Файл: Сущность инвестиций, их роль в деятельности экономического субъекта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 911

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для активизации привлечения инвестиций в экономику России государством проводится инвестиционная политика, которая представляет собой «комплекс решений государственного уровня, ориентированных на потребности национального хозяйства, определяющих направления использования инвестиций во всех экономических сферах» [9, с. 88].

Главная задача государственной инвестиционной политики заключается в том, чтобы сформировать благоприятную внутреннюю среду, способствующую привлечению инвестиционных ресурсов.

Основные цели инвестиционной политики государства − стимулировать предпринимательскую активность и аккумулировать денежные средства населения на инвестиционные цели. Данный процесс подразумевает совершенствование системы льгот при осуществлении инвестиционного процесса и создание благоприятных условий для развития венчурного инвестирования.

Государство регулирует инвестиционную деятельность через нормативно-правовые акты, государственное планирование, прогнозирование, государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, а также социально-эконо-мические программы.

В настоящий момент в целях государственной поддержки инвестиционной деятельности:

  • совершенствуется налоговая система, снижается налоговое бремя;

  • проводится административная и судебная реформы, способствующие совершенствованию контроля за деятельностью чиновников;

  • оптимизируется сумма банковского процента за кредиты, чтобы простимулировать использование кредитных ресурсов для инвестиций;

  • решается проблема малоэффективных субъектов хозяйствования;

  • активизируется развитие малого бизнеса, ускоряется процесс его перехода на инновационную модель развития;

  • разрабатываются и корректируются стратегии привлечения иностранных инвестиций на территорию государства.

Важное место в современной инвестиционной политике принадлежит проблеме распределения государственных средств и привлечению частных капиталов. Задача государства в связи с этим заключается в том, чтобы сформировать систему мер, стимулирующих предпринимателей к активному участию в инвестировании высокорентабельных проектов.


Методы, направленные на стимулирование привлечения инвестиций, делятся на финансовые и нефинансовые [10, с. 289]. Финансовые методы представлены налоговым стимулированием, предоставлением грантов субъектам малого бизнеса, возмещением части процентной ставки по кредиту, компенсацией части лизинговых платежей, и другими методами поддержки. Нефинансовые методы заключаются в строительстве нужной для инвесторов инфраструктуры. К ней относят бизнес-инкубаторы, технопарки. Эффективной мерой привлечения инвестиций на данный момент является создание особой экономической зоны (ОЭЗ). Это целый комплекс преференций и льгот для её резидентов.

Минэкономразвития рассчитало, что затраты инвестора при реализации проекта в особой экономической зоне снижаются минимум на 30 процентов. Также резиденты ОЭЗ пользуются преимуществом в виде специального налогового режима (к примеру, с них не взимается налог на землю, на имущество, снижены также ставки по налогу на прибыль) и др.

Льготы гарантируются на время существования особой экономической зоны, то есть на 49 лет. Резиденты ОЭЗ пользуются созданной инфраструктурой на особых условиях.

Инвестиции в нефинансовые активы оказывают наибольшее влияние на экономику страны. Они включают в себя следующие эле­менты: инвестиции в основной капитал, инвестиции в нематериаль­ные активы (объекты интеллектуальной собственности), инвестиции в прирост запасов материальных оборотных средств, инвестиции в другие нефинансовые активы (табл. 3).
Таблица 3

Структура инвестиций в нефинансовые активы в Российской Федерации (в фактически действовавших ценах) [11]



2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022




млрд. руб.

Инвестиции в нефинасовые активы -всего

3858,6

5281,5

6794,9

6117,4

6712,1

8581,5

9768,4

10195,9

10532,9

10742,3

11111,4

инвестиции в основной капитал

3809,0

5217,2

6705,5

6040,8

6625,0

8445,2

9595,7

10065,7

10379,6

10496,3

10993,7

инвестиции в объекты интеллектуальной собственности

20,7

28,1

30,7

23,6

23,6

39,5

48,0

 

 

 

 

затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

12,4

15,7

21,8

20,5

26,8

33,5

53,3

 

 

 

 

инвестиции в другие нефинансовые активы

16,5

20,5

36,9

32,5

36,7

63,3

71,4

 

 

 

 

инвестиции в непроизведенные нефинансовые активы

 

 

 

 




 

 

130,2

153,3

246,0

117,7




в процентах к итогу

Инвестиции в нефинасовые активы - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

инвестиции в основной капитал

98,7

98,8

98,7

98,8

98,7

98,4

98,2

98,7

98,5

97,7

98,9

инвестиции в объекты интеллектуальной собственности

0,6

0,5

0,5

0,4

0,4

0,5

0,5

 

 

 




затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

0,3

0,3

0,3

0,3

0,4

0,4

0,6

 

 

 




инвестиции в другие нефинансовые активы

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5

0,7

0,7

 

 

 




инвестиции в непроизведенные нефинансовые активы

 

 

 

 

 

 

 

1,3

1,5

2,3

1,1



На протяжении рассматриваемого периода с 2012 по 2022 г. основное место занимают инвестиции в основной капитал (около 98%). Это затраты, связанные с созданием и воспроизводством основных средств (новое строительство, расширение, а также реконструкция и модернизация объектов). Крайне низкая доля инвестиций на научно-исследовательскую деятельность вызывает озабоченность, особенно если учитывать принятую стратегию инновационного развития России.

В последние три года наблюдается снижение инвестиций в основной капитал (в процентах к предыдущему периоду). В 2022 году данный показатель составил 99,1% по отношению к 2021 году.

Доля инвестиций в основной капитал в ВВП в 2022 г. составила 20,7% (в 2010 г. – 17,4%, в 2018 г. – 20,6%, в 2021 г. – 20,6%).

Распределение инвестиций в основной капитал по видам эконо­мической деятельности сохраняется из года в год. Традици­онно наибольшую долю составляют транспорт и связь – 21,4%, опе­рации с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 14,6%, добыча полезных ископаемых – 18,5% и обрабатывающие про­изводства – 15,7%. Этот факт еще раз доказывает, что в России со­храняется сырьевая направленность экономики.

На долю организаций российской формы собственности в 2021 г. приходилось 86,3% инвестиций в основной капитал. Основной объем инвестирования осуществляли организации частной формы собственности (59,5%).

Большая часть инвестиций в основной капитал (56,4%) в 2021 г. направлена на строительство зданий и сооружений. Доля инвестиций на развитие активной части основных фондов составила 34,7% против 36,3% в 2020 г., по сравнению с 2012 г. она сократилась на 6,4 процентного пункта.

Активное развитие экономики России неосуществимо без интен­сивной внешнеэкономической деятельности, а также привлечения иностранных инвестиций в экономику страны (таблица 4).

Таблица 4

Прямые иностранные инвестиции в экономику россии по основным странам-инвесторам (по методологии платежного баланса Российской Федерации; миллионов долларов США) [12, с. 593]




2018

2019

2020

2021

2022

Прямые инвестиции - всего

66851

48822

86507

57082

22188

из них в страны:
















Кипр

22930

20920

7671

23546

4308

Виргинские острова (Брит.)

3861

7395

62223

718

3296

Турция

1685

4105

1447

1183

1475

Финляндия

63

271

91

146

1454

Джерси

919

388

-16

-261

1258

Багамы

455

443

560

756

1028

Острова Кайман

-226

-13

507

789

934

США

1625

688

739

1654

819

Люксембург

2005

-504

1314

639

785

Австрия

512

1035

5265

1135

746



Согласно Росстату, основными зарубежными инвесторами, направляющими свои капиталы в Россию, являются Кипр, Багамы, Виргинские острова (Брит.), Швейцария, Франция, Китай, Нидерланды, Австрия и США. Российские инвесторы предпочитают вкладывать свои средства в экономику следующих стран: Кипр, Швейцария, Бермуды, Нидерланды, Великобритания, Испания и США.

Сложная политическая ситуация, сложившаяся в результате при­соединения Крыма, санкций, войны на Украине, привела к тому, что в 2018-2022 г. прямые иностранные инвестиции в Россию упали до 22 млрд. долл. В качестве причин столь резкого снижения интереса инвесторов к стране можно назвать санкции против России, а также отрицательные перспективы роста экономики.



2. ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ УРОВНЯ ВВП ОТ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

2.1. Темпы экономического роста в России




Инвестиции играют весьма важную роль в экономике. Они имеют огромное влияние на ее стабильное развитие. По сути, они определяют будущее страны в целом и отдельных ее субъектов хозяйствования.

О том, насколько активны инвестиции в конкретной стране, можно судить по их размеру в основной капитал, которые представляют собой совокупность затрат, направленных на приобретение, создание и воспроизводство основных фондов.

Рассмотрим основные аспекты и составляющие модели роста российской экономики. Наиболее актуальной задачей органов государ­ственной власти в настоящее время является обес­печение перехода от политики экономической стаби­лизации к политике экономического роста. И именно эта задача вызывает оживленную дискуссию как экс­пертного сообщества, так и представителей бизнес-сообществ. Задачу достижения устойчивого роста невозможно решить усилиями только властных струк­тур, без вовлечения бизнеса, потому необходим кон­сенсус по дальнейшему курсу развития, последова­тельность и логичность проводимой государством политики и, бесспорно, макроэкономическая стабиль­ность. Правительство и эксперты готовят свои вари­анты стратегий, которые могли бы обеспечить переход к экономическому росту.

Для анализа факторов, влияющих на экономический рост экономики России, необходимо проанализировать динамику ВВП.

Цифры, указанные на вершинах графика отображают темпы роста российской экономики. Можно заметить, что на протяжении последних 10 лет отмечался ее рост, но с постепенным снижением темпов, особенно с 2018 года.

Таким образом, проведенный анализ темпов роста экономики страны показал, что последние годы происходит его устойчивое снижение, поэтому необходима разработка новых подходов к обеспечению роста экономики страны.

Изучая вопросы экономического роста, нельзя не упомянуть об экономическом развитии