Файл: Удк 376056. 2 16 ббк 74. 5 К89 К89.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При создании УМК для 1—4 классов автором ставились задачи рационально спланировать уроки ручного труда в начальной школе; предоставить доступную для восприятия, понимания и запоминания обучающихся с интеллектуальными нарушениями техническую информацию о материалах, видах работы и др.; подобрать эстетически значимые объекты труда, соответствующие возможностям детей; создать условия для мотивации к предстоящему труду и осуществления коррекции имеющихся у этих детей недостатков в развитии.

Учебники УМК для 1—4 классов предназначены для детей с ограниченными возможностями здоровья и реализуют требования адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Технологии» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Учебники направлены на формирование технико-технологических знаний, умений и навыков у школьников; выработку у них организационных умений и привычек, необходимых для дальнейшей продуктивной и безопасной деятельности в учебных мастерских; уточнение их потенциальных возможностей, прогнозирование развития способностей каждого ученика и определение соответствующего вида труда для последующего профессионально-трудового обучения в старших классах.

Структура учебников включает в себя текст и нетекстовые компоненты. Тексты представлены в следующем жанровом разнообразии: тексты-описания, тексты-повествования, стихи, рассказы. Аппарат ориентировки, организации и усвоения учебного материала включает в себя такие рубрики, как «Вопросы», «Подсказки», «Задания», «Практическая работа», «Игра», «Экскурсии в школьные мастерские». В учебниках используются шрифтовые выделения, приведены таблицы, подписи к иллюстративным материалам. Иллюстративные материалы представлены в виде фотографий, рисунков, предметно-операционных и графических планов, схем, чертежей. Тексты и иллюстрации в учебниках подобраны с учетом возможностей восприятия, понимания и читательских способностей школьников с интеллектуальными нарушениями.

Отбор и систематизация учебного материала произведены с учетом предусмотренных программой видов труда: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой», «Работа с природными материалами», «Работа с текстильными материалами», «Работа с древесными материалами», «Работа с металлом», «Работа с металлоконструктором», «Ремонт одежды», «Картонажно-переплетные работы», «Ручные швейные работы».

В содержании учебников отражены темы: «Человек и труд» (определение роли человека как созидателя окружающего предметного мира); «Правила работы на уроках труда» (подготовка рабочего места,
правила безопасной работы инструментами, правила обращения с материалами, санитарно-гигиенические требования); «Материалы и инструменты, используемые на уроках труда»; «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с текстильными материалами», «Работа с древесиной», «Работа с металлом» (применение, свойства, изделия, инструменты, операции и приемы работы), «Ремонт одежды» (пришивание пуговиц, отделка изделий пуговицами, пришивание вешалки), «Картонажно-переплетные работы» (изделия, материалы, инструменты, приемы работы), «Ручные швейные работы» (соединение деталей строчкой); включены материалы по ознакомлению школьников с профессиями швеи, столяра, плотника, слесаря и др.

Для формирования практических умений и навыков все разделы учебников предусматривают практические задания, в процессе выполнения которых дети изготавливают своими руками аппликации, изделия и игрушки из бумаги, пластилина, металла, природных, древесных и текстильных материалов (ниток, ткани) и проводят несложный ремонт. Задания построены по определенной системе, в основе которой лежит дидактический принцип от простого к сложному. Отбор и систематизация заданий произведены с учетом имеющихся у этих заданий общих черт и сходных приемов обработки того или иного материала.

В целях правильной организации деятельности обучающихся, развития у них способности к планированию и умения соблюдать технологию изготовления изделий в учебниках предлагаются предметно-операционные, графические планы, схемы и чертежи, учитывающие специфику восприятия школьников с интеллектуальными нарушениями.

Материал в учебниках излагается с учетом знаний, которые обучающиеся приобретают на уроках русского языка; математики (разметка по линейке и с помощью циркуля, меры длины: миллиметр, сантиметр); чтения (чтение отдельных слов, текстов); изобразительного искусства (композиционное расположение изображения на плоскости, подбор гармоничного сочетания цветов, украшение изделий и др.). Это обеспечивает лучшее усвоение учебного материала, коррекционную направленность трудового обучения и прочную связь уроков ручного труда с другими учебными дисциплинами.

Созданы условия для формирования положительной мотивации учения. Включен игровой и занимательный материал («лото», «лишний предмет», «что перепутал художник», «орнамент-загадка», «составление слов из букв, сделанных из проволоки», игры «Помоги Буратино попасть к папе Карло», «Геометрическая фигура-раскладка», «Геометрический конструктор» и др.).



В учебниках реализуется идея преемственности в обучении школьников с 1 по 4 класс. Материалы учебников спланированы с учетом их повторения с целью закрепления знаний и умений, полученных обучающимися в предыдущих классах.

Созданы условия для коррекции и развития познавательной, умственной деятельности, эмоциональной и физической сферы. Так, уделено внимание развитию умений рассматривать и проводить анализ объектов, определять их форму, конструкцию, пространственное положение, цвет; сравнивать признаки одного предмета с признаками другого; самостоятельно планировать ход работы, рационально организовывать свою трудовую деятельность; самостоятельно выполнять работу, осуществлять контроль в ходе работы, сравнивать свое изделие с изображаемым предметом, самостоятельно давать словесный отчет о проделанной работе, делать подробный анализ своего изделия, отмечая в работе достоинства и недостатки. Кроме этого, осуществляется работа по развитию мелкой моторики, аккуратного, точного выполнения практических действий при обработке поделочного материала и др.

Значительным дополнением к учебникам является методические рекомендации для учителей и родителей, в которых представлены материалы к организации и проведению уроков технологии (перечень типового оборудования для уроков труда; содержание ведущих умений и навыков, которые необходимо сформировать у школьников в том или ином классе; примерное планирование уроков на год, индивидуальная карта обучающихся для оценивания динамики развития их трудовых способностей; словарь терминов; литература).

Для подготовки детей к выполнению практических заданий предусмотрены рабочие тетради, которые соотносятся с содержанием учебников и включают в себя сопутствующие текстовые материалы (загадки, пословицы, кроссворды, схемы для контроля, шаблоны изделий).

Задачами УМК для 1 класса являются формирование у обучающихся представлений об окружающем рукотворном предметном мире как результате трудовой деятельности человека; ознакомление с доступными видами ручного труда («Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками»); овладение первоначальными техническими сведениями о глине, пластилине, бумаге, природных материалах и обучение элементарным приемам работы с ними. Учебник предназначен для работы в классе и для чтения взрослыми детям.


Содержание УМК для 2 класса является логическим продолжением обучения школьников в 1 классе, оно составлено в соответствии с предусмотренными программой видами труда («Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками», «Работа с тканью»). Материал учебника спланирован с учетом его повторения с целью закрепления знаний и умений, полученных школьниками в 1 классе, и расширения знаний о свойствах материалов, усложнения приемов обработки данных материалов, а также получения сведений о новых материалах (ткани). В учебнике реализуется идея комплексного подхода к решению задач развития речи ребенка, формирования его читательских способностей. С этой целью в учебник включены слова для чтения, которые разбиты по слогам.

Материал УМК для 3 класса спланирован с учетом повторения, закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков, полученных школьниками во 2 классе. Особенностью обучения в 3 классе является расширение спектра видов работы. Включены такие виды работ, как «Работа с проволокой», «Работа с древесиной», «Работа с металлом и металлоконструктором». Учебный материал УМК направлен на формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями представлений о видах труда, близких к деятельности столяра, переплетчика, слесаря, швеи.

Содержание УМК для 4 класса направлено на подготовку обучающихся к самостоятельному выполнению доступных для школьников видов работ и заданий как в мастерской ручного труда, так и в учебных мастерских. Таким образом, решение поставленных задач происходит в условиях, близких к профессиональному обучению. В учебнике излагаются новые технические сведения, которые направлены на углубление знаний школьников о таких видах работ, как «Работа с металлом», «Ремонт одежды», «Картонажно-переплетные работы», «Ручные швейные работы». Более широко изучаются свойства металла, древесины. Усложняются технологические операции разметки деталей, выделения деталей из заготовки, формообразования, сборки и отделки изделий.

В целом в 4 классе подытоживаются, обобщаются и добавляются новые технические сведения и углубляются знания о видах и свойствах материалов, о действиях, производимых с помощью различных инструментов. Продолжается и расширяется применение на практике знаний, приобретенных детьми на уроках математики, чтения, изобразительного искусства. Обучающиеся получают первоначальные представления, которые затем послужат основой для работы на уроках профессионально-трудового обучения (разметка заготовок с помощью угольника, циркуля и т. д.). Активно ведется работа по автоматизации у школьников умственных действий, которых требует технология изготовления изделия, а также операционных рабочих навыков. Основное внимание уделяется правильности трудовых действий, а не наращиванию темпа работы, которое происходит на последующих этапах обучения. Завершается работа по окончательному установлению трудовых возможностей отстающих обучающихся путем педагогической оценки особенностей их трудовой деятельности на занятиях ручного труда и выявления интегральных качеств детей (особенности поведения, привычки, черты характера, настрой и т. д.). Учитываются также медицинские показатели. Выбираются виды профессионального труда с опорой на данные, которые были получены в ходе изучения сформированности у четвероклассников тех или иных трудовых навыков при выполнении технологических операций (например, при разметке заготовок, выделении деталей из заготовки, формообразовании, сборке изделия и отделке его). Оценивается при этом умение работать с информацией и качество выполнения работы. Это осуществляет учитель начальных классов, который проводил трудовое обучение в 1—3 классах. Результаты наблюдений учитель заносит в индивидуальную карту обучающегося (см. Приложение 2), что позволяет регулярно фиксировать уровень выработки у четвероклассника трудовых навыков и корректировать индивидуальный план работы.


Некоторые особенности процесса ручного труда детей отражаются в их работах, поэтому большинство изделий обучающихся 4 класса должны сохраняться в течение учебного года. Особую ценность для диагностики при этом имеют испорченные детьми заготовки, в которых наиболее четко видны проблемы школьников при освоении программного материала.

Не менее важно проводить наблюдения за личностным развитием обучающихся (личностные качества, коммуникабельность), данные о котором также заносятся в индивидуальную карту обучающегося (см. Приложение 3).

После сравнения результатов наблюдений, проведенных на разных этапах, учитель оценивает динамику развития трудовых способностей школьника и составляет характеристику. Полученный материал используется при подборе видов профессионального труда в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся.

Использование электронной формы учебника

Электронная форма учебника, созданная АО «Издательство «Просвещение», представляет собой электронное издание, которое соответствует по структуре и содержанию печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

Электронная форма учебника (ЭФУ) представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участников образовательного процесса. ЭФУ воспроизводится в том числе при подключении устройства к интерактивной доске любого производителя.

Для начала работы с ЭФУ на планшет или стационарный компьютер необходимо установить приложение «Учебник цифрового века». Скачать приложение можно из магазинов мобильных приложений или с сайта издательства.

Электронная форма учебника включает в себя не только изложение учебного материала (текст и зрительный ряд), но и тестовые задания (тренажер, контроль) к каждой теме учебника.

ЭФУ имеет удобную навигацию, инструменты изменения размера шрифта, создания заметок и закладок.

Данная форма учебника может быть использована как на уроке в классе (при изучении новой темы или в процессе повторения материала, при выполнении как самостоятельной, так и парной или групповой работы), так и во время индивидуальной работы после урока, а также для проведения внеурочных мероприятий.


    1. Работа с иллюстративными материалами