ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ юридическая деятельность (динамическая сторона), элементами содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий;
§ социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве элемента включает правоположения, т. е. достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.
К общесоциальным функциям относятся:
§ гносеологическая - обеспечивающая познание окружающей действительности, а также истинную ценность и эффективность юридических средств, оказывающих регулятивное воздействие на нес;
§ сигнально-информационная - оповещающая общество о достоинствах и недостатках существующего порядка правового регулирования;
§ ориентирующая - указывающая на подлинные социальные ценности, нуждающиеся в защите и стимулирующем развитии, а также на те негативные проявления, которые необходимо ограничить или запретить вовсе под страхом наказания.
К специально-юридическим относятся:
§ прогностическая - определяющая стратегию в развитии действующего законодательства и совершенствовании юридической деятельности;
§ функция обновления и корректировки права - обеспечивающая тактическое изменение действующего законодательства в соответствии с потребностями общественной жизни и исправления допущенных ошибок, так как в случае обнаружения недостатков в действующем законодательстве правоприменительный опыт либо сигнализирует о необходимости правотворческого вмешательства, либо, при необходимости оперативного или регионального решения проблемы, сам формирует компенсирующие (корректирующие) механизмы (прецедент, правоизложение, деловое обыкновение и т. д.);
§ правоконкретизирующая - определяющая наиболее целесообразные варианты решения юридических вопросов в рамках типичных юридических предписаний;
§ правообеспечительная - указывающая на наиболее целесообразное использование информационных
, экономических, организационных и иных средств, обеспечивающих достижение запланированных юридических результатов.
Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов подготовки, принятия и упорядочения нормативных правовых актов в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности правового регулирования общественных отношений.
Виды юридической техники:
1. Правотворческая техника (в том числе законодательная техника) Это совокупность правил, приемов, средств подготовки и принятия нормативных правовых актов.
2. Правореализационная техника (в том числе правоприменительная техника). Это совокупность правил, приемов, способов подготовки и принятия индивидуальных правовых актов (в том числе - правоприменительных актов).
3. Интерпретационная техника (техника толкования норм права). Это совокупность правил, приемов, способов подготовки и принятия актов официального толкования норм права.
Важнейшим видом юридической техники является правотворческая техника (она включает в себя законодательную технику). Вопросы, касающиеся правотворческой техники, получают все более глубокую разработку в современной юридической науке. Вопросы, касающиеся двух других видов юридической техники, наукой разработаны значительно хуже.
Правовые презумпции – предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.
Правовые фикции – несуществующее положение, признаваемое в соответствии с законодательством существующим и влекущее соответствующие юридические последствия. Фикции в нормативных актах выражаются словами «как бы», «как если бы», «допустим». Фиктивным является начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим.
Правовые аксиомы – положения, самоочевидные истины, не требующие в юридическом процессе доказательств ( люди рождаются свободными и равными в правах; нельзя быть судьей в своем собственном деле; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; ответственность может наступить только за вину; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение, нет преступления без указания на то в уголовном законе).
Правовой символ – это охраняемый государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое либо слышимое образование, которому субъект правотворчества придает особый политико-правовой смысл, не связанный с сущностью этого образования. Правовые символы – своеобразные средства формализации юридического содержания в целях придания ему четкости, определенности, лапидарности и образности.
Толкование норм права – выражающаяся в особом юридическом акте интеллектуально – волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной, быстрой и экономной реализации.
Необходимость толкования норм права:
1. Норма права носит общий характер, а применять её необходимо к конкретным жизненным ситуациям;
2. Юридические нормы содержат много специальных правовых терминов, оценочных категорий, понятий естественных наук;
3. Толкование вызывается несовершенством и неадекватным использованием законодательной техники, отсутствием ясного, точного, понятного языка нормативного акта, поэтому некоторые формулировки получаются расплывчатыми, а иногда двусмысленными;
4. Толкование вызывается несовпадением смысла, который законодатель вложил в норму права, и тем смыслом, который вытекает из текстуального выражения нормы права;
5. Толкование вызывается тем, что законодатель нередко при формулировании нормативных правовых актов употребляет выражения «и т.д.», «иные», «другие».
Способ толкования – это совокупность однородных приемов, а также средств толкования, которые направлены на установление содержания правовых норм и уяснение выраженной в них воли законодателя для практической реализации правовых норм.
Грамматический (языковой, текстовый) способ толкования состоит в уяснении смысла правовых норм на основе анализа текста нормативно-правового акта. При его использовании определяют значение отдельных понятий (например, «конституционный строй», «правосубъектность», «правопорядок» и т. д.) и оценочных понятий («существенный вред», «если необходимо», «если целесообразно» и т. п.). С помощью этого способа проводят синтаксический или стилистический анализ текста нормативно-правовых актов.
Систематический способ толкования состоит в уяснении содержания и смысла правовых норм в их взаимосвязи с иными нормами. При этом учитывается их место и роль в законном нормативном акте, отрасли, праве в целом. Таким образом, чтобы узнать действительное содержание правовых норм, нужно установить их логическую связь с другими нормами, прежде всего теми, которые являются близкими по содержанию толкуемым и характеризующим ее. Данный способ толкования также способствует выявлению юридических коллизий.
Историко-политический способ толкования учитывает при уяснении смысла правовой нормы историческую и политическую обстановку, в которой она принималась, задачи и цели, которые ставил законодатель при ее издании. Большое значение в историческом толковании имеют альтернативные проекты, вносимые поправки, публикации в печати при обсуждении проекта, протоколы заседаний законодательного органа и т. д. Они становятся источниками, из которых можно почерпнуть информацию об обстановке, а также причинах, которые вызвали принятие нормативного акта.
Историко-политический способ используют в тех случаях, когда толкованию подвергается нормативно-правовой акт, действующий в течение длительного времени.
Логический способ толкования применяется с использованием правил формальной логики для уяснения смысла, а также содержания нормы права, ее соотношения с иными нормами, устранения неясностей, возникших при грамматическом толковании норм права.
При этом применяются разные логические приемы: логический анализ понятий, доведения до абсурда, выводы по аналогии и т. д. Как и при грамматическом толковании, юристы используют материал самой правовой нормы, не выходя за пределы текста закона.
Телеологический (целевой) способ – это уяснение целей издания нормативно-правового акта и с позиций выявленных целей уяснение смысла нормы права, толкование недостаточно ясных, нечетких предписаний нормативно-правового акта. Функциональный способ толкования основан на необходимости учета в процессе уяснения смысла нормы определенных условий и факторов, в которых действует и применяется конкретная норма права.
По объему толкование норм права разделяют: 1) на буквальное;2) расширенное; 3) ограниченное.
Толкование по субъекту делится на 2 группы:
- официальное (дается уполномоченным на то субъектом содержится в специальном акте, влечет юридические последствия и является обязательным для адресата; офиц толкованием в РФ могут заниматься только определенные законодательством государственные органы, к ним относятся судебные органы, правительство РФ, генеральный прокурор РФ;
Виды офиц толкования:
1. аутентическое толкование – это разъяснение нормы права органом ранее её установившим, оно логически вытекает из компетенции органа издавшего норму права, издав правовой акт правотворческий орган вправе дать ему необходимые разъяснения, например госудума РФ.
2. легальное (делегированное) толкование – дается органом получившим на это специальные полномочия, здесь дается разъяснение нормы права органом не являющимся её создателем; круг органов осуществляющих легальное толкование определен законодательством и достаточно широк, особое значение имеют акты толкования норм Конституции РФ, содержащихся в решениях Конституционного суда.
Виды толкования права по субъектам
По степени общности:
1) нормативное – носит общий характер, подлежит использованию во всех случаях применения конкретной нормы права;
2) казуальное толкование (казус – случай) – это разъяснение правовой нормы обязательное только для конкретного случая (он же казус) казуальное толкование дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела, имеет отношение к определенным лицам и не обладает общеобязательными свойствами.
Виды неофициального толкования (может быть в двух формах):
1. устная – может разъясняться норма права судьей, адвокатом, прокурором
2. письменная – может быть в периодической печати, в комментариях к закону
Неофициальное толкование не имеет обязательного характера и отличительным признаком является произвольность его формы.
Есть три вида неофициального толкования:
Доктринальное – дается учеными, юристами-практиками, специалистами в узкой сфере законодательства, научно-исследовательскими учреждениями в статьях, монографиях, выводы и результаты доктринального толкования могут учитываться законодателем при разработке НПА.
§ социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве элемента включает правоположения, т. е. достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.
К общесоциальным функциям относятся:
§ гносеологическая - обеспечивающая познание окружающей действительности, а также истинную ценность и эффективность юридических средств, оказывающих регулятивное воздействие на нес;
§ сигнально-информационная - оповещающая общество о достоинствах и недостатках существующего порядка правового регулирования;
§ ориентирующая - указывающая на подлинные социальные ценности, нуждающиеся в защите и стимулирующем развитии, а также на те негативные проявления, которые необходимо ограничить или запретить вовсе под страхом наказания.
К специально-юридическим относятся:
§ прогностическая - определяющая стратегию в развитии действующего законодательства и совершенствовании юридической деятельности;
§ функция обновления и корректировки права - обеспечивающая тактическое изменение действующего законодательства в соответствии с потребностями общественной жизни и исправления допущенных ошибок, так как в случае обнаружения недостатков в действующем законодательстве правоприменительный опыт либо сигнализирует о необходимости правотворческого вмешательства, либо, при необходимости оперативного или регионального решения проблемы, сам формирует компенсирующие (корректирующие) механизмы (прецедент, правоизложение, деловое обыкновение и т. д.);
§ правоконкретизирующая - определяющая наиболее целесообразные варианты решения юридических вопросов в рамках типичных юридических предписаний;
§ правообеспечительная - указывающая на наиболее целесообразное использование информационных
, экономических, организационных и иных средств, обеспечивающих достижение запланированных юридических результатов.
-
Юридическая техника: понятие, виды.
Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов подготовки, принятия и упорядочения нормативных правовых актов в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности правового регулирования общественных отношений.
Виды юридической техники:
1. Правотворческая техника (в том числе законодательная техника) Это совокупность правил, приемов, средств подготовки и принятия нормативных правовых актов.
2. Правореализационная техника (в том числе правоприменительная техника). Это совокупность правил, приемов, способов подготовки и принятия индивидуальных правовых актов (в том числе - правоприменительных актов).
3. Интерпретационная техника (техника толкования норм права). Это совокупность правил, приемов, способов подготовки и принятия актов официального толкования норм права.
Важнейшим видом юридической техники является правотворческая техника (она включает в себя законодательную технику). Вопросы, касающиеся правотворческой техники, получают все более глубокую разработку в современной юридической науке. Вопросы, касающиеся двух других видов юридической техники, наукой разработаны значительно хуже.
-
Средства юридической техники: юридические конструкции, правовые презумпции, фикции, аксиомы и символы.
Правовые презумпции – предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.
Правовые фикции – несуществующее положение, признаваемое в соответствии с законодательством существующим и влекущее соответствующие юридические последствия. Фикции в нормативных актах выражаются словами «как бы», «как если бы», «допустим». Фиктивным является начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим.
Правовые аксиомы – положения, самоочевидные истины, не требующие в юридическом процессе доказательств ( люди рождаются свободными и равными в правах; нельзя быть судьей в своем собственном деле; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; ответственность может наступить только за вину; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение, нет преступления без указания на то в уголовном законе).
Правовой символ – это охраняемый государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое либо слышимое образование, которому субъект правотворчества придает особый политико-правовой смысл, не связанный с сущностью этого образования. Правовые символы – своеобразные средства формализации юридического содержания в целях придания ему четкости, определенности, лапидарности и образности.
-
Понятие и необходимость толкования норм права.
Толкование норм права – выражающаяся в особом юридическом акте интеллектуально – волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной, быстрой и экономной реализации.
Необходимость толкования норм права:
1. Норма права носит общий характер, а применять её необходимо к конкретным жизненным ситуациям;
2. Юридические нормы содержат много специальных правовых терминов, оценочных категорий, понятий естественных наук;
3. Толкование вызывается несовершенством и неадекватным использованием законодательной техники, отсутствием ясного, точного, понятного языка нормативного акта, поэтому некоторые формулировки получаются расплывчатыми, а иногда двусмысленными;
4. Толкование вызывается несовпадением смысла, который законодатель вложил в норму права, и тем смыслом, который вытекает из текстуального выражения нормы права;
5. Толкование вызывается тем, что законодатель нередко при формулировании нормативных правовых актов употребляет выражения «и т.д.», «иные», «другие».
-
Способы (приемы) толкования правовых норм.
Способ толкования – это совокупность однородных приемов, а также средств толкования, которые направлены на установление содержания правовых норм и уяснение выраженной в них воли законодателя для практической реализации правовых норм.
Грамматический (языковой, текстовый) способ толкования состоит в уяснении смысла правовых норм на основе анализа текста нормативно-правового акта. При его использовании определяют значение отдельных понятий (например, «конституционный строй», «правосубъектность», «правопорядок» и т. д.) и оценочных понятий («существенный вред», «если необходимо», «если целесообразно» и т. п.). С помощью этого способа проводят синтаксический или стилистический анализ текста нормативно-правовых актов.
Систематический способ толкования состоит в уяснении содержания и смысла правовых норм в их взаимосвязи с иными нормами. При этом учитывается их место и роль в законном нормативном акте, отрасли, праве в целом. Таким образом, чтобы узнать действительное содержание правовых норм, нужно установить их логическую связь с другими нормами, прежде всего теми, которые являются близкими по содержанию толкуемым и характеризующим ее. Данный способ толкования также способствует выявлению юридических коллизий.
Историко-политический способ толкования учитывает при уяснении смысла правовой нормы историческую и политическую обстановку, в которой она принималась, задачи и цели, которые ставил законодатель при ее издании. Большое значение в историческом толковании имеют альтернативные проекты, вносимые поправки, публикации в печати при обсуждении проекта, протоколы заседаний законодательного органа и т. д. Они становятся источниками, из которых можно почерпнуть информацию об обстановке, а также причинах, которые вызвали принятие нормативного акта.
Историко-политический способ используют в тех случаях, когда толкованию подвергается нормативно-правовой акт, действующий в течение длительного времени.
Логический способ толкования применяется с использованием правил формальной логики для уяснения смысла, а также содержания нормы права, ее соотношения с иными нормами, устранения неясностей, возникших при грамматическом толковании норм права.
При этом применяются разные логические приемы: логический анализ понятий, доведения до абсурда, выводы по аналогии и т. д. Как и при грамматическом толковании, юристы используют материал самой правовой нормы, не выходя за пределы текста закона.
Телеологический (целевой) способ – это уяснение целей издания нормативно-правового акта и с позиций выявленных целей уяснение смысла нормы права, толкование недостаточно ясных, нечетких предписаний нормативно-правового акта. Функциональный способ толкования основан на необходимости учета в процессе уяснения смысла нормы определенных условий и факторов, в которых действует и применяется конкретная норма права.
-
Виды толкования норм права по субъектам и объему.
По объему толкование норм права разделяют: 1) на буквальное;2) расширенное; 3) ограниченное.
Толкование по субъекту делится на 2 группы:
- официальное (дается уполномоченным на то субъектом содержится в специальном акте, влечет юридические последствия и является обязательным для адресата; офиц толкованием в РФ могут заниматься только определенные законодательством государственные органы, к ним относятся судебные органы, правительство РФ, генеральный прокурор РФ;
Виды офиц толкования:
1. аутентическое толкование – это разъяснение нормы права органом ранее её установившим, оно логически вытекает из компетенции органа издавшего норму права, издав правовой акт правотворческий орган вправе дать ему необходимые разъяснения, например госудума РФ.
2. легальное (делегированное) толкование – дается органом получившим на это специальные полномочия, здесь дается разъяснение нормы права органом не являющимся её создателем; круг органов осуществляющих легальное толкование определен законодательством и достаточно широк, особое значение имеют акты толкования норм Конституции РФ, содержащихся в решениях Конституционного суда.
Виды толкования права по субъектам
По степени общности:
1) нормативное – носит общий характер, подлежит использованию во всех случаях применения конкретной нормы права;
2) казуальное толкование (казус – случай) – это разъяснение правовой нормы обязательное только для конкретного случая (он же казус) казуальное толкование дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела, имеет отношение к определенным лицам и не обладает общеобязательными свойствами.
Виды неофициального толкования (может быть в двух формах):
1. устная – может разъясняться норма права судьей, адвокатом, прокурором
2. письменная – может быть в периодической печати, в комментариях к закону
Неофициальное толкование не имеет обязательного характера и отличительным признаком является произвольность его формы.
Есть три вида неофициального толкования:
Доктринальное – дается учеными, юристами-практиками, специалистами в узкой сфере законодательства, научно-исследовательскими учреждениями в статьях, монографиях, выводы и результаты доктринального толкования могут учитываться законодателем при разработке НПА.