Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учебников и рабочих тетрадей
Уровень усвоения учебного материала, а следовательно, и эффективность трудового обучения существенно зависят от применения на этих уроках различных средств наглядности. Продуманное использование учебного оборудования оказывает значительное влияние на правильную, целенаправленную организацию деятельности обучающихся, во многом позволяет исключить нарушения дисциплины со стороны легковозбудимых детей и благоприятствует активизации заторможенных школьников. В свою очередь, это является одним из условий коррекции восприятия, мышления и речи. Так, когда школьникам требуется получить лишь общее представление о предмете, то им демонстрируются натуральные объекты (чучела, муляжи, игрушки) и изобразительные учебные пособия (модели, макеты, фотографии, картины и т. д.) или детей знакомят с ними в природе. Для того чтобы сформировать умение самостоятельно или с помощью учителя изготовить изделие в соответствии с его конструктивной логикой, используются наглядные пособия в виде предметно-операционных, изобразительно-графических планов, динамических таблиц, сборно-разборных конструкций, таблиц-инструкций, схематических планов, чертежей и технических рисунков, таблиц-заданий.
Изготовление любого изделия требует соблюдения определенного плана действий. Как известно, способность к планированию трудовой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями находится на низком уровне и формируется чрезвычайно медленно. Даже после составления плана работы под руководством учителя в ходе практической деятельности эти обучающиеся по-прежнему нуждаются в помощи. В связи с этим им нужна постоянная наглядная опора, которая будет способствовать удержанию в их сознании плана работы на протяжении всего урока.
Учитель-дефектолог, руководя планирующей деятельностью детей на уроках ручного труда, использует разные методы обучения (рассказ, объяснение, прямой показ трудовых действий, демонстрация наглядных учебных пособий и т. д.). Значительную помощь в обучении детей планированию окажет учителю применение изобразительно-графических и предметно-операционных планов, особенностью которых является максимальная расчлененность трудовых операций, простота и доступность графического изложения для обучающихся. Именно с такого рода наглядности и рекомендуется начинать систематическое обучение планированию. В дальнейшем в процесс обучения вводятся более сложные виды наглядности.
На основании вышеизложенного вниманию учителя и обучающихся с интеллектуальными нарушениями предлагаются иллюстративные материалы в учебнике.
Графические дидактические материалы составлены с учетом особенностей восприятия и мышления школьников с интеллектуальными нарушениями. Особое внимание уделяется содержательной стороне и графическому исполнению предметно-операционных планов, отвечающих требованиям коррекционно-образовательной работы:
-
отображен предмет, подлежащий изготовлению;
-
указаны материалы или детали, необходимые для изготовления
изделия;
-
показано, что необходимо сделать на каждом определенном этапе; -
показано, что должно получиться на каждом определенном этапе; -
последовательность этапов максимально расчленена; -
предусмотрены условные обозначения (карандаш, кисточка, ножницы, стрелочки, часть пальца), показывающие способ выполнения практического действия (обвести, наклеить, разрезать, согнуть, сдавить, примазать и т. д.); -
имеются цифровые обозначения порядка трудовых действий и этапов последовательного изготовления изделия (1, 2, 3, 4, 5); -
объем содержания предметно-операционных планов не превышает пяти-шести последовательно выполняемых этапов; -
размеры частей, деталей пропорциональны; -
графические изображения объектов отражены в объеме (обязательное условие для школьников с интеллектуальными нарушениями).
Работа по формированию у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умения работать с графической наглядностью предполагает:
-
Обучение школьников ориентировке в пространстве листов учебника, на которых располагаются графические изображения.
В первую очередь ребенок должен понять, что лист — это определенное ограниченное пространство, имеющее свой верх и низ, середину и стороны. Учитывая специфику восприятия школьников с интеллектуальными нарушениями, предметно-операционный план занимает, как правило, площадь двух развернутых страниц, в отдельных случаях — одну страницу.
-
Знакомство с цифровыми, буквенными и условными графическими обозначениями.
Для работы со школьниками с интеллектуальными нарушениями отобрано минимальное число обозначений, наиболее доступных, понятных и необходимых для чтения графического плана.
Условные графические обозначения включают цифровые (1, 2, 3 и т. д.), показывающие порядок этапов работы и очередность выполнения трудовых операций;
знаковые, сосредоточивающие особое внимание (!) или призывающие к принятию самостоятельного решения (?); другие условные графические обозначения (стрелочки, показывающие направление сгибания, сминания и т. д., рисунок карандаша, ножниц, кисточки, части пальцев).
-
Анализирующее рассматривание предмета, подлежащего изготовлению.
Цветной вариант изделий демонстрируется в учебнике. Развивая умение рассматривать предмет, учитель задает ряд вопросов: как называется предмет? Из чего сделан предмет? Из каких частей состоит предмет? Какую форму имеют части предмета? Какого цвета предмет или каждая из частей предмета? Как расположены части предмета?
-
Анализирующее рассматривание графического изображения пунктов плана.
Изучение графических изображений этапов работы над изделием имеет характер построчного, пошагового чтения, осуществляемого слева направо. На каждом этапе содержатся изображения, указывающие на то, как это надо сделать, и на то, как должно получиться. Аналогичные графические указания содержатся на всех этапах работы. В конце иллюстративного плана дается схема порядка сборки деталей в единое целое и изображение общего вида готового изделия.
Таким образом, обучение умению понимать графические изображения, рассматривать их в определенном порядке и пользоваться ими в процессе практического выполнения задания является для учителя-дефектолога средством обучения школьников с интеллектуальными нарушениями предварительному планированию трудовых действий и сохранению его в памяти. Это важный элемент воспитания привычки к самоконтролю, которую должны выработать обучающиеся.
Иллюстративные материалы призваны не только оказать помощь ребенку в планировании действий по изготовлению изделия, но и подготовить его руки к выполнению практических трудовых действий. С этой целью в учебник включены изобразительно-графические упражнения, которые школьники должны выполнять.
Техническое выполнение таких упражнений предполагает:
-
безотрывное рисование карандашом или шариковой ручкой по вертикальным прямым линиям. Одна рука (с карандашом) осуществляет рисование по линии снизу вверх, другая лежит на рабочем листе и прижимает его к столу; -
безотрывное рисование карандашом или шариковой ручкой по вертикальным дугообразным линиям. Рисование осуществляется против часовой стрелки; -
безотрывное рисование по окружности. Обрисовывание окружности осуществляется против часовой стрелки.
В приложении в электронной форме учебника имеются рабочие листы с рисунками, которые распечатываются учителем. Часть этих листов является раздаточным материалом, с которым непосредственно работают сами школьники. На других листах изображены шаблоны заготовок ряда изделий.
ЧАСТЬ 2
ОБУЧЕНИЕ РУЧНОМУ ТРУДУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
-
Задачи и содержание обучения ручному
труду обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Учебный предмет «Ручной труд», обозначенный в ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, создает возможность для целостного развития личности младшего школьника в процессе формирования у него трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.
На уроках ручного труда школьники приобщаются к созидательной деятельности в процессе получения материального продукта, что способствует развитию потенциальных возможностей их личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений. Это имеет большое воспитательное и коррекционно-развивающее значение.
Начальное технологическое образование включает в себя информационно-познавательный компонент и практически-преобразующую деятельность обучающихся. Оно предполагает знакомство школьников с предметным миром, рациональной организацией труда, миром профессий, формирование знаний и умений по основам материаловедения и технологии и др. В связи с этим обучение ручному труду в начальных классах направлено на решение следующих учебно-воспитательных и коррекционных задач:
-
воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду, подведения ребенка к пониманию того, что труд окружает всюду (дома, в школе, на улице и т. д.), формирования умения воспринимать красоту трудового процесса и развивать стремление к созданию предметного мира по законам красоты; -
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; -
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека; -
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей; -
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях их обработки; -
формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; -
обучение работе инструментами и приспособлениями, применяемыми при обработке того или иного поделочного материала; -
обучение доступным приемам и способам обработки поделочных материалов, предусмотренных для работы в начальных классах; -
формирование интереса к разнообразным видам труда; -
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); -
развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); -
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений; -
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, контроль, оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью; -
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; -
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.