Файл: Учебный курс для студентов очной и заочной форм обучения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 932
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) ...на усталостную прочность осей
4) ...на усталостную прочность валов
- Условие жесткости валов на изгиб?
1.
2.
- Какое соединение вала со ступицей показано на рисунке.
-
Шпоночное -
Шлицевое -
Штифтовое -
Резьбовое
- Как называются детали, показанные на рисунке?
-
Шпонки -
Шлицы -
Штифты -
Шпонки призматические
- Укажите название конструктивного элемента, показанного на рисунке.
-
Проточка -
Канавка -
Фаска -
Галтель
- Укажите название конструктивного элемента, показанного на рисунке.
-
Проточка -
Канавка -
Фаска -
Галтель
- Укажите название конструктивного элемента, показанного на рисунке.
-
Проточка -
Канавка -
Фаска -
Галтель
- Какая из опор вала выполнена фиксирующей?
1. Левая
2. Правая
3. Обе
4. Ни одна
- Какая из опор вала выполнена плавающей?
1. Левая
2. Правая
3. Обе
4. Ни одна
- Какая из опор вала выполнена фиксирующей?
1. Левая
2. Правая
3. Обе
4. Ни одна
- Какая из опор вала выполнена фиксирующей?
1. Левая
2. Правая
3. Обе
4. Ни одна
- С помощью каких деталей зафиксирован подшипник на валу?
1. Гаек
2. Шайб
3. Гайки круглой шлицевой и стопорной многолапчатой шайбы
4. Подшипник не зафиксирован
- С помощью каких деталей зафиксирован подшипник в корпусе?
1. Подшипник не зафиксирован
2. Шайб
3. Двух упорных колец
4. Кольцо пружинное упорное плоское внутреннее концентрическое (2 шт.) и кольцо дистанционное (1 шт.)
- Укажите назначение пазов на валу
1. Для смазки подшипника
2. Для предотвращения проворота подшипника
3. Для фиксации подшипника
4. Для обеспечения доступа лап съемника при демонтаже внутреннего кольца подшипника с шейки вала
- Укажите назначение болта, показанного на рисунке
1. Для подачи смазки к подшипнику
2. Для крепления подшипника
3. Для демонтажа подшипника из отверстия в корпусной детали
4. Для монтажа подшипника в отверстие в корпусной детали
- Укажите назначение каналов, выполненных в валу
1. Для подачи смазки к подшипнику
2. Для крепления подшипника
3. Для подачи под давлением масла под внутреннее кольцо подшипника с целью облегчения его монтажа и демонтажа
4. Для отвода излишков смазочного масла от подшипника
- Как называется вал, показанный на рисунке?
1. Вал-шестерня
2. Шлицевой вал
3. Шестерня
4. На рисунке показана ось, а не вал
- Укажите название уплотнительного элемента, показанного на рисунке?
-
Манжета резиновая армированная для валов по ГОСТ 8752-70 -
Сальниковое войлочное кольцо -
Резиновая манжета уменьшенного сечения для гидравлических устройств -
Резиновая уплотнительная манжета для пневматических устройств.
Раздел 7. Подшипники.
Валы и оси поддерживаются специальными деталями, которые являются опорами. Название "подшипник" происходит от слова "шип" (англ. shaft, нем. zappen, голл. shiffen – вал). Так раньше называли хвостовики и шейки вала, где, собственно говоря, подшипники и устанавливаются.
Назначение подшипника состоит в том, что он должен обеспечить надёжное и точное соединение вращающейся (вал, ось) детали и неподвижного корпуса. Следовательно, главная особенность работы подшипника – трение сопряжённых деталей.
По характеру трения подшипники разделяют на две большие группы:
подшипники скольжения (трение скольжения);
подшипники качения (трение качения).
Подшипники скольжения
Основным элементом таких подшипников является вкладыш из антифрикционного материала или, по крайней мере, c антифрикционным покрытием. Вкладыш устанавливают (вкладывают) между валом и корпусом подшипника. Простейшие подшипники скольжения имеют неразъемный корпус обычно с бронзовой втулкой; более сложные подшипники имеют разъем вдоль оси как корпуса, так и вкладышей. Вкладыши делаются стальными или чугунными с наплавкой антифрикционного сплава или бронзовые. В зоне разъема вкладышей имеются так называемые холодильники - емкости для масла, а на поверхности контакта с шайкой вала нарезаются неглубокие масляные канавки. Конструкции подшипников разнообразны, с ними необходимо ознакомиться по учебнику.
-
Т рение скольжения безусловно больше трения качения, тем не менее, достоинства подшипников скольжения заключаются в многообразных областях использования:
+ в разъёмных конструкциях (см. рисунок);
+ при больших скоростях вращения (газодинамические подшипники в турбореактивных двигателях при n 10 000 об/мин);
+ при необходимости точного центрирования осей;
-
+ в машинах очень больших и очень малых габаритов;
+ в воде и других агрессивных средах.
Недостатки таких подшипников – трение и потребность в дорогих антифрикционных материалах.
Подшипники скольжения следует применять там, где нельзя применить подшипники качения, а именно:
а) когда подшипник должен быть разъемным по оси (например, подшипники средних шеек коленчатого вала);
б) для очень больших нагрузок, когда подходящих стандартных подшипников качения подобрать нельзя;
в) для сверхбыстроходных валов, где центробежные силы инерции не допускают применения подшипников качения;
г) для работы в сильно загрязненной среде или воде.
Распространенное мнение, что подшипники скольжения дешевле подшипников качения, глубоко ошибочно.
Характерные дефекты и поломки подшипников скольжения вызваны трением:
температурные дефекты (заедание и выплавление вкладыша);
абразивный износ;
усталостные разрушения вследствие пульсации нагрузок.
При всём многообразии и сложности конструктивных вариантов подшипниковых узлов скольжения принцип их устройства состоит в том, что между корпусом и валом устанавливается тонкостенная втулка из антифрикционного материала, как правило, бронзы или бронзовых сплавов, а для малонагруженных механизмов из пластмасс.
Большинство радиальных подшипников имеет цилиндрический вкладыш, который, однако, может воспринимать и осевые нагрузки за счёт галтелей на валу и закругления кромок вкладыша. Подшипники с коническим вкладышем применяются редко, их используют при небольших нагрузках, когда необходимо систематически устранять ("отслеживать") зазор от износа подшипника для сохранения точности механизма.
Основы гидродинамической теории смазки
Виды трения:
1. Сухое трение - без смазки.
2. Полужидкостное трение, когда имеет место лишь частичное касание вала и подшипника.
3. Жидкостное трение - только между молекулярными слоями жидкости, когда металлические поверхности вала и под шипника не касаются одна другой.
Все виды трения существуют реально и используются практически.
Сухое трение применяется там, где трущиеся поверхности нельзя защитить от попадания грязи, пыли и абразива, (например, шарниры гусениц, оси подвесок гусеничных машин и проч.). В этих случаях подшипники без смазки имеют меньший износ.
Жидкостное трение - это идеальный расчетный вид трения, на который должны быть ориентированы все подшипники при установившемся режиме работы.
Полужидкостное трение имеет место при неустановившемся режиме (трогании с места, торможении, резких толчках и ударах). Основы теории смазки при жидкостном трении впер вые разработаны русским ученым проф. Петровым. Он установил, что поток движущейся жидкости, взаимодействуя о наклонной пластиной, образует масляный клин и создает подъемную си лу, величина которой пропорциональна скорости и вязкости жидкости и обратно пропорциональна квадрату минимального зазора. В подшипнике, при смещении вала под действием нагрузки на величину эксцентриситета, также образуется изогнутые