Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 4
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Аппликация (франц. application от лат. applicatio — прикладывание) — способ изображения, заключающийся в накладывании, наклеивании или нашивании на какую-либо основу кусков разноцветной бумаги, картона, ткани, металлической фольги или других материалов.
Бумага (вероятно, с лат. «шелковый» и ит. «хлопок») — материал из соответствующим образом обработанных и беспорядочно соединенных в тонкий лист растительных волокон, связанных между собой поверхностными силами сплетения.
Выкраивание деталей — вырезание деталей по намеченным контурам с помощью раскройного оборудования.
Декупюр — французское название техники вырезания ажурного орнамента из различных материалов, как правило, для последующей аппликации.
Деталь — малая часть композиции, но более крупная, чем элемент.
Дизайн (проектирование, конструирование) — в широком смысле слова — любое проектирование, т. е. процесс и метод создания новых предметов, формирования предметной среды и трудовых процессов, изобретения оборудования, инструментов, приспособлений и т. д. В узком смысле — новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в ХХ в., цель которого — организация целостной эстетической среды жизни человека. Научная основа дизайна — техническая эстетика.
Изделие — продукт творческой деятельности человека в виде материального объекта, то, что сделано руками человека.
Инструкция — указание о порядке выполнения какой-либо работы.
Инструмент — орудие человеческого труда. Различают инструменты ручные (молоток, ножницы, кисти и т. д.), станочные (резцы, сверла и т. д.), механизированные (сверлильные, точильные).
Качество труда — показатель при оценке производительности труда, определяющейся сопоставлением затраченных сил и полученных результатов, степенью сложности, напряженности и тяжести труда.
Квадрат — равносторонний прямоугольник.
Конструирование — создание сложного изделия из отдельных частей.
Конструкция — строение, способ связи отдельных его частей и элементов в зависимости от их функции (назначения).
Круг — часть плоскости, ограниченная окружностью, и сама окружность.
Культура труда — совокупность умений и привычек рационально организовывать свой труд. Включает комплекс умений по планированию трудовой деятельности, организации рабочего места и поддержанию на нем порядка, точному и качественному выполнению работы, рациональному использованию рабочего времени, контролю своей работы с необходимой степенью точности, бережному отношению к инструментам и оборудованию и экономному расходованию материалов.
Лекало — образец (приспособление), по которому размечают деталь швейного изделия.
Мозаика — изображение, составленное из отдельных кусков цветных камней, стекол (смальты) и других материалов. В широком смысле слова — наборная работа.
Общественно полезный труд — труд, включающий разнообразную трудовую и общественную деятельность человека, которая направлена на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд. Связь обучения с общественно полезным трудом — один из ведущих принципов организации учебно-воспитательной работы в школе.
Окружность — замкнутая кривая линия, все точки которой равноудалены от центра.
Операция — действие или ряд связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи. Составная часть технологического процесса.
Оригами — создание разнообразных объемных изделий путем складывания бумаги по предварительно разработанным чертежам или по воображению. Много веков тому назад в Японии начала формироваться культура работы с бумагой, использующейся не только для письма, но и для создания изящных фигурок, которые получались из простого квадратика путем складывания.
Орнамент (от лат. ornamenum — снаряжение, вооружение, наряд, убранство, знаки отличия) — украшение, узор из ритмически чередующихся и сочетающихся упорядоченных элементов, образующих композицию для оформления различных элементов.
Прием — один из компонентов техники искусства, суть которого раскрывается в соединении конкретного материала и средств (инструментов) его обработки, например прием сгибания бумаги, прием резания бумаги, прием росписи кистью и т. д.
Прямоугольник — прямоугольный четырехугольник.
Рабочее место — участок производственной площадки, закрепленный за работником (или группой работников) для выполнения производственного задания. При организации рабочего места учитываются антропометрические данные, достижения в области научной организации труда, рекомендации физиологов, психологов, гигиенистов, требования охраны труда, эргономики, инженерной психологии и технической эстетики.
Ремесло — рукодельное мастерство. Художественным ремеслом называют виды профессиональной деятельности, тесно связанные с технологией обработки различных материалов.
Сгиб — место, по которому что-либо согнуто или сгибается.
Силуэт (от франц. silhouette) — плоскостное изображение; форма, воспринимающаяся плоскостно в силу тонального контраста фигуры и фона.
Симметрия (от греч. symmetria — соразмерность) — универсальное свойство природных объектов, результат их приспособления к условиям земной гравитации. Заключается в равенстве двух или более частей одной формы, при котором каждой точке в одной ее части соответствует такая же точка в другой.
Стимулирование труда — система мер, направленных на обеспечение материальной и моральной заинтересованности людей в общественно полезном труде и повышение их активности.
Техника (в пер. с греч. «искусная») — система материалов, инструментов и приемов работы художника, все, что непосредственно связано с материальным воплощением творческого замысла.
Технология — совокупность методов обработки, изменения состояния, свойств и формы материалов или полуфабрикатов, осуществляемых в процессе изготовления изделия.
Тираж (от франц. tirag — тяга, волочение) — многократное повторение произведения искусства, при котором каждый экземпляр сохраняет свойства оригинала, например печатные оттиски гравюры или литографии, набойки тканей, отливки фарфоровых изделий.
Трафарет — приспособление для ускорения чертежно-графических работ, пластина с отверстиями, выполненными по форме и размерам детали и ее элементов.
Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы, для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда включает собственно труд, предметы труда, средства труда, при помощи которых человек воздействует на предметы труда с целью производства материальных благ. В процессе труда человек не только производит материальные блага, но и вступает в определенные производственные отношения.
Шаблон — образец (приспособление), по которому изготавливают какие-либо одинаковые детали.
Швейное изделие — изделие, изготовленное в результате швейного процесса.
Шов — последовательный ряд стежков на материале в один или несколько слоев.
Эстетический вкус — способность человека к восприятию и оценке красоты.
Приложение 5
ЛИТЕРАТУРА
Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. — М., 1969.
Картушина Г. Б. Технология. Швейное дело: 5 кл.: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г.
Мозговая. — М., 2006.
Коррекционнаяработа во вспомогательной школе. — Л., 1978.
Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд: 1 кл.: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л. А. Кузнецова. — СПб., 2010.
Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд: 2 кл.: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л. А. Кузнецова. — СПб., 2010.
Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд: 3 кл.: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л. А. Кузнецова. — СПб., 2012.
Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд: 4 кл.: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л. А. Кузнецова, Я. С. Симукова. — СПб., 2012.
Кузнецова Л. А. Педагогические принципы в преподавании художественно-ручного труда в коррекционной школе VIII вида: Материалы XI Международной конференции «Ребенок в современном мире: Государство и дети». — СПб., 2004.
Лапшин В. А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. — М., 1990.
Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе / С. Л. Мирский. — М., 1980.
Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / С. Л. Мирский. — М., 1990.
Обучениеучащихся 1—4 классов вспомогательной школы: пособие для учителей / под ред. канд. пед. наук В. Г. Петровой. М., 1976.
Павлова Н. Т. Трудовое обучение в 1—3 классах вспомогательной школы / Н. Т. Павлова. — М., 1988.
Печерский М. С. Эстетическое воспитание на уроках труда / М. С. Печерский. — М., 1982.
Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. — М., 1969.
Программы подготовительного и 1—4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. — М., 2008.
Специальная педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2002.
Учебное издание
Кузнецова Людмила Анатольевна
ТЕХНОЛОГИЯ
Ручной труд
Методические рекомендации