Файл: Учебный курс для студентов очной и заочной форм обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 932

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) ...на усталостную прочность осей

        4) ...на усталостную прочность валов

 

- Условие жесткости валов на изгиб?

       1. 

       2. 


Какое соединение вала со ступицей показано на рисунке.



  1. Шпоночное

  2. Шлицевое

  3. Штифтовое

  4. Резьбовое

- Как называются детали, показанные на рисунке?



  1. Шпонки

  2. Шлицы

  3. Штифты

  4. Шпонки призматические

- Укажите название конструктивного элемента, показанного на рисунке.



  1. Проточка

  2. Канавка

  3. Фаска

  4. Галтель

- Укажите название конструктивного элемента, показанного на рисунке.



  1. Проточка

  2. Канавка

  3. Фаска

  4. Галтель

Укажите название конструктивного элемента, показанного на рисунке.



  1. Проточка

  2. Канавка

  3. Фаска

  4. Галтель

Какая из опор вала выполнена фиксирующей?



1.        Левая

2.        Правая

3.        Обе

4.        Ни одна

- Какая из опор вала выполнена плавающей?



1.        Левая

2.        Правая

3.        Обе

4.        Ни одна

Какая из опор вала выполнена фиксирующей?



1.        Левая

2.        Правая

3.        Обе

4.        Ни одна

Какая из опор вала выполнена фиксирующей?



1.        Левая

2.        Правая

3.        Обе

4.        Ни одна

С помощью каких деталей зафиксирован подшипник на валу?




1.        Гаек

2.        Шайб

3.        Гайки круглой шлицевой и стопорной многолапчатой шайбы

4.        Подшипник не зафиксирован

С помощью каких деталей зафиксирован подшипник в корпусе?



1.        Подшипник не зафиксирован

2.        Шайб

3.        Двух упорных колец

4.        Кольцо пружинное упорное плоское внутреннее концентрическое (2 шт.) и кольцо дистанционное (1 шт.)

Укажите назначение пазов на валу



1.        Для смазки подшипника

2.        Для предотвращения проворота подшипника

3.        Для фиксации подшипника

4.        Для обеспечения доступа лап съемника при демонтаже внутреннего кольца подшипника с шейки вала

Укажите назначение болта, показанного на рисунке



1.        Для подачи смазки к подшипнику

2.        Для крепления подшипника

3.        Для демонтажа подшипника из отверстия в корпусной детали

4.        Для монтажа подшипника в отверстие в корпусной детали

Укажите назначение каналов, выполненных в валу



1.        Для подачи смазки к подшипнику

2.        Для крепления подшипника

3.        Для подачи под давлением масла под внутреннее кольцо подшипника с целью облегчения его монтажа и демонтажа

4.        Для отвода излишков смазочного масла от подшипника

Как называется вал, показанный на рисунке?



1.        Вал-шестерня

2.        Шлицевой вал

3.        Шестерня

4.        На рисунке показана ось, а не вал

Укажите название уплотнительного элемента, показанного на рисунке?



  1. Манжета резиновая армированная для валов по ГОСТ 8752-70

  2. Сальниковое войлочное кольцо

  3. Резиновая манжета уменьшенного сечения для гидравлических устройств

  4. Резиновая уплотнительная манжета для пневматических устройств.



Раздел 7. Подшипники.

 

Валы и оси поддерживаются специальными деталями, которые являются опорами.  Название "подшипник" происходит от слова "шип" (англ. shaft, нем. zappen, голл. shiffen – вал). Так раньше называли хвостовики и шейки вала, где, собственно говоря, подшипники и  устанавливаются.

Назначение подшипника состоит в том, что он должен обеспечить надёжное и точное соединение вращающейся (вал, ось) детали и неподвижного корпуса. Следовательно, главная особенность работы подшипника – трение сопряжённых деталей.

По характеру трения  подшипники разделяют на две большие группы:

      подшипники скольжения (трение скольжения);

      подшипники качения (трение качения).

Подшипники скольжения

Основным элементом таких подшипников является вкладыш из антифрикционного материала или, по крайней мере, c антифрикционным покрытием. Вкладыш устанавливают (вкладывают) между валом и корпусом подшипника. Простейшие подшипники скольжения имеют неразъемный корпус обычно с бронзовой втулкой; более сложные подшипники имеют разъем вдоль оси как корпуса, так и вкладышей. Вкладыши делаются стальными или чугунными с наплавкой антифрикционного сплава или бронзовые. В зоне разъема вкладышей имеются так называемые холодильники - емкости для масла, а на поверхности контакта с шайкой вала нарезаются неглубокие масляные канавки. Конструкции подшипников разнообразны, с ними необходимо ознакомиться по учебнику.

  1. Т рение скольжения безусловно больше трения качения, тем не менее, достоинства подшипников скольжения заключаются в многообразных областях использования:

+           в разъёмных  конструкциях (см. рисунок);

+           при больших скоростях вращения (газодинамические подшипники в турбореактивных двигателях  при  10 000 об/мин);

+           при необходимости точного центрирования осей;

  1. +           в машинах очень больших и очень малых габаритов;

+           в воде и других агрессивных средах.

Недостатки таких подшипников – трение и потребность в дорогих антифрикционных материалах.

Подшипники скольжения следует применять там, где нельзя применить подшипники качения, а именно:

а) когда подшипник должен быть разъемным по оси (например, подшипники средних шеек коленчатого вала);


б) для очень больших нагрузок, когда подходящих стандартных подшипников качения подобрать нельзя;

в) для сверхбыстроходных валов, где центробежные силы инерции не допускают применения подшипников качения;

г) для работы в сильно загрязненной среде или воде.

Распространенное мнение, что подшипники скольжения дешевле подшипников качения,  глубоко ошибочно.

Характерные дефекты и поломки подшипников скольжения вызваны трением:

             температурные дефекты (заедание и выплавление вкладыша);

             абразивный износ;

             усталостные разрушения вследствие пульсации нагрузок.

При всём многообразии и сложности конструктивных вариантов подшипниковых узлов скольжения принцип их устройства состоит в том, что между корпусом и валом устанавливается тонкостенная втулка из  антифрикционного материала, как правило, бронзы или бронзовых сплавов, а для малонагруженных механизмов из пластмасс.

Большинство радиальных подшипников имеет цилиндрический вкладыш, который, однако, может воспринимать и осевые нагрузки за счёт галтелей на валу и закругления кромок вкладыша. Подшипники с коническим вкладышем применяются редко, их используют при небольших нагрузках, когда необходимо систематически устранять ("отслеживать") зазор от износа подшипника для сохранения точности механизма.

Основы гидродинамической теории смазки

Виды трения:

1. Сухое трение - без смазки.

2. Полужидкостное трение, когда имеет место лишь частичное касание вала и подшипника.

3. Жидкостное трение - только между молекулярными слоями жидкости, когда металлические поверхности вала и под шипника не касаются одна другой.

Все виды трения существуют реально и используются практически.

Сухое трение применяется там, где трущиеся поверхности нельзя защитить от попадания грязи, пыли и абразива, (например, шарниры гусениц, оси подвесок гусеничных машин и проч.). В этих случаях подшипники без смазки имеют меньший износ.

Жидкостное трение - это идеальный расчетный вид трения, на который должны быть ориентированы все подшипники при установившемся режиме работы.

Полужидкостное трение имеет место при неустановившемся режиме (трогании с места, торможении, резких толчках и ударах). Основы теории смазки при жидкостном трении впер вые разработаны русским ученым проф. Петровым. Он установил, что поток движущейся жидкости, взаимодействуя о наклонной пластиной, образует масляный клин и создает подъемную си лу, величина которой пропорциональна скорости и вязкости жидкости и обратно пропорциональна квадрату минимального зазора. В подшипнике, при смещении вала под действием нагрузки на величину эксцентриситета, также образуется изогнутые