условия для проведения валютной политики
- намного легче используются в своих целях изменений, происходящих на местном рынке.
Недостатки:
- Трудности передачи информации за границу
- Дублирование линейной и функциональной ответственности в региональных отделениях
4) Ориентирована на товарную специализацию (рис 1.5)
Собственник предприятия
Проду кт 1
Проду кт 2
Проду кт 3
Проду кт 4
Рис 1.5. Структура ориентирована на товарную специализацию
Структура, ориентированная на товарную специализацию, применяется тогда, когда предприятие занимается производством множеством, не связанных между собой разных товаров.
Собственник предприятия
47 5) Ориентирована на потребителя (рис 1.6)
Рис 1.6. Структура ориентирована на потребителя
Структура, ориентированная на потребителя применяется в случаях, когда потребности каждой группы клиентов существенно отличаются между собой.
Основные предъявляемые требования для малых предприятий:
- Оптимальность. Чем меньше ступеней, тем более эффективно управление. Число нужно сводить до минимума.
- Оперативность. Управленческие решения следует применять быстро.
Поэтому права и обязанности следует распределять.
- Экономичность. Достигается за счет оптимального разделения труда.
Организационная структура имеет характеристики:
- низкое разделение труда. Из-за этого возникает перегруженность работников в количестве служебных обязанностей,
- независимое участие руководителя,
- в основном нет деления на отделы,
- имеют место прямые короткие информационные каналы между работниками;
- между сотрудниками преобладают неформальные отношения;
- работа координируется непосредственно сотрудниками путем прямых согласований;
- все вышеперечисленные характеристики предполагают высокую организационную гибкость на изменение спроса, а так же другие изменения.
Оптовые торговцы
Розничная сеть
Потребители в госсекторе
Предприятие А
Предприятие Б
Предприятие В
48
При создании структуры управления: стараться создавать меньше уровней управления и кратчайшую цепь команд.
Основные требования к орг. структурам:
1)
Орг. структура должна отображать цели и задачи
2)
Нужно оптимизировать разделение труда между управленцами и отдельными сотрудниками, обеспечить оптимальную нагрузку, а так же должную специализацию
3)
Связывать организационную структуру с объяснением обязанностей и ответственности каждого сотрудника, с определением горизонтальных и вертикальных связей между работниками и управленцами.
4)
Нужно поддерживать соответствие между обязанностями и ответственностью, чтобы система управления работала слажено.
5)
Если на одном предприятии структура управления работает эффективно, это не означает что она подойдет и для другой фирмы.
Принципы орг. структуры в современных рыночных фирмах:
1) равновесие прав и ответственности
2) ясность целей для всех подразделений
3) простота и четкость структуры управления
4) координация ответственности на высшем уровне управления фирмой
5) гибкость фирмы в соответствии с динамикой рынка.
Бывает, что условия окружающей среды могут сильно измениться, тогда в иерархических структурах процесс протекает медленней процедура разработки и принятия решений. Для такого случая, когда фирма больше не может успешно сотрудничать с внешней средой, тогда разработали адхократические структуры.
Подведя итог третьего параграфа, следует отметить, что когда перестает действовать структура управления в организации или она с самого начала не подходит, необходимо ее заменить на более подходящую. Для этого нужно верно сформулировать цели и задачи. Они должны быть
49 максимально определяющими, чтобы новая структура позволила организации лучше взаимодействовать с внешней средой, распределять и направлять усилия работников, удовлетворять общественные потребности, достигать своих целей. Для того чтобы создать успешную структуру управления нужно:
-
Сократить размеры подразделений и заменить их на квалифицированных специалистов.
- Уменьшить количество ступеней управления.
- Удовлетворить потребность рынка.
- Сосредоточить сотрудника на осуществление своих способностей
- Создать бизнес - центры
- Мгновенная реакция на изменение.
- Улучшить горизонтальные связи внутри организации.
- Совершенствование информационных технологий.
- Укрепить связи с покупателем.
- Улучшить качество продукции.
50
2. Анализ и оценка управления малым бизнесом на примере
предприятия ООО «Станкосервис»
2.1 Общая характеристика предприятия
Предприятие ООО «Станкосервис» находится на рынке уже более 20 лет.
Место нахождения организации Пролетарская, 62.
Источником финансирования предприятия являются собственные средства.
Предприятие занимается производством и оптовой продажей сувенирной продукции. Предприятие работает с российскими покупателями, а так же со странами СНГ.
На протяжении всех этих лет, предприятие осуществляет широкий ассортимент сувениров, такие как зеркала, массажки, расчески, магниты, шкатулки, брелки, фото-рамки, тетради и многое другое.
В организации работает менее 100 человек.
Основными видами деятельности ООО «Станкосервис» является:
- производство сувенирной продукции,
- разработка сувенирной продукции,
- реализация сувенирной продукции,
- торгово–закупочные и заготовительные операции на договорной основе с предприятиями, организациями,
-технические разработки, реализация новых и усовершенствование существующих технологий.
В процессе своей деятельности организация принимает ряд решений:
Какую продукцию или номенклатуру товаров следует выпускать и продавать;
на какие рынки нужно выходить с этим товаром и как закрепить свои позиции на рынке;
как выбрать наилучшую технологию производства;
51
какие материалы приобрести и как их использовать;
как распределять финансовые ресурсы;
каких показателей организация хочет и должно достигнуть в отношении технических характеристик выпускаемого товара, его качества, эффективности производства.
Форма продажи продукции – индивидуальное обслуживание клиентов со склада организации операторами и кладовщиками:
- встреча покупателей;
- предложение продукции и их показ;
- помощь в выборе;
- составление заказа и договора;
- упаковка и выдача продукции;
- расчет.
Если клиент хочет индивидуальный эскиз, то на это уходит от 1-4 дней.
Выполнение заказа зависит от его объема и количества.
ООО «Станкосервис» всегда работает на потребителя. Придерживается девиза « Клиент всегда прав».
Любая работа людей имеет три основные характеристики: затраты усилий, ресурсов или энергии, время, отданное работе и итогу в виде произведенного продукта или услуг, или комплекса действий. Но использование ресурсов – это еще не успешное управления. Успешность возникает тогда, когда использование ресурсов дает хороший результат, когда ресурсы и результат управления оказываются сопоставимыми.
В торговле важна оперативно-организационная деятельность, направленная на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получение прибыли.
Важное место в деятельности всего предприятия является:
- закупка материалов;
- производство товаров;
- товарные запасы и ассортимент;