Файл: Предмет и функции теории государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Профессиональное – реализуется в интерпретационной деятельности субъектов имеющих юридическую подготовку, обладающих высоким уровнем знаний в сфере права, в компетенцию которых не входит правомочие официального толкования (судьи, адвокаты, прокуроры, юрисконсульты). Виды толкования и формы толкования могут быть различными: например консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству представительство в суде, проверка на соответствие законодательству, проектов документов правового характера (приказов, инструкций, договоров). Чем отличается от легального - здесь нет официальной компетенции, а толкуют в силу своей компетенции.

Обыденное – это уяснение и разъяснение содержания нормы права, осуществляемое любым человеком, не имеющим специальных юридических знаний. Два отличительных признака: 1. Толкованию подвергаются любые правовые нормы, связанные с реализацией конкретных прав и юридических обязанностей субъекта, а истинность результата этого толкования зависит от уровня правовой культуры интерпритатора.2. результат толкования может разъясняться как в устной форме (например- разъяснение соседу его прав и обязанностей, возникших на основании договора купли-продажи) и в письменной форме (например обращение в государственный орган с заявлением о восстановлении нарушенного права).


  1. Акты толкования норм права: понятие, признаки и виды.

Акт толкования – это официальный правовой документ, принятый уполномоченным субъектом в ходе интерпретационной деятельности и содержащий официальное разъяснение нормы права.
Признаки акта толкования:

1. Он принимается уполномоченным субъектом.

2. Он принимается в ходе интерпретационной деятельности.

3. Он оформляется в виде официального правового документа, имеет установленную форму и реквизиты.

4. Он содержит официальное разъяснение нормы права (он не устанавливает, не изменяет и не отменяет норм права, а содержит разъяснение содержания толкуемой нормы права и порядка ее применения).

5. Он адресован правоприменителям, а не субъектам права непосредственно, отношения которых регулирует толкуемая норма права.

Виды актов толкования:

1. По субъекту толкования:


- акты аутентичного толкования;

- акты легального толкования.

2. По содержанию:

- акты толкования конституционно – правовых норм;

- акты толкования административно – правовых норм;

- акты толкования гражданско – правовых норм;

- акты толкования уголовно – правовых норм;

- акты толкования норм других отраслей права.

3. По структурным элементам толкуемой нормы права:

- акты толкования гипотез норм права;

- акты толкования диспозиций норм права;

- акты толкования санкций норм права;

- комплексные акты толкования.

4. По объему толкования:

- акты буквального толкования;

- акты распространительного толкования;

- акты ограничительного толкования.

5. По территории действия:

- акты, действующие на территории всего государства;

- акты, действующие на части территории государства.

6. По сроку действия:

- акты, рассчитанные на неопределенный срок действия;

- акты, рассчитанные на определенный срок действия.

7. По юридической силе толкуемой нормы права:

- акты толкования норм законов;

- акты толкования норм подзаконных нормативных правовых актов.


  1. Правовое сознание: понятие, виды и функции.

Правосознание – это одна из форм, видов общественного сознания. Специфика правосознания по сравнению с другими видами общественного сознания (политическим, религиозным, нравственным) в том. что в нем выражается отношение к юридической действительности. и, что характерно для правосознания, это отношение передается через термины «права» и «обязанности».

Познавательная функция правосознания выражается в совокупности правовых знаний относительно места и роли права в жизни общества и каждой личности Познавая юридическую действительность, граждане проявляют определенное отношение к ней (оценочная функция правосознания).

Регулятивная роль правосознания осуществляется и в процессе правотворческой деятельности, и в процессе реализации права. При правотворческой деятельности компетентных органов правосознание, будучи непосредственным источником права, находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на самый процесс и результаты этой деятельности.

Также выделяют прогностическую функцию которая раскрывает способность давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов.



Виды правосознания:

По степени общности:

1. Массовое – определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими в обществе.

2. Групповое – отражает правосознание определенных социальных слоев населения.

3. Индивидуальное представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной личности.

По уровню отражения правосознания:

1. Научное (ученые приводят соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные).

2. Профессиональное (суждения юристов–профессионалов, то есть судьи, прокуроры, следователи. Ценность их мнения в доказательности, компетентности и убедительности).

3. Обыденное (формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими. Чаще всего бывает незрелым и недостаточно развитым).


  1. Правовая культура: понятие, структура и функции.

Правовая культура – часть общей культуры общества или отдельного человека, которая тесно связана с его политической, нравственной, духовной, поведенческой и другими видами культур, адаптированностью к порядку, самодисциплине, организованности, уважение к законам и правовым процедурам.

структура правовой культуры состоит из трех основных элементов, которые образуют систему: 1) познавательного (правовые воззрения, масштаб и глубина юридического образования и профессиональной подготовки, объем и качество знаний, принципов и норм права, элементы правовой психологии); 2) ценностно–ориентационный элемент (правовые ценности, установки, ориентации носителя правовой культуры); 3) деятельностный компонент культуры (практическое отношение субъектов к праву и правовым явлениям, которые проявляются в их правовой активности и интенсивности деятельности в правовой сфере).

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Эта функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка.

Функция правовой социализации состоит в способности правовой культуры обеспечивать передачу накопленных правовых знаний, ценностей, принципов, норм правовой жизни от одного поколения к другому, «по вертикали» и между субъектами «по горизонтали».


Оценочная функция правовой культуры состоит в "измерении" индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей. Коммуникативная функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Правовой нигилизм и идеализм: понятие, сущность и формы проявления.

Правовой нигилизм– это форма правового сознания, которая выражается в отрицательном либо равнодушном отношении к праву.

Причины возникновения правового нигилизма:

1) особенности в историческом развитии государства;

2) самодержавие и деспотичный характер государственной власти;

4) применение репрессивного законодательства;

5) несовершенство законодательства, правовой системы;

6) отсутствие в государстве развитых демократических и правовых традиций;

8) распространение административно–командных методов в экономической и политической жизни общества;

9) переходный период, который вызвал множество трудностей в правовой системе (кризис законности, неотлаженность механизма реализации нормативных актов и т. д.);

10) несовершенство в судебной и правоохранительной деятельности.

Формы выражения правового нигилизма:

1) прямое и сознательное нарушение законов и подзаконных актов (преступления и т. д.);

2) массовое неисполнение и нарушение норм права;

3) распространение антиправовой психологии:

а) возникновение норм, оправдывающих антиправовое поведение;

б) пропаганда жестокости и насилия;

4) «война законов»:

а) создание системы правовых актов, являющейся параллельной по отношению к системе законодательства;

б) противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов (т. е. административно–территориальных единиц);

в) издание государственными органами различных ветвей власти актов, которые являются взаимоисключающими;

5) массовые нарушения прав и свобод человека;

6) низкий авторитет судебных и правоохранительных органов.

Правовой идеализм – это форма правосознания, выражающаяся в переоценке возможностей прав и возможностей их осуществления.

Основные формы проявления:

1) нереалистическое отношение к праву;

2) абстрактное, оторванное от жизни восприятие права;

3) неоправданная вера населения в законы, которые смогут быстро изменить их жизнь;

4) восприятие права в буквальном смысле как регулятора общественных отношений;

5) игнорирование существования в реальной действительности иных, кроме права, регуляторов общественных отношений;